Проектная работа на тему "Решение экологических задач на уроках математики"
проект по математике (5 класс) на тему

Григорьева Ирина Ивановна

Города и посёлки разрастаются, всё больше поглощая прилегающие леса и поля. Они загрязняют атмосферу, изменяют климат, состав подземных и поверхностных вод, понижают прочность пород и т.д. Проблема загрязнения окружающей среды, и, в частности, атмосферы -  одна из глобальных экологических проблем. Какова же степень загрязнения, степень опасности нашей окружающей среды, наглядно может представить математика. Именно в рамках этого предмета возможна количественная оценка состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природе и социальном окружении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnoe.docx33.41 КБ
Файл prezentatsiya.pptx98.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

 д. Гожня

Решение экологических задач на уроках математики 

                                                                                                                    Выполнил: ученик 5 класса

                                                                                              Скворцов Никита

                                                                         Руководитель:  Данилова

                                                                                                Ирина Ивановна

Гожня, 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Глава 1. Экология и математика        4

1.1 Экология и ее проблемы        4

1.2 Связь предметов математика и экология        4

Глава 2. Решение экологических задач на уроках математики        6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        9


ВВЕДЕНИЕ

Города и посёлки разрастаются, всё больше поглощая прилегающие леса и поля. Они загрязняют атмосферу, изменяют климат, состав подземных и поверхностных вод, понижают прочность пород и т.д. Проблема загрязнения окружающей среды, и, в частности, атмосферы -  одна из глобальных экологических проблем. Какова же степень загрязнения, степень опасности нашей окружающей среды, наглядно может представить математика. Именно в рамках этого предмета возможна количественная оценка состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природе и социальном окружении. 

Целью работы является подбор экологических задач для решения на уроках математики.

Задачи проекта:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Отобрать наиболее подходящие задачи для своего возраста.
  3. Составить брошюру с экологическими задачами.

Выдвинута следующая гипотеза: если подобрать и решать экологические задачи на уроках математики, то можно показать связь математики с экологией и, тем самым, повысить интерес нашего поколения к проблеме экологии и привлечь к бережному отношению окружающей среды.

Для решения поставленных в исследовании задач и проверки выдвинутой гипотезы была использована совокупность методов: метод аналитического исследования (теоретический анализ специальной литературы), синтез, сравнение.

Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы.


Глава 1. Экология и математика

1.1 Экология и ее проблемы

Понятие «экология» произошло от древнегреческих слов, в дословном переводе оно означает "наука о доме". Экология - наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания [2]. Она исследует факторы неживой природы, воздействующие на организмы, а также влияние живых организмов на природу в целом.

Задачи экологии:

  • изучение взаимоотношений организмов, популяций, видов между собой;
  • изучение закономерностей действия факторов неживой природы на организмы;
  • искусственная регуляция численности видов – вредителей сельского хозяйства;
  • создание эффективной агротехники выращивания сельскохозяйственных культур;
  • решение проблем охраны природы.

Одна из острых глобальных экологических проблем - проблема загрязнения окружающей среды, и, в частности, атмосферы. Виды загрязнений многообразны. Это и выбросы вредных веществ в атмосферу, попадание в водную среду производственных и коммунально – бытовых отходов, нефтепродуктов, минеральных солей, тяжелых металлов; засорение ландшафтов мусором и твердыми отходами; широкое применение пестицидов; повышение уровня ионизирующей радиации, накопление тепла в атмосфере и гидросфере; усиление шумовых и электромагнитных воздействий, с которыми непременно нужно бороться.

Таким образом, загрязнение окружающей среды стало глобальной проблемой. Чтобы улучшить положение, понадобятся  целенаправленные и продуманные действия.

1.2 Связь предметов математика и экология

Экология рассматривает связи, которые являются основой для поддержания жизни в среде, которая нас окружает. Но одновременно, эту науку изучают другие дисциплины. Все они составляют совокупность, которая называется биологией.

