доклад "НРК в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению эффективности урока"
статья по математике на тему

Гильмутдинова Ильза Маснавиевна

НРК в школе и его интеграция с другими предметами –

ключ к решению эффективности урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nrk_doklad.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление учителя математики МБОУ «Гимназия №1» Гильмутдиновой И. М. на тему «НРК в школе и его интеграция с другими предметами –

ключ к решению эффективности урока».

 «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране». Д.С.Лихачёв

В настоящее время  - в век высоких технологий – теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент.  Цель использования материалов национально-регионального компонента – формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края. Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока. Важно, чтобы на таких уроках широко использовалась наглядность – это могут быть иллюстрации, фотографии, презентации, слайд-фильмы. Интеграция элементов национально-регионального компонента с  другими предметами требуют активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, творческие работы и т.д. Одним из дидактических средств может служить система прикладных задач с региональным содержанием. Использование в обучении математике системы прикладных задач с региональным содержанием способствует усилению практической направленности школьного курса математики.

Слайд 3 В задачах находят отражение практические ситуации, имеющие место в жизни. Это помогает осознавать реальные количественные отношения между различными  объектами и величинами и тем самым углубить и расширить свои представления о реальном мире. Решение задач позволяет осмыслить и понять практическую направленность математики.

Учащиеся проявляют  больший интерес к решению задач с таким содержанием. Программа позволяет включать в процесс обучения задачи такого типа на различных этапах обучения и урока: при устном счете, при закреплении изучаемого материала, на этапе отработки и контроля знаний.
Виды задач с региональным компонентом

Слайд №4  На уроках математики можно использовать задачи с краеведческим содержанием. Слайд №5  Например, при изучении темы «Действия  с натуральными числами»  можно предложить задачи на арифметические действия: сложение, вычитание, умножение и деление, задачи на нахождение общей численности животных, площади, расстояния.

№1. Башня Чёртового городища была отреставрирована в 1867 году Иваном Васильевичем Шишкиным (отцом художника). В 1833 году он проложил первый в Елабуге водопровод, который действует до нашего времени.

а) Сколько лет  после реставрации стоит башня?

б) Сколько лет жители г. Елабуги пользуются водопроводом?

Домашнее задание: придумать 2 задачи на вычитание (сложение) с использованием местного материала.

Пример. Сколько лет прожили Глафира Федоровна Стахеева-Докучаева (1869-1926) и Василий Григорьевич Стахеев (1832-1896), прославившиеся огромными масштабами благотворительности в нашем городе.

Слайд №6  №2. Городок наш ничего,

Население таково: в 1856 году 5700 чел.

                                В 2016 году на  67633 чел. больше. Сколько человек проживает в городе? Посчитайте-ка, ребята, и узнайте, каково?

№3. В 1780 году был обнародован указ императрицы Екатерины II, по которому Елабуга получила статус уездного города Вятской губернии. Проживало в Елабуге в то время около 1000 жителей и было менее 400 домов. Сколько лет прошло с тех пор и на сколько увеличилось население, если на сегодняшний день население нашего города насчитывает 73333 человека?

Слайд №7  При изучении темы «Ряд натуральных чисел»

Домашнее задание: найти татарские сказки, пословицы, поговорки, в названиях которых есть натуральные числа.

Пример. Сказки «3 кыз», «Унөч», «40 уллы кеше».

Слайд №8   Тема: Системы счисления натуральных чисел

Где встречается римская нумерация? 5 примеров с римскими цифрами, касающихся истории родного края – домашнее задание.

Пример. Целая эпоха в археологии получила свое название благодаря открытию Ананьинского могильника (наименование деревни, расположенной в 3 километрах от Елабуги, на месте которой были произведены раскопки в середине XIX века) близ Елабуги, датируемого VIII—V вв. до н. э. Елабуга возникла на рубеже X—XI веков и сформировалась как поселение городского типа к 1005—1010 годам.

Слайд №9 Учащимся нравится выполнять творческие домашние задания: короткое сочинение на тему: «Моя семья и моя Родина» с использованием римских цифр

Сочинение

Я родился в MMIII (2003) году в городе Елабуга. Мой город имеет   MIX летнюю историю.  Учусь я в VII классе. В MMXVI  (2016) году моя школа отметила свой XXV-летний юбилей (25).     В нашей школе учатся татары, русские, турки. Закончим мы школу в MMXXI (2021) году и будем  достойными гражданами нашей Республики.

 Слайд №10  На уроках математики можно использовать задачи с краеведческим содержанием. Например, при изучении темы «Десятичная система записи натуральных чисел»

Задание: найти и выписать встречающиеся в тексте натуральные числа.

Пример. В начале XIX века в городе было 10 000 жителей, из них более 600 купцов, среди которых 12 миллионеров. Наиболее известная династия купцов Стахеевых имела ежегодный торговый оборот около 150 миллионов рублей. 

Слайд №11   Сравнение населения сельской местности Елабужского района и городского. Решение задач на сравнение количества русских и татар, территории, животных.

Пример. В 2001 году в Прикамском регионе насчитывалось 600 лосей, 600 лисиц, 470 кабанов. В 2005 году –580 лосей, 500 лисиц, 650 кабанов. Сравните животных каждого вида в разных годах.

