Урок по теме" Правило деления дробей"
презентация к уроку по математике (5 класс) на тему

Сорокина Лилия Викторовна

      Урок построен в соответствии с ФГОС ООО. Это урок усвоения новых знаний. Целью данного урока является формирование умения деления дробей. Умение выполнять  деление дробей является основой  для дальнейшего изучения математики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_.docx134.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                            План – конспект урока

Этапы урока, целевые ориентиры, время

Задания, выполнение которых учащимися приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся и возможные варианты ответов

Планируемые результаты,   формирование УУД

Задания базового уровня

Задания повышенного уровня

предметные

личностные,

метапредметные

1 этап.

Самоопределение к учебной деятельности

(2минуты).

Цели:

-создать  условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в  учебную деятельность;

-обеспечить мотивацию  к учебной деятельности посредством анализа высказывания.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку,  просит продемонстрировать с помощью смайликов своё настроение в начале урока. Предлагает поработать с высказыванием В.П. Вахтерова (слайд 2):

«Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти  знания».

Задает вопросы.

-Как вы понимаете это высказывание?

-Как вы думаете, каким образом  высказывание связано с нашим уроком?

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Отвечают на вопросы; включаются в учебную деятельность.

Возможные варианты ответов.

- По-настоящему образованным человеком является тот, кто хочет много знать  и умеет добывать знания.

-На уроке мы будем добывать новые знания.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Познавательные: уметь  выделять существенную информацию из текста.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные: формирование готовности  к выполнению норм и требований школьной жизни.

2этап.

Актуализация знаний

(7 минут).

Цель:

-создать условия для повторения материала.

Тест (приложение, карточка №1).

Индивидуальная карточка (приложение).

Предлагает выполнить тест, организует взаимопроверку, подводит итоги (слайды 3-10).

Более подготовленным учащимся предлагает индивидуальное задание.

 Просит ответить на вопрос.

-   Какие теоретические сведения необходимо было вспомнить в ходе математической разминки?

Просит сдать работы для осуществления контроля и выставления оценок.

Выполняют задания теста (на карточке), проверяют и оценивают друг друга (работа в парах), анализируют типовые ошибки, выставляют оценки,  отвечают на вопрос.

Несколько человек решают индивидуальное задание.

Возможные варианты ответов.

- Правило умножения дробей.

- Понятие взаимно  обратных чисел.

- Свойство взаимно обратных чисел

- Компоненты действия деления.

- Определение деления.

Сдают работы учителю.

Уметь выполнять умножение дробей; знать свойство взаимно обратных дробей; компоненты действия деления; определение деления.

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Регулятивные: уметь планировать, контролировать УД.

Коммуникативные: управлять поведением партнера- контроль, коррекция, оценка его действий.

Личностные: уметь  вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

3 этап.

Постановка целей урока, мотивация к учебной деятельности

(2минуты).

Цели:

-организовать постановку целей урока;

-обеспечить мотивацию к учебной деятельности.

Задача

Во дворе нашей школы есть клумба прямоугольной формы. В книге учета  указана площадь этой клумбы  - , и длина  одной стороны  - м, а вот длина второй стороны затерялась.  Помогите найти длину второй стороны.C:\Documents and Settings\Администратор & Ко\Рабочий стол\Презентация_03-04-2016_15!01\Drawing1.png

Создаёт проблемную ситуацию, предлагая решить задачу (слайд 11), задаёт вопросы. Просит сформулировать тему и  цели урока. Цели урока записывает на учебной доске и акцентирует внимание на значимость темы.

Вопросы.

- Почему вы не можете  ответить на вопрос задачи?

-Какова тема сегодняшнего урока?

-Каковы цели урока?

Отвечают на вопрос, формулируют тему и цели урока. Записывают тему урока в тетрадь.

Возможные варианты ответов.

-Не можем ответить на вопрос задачи, так как не знаем, как разделить одну дробь на другую.

- Тема урока: правило деления дробей.

- Цели урока:

 1. узнать правило деления дробей;

2. научиться делить дроби по правилу.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Познавательные: уметь ставить проблему.

Регулятивные: формирование умения формулировать цели  урока.

Личностные: самоопределение.

4 этап.

 Первичное усвоение новых  знаний (10 минут).

Цель:

- обеспечить открытие новых знаний учащимися.

Карточка №2

(приложение).

Организует самостоятельную деятельность учащихся по поиску «новых» знаний. Предлагает вывести правило, используя карточку №3.   Организует проверку выполнения (слайды 12-18); просит ответить на вопрос; предлагает рассказать правило друг другу.

Вопрос:

- Как проверить правильность вывода?

Работают в парах, заполняют пустующие клетки алгоритма, делают вывод, находят нужный вывод в учебнике, записывают правило в буквенном виде в тетрадь,  рассказывают правило друг другу.

