Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
учебно-методический материал по математике (5 класс) по теме

Ковалева Елена Николаевна

Урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon slozhenie_i_vychitanie_drobey_s_odinakovymi_znamenatelyami.zip553.71 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О.    Ковалева Елена Николаевна

Класс    5      Дата:  27.01.2016 г.    Предмет   математика    № урока по расписанию  1

Тема урока: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Цели урока:

– обучающие: вывести правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

– развивающие: развивать  умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;

– воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты самоконтроля, самопроверки, способствовать пониманию необходимости  интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта  настойчивости для достижения цели.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: Учебник: Математика. 5 класс /Н.Я.Виленкин/, мультимедиа проектор, компьютер, презентация, карточки с ребусами, раздаточный материал, «рюкзачок знаний» для рефлексии.

Участники: учитель, обучающиеся.

Время проведения: 40 минут.

Технологическая карта урока математики  в 5 классе  по учебнику  Н.Я.Виленкина

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.  Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»?

Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

  1. Что это? (слайд 1)
  2. Прочтите ее.
  3. Как называется число, стоящее над чертой?
  4. Как называется число, стоящее под чертой?
  5. Что обозначает знаменатель?
  6. Что обозначает числитель?
  7. Какая часть фигуры закрашена?       (слайд 2, 3)
  8. Сравните дроби. (слайд 4)
  9. Как вы определили, что 4/9<7/9?

  1. Какие дроби называются правильными?   (слайд 5)
  2. Какие дроби называются неправильными?
  3.  Найдите среди дробей правильные. (слайд 6)
  4.  Найдите среди дробей неправильные.
  5. Какие дроби обозначают целое число?

 

Дробь.

3/10.

Числитель.

Знаменатель.

На сколько частей разбит единичный отрезок.

Сколько частей взяли.

½, ¾.

4/9<7/9

При одинаковых знаменателях большая та дробь, у которой числитель больше.

Те, у которых числитель меньше знаменателя.

Те, у которых числитель больше или равен знаменателю.

8/9, 4/7, 17/18, 2/3.

15/15, 29/28, 3/2, 29/29.

15/15, 29/29.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Какую тему мы изучаем?

Давайте прочитаем тему нашего урока

….    и  …..  ….. с одинаковыми знаменателями

Ой, ребята, вы не видели, кто это чужой был в вашем классе? Он унес слова из названия нашей тему, а нам оставил загадки. Что это?

А вы любите разгадывать ребусы? Давайте разгадаем ребусы и узнаем тему нашего урока.

Безымянный3

5

Безымянный4

Поставьте слова в нужном порядке, чтобы получилась тему нашего урока.

Давайте,  подумаем,  чем мы будем заниматься на уроке? Чему должны научиться?

Запишите тему урока в тетрадь.

Дроби

Ребусы

Вычитание

Дробей

Сложение

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

(слайд 7)

Научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями. Запомнить определения и буквенную запись определений.

(слайд 8)

Записывают тему урока

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: сложение и вычитание дробей с разными знаменателями

Ребята, есть два способа: я вам покажу сама как складывать и вычитать дроби с одинаковыми дробями или опираясь, на ранее изученные знания вы сами добудете эти знания?

Молодцы, ребята. Еще древний ученый Сократ говорил, что научиться играть на флейте можно только играя самому.

Сейчас, ребята, у вас будет групповая работа. На основе решенной задачи вам необходимо будет составить правило: 1 группе сложения, 2 группе вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и записать буквенную запись этого определения.

(На работу отводится 5-7 минут)

Правило без исключений или нет?

Ребята, а теперь проверьте по учебнику все ли вы выполнили правильно.

Дальше координатор от каждой группы выходит к доске и рассказывает определение и записывает формулу.

Творческое задание

Придумайте задачу на свое правила

Сами

1 группа 

Торт разрезали на 8 частей. Сначала съели 2 куска, а затем еще 3. Сколько кусочков торта съели?

