Развитие межпредметной связи английского языка с естественнонаучными дисциплинами в рамках системно-деятельностного подхода
статья по английскому языку (6 класс) на тему

Валетдинова Анна Эдуардовна

В настоящее время иностранный язык все больше рассматривается как интегрированная дисциплина. Особенностью изучения иностранного языка как учебного предмета является то, что он как бы «беспредметен», он изучается как средство общения, а тематика для речи привносится извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из других учебных предметов.

Основным психологическим условием возникновения и развития интереса к тому или иному учебному предмету является осознание жизненной полезности этого предмета. И здесь учителю иностранного языка помогают межпредметные связи, используя сведения из различных дисциплин на уроках иностранного языка, он, таким образом, наполняет свои уроки новым и разнообразным содержанием.В настоящее время иностранный язык все больше рассматривается как интегрированная дисциплина. Особенностью изучения иностранного языка как учебного предмета является то, что он как бы «беспредметен», он изучается как средство общения, а тематика для речи привносится извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из других учебных предметов.

Основным психологическим условием возникновения и развития интереса к тому или иному учебному предмету является осознание жизненной полезности этого предмета. И здесь учителю иностранного языка помогают межпредметные связи, используя сведения из различных дисциплин на уроках иностранного языка, он, таким образом, наполняет свои уроки новым и разнообразным содержанием. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Валетдинова А. Э.

Учитель немецкого и английского языков

МБОУ «Гимназия № 152», г. Казань

Развитие межпредметной связи английского языка с естественнонаучными дисциплинами в рамках системно-деятельностного подхода

Государственный образовательный стандарт призван обеспечить формирование у учащихся единой научной картины мира, целостного представления о нём.

Однако в современной системе образования ученики, хорошо разбираясь в одном предмете, не в состоянии понять те же явления, описанные с позиции другого. В результате полученные знания оказываются разрозненными фактами, разделенными по предметному признаку. У учащихся не складывается целостная картина общества и мира, в котором мы живем.

Знаменитый американский физик, лауреат нобелевской премии, Ричард Фейнман говорил следующее про современное образование: «Я плохо представляю, что происходит с людьми: они не учатся путём понимания, они учатся каким-то другим способом - путём механического запоминания или как-то иначе. Их знания так хрупки!»[1]. Следовательно, для того чтобы ученики получали не просто формальные готовые знания, а учились путем понимания, вникали в суть явления, нужно, согласно Ричарду Фейнману, «привыкнуть к этим знаниям и научиться их использовать» [1].

Отсюда большое значение имеет формирование межпредметных связей для комплексного усвоения и применения знаний учащимися в современных условиях научно-технического прогресса. Связь между дисциплинами учебного плана нужна и для того, чтобы методы и приемы познавательной работы, приобретаемые при изучении одной дисциплины, переносились на изучение других предметов.

В виду того, что президент России Владимир Путин заявил, что в нашей стране явно не хватает технических специалистов и нужно повысить престиж  инженерных профессий, возникает необходимость прививать познавательный интерес к науке и на уроках английского языка.

В настоящее время иностранный язык все больше рассматривается как интегрированная дисциплина. Особенностью изучения иностранного языка как учебного предмета является то, что он как бы «беспредметен», он изучается как средство общения, а тематика для речи привносится извне. Поэтому иностранный язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из других учебных предметов.

Основным психологическим условием возникновения и развития интереса к тому или иному учебному предмету является осознание жизненной полезности этого предмета. И здесь учителю иностранного языка помогают межпредметные связи, используя сведения из различных дисциплин на уроках иностранного языка, он, таким образом, наполняет свои уроки новым и разнообразным содержанием.

