Проект урока по теме :" Объём прямоугольного параллелепипеда" , 5 класс, УМК И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович
план-конспект урока по геометрии (5 класс) по теме

Баган Сергей Васильевич

Данный проект урока разработан в соответствии с ФГОС ООО в рамках курсовой подготовки по теме: «Групповая работа обучающихся на уроке как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий». 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_matematiki_5_klass.docx33.31 КБ

Предварительный просмотр:

 «Групповая работа обучающихся на уроке как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий»

               Выполнил: Баган Сергей Васильевич

Проект урока по предмету

Предмет:  МАТЕМАТИКА

Класс: 5

Тема:  «ОБЪЁМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА»

Тип урока:  ИЗУЧЕНИЕ И ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Форма проведения урока: урок изучения нового материала

Цель: обучение нахождению объёма прямоугольного параллелепипеда, решению задач практического содержания, формирование умения строить математические модели, совершенствование вычислительных навыков.                                                              

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности; развитие навыков работы в коллективе; реализация принципа связи теории и практики.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ истинности утверждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы, принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль,  коррекция, оценка.

Личностные УУД: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом,  между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

Основные понятия: ОБЁМ ПРЯМОУГОЛЬНОГО ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕДА, ОБЪЁМ КУБА

Межпредметные связи: природоведение, биология, геометрия, черчение, физика

Необходимое  оборудование:

                       -  модели прямоугольного параллелепипеда и куба;

            - чертёжные принадлежности.