При _________ дробей с одинаковыми знаменателями ___________ складывают, ____________ оставляют без изменения.

(слайд 9, 10)

2 группа

Торт разрезали на 8 частей. На тарелку положили 7 долей, а потом съели 4 доли. Сколько долей осталось лежать на тарелке?

При _____________ дробей с одинаковыми знаменателями из _____________ уменьшаемого вычитают ___________ вычитаемого, а знаменатель оставляют без изменения.

Правило без исключений, только числитель уменьшаемого должен быть больше числителя вычитаемого.

(a>b)

(слайд 11,12)

 Проверяют по учебнику стр.155-156            

             

Дети придумывают свои задачи.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

5.Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Задача №1005

Из помидоров массой  кг и огурцов массой  кг сделали салат. Какова масса салата? Анализируем. Решение записывают самостоятельно, сверяют с

 доской.(слайд 13)

Задача №1006

Масса станка равна  т., а масса  его упаковки  т. Найдите массу станка вместе с упаковкой?

(слайд 14)

 Задача № 1009 (реши самостоятельно) (слайд 15)

За два дня засеяли  поля. В первый день засеяли  поля. Какую часть поля засеяли во второй день?

Взаимопроверка в парах

Решение:

  1. +(кг) масса салата

Ответ: кг

Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы.

(т) масса станка вместе с упаковкой.

Ответ:

Решение

 (ч) поля засеяли во второй день.

Ответ:

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6. Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Самостоятельная работа.

Вариант I.

Задача 1008.

 Одна бригада получила  т гвоздей, а вторая – на т меньше. Сколько гвоздей получила вторая бригада?

Задача 1012(а) Найдите значение выражения:

А) , если а= 

Вариант II

Задача 1010.

Цистерна на  наполнена бензином,   цистерны перелили в бочку. Какая часть цистерны осталась заполненной бензином?

Задача 1012 (б, г) Найдите значение выражения:

Б) если с=, ,

Г) , если с=,

Самопроверка по шаблону.

Самостоятельное решение в тетради.

Самопроверка.

№1008

 (т) гвоздей получила вторая бригада

Ответ:  

№1012

А)

№1010

(ч) цистерны заполнена бензином

Ответ:

№1012

Б) ,

Г)

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

7. Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

-Что изучили сегодня на уроке?

-Кто желает сформулировать правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями?

Кто желает сформулировать правило вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

-Что еще узнали сегодня нового?

Оценить отдельных учащихся

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

№ 1039, 1041(а, в, д, ж), 1042, 1038 (а) (выберите и выполните два любые номера)

9. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Если вы считаете, что поняли тему урока, то запишите, чему вы научились на зеленых листочках (листочки раздает учитель  вначале урока)

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то возьмите желтые листочки.

Если вы считаете, что не поняли тему урока, то возьмите красные листочки. И опустите листочки в «рюкзачок знаний»

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Тема урока «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»Предмет - математикаКласс- 6 классАвтор -  Саубанова Лилия Неловна учитель математики и информатикиОбразовательное ...

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями /презентация/

Цели урока: закрепить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями,развивать математическую речь, внимание, память;воспитывать аккуратность, интерес к предмету, активность, усидчиво...

Урок по математике "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Цель урока: научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями...

Открытый урок "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для 5 классов

Цели урока:обучающие:закрепить знания и умения учащихся  применять правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями при решении примеров,  уравнений и задач;воспитывающие:форм...

Учебный проект по теме "Обыкновенные дроби (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)"

Реализация учебного проекта "Обыкновенные дроби" способствует повышению интереса учащихся к математике и расширению их знаний об истории возникновения дробей. Большое внимание уделяется работе учащихс...

урок-игра "Дроби.Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями."

конспект урока в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я. "Математика 5"...

Математика. 5 класс. Тема: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". Выражения дробей. Презентация. К учебнику Н. Виленкина.

Презентация для интерактивной доски для 5 класса на тему Сложения и Вычитания дробей. Сделано с помощью программы OpenOffice....