Для развития межпредметной связи английского языка с естественными науками, я включила в свою рабочую программу для 6 класса дополнительный раздел «Science for kids». Уроки английского языка проходят, хотя и по основной программе, но 2 или 1 раз в четверть я считаю необходимым включать интерактивные уроки, учебные фильмы, викторины, ролевые игры, которые могли бы вызвать интерес у учащихся к науке, такие как:  «Что такое физика?», «Физические явления в природе», «Строение вещества. Атом» и т. д. Во время проведения таких уроков учитель не только вводит новую лексику и грамматику, но и дает учащимся возможность самостоятельно добыть определенные знания из области этих наук, формирует у учащихся познавательный интерес к дальнейшему изучению этих наук.

Данная программа призвана решить следующие задачи:

  • Развить познавательный интерес к  естественным наукам средствами английского языка.
  • Расширить знания учащихся об окружающем мире. Способствовать развитию у учащихся целостной картины мира, в котором мы живем.
  • Формирование УУД на уроках английского языка.
  • Углубить лингвистические знания по всем видам речевой деятельности.

Реализация данной программы осуществляется в рамках системно-деятельностного подхода. Основной принцип деятельностного подхода, согласно Вшивцевой Л. А., заключается в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности[2]. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников так, чтобы они сами нашли решение проблемы, поэтому самостоятельная деятельность учащихся заключается: в постановке учебной проблемы, ее решении и подведении итогов, результатов, т.е. рефлексии. В итоге, деятельность ученика на уроках превалирует над  деятельностью учителя.

Для развития межпредметной связи английского языка с естественными науками на уроках можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Но нужно всегда помнить о том, что на уроке присутствовал положительный эмоциональный фон. Для создания эмоциональной атмосферы в процессе обучения я использую интересные учебные фильмы, мультфильмы, игры, викторины, все то, что делало бы процесс обучения интересным и увлекательным.

А особенно важным я считаю использование методов, в которых превалируют парные и групповые формы работы. Сингапурский метод обучения – это учение с увлечением! Парная и групповая формы организации учебной деятельности дают возможность включать в активную работу практически всех учеников класса, воспитывают у ребят чувство ответственности друг за друга и незаменимы при создании положительного эмоционального фона урока. Особенно интересными являются структуры: Quiz-Quiz-Trade, Mix-Freeze-Group, Continuous Round Robin. Это отличные структуры для проверки учебного материала и развития речевых навыков.

Естественно, ничто не может заменить игру в процессе познания мира, поэтому на своих уроках я использую:

 Игры-соревнования, связанные с выявлением победителя. Здесь могут быть индивидуальные и коллективные победители. Это викторины, «Поле чудес», и т.д. 

  Игры, направленные на выполнение занимательного задания: придумай или отгадай загадку, объясни занимательный опыт и т.д.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии (осознание пройденного пути).

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния я считаю целесообразным в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц.

Рефлексия содержания учебного материала используется мною для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения (Я не знал… - Теперь я знаю…).

Апробация предложенной мной методики работы проводилась в «Гимназии № 152»  в первом полугодии. При оценке достижения метапредметных планируемых образовательных результатов я руководствовалась статьей Громовой В. В.[3]   В опытном обучении приняло участие 13 учеников 6-ого  класса. Опытное обучение проводилось в 2 этапа: этап контрольного обучения и этап экспериментального обучения.

Рассмотрим оценку личностных результатов, т.е. повышение мотивации к изучению иностранного языка и осознание полезности этого предмета.

Мотивация учащихся при изучении стандартных в контрольном обучении и естественнонаучных тем в экспериментальном обучении оценивалась при помощи анкетирования:

  1. Нравится ли тебе английский язык?

2.           Какие темы ты бы хотел изучать на английском языке?

3.           Тебе нравится работать в команде?

4.            Считаешь ли ты английский язык полезным для жизни?

На данном слайде вы можете увидеть диаграммы результатов, полученных в ходе анкетирования. Если мы сравним 2 диаграммы, то мы увидим, что мотивация в экспериментальном обучении значительно увеличилась (рис. 1 и рис. 2).

