Технология деятельностного метода – механизм качественного достижения новых результатов образования
статья по теме

Мингажова Ямиля Мисбаховна

Введение. Сущность метода. Типы уроков.Структура урока введения нового знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_deyatelnostnogo_metoda.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Технология деятельностного метода –
механизм качественного достижения новых результатов образования

   

                                                                                     

Выступление на МО учителей математики и информатики.

         

 «Великая цель образования –  это не знания, а действия». Герберт Спенсер

Сегодня главной целью образования становится не передача знаний, а  развитие личности ученика, его способности самостоятельно  ставить  учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря -  необходимо ребенка научить умению учиться. Этому способствует реализация  деятельностного подхода на уроке, который обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.  

Формирование активной жизненной позиции начинается с младшего школьного возраста. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.

  Главной задачей на сегодня, является переход от пассивного усвоения готовых знаний к самоорганизации, самореализации и самооценки. Важно, чтобы у ученика возникла внутренняя потребность в учебной деятельности, чтобы в нем проснулось осознанное творчество. Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить цель и находить пути  и средства для ее достижения, поэтому и мне, как учителю, необходимо выбрать наиболее эффективные технологии, средства, приемы.

В чем же состоить суть деятельстного метода?

Основными этапами деятельностного метода обучения являются:

- постановка учебной задачи;

- открытие детьми нового знания;

- первичное закрепление;

- самостоятельная работа с проверкой в классе,

  решение задач на повторение;

- решение тренировочных упражнений;

- контроль.

На первом месте постановка учебной задачи. Поэтому необходимо

в список заданий включать проблемный вопрос или создать проблемную ситуацию, которая формирует у обучающихся потребность усвоения того или иного понятия. Одним словом, необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению в деятельность.

На втором месте – «открытие» детьми нового знания.

Учитель предлагает систему вопросов и заданий, подводящих детей к «открытию» нового знания. В завершении обсуждения учитель подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией и алгоритмами действий. При этом важнейшим аспектом деятельностного метода является диалогическая форма поиска истины.

Затем идет первичное закрепление.

 Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривается  вслух установленный  алгоритм  действия (что делаю, почему, что идет зачем, что получается). Эффективность первичного закрепления зависит от

 многократности проигрывания учебного материала  в самостоятельных действиях учащихся, принятия алгоритма действий.

Далее самоконтроль и самооценка.

Самоконтроль побуждает учащихся ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий. Важно, чтобы на этом этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха и у него возникло желание закрепить удачный результат.

В ходе решения тренировочных упражнений идет отработка навыков решения задач с учетом всех предыдущих шагов деятельностного метода обучения.

Контроль проводится в виде контрольной работы или тестов.

Деятельностный метод обучения имеет свои особенности. Считаю, что одной из главных является четкое определение целей. Школа и каждый учитель, работающий в ней, должны определить для себя социальный заказ общества, т.е. установить стратегическую цель по воспитанию определенного типа личности. Затем эта стратегическая цель переводится на педагогический язык и выстраивается лестница целей.

                  Цели изучения учебного материала.

                  Цели изучения курса.

                  Цели изучения учебной единицы.

                  Цели урока.

Только взятые в совокупности цели всех систем реализуют общую стратегическую цель.

Самым сложным моментом любого урока является то, чтобы цели учителя стали целями учащихся. Если учащиеся не понимают или не принимают цели урока, то процесс обучения теряет для них какую бы то ни было ценность. Понимание и принятие целей

учеником придает учебному процессу личностный смысл, формирует положительные мотивы учения, превращают учащихся в активных субъектов процесса. В этом и заключается деятельностный метод обучения в конечном своем итоге.

