Конспект урока математики в 5 классе "Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы объёма"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Урок изучается в 5 классе в теме: "Площади и объёмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx29.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                             МОУ Покрово-Ситская СОШ

                                 Урок математики в 5 классе

                                 по теме «Объем прямоугольного параллелепипеда.              

                                     Единицы объёма»

                                                                                                                                                          Учителя: Смирновой Натальи Павловны

Цели урока:

-обучающие: вывести правило вычисления объема прямоугольного параллелепипеда,  знать термины «длина», «ширина», «высота», уметь вычислять объем прямоугольного параллелепипеда; решать задачи разными способами; уметь работать с разными единицами измерения объема.

- развивающие: развивать  умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;

  - воспитательные: развивать познавательный интерес через игровые моменты  взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости  интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта  настойчивости для достижения цели.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Оборудование: Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин, мультимедиа проектор, компьютер, рабочие листы, липкие листы.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.  Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Чем мы занимались на прошлом уроке?

Зачем нам надо уметь находить площадь поверхности прямоугольного  параллелепипеда.

Сегодня мы продолжим работу с параллелепипедом.

Включаются в деловой ритм урока.

Рассматривали прямоугольный параллелепипед ,узнали сколько у него граней ,ребер, вершин. Вычисляли площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда.

В строительстве, для ремонта в квартире , бассейн..

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

1.  Среди данных фигур найдите прямоугольный  параллелепипед. Докажите свой выбор. Покажите грани, вершины, ребра. Сосчитайте их.

2. Задача. Найдите  площадь  внутренней поверхности  аквариума длиной 7 дм., шириной 5дм и  высотой 4дм.

3. Составление выражения .

Запись на доске

Показывают фигуру и доказывают свой выбор: прямые углы, противоположные грани равны.

Решают задачи на нахождение площади поверхности прямоугольного  параллелепипеда.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков.

3.Целеполагание и мотивация

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

4. Узнайте, сколько литров  воды можно влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 1 дм. Рассмотреть слайд , где фигура разбита на кубики  1х1х1 дм.

Проблема: как найти объем ,не разбивая каждый раз на кубики.

-Что заметили?

-Как вы думаете, объем можно находить только в кв.дм?

Цель урока

-Какая цель нашего урока?

Подсчитывают ,пользуясь слайдом, количество кубиков Он разбит на 3 слоя толщиной 1 дм ,каждый из этих слоев состоит из 5 столбиков длиной  7 дм ,а каждый столбик –из7кубиков с ребром 1 дм.

Делают вывод:

v=a х b х с

Находят S по формуле.

-Можно использовать разные единицы.

Цель урока: мы будем находить объем прямоугольного параллелепипеда  используя разные единицы измерения.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

4. Усвоение новых знаний и способов усвоения

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: объем прямоугольного параллелепипеда  

-Итак, тема нашего урока созвучна цели урока

-как называется тема нашего урока?

Записываем в тетрадь тему урока.

-Повторим, как найти объем  прямоугольного  параллелепипеда? Что нужно знать?

Задача. (слайд)

-все ли известно?

Решение:

1)  15 :3=5(дм)-ширина

2) 15*5 *3=225куб.дм.

Ответ: 225куб.дм.

Проблема:

-если объем в куб. см. как выразить ее в куб. мм.?

-если объём дан в куб. м. и равен 1000000000куб.м.  как выразить его в куб.км.?

Единицы измерения объема

1л.=1куб.дм

Тема урока: «Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема».

-чтобы узнать объем, надо знать длину ,  ширину и высоту -v= длину х ширину x высоту.

-не известна ширина.

Решают самостоятельно в тетради.

Проверка на слайде(слайд)

- в 1см 10 мм

-1куб. см. = 10мм*10мм*10мм=1000куб.мм. -1000000000куб.м  =1куб.км..

1га=100а

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

5.Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Задача №825

Выразите в а)в кубических сантиметрах б)в кубических дециметрах

Задача № 826(реши самостоятельно).

Сколько кубических метров воздуха находится в комнате ,если высота комнаты 3м,ширина 5м и длина 6м.

Взаимопроверка в парах

Проблема.

Как найти длину по известным  объему  , ширине и высоте?

Задача №846

V=2184куб.см

b=12см

с=13см

a=?см

Ребята делают предположения и обосновывают свои ответы.

3х5х6=90куб. м

Ответ: 90куб.м

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

6. Организация первичного контроля

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков.

Самостоятельная работа.

Вариант I.

1) Стороны прямоугольного параллелепипеда  равны 12см и 15см. ,16см

Вычислите объем

2) Выразите в более мелких единицах.

1куб.м. = … куб.дм.

 5л=…куб.см.

Вариант II

1) Стороны прямоугольного параллелепипеда  равны 14дм и 15дм.,10см

Вычислите площадь.

2) Выразите в более мелких единицах

1куб.дм. = …куб.см.    

3л.= …куб.см..

Самопроверка.  

Самостоятельное решение в тетради.

Самопроверка.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

7. Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

-Что изучили сегодня на уроке?

-Кто желает сформулировать правило нахождения объема прямоугольного параллелепипеда. С какими новыми единицами измерения объёма мы познакомились?

Оценить отдельных учащихся

V=a*b*с

литр

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

№840(устно)

№842,843.,461.

9. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Если вы считаете, что поняли тему урока, то наклейте розовый  листочек  на поля тетради

Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то наклейте голубой листочек.

Если вы считаете, что не поняли тему урока, то наклейте желтый листочек.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.