Рис. 1. Мотивация при изучении стандартных тем на уроках английского языка, % (контрольное обучение)

Рис. 2. Мотивация при изучении стандартных тем на уроках английского языка, % (контрольное обучение)

Оценка предметных результатов у учащихся проводилась с использованием коммуникативных заданий, которые позволяли  проверить умения учащихся включать в речь новые термины и понятия, формулировать и отвечать на вопросы по научным темам, высказывать свое мнение, суждение по предложенной проблеме.

На рис. 3 мы можем сравнить, как происходит включение нового лексического материала в речь учащихся 6  класса при экспериментальном и контрольном обучениях, в баллах. Как видно, кривая, которая оценивает включение нового лексического материала в речь учащихся в экспериментальном обучении, находится выше кривой контрольного обучения. Это означает, что у ребят появился познавательный интерес к изучению новых тем, и они стали легче справляться  коммуникативными заданиями.

Рис. 3. Сравнительная оценка включения нового лексического материала в речь учащихся 6  класса при экспериментальном и контрольном обучениях, в баллах.

       Оценка метапредметных результатов (т.е. умение работать с информацией, коммуникативные и регулятивные действия) проводилась при выполнении учащимися проектной деятельности по темам: «Что такое атом?», «Вода», «Физические явления в природе», «Тайны космоса» и т.д. Именно, в проектной деятельности, развиваются такие метапредметные умения, как постановка целей и задач, работа с информацией, исследовательская деятельность, взаимодействие с другими партнерами по команде, оценивание результатов своей деятельности. Проект оценивался по пяти критериям:

1 – обоснование, актуальность выбранной темы;

2 – раскрытие темы;

3 – реализация идеи (наличие исследовательской части);

4 - полученные результаты, выводы;

5 - презентация работы

За выполнение каждого критерия команде начислялся один балл. На диаграмме (рис. 4) мы можем отметить довольно хорошие результаты, а это означает,  что метапредметные результаты были достигнуты.

   Апробация данного метода изучения английского языка позволила мне сделать следующие выводы:

   Организация межпредметной связи английского языка с естествознанием на уроках обеспечивает:

  • создание целостного восприятия картины мира у учеников;
  • создает познавательный интерес к науке;
  •  повышает мотивацию к изучению иностранного языка;
  • позволяет учащимся овладеть общими универсальными действиями при решении учебной задачи.

Cписок использованной литературы

           1. Фейнман Р.,  Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физики. – Москва: Мир, 1977.

  1. Вшивцева Л. А. Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС. [ Электронный ресурс ]. – Режим доступа: http://ppt4web.ru/pedagogika/sistemnodejatelnostnyjj-podkhod-kak-osnova-fgos.html (дата обращения: 9.01.2015).
  2. Громова В. В. Оценка достижения метапредметных планируемых образовательных результатов на примере сформированности умений формировать и задавать вопросы. [ Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://s579.ru/materials/kollegy/Gromova/metapredmetnye_rezultaty.pdf (дата обращения: 17.01.2015)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеклассного мероприятия с использованием межпредметных связей (английский язык и экология) “Travel and Ecology”

Цель:  обобщить знания, умения и навыки учащихся по темам: «Экология», «Путешествия», полученные на уроках английского языка.Задача:образовательная:  формирование навыков речевой деятельност...

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...

Примеры использования межпредметных связей на уроках математики и информатики в рамках системно-деятельностного подхода в обучении.

Примеры использования межпредметных связей на уроках математики и информатики в рамках системно-деятельностного подхода в обучении. (статья)...

Конспект урока английского языка в 6 классе в рамках системно-деятельностного подхода к обучению учащихся по теме «Оборот used to»

Данный конспект урока и технологическая карта предназначены для изучения и первичного закрепления новых знаний по теме used to для учеников 6 класса общеобразовательной школы....

Разработка внеклассного мероприятия с использованием межпредметных связей (английский язык и экология) “Travel and Ecology”

Цель:  обобщить знания, умения и навыки учащихся по темам: «Экология», «Путешествия», полученные на уроках английского языка.Задача:образовательная:  формировани...