       С учетом этапов деятельностного метода  построены структуры уроков разных типов и для разных этапов обучения, обеспечивающих непрерывность образовательного процесса, как по горизонтали, так и по вертикали. В ходе этих уроков учитель имеет возможность организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность обучающихся, целенаправленно и системно формируя у них весь спектр деятельностных способностей. Для планирования и проведения уроков в общеобразовательной школе предлагается использовать адаптированный вариант технологии деятельностного метода. Уроки по целенаправленности можно разделить на четыре группы:

                                                               - 5 -

1) Уроки  «открытия» нового знание.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов   действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2) Уроки рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной формы(фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений и т. д.)

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий, понятий, алгоритмов и т. д.)

3) Уроки общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей, а также способностей к структурированию и систематизации.

Образовательная цель:  построение обобщающих деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курса.

4) Уроки развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель:  контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

           

                   Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционной технологии демонстрационно-наглядного метода обучения является, во-первых, то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а ученика, во-вторых, при прохождении учащимися описанных шагов технологии деятельностного метода обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельностных способностей. Предложенная технология носит интегративный характер: в ней сочетаются идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов

и психологов с позиций преемственности с традиционной школой. Действительно, при выполнении требования со стороны технологии демонстрационно-наглядного обучения к организации передачи учащимся знаний, умений и навыков обеспечивается системное прохождение ими всех этапов необходимых для глубокого и прочного усвоения знаний, являющегося необходимым условием реализации задач развивающего обучения.

                Примером применения деятельностного метода обучения рассмотрим структуру урока введения нового знания.

                                                             - 6 -

  1. Мотивация к учебной деятельности.

На данном этапе учителем организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

а) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»)

б) актуализация требований к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»)

      2. Актуализация и пробное учебное действие.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

а) актуализацию изученных способов действия, достаточных для построения нового знания, и их обобщения;

б) тренировку соответствующих мыслительных операций;

в) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо»-«могу»-«хочу») и его самостоятельному осуществлению;

г) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.  

       3. Выявление места и причин затруднения.

На данном этапе организуется выход учащихся в рефлексию пробного действия, выявления места и причин затруднения. С этой целью:

а) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

б) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действия (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения-те конкретные знания, умения и способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

      4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений.

 На данном этапе учащиеся определяют цель урока - устранение возникшего затруднения, предполагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

      5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавший затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

     6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действия с проговариванием алгоритма решения вслух.

      7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

                                                               - 7 -

      8. Включение в систему знаний и повторений.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания,  которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

     9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке.

Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение детей в учебно-познавательную деятельность. А деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат.

 

                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы достижения метапредметных результатов с применением контекстных задач в системе основного общего образования при реализации ФГОС

Использование контекстных задач для  реализации метапредметных связей является одной из приоритетных задач пилотных школ. Особенностью данного вида деятельности на уроках иностранного языка являе...

Целесообразность и эффективность методов, приемов и средств обучения, используемых в лицее для достижения оптимальных результатов образования.

Целесообразность и эффективность методов, приемов и средств обучения, используемых в лицее для достижения оптимальных результатов образования....

Современные методы и технологии обучения иноязычному общению в достижении нового качества школьного иноязычного образования

Презентация представляет собой обобщение теоретических знаний о Современных методах и технологиях обучения иноязычному общению в достижении нового качества школьного иноязычного образования в схемах и...

технология деятельностного метода для урока «открытия» нового знания включает в себя следующие шаги:

технология деятельностного метода для урока «открытия» нового знания включает в себя следующие шаги:...

МЕХАНИЗМ МИНИМИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РИСКОВ ПРИ ОСВОЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА Л.Г.ПЕТЕРСОН В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС М.А. Кубышева, к.п.н., доцент АПК и ППРО, Н.В.Посполита, методист Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО Федеральное государст

МЕХАНИЗМ МИНИМИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РИСКОВПРИ ОСВОЕНИИ ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА Л.Г.ПЕТЕРСОН В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС  М.А. Кубышева, к.п.н., доцент АПК и ППРО,Н.В.Посполита, методист ...

Педагогическая статья "Системно-деятельностный подход как средство достижения нового качества образования"

В статье проведён сравнительный анализ принципов работы учителя-предметника по традиционной модели и по ФГОС....