Хотя основой экологии как науки является биология, она также опирается и на другие области знаний, в частности на математику. При изучении экологии возникает много вопросов, ответы на которые можно получить при помощи данного предмета. Математика позволяет проводить точные измерения, делать расчеты и подтверждать наблюдения. Стоить отметить, что не надо быть великим математиком, чтобы беречь природу и очистить нашу зеленую планету от загрязнения [1].

Геккель, немецкий биолог, в 1866 году дал такое определение экологии: «Экология – «сумма знаний, относящихся к экономике природы», т.е. исследования окружающего мира посредством предмета математики [4]. Целые отделы математики создаются для анализа явлений природы и для решения экологических задач.

Таким образом, математика является одним из предметов, который тесно связан с экологией.

 


Глава 2. Решение экологических задач на уроках математики

Одна из острых глобальных экологических проблем - проблема загрязнения окружающей среды, и, в частности, атмосферы, поэтому мы решили более подробно познакомиться с этой проблемой при решении экологических задач на уроках математики.

Задача 1. Сейчас охота в нашей стране запрещена полностью на 47 видов зверей и птиц. Причем птиц из них — 29 видов. На сколько больше запрещенных видов зверей, чем птиц?

 Решение: 1) 47-29= на 18 больше запрещенных видов зверей, чем птиц.

Задача 2. Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200т сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений?

Решение: 1) 200:20=10 (т) – сажи выбрасывается в атмосферу после установки очистительных сооружений.

Задача 3. Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше, чем окурок. Сколько лет потребуется для того чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана?

Решение: 1) 2+2=4 (г) – разлагается окурок сигареты;

                  2) 4+8=12 (л) – разлагается пластиковый пакет;

                  3) 12-2= на 10 лет раньше разложится кожура банана, чем пакет.

Задача 4. Самая высокая вершина в нашей стране — пик Коммунизма. Его высота 7495м. Округлите это число: 1) до десятков; 2) до сотен; 3) до тысяч.

 Решение: 1) 7500

                               2) 7500

                               3) 7000

Задача 5. Ученики 5б класса принимали участие в озеленении города. В первый день они посадили 39 саженцев, во второй – в 2 раза больше, чем в первый, в третий день – в 3 раза меньше, чем во второй, а в четвертый – столько, сколько в первый и в третий день вместе. Сколько саженцев ученики 5б класса посадили за 4 дня?

Решение: 1) 39*2=78 (с) – посадили во 2 день;

                  2) 78:3=26 (с) – посадили в 3 день;

                  3) 39+26=65 (с) – посадили в 4 день;

                  4) 39+78+26+65=208 (с) – посадили за 4 дня.

Задача 6. Одна пчела за день опыляет 1200 цветов. Сколько цветов сможет опылить семья из 100 пчел за 5 дней?

 Решение: 1) 1200*100=120000 (ц) – опыляют 100 пчел за 1 день;

                   2) 120000*5=600000 (ц) – сможет опылить семья из 100 пчел за 5 дней.

Задача 7. В лесу посадили 53 ряда берез по 13 штук в каждом. Сколько берез приживется, если из-за неблагоприятных условий погибнут 30 берез?

 Решение: 1) 53*13=689 (б) – посадили всего;

                  2) 689-30 = 659 (б) – приживется [3].

Таким образом, решая подобные экологические задачи на уроках математики, мы можем проводить расчеты и видеть состояние окружающей среды, что заставляет задуматься, что в будущем может произойти с природой, если не заботиться о ней сейчас.

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экологические  задачи развивают интерес к изучению местного природного окружения,  служат и лабораторией для исследований, и площадкой для практических дел, и «трибуной» для выступлений, позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении ее природных богатств. Они воспитывают уважительное отношение  и заботу о собственном месте проживания. 

Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются во время решения и придумывания задач, ориентированы на развитие экологической культуры и экологического сознания.