Слайд №12 Решение текстовых задач с помощью умножения и деления

Пример, «Строительство здания Епархиального женского училища, надворных сооружений, ограды и других построек обошлось Г.Ф. Стахеевой почти в 500 000 рублей. Сумму эту можно представить только с помощью наглядных примеров. На рубеже веков в Елабуге овца стоила 1 руб. 50 коп., корова – 10-12 рублей, а дальше каждый легко может подсчитать, во что бы обошлась эта постройка в конце XX века. Приблизительно сколько овец  (коров) можно было купить на эту сумму?»

Слайд №13 Решение задач на части.

Пример. Бронза – это сплав 9 частей меди и 1 части олова. Сколько кг меди и сколько олова необходимо было  для изготовления пьедестала памятника И.И. Шишкину (масса 800 кг).

Слайд №14 Задачи на дроби

Пример. В начале XIX века в городе было 10 000 жителей, из них более 600 купцов, среди которых 12 миллионеров. Наиболее известная династия купцов Стахеевых имела ежегодный торговый оборот около 150 миллионов рублей. Какую часть всех купцов составляли миллионеры?

Пример. Территория Камского региона включает в себя Елабужский, Мамадышский, Менделеевский, Агрызский районы. Общая площадь территории 652600 га. Леса занимают 136000га, в том числе в Елабужском районе 19000га. Какую часть составляют лесопосадки Елабужского района от площади всех лесных массивов?

Слайд №15 Единицы площади

На территории Республики Татарстан находятся 132 памятника природы.  Из них 31 ботанических, 8 зоологических, 11 геологических, 11 комплексных и 63 водных. На территории Камского региона памятниками природы являются:

• "Большой бор" ( 878 га ) Елабужского района

•  "Сложный бор" ( 49 га ) Агрызского района

•  "Сокольское лесничество ( 3908 га ) Мамадышского района

•  "Берсутские пихтарники" ( 318 га ) Мамадышского района

•  "Чертово городище" - место древнего поселения булгар Елабужского района.

Найдите общую площадь памятников природы Камского региона.

Слайд №16 Найти площадь поверхности и объём пачки молока «Вкусняево»

Слайд №17-18 Домашнее задание: найти материал о  татарских учёных древности, старинные татарские (русские) единицы измерения массы, длины, названия дробей.

Пример. Несколько лет назад со дна реки Кама был извлечён колокол Елабужского литья весом 276 пудов. Какова масса колокола в килограммах?

 Слайд №19 Проценты. 

Пример.  Общая площадь Елабужского района 138300га, площадь, покрытая лесом – 18800га. Найдите лесистость района. В Мамадышском районе лесистость 27,4%. Приблизительно во сколько раз в  Мамадышском районе лесов больше, чем в Елабужском?

Слайды №20-24 Решая задачи экологического содержания, объединяется эмоциональное восприятие с рациональным. Экологические  задачи развивают интерес к изучению местного природного окружения,  служат для учащихся и лабораторией для исследований, и площадкой для практических дел, и «трибуной» для выступлений.

Слайд 25  Соотношения между сторонами и углами треугольника

Пример.  Башня Сююмбике в Казани – одно из лучших архитектурных сооружений XVII века. Её высота 58м. Строилась она на забитых в землю дубовых сваях, часть которых с течением времени опустились. Поэтому башня отклонилась от вертикальной оси примерно на 1˚ 57'. На сколько см отклонилась башня от вертикальной оси? (на сегодняшний день отклонение ее шпиля от вертикали составляет 198 см.)

 Решение. АВС – прямоугольный треугольник. ВС=АС∙sinα   ВС=0,0341∙58м=1,9778м ≈198см

Числовые данные могут быть взяты из тех или иных источников. Решение краеведческих задач при обучении математике не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения.

Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического, литературного и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию. 

Заключение: применение национально-регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику». Поиск, творческая деятельность позволяют сделать математическое содержание личностно-значимым для ученика. Творчество учителя вознаграждается повышением интереса к предмету, творческих способностей его учеников и положительной эмоции на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция содержания географии с другими предметами

В своей работе учитель сталкивается со множеством проблем. Это и выбор опти­мальных методов и средств обучения, индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся и многое другое. Проработав учител...

Формирование ИКТ - компетентности через интеграцию с другими школьными предметами

Статья "Формирование ИКТ - компетентностичерез интеграцию с другими школьными предметами"...

Возможности интеграции физики с другими предметами

Реализация межпредметных  связей, представленная в данном методическом пособии в виде тематического планирования, дает возможность учителю определить, на какие знания по другим предметам мо...

Доклад "Интеграция английского языка и других предметов как одна из форм развития коммуникативных навыков обучающихся в классе с углублённым изучением предмета"

В докладе речь идёт об интеграции предметов — как об одном из направлений активного поиска новых педагогических форм и методов организации учебного процесса, развития творческого потенциала педагогов,...

«Формирование учебных компетенций учащихся основной школы на основе интеграции математики с предметами естественнонаучного цикла». 

В работе представлено обощение опыта по межпредметным связям математики с предметами естественного научного цикла. Приведен пример бинарного урока по теме "Закон Ома для участка цепи". Имеется презент...

Интеграция с другими предметами на уроках химии для повышения качества образования

Выступление на региональном учебно-методическом семинаре...