Урок по теме: "Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения объёма"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Крупчатникова Оксана Николаевна

урок первичного предъявления новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obyom_pryamougolnogo_parallelepipeda._edinitsy_obyoma.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ «СОШ № 49» Ново – Савиновского района г. Казани Крупчатникова Оксана Николаевна.

Тема урока:  «ОБЪЁМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА. ЕДИНИЦЫ ОБЪЁМА ».  

Тип урока:  урок первичного предъявления новых знаний

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Цель: создать условия для формирования у обучающихся правила нахождения объёма прямоугольного параллелепипеда, решения задач практического содержания, умения строить математические модели, совершенствования вычислительных навыков.                                                              

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности; реализация принципа связи теории и практики;

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных  инструментов ИКТ и источников информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ истинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль,  коррекция, оценка, самооценка.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

Основные понятия: ОБЁМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА. ЕДИНИЦЫ ОБЪЁМА. ЕДИНИЧНЫЙ КУБ.

Межпредметные связи: природоведение, биология, геометрия, черчение, физика

Необходимое техническое оборудование:

            - интерактивная доска,

            -  мультимедиа проектор,

            - презентация,

            - чертёжные принадлежности.                                                                                                                                                                                    

Организация пространства: температурный режим; проветривание кабинета; чередование видов деятельности.    

Ресурсы: 

  1. Никольский С. М. и др.  5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / М.: Просвещение , 2015.
  2. Потапов М. К., Шевкин А. В. Рабочая тетрадь по математике: 5 класс: к учебнику Никольский С. М. и др. «Математика: 5 класс», 2009.

                                                             

                                                         


Технологическая карта урока

Этапы урока

Содержание педагогического взаимодействия

Комментарий, примечание

Время этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивационный этап

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность

Читает стих:                                                   Ну-ка проверь дружок
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать,
Только лишь оценку «5».
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем же удачи –
За работу, в добрый час!

Слушают речь учителя, психологический настрой на продуктивную работу.

Учитель проверяет готовность класса к уроку

1 мин

Актуализация опорных знаний и умений

Цель этапа: активизация знаний учащихся о прямоугольном параллелепипеде, его элементах фиксирование индивидуальных затруднений

К уроку вы дома выполнили творческую работу: изготовили из различных материалов прямоугольный параллелепипед и куб.
Предлагаю вам  рассмотреть  эти модели прямоугольного параллелепипеда, куба и ответить друг другу на вопросы.


 

Поставь знак «+» перед утверждением, с которым согласен, и знак «-» перед утверждением, с которым не согласен:

1. Любой куб является прямоугольным параллелепипедом.

2. Любой прямоугольный параллелепипед является кубом.

3. У куба все грани являются квадратами.

4. У параллелепипеда 8 ребер.

5. У куба все ребра равны.

6. У параллелепипеда все грани являются прямоугольниками.

Обучающиеся задают друг другу вопросы по моделям куба и прямоугольного параллелепипеда:              

1) Из каких фигур состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда?
2) Почему фигуру назвали прямоугольный параллелепипед?
3) Что можно сказать о его противоположных гранях?

4) Какие измерения есть у параллелепипеда?                  5)Сколько у фигуры граней, ребер, вершин?
6) Из каких фигур состоит поверхность куба?
7) Что можно сказать о гранях, ребрах, измерениях куба?

Обучающиеся напротив вопросов ставят + или  –

+

-

+

-

+

+

Взаимопроверка

Самопроверка знаний

4 мин

Постановка учебной проблемы

Цель этапа: Обсуждение незнакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия

Классная комната или учебный кабинет являются основным местом проведения обучающихся в школе, где они проводят большую часть времени, поэтому к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования. Несоблюдение гигиенических требований к воздушному режиму ухудшает восприятие и усвоение учебного материала. Основные нормы отражены в Санитарных правилах, утвержденных СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 июня 2011 года.  Комфортные, т. е. физически хорошо воспринимаемые условия для  обучающихся в классах следующие: 18-20 градусов C°, атмосферное давление в среднем 760 мм ртутного столба, содержание 21% кислорода, 0,04% углекислого газа. В классной комнате во время урока возрастает концентрация углекислоты и падает содержание кислорода. Минимальная кубатура воздуха, приходящаяся на одного школьника -  достигает 4 куб. м.  Соответствуют ли размеры нашего класса и наполняемость его нормам СанПиН? Что для этого необходимо знать?

Обучающиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы:

  1. Надо знать санитарно-гигиенические нормы потребления воздуха в классной комнате на одного обучающегося.
  2. Надо знать сколько обучающихся в классе.
  3. Сколько воздуха находится в классной комнате?
  4. И объём воздуха в классе надо как-то вычислить, учитывая, что учебный кабинет имеет форму прямоугольного параллелепипеда.

Проблемный вопрос обучающиеся записывают в тетрадь

3 мин

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Цель этапа: создание условий для формулировки целей урока, обсуждение необходимости введения нового знания

Если мы найдём формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда и  научимся  его вычислять, то узнаем соответствуют ли размеры нашего класса нормам СанПиН.

Обучающиеся выдвигают её сами

1 мин

Открытие нового знания

Цель этапа: Знакомство и фиксирование определений

Итак, кто сформулирует тему урока?

Какие должны быть цели урока?

Введение понятия вместимости фигуры.

Введение понятия единичного куба.

Как можно вычислить объём прямоугольного параллелепипеда?

Обучающиеся формулируют тему урока «Объём прямоугольного параллелепипеда» и перечисляют цели урока.

Обучающиеся перечисляют различные единицы измерения объемов.

Надо перемножить все три его измерения

V=аbс

Глядя на рисунок обучающиеся сами выводят формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда

2 мин

Первичная проверка понимания

Цель этапа: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов ,неверных представлений и их коррекция.

На стр 112-113 рис. 109,110,111 вычислить объёмы фигур

Выполнение проверочной работы с последующей самопроверкой

Обучающиеся выполняют необходимые измерения и вычисляют объём параллелепипеда и куба и записывают ответы в тетрадь

Работа с учебником по готовым чертежам

5 мин

Физкультминутка

Рисуй глазами треугольник.

И вновь глазами ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно ты вдоль по линиям води.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты – молодец!

Проводит учитель

1 мин

Применение новых знаний

Цель этапа: обеспечение усвоения формулы вычисления объема параллелепипеда

Проблемка: а теперь кто скажет: как будет выглядеть формула для вычисления объёма куба.

Дано: а=9 м, b=6 м, с=3 м.

К=27-количество обучающихся

V=аbс,

V=9×6×3= 162м3  

V1= 4 м3

 V: К=162 м3: 27=6 м3.

Вывод: размеры нашего класса и его наполняемость соответствуют нормам СанПиН.

Обучающиеся выводят и записывают в тетрадях формулу для вычисления объёма куба V=а·а·а=а3

Один обучающийся решает задачу у доски, остальные в тетрадях , делают вывод (разрешают проблему).

5 мин

Практическое применение новых знаний

Цель этапа:

обеспечение  усвоения объёма куба

Выполните необходимые измерения и вычислите объёмы  кубов, которые вы сделали к уроку.

Обучающиеся выполняют необходимые измерения и вычисляют объём куба, затем обмениваются фигурами с соседом по парте и проверяют друг друга  

Работа в парах, взаимопроверка)

5 мин

Домашнее задание

Учитель комментирует домашнее задание, записанное на слайде

  1. Обязательно:

     П 2.11 – изучить, выучить определения;

     выполнить № 509 (устно), 512 (в, г);

  1.  Дополнительно: №518;
  2.  По желанию: выполнить модель куба в стиле оригами.

Обучающиеся записывают задание в дневники и тетради

 Каждый обучающийся выбирает сам уровень задания

1 мин

Рефлексия

Цель этапа: обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Прошу вас теперь подвести итоги урока

НА УРОКЕ

  •  Я узнал…
  •  Я научился…
  •  Мне понравилось…
  •  Я затруднялся…
  •  Моё настроение…

и оставить смайлики соответствующие записям

В оценочном листе учащиеся подсчитывают суммарное количество баллов и выставляют оценку по критериям.

-  Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей,

чувствовал(а) себя уверенно.

- Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.

- У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.

 Выставление и комментирование оценок за урок

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме «Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда»

Урок преднзначен для учащихся 5 класса.Цель урока: создать условия для обобщения знаний и умений учащихся по нахождению площади и объема прямоугольного параллелепипеда....

Проект урока по теме :" Объём прямоугольного параллелепипеда" , 5 класс, УМК И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович

Данный проект урока разработан в соответствии с ФГОС ООО в рамках курсовой подготовки по теме: «Групповая работа обучающихся на уроке как средство развития коммуникативных универсальных учебных д...

Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения объема.

Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения объема. Урок по математике для 5 класса в технологии критического мышления....

Открытый урок по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда"

материал содержит конспект урока по данной теме, презентация, самоанализ урока и физкультминутка....

Открытый урок по теме: "Объём прямоугольного параллелепипеда", 5 класс

Открытый урок по теме :"Объём прямоугольного параллелепипеда", 5 класс....