Данная брошюра с экологическими задачами будет служить помощником, как для учителя, так и для учеников. С каждым разом можно расширять и пополнять ее новыми задачами.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Копилка уроков. – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/matematika/presentacii/ekologhiia-na-urokakh-matiematiki , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (Дата обращения 15.04.2017).
  2. Словари и энциклопедии на Академике. – Режим доступа:  http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/65990/%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (Дата обращения 15.04.2017).
  3. Социальная сеть работников nsportal.ru. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/ekologiya/library/2013/11/26/ekologicheskie-zadachi-v-matematike , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (Дата обращения 19.04.2017).
  4. Экология как наука. История экологии. – Режим доступа: http://ekologyprom.ru/kurs-lekczij-ekologiya/295-jekologija-kak-nauka-istorija-jekologii.html , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (Дата обращения 15.04.2017).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Гожня Решение экологических задач на уроках математики Выполнил: Скворцов Никита Руководитель: Данилова И.И.

Слайд 2

Цель: подбор экологических задач для решения на уроках математики

Слайд 3

1. Показать разнообразие бытового и строительного мусора , встречающегося на сельских свалках. 2. Показать влияние мусора на окружающую среду. 3. Определить проблемы утилизации мусора. 4. Привлечь внимание к данной проблеме как можно больше людей. Задачи: Изучить литературу по данной теме. Отобрать наиболее подходящие задачи для своего возраста. Составить брошюру с экологическими задачами.

Слайд 4

Если составить перечень мероприятий борьбы с несанкционированными свалками и придерживаться его с малых лет, то уже с нашего поколения несанкционированные свалки будут значительно уменьшаться. Гипотеза: если подобрать и решать экологические задачи на уроках математики, то можно показать связь математики с экологией и, тем самым, повысить интерес нашего поколения к проблеме экологии и привлечь к бережному отношению окружающей среды.

Слайд 5

Этапы работы: Подготовительный этап Практический этап Обобщающий этап

Слайд 6

Экология - наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания.

Слайд 7

Экология – это «сумма знаний, относящихся к экономике природы», т.е. исследования окружающего мира посредством предмета математики.

Слайд 8

Задача. Ученики 5б класса принимали участие в озеленении города. В первый день они посадили 39 саженцев, во второй – в 2 раза больше, чем в первый, в третий день – в 3 раза меньше, чем во второй, а в четвертый – столько, сколько в первый и в третий день вместе. Сколько саженцев ученики 5б класса посадили за 4 дня?

Слайд 9

Решение: 39*2=78 (с) – посадили во 2 день ; 78:3=26 (с) – посадили в 3 день ; 39+26=65 (с) – посадили в 4 день; 39+78+26+65=208 (с) – посадили за 4 дня.

Слайд 10

Задача. Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около 2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше, чем окурок. Сколько лет потребуется для того чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана?

Слайд 11

Решение: 2+2=4 (г) – разлагается окурок сигареты ; 4+8=12 (л) – разлагается пластиковый пакет ; 12-2= на 10 лет раньше разложится кожура банана, чем пакет .

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование экологических задач на уроках математики.

В работе говорится о важности экологического образования. Об интеграции учебного процесса. Приводятся примеры математических задач с экологическим содержанием....

Экологические задачи на уроке математики

Используют задачи на уроках математики или природоведения...

Задачи экологического содержания на уроках математики

Аннотация к творческой работе учеников....

Использование задач с экологическим содержанием на уроках математики 5-6 класс

Математика является одним из предметов, который пока недостаточно связан с экологией, а между тем эти науки тесно переплетаются. В учебно-воспитательном процессе школы экологические знания учащихся мо...

экологические задачи на уроках математики

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в  школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка, экологи...

Экологические задачи на уроках математики

Брошенный окурок сигареты разлагается около 4 лет. Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается на два года меньше, а пластиковый пакет разлагается на десять лет дольше, чем кожура ...

Проектная работа "Решение региональных экологических задач"

Проектная работа "Решение региональных экологических задач"...