Возможный ответ на вопрос:

-  Чтобы проверить правильность вывода  нужно,  обратится к учебнику.

 Уметь формулировать и записывать в буквенном виде правило деления дробей

Регулятивные: принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Личностные: уметь  вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Познавательные: развивать  мыслительные операций.

 5 этап.

Физкультминутка

(1 минута).

Слайд 19

Предлагает провести физкультминутку.

Повторяют различные упражнения под музыку.

Личностные: принять ценность здорового образа жизни.

6 этап.

Первичное осмысление и закрепление знаний(10 минут).

Цель:

- создать условия для формирования умения деления дробей по правилу.

Примеры:

  1. :

Учебник.

1 вариант:

№616(а)

2вариант:

№617(а)

Предлагает ответить на вопросы.

-Какую цель урока  мы уже достигли?

- Чему дальше мы должны научиться?

Контролирует решение примеров (слайд 20) учащимися.  Просит сформулировать правила деления   дроби на натуральное число и наоборот, деления дроби на смешанную дробь, и наоборот, деления смешанных чисел.

Предлагает  учащимся в парах решить примеры из учебника, контролирует правильность решения.

Отвечают на вопросы.

Возможные варианты ответов:

- Узнали правило деления дробей.

- Научиться делить дроби по правилу.

Под контролем учителя фронтально  решают примеры с комментированием правила по шагам (у доски один ученик).

Решают  в парах примеры (двое учащихся работают у доски);  проверяют правильность решения с помощью сигнальных карандашей.

 Уметь выполнять деление дробей, деление дроби на натуральное число и наоборот, деление дроби на смешанную дробь, и наоборот, деление смешанных чисел.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной и письменной  форме.

Регулятивные: уметь самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.

Личностные: уметь управлять своим вниманием.

 7 этап.  

Первичный контроль усвоения материала, обсуждение допущенных ошибок 

(9 минут).

Цели:

- организовать выполнение самостоятельной работы и проверку;

-выявить основные ошибки.

Задание, на предупреждение ошибок (приложение, найти ошибку)

Диагностическая самостоятельная работа (приложение, карточка №3)

Тетрадь-тренажёр № 241

Подводит учащихся к выводу о типичных ошибках при делении дробей (слайд 22).

Организует диагностическую самостоятельную работу учащихся   с самопроверкой по готовому образцу (решить ребус, слайды 23-25). Подводит итоги.  С помощью заданного вопроса акцентирует внимание учащихся на взаимосвязь нового материала и ранее  изученного.

Вопрос.

-  Как вы думаете, почему я зашифровала именно это слово, ведь весь урок мы говорили о делении дробей?

Более подготовленным учащимся предлагает индивидуальное задание (Тетрадь-тренажёр № 241) .

Находят ошибки в предложенных примерах, классифицируют ошибки, делают выводы.

Самостоятельно решают примеры; осуществляют самоконтроль по готовому образцу, выявляют ошибки и исправляют их.

Отвечают на вопрос.

-Так как деление дробей заменяем умножением.

Уметь выполнять деление дробей.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной и письменной  форме.

Регулятивные: уметь самостоятельно оценивать правильность выполнениядействия и вносить необходимые коррективы.

8 этап.

Информация о домашнем задании

(2 минуты).

Цель:

- создать условия для уровня выбора домашнего задания.

Домашнее задание

1 уровень

Учебник: п.36 (правило),

№ 614(а, б),

№ 615(а, б),

  № 616(б, в),

  № 617(б, в).

Домашнее задание

2 уровень

1. Придумать и решить практическую  задачу на деление дробей.

2. Учебник: п.36 (правило),

№ 633(а), №634.

Предлагает дифференцированное  домашнее задание (слайд 26).

Выбирают домашнее задание.

Личностные: адекватно оценить свой уровень знаний по данной теме.

9 этап.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(2 минуты).

Цели:

 -организовать подведение итогов урока самими учащимися;

- организовать рефлексию и самооценку учебной деятельности.

Наводящими вопросами помогает учащимся подвести итоги урока.

Вопросы.

- Какова была тема сегодняшнего урока?

- Выполнили ли мы задачи, которые ставили на уроке?

- Что нового мы узнали на уроке, чему научились?

Что особенно вызвало затруднение?

- При выполнении, каких заданий может пригодиться деление дробей?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке?

Предлагает учащимся оценить свою работу, заполнив лист самооценки. Просит продемонстрировать с помощью смайликов настроение, с которым дети  заканчивают работу.

Подводит итог, возвращаясь к словам В.П.Вахтерова (слайд 27).

Отвечают на вопросы учителя, устанавливают степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают цели последующей деятельности.

Возможные варианты ответов.

- Правило деления дробей.

- Задачи выполнили.

-  Узнали правило деления дробей и научились выполнять деление дробей по правилу.

- Деление дробей пригодится при решении уравнений, задач, примеров на различные действия с дробями.

-  На следующем уроке будем решать примеры, уравнения и задачи.

Заполняют лист самооценки.  Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Личностные: формировать адекватную позитивную самооценку.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: формировать основы прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

                                                      Приложение

Карточка №1

Тест.

  1. Вычислите:

a)

b)

c)

    2. Вычислите:

a)

b)

c)

3. Произведение взаимно обратных дробей

a) Больше 1

b) Меньше 1

c) Равно1

    4. Обратным к числу  является число

a)

b)

c) 1

    5. Как называются компоненты действия деления?

a) Делимое, делитель, частное

b) Слагаемые, сумма

c) Множители, произведение

    6. Разделить число a на число b-это значит:

a) Найти такое число x, которое при умножении на a дает b

b) Найти такое число x, которое при умножении на b дает a

c) Найти такое число x, которое при делении на b дает a

Индивидуальная карточка

  1. Найдите значение  выражения

(6

  1. Решите уравнение, используя приём умножения обеих частей уравнения на одно и то же число, отличное от нуля.

   х

Карточка №2. Во дворе нашей школы есть клумба прямоугольной формы. В книге учета указана площадь этой клумбы - , и длина одной стороны - м, а вот длина второй стороны затерялась. Помогите найти длину второй стороны.C:\Documents and Settings\Администратор & Ко\Рабочий стол\Презентация_03-04-2016_15!01\Drawing1.png

1.Как найти длину стороны прямоугольника?

Запишите соответствующее выражение.

C:\ProgramData\Kaspersky Lab\SandboxShared\Attachments_lili-soroki@yandex.ru_4\Презентация_10-04-2016_12!00\Drawing16656.png

2.Обозначьте частное двух дробей буквой х.

C:\ProgramData\Kaspersky Lab\SandboxShared\Attachments_lili-soroki@yandex.ru_4\Презентация_10-04-2016_12!00\еrtzrtzrtz.png

3. Используя определение деления, составьте соответствующее равенство.

C:\ProgramData\Kaspersky Lab\SandboxShared\Attachments_lili-soroki@yandex.ru_4\Презентация_10-04-2016_12!00\Drawing1efwef.png

4. Найдите х.

C:\ProgramData\Kaspersky Lab\SandboxShared\Attachments_lili-soroki@yandex.ru_4\Презентация_10-04-2016_12!00\Drawing1werwerwer.png
C:\ProgramData\Kaspersky Lab\SandboxShared\Attachments_lili-soroki@yandex.ru_4\Презентация_10-04-2016_12!00\Drawing1werrrrrrrrrrrrrrrrrrrrrr.png

5. Запишите:

C:\ProgramData\Kaspersky Lab\SandboxShared\Attachments_lili-soroki@yandex.ru_4\Презентация_10-04-2016_12!00\Drawing1werfgfdhfg.png

6. Сделайте вывод: чтобы разделить одну дробь на другую, нужно ____________    умножить на дробь, __________________.

C:\ProgramData\Kaspersky Lab\SandboxShared\Attachments_lili-soroki@yandex.ru_2\Презентация_03-04-2016_18!50\Drawing9_1.png

Найти ошибку:

  1. ==
  2. =
  3. ==
  4. ==

Карточка№3

Вариант № 1

Вариант № 2

И   -  

О  -  

Е   -  

М  -  

У   -  

Н   -  

6

3

3

Ж

Лист самооценки

Хорошо

Очень хорошо

Нужно постараться

Тест (индивидуальная карточка)

Вывод правила

Решение примеров в паре

Решение ребуса (тетрадь-тренажёр №241)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок "Растровая графика. Деление дробей"

Интегрированный урок по информатике и математике  по теме: «Растровая графика. Деление дробей» для 6 класса.Урок закрепления материала....

Открытый урок по математике"Деление дробей"

Открытый урок по математике"Деление дробей"...

Обобщающий урок "Умножение и деление дробей"

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Умножение и деление дробей"...

Открытый урок 6 класс Деление дробей

Открытый урок 6 класс Деление дробей с презентацией...

Урок «Умножение и деление дробей» (Математические гонки)

формирование целостной системы ведущих знаний и способов действий по теме «Умножение и деление дробей»....

Конспект открытого урока по теме "Деление дробей" 6 класс

Конспект открытого урока в 6 классе по теме "Деление дробей" в рамках областного семинара "Особенности организации образовательного процесса с детьми, имеющими нарушения слуха"....

Урок по теме: «Деление дробей « (методическая разработка урока математики в 6 классе по учебнику Н.Я. Виленкина и др.).

Цели урока:а) обучающие:ввести правило деления обыкновенных  дробей;способствовать формированию умений и навыков деления и умножения дробей;б) развивающие:содействовать развитию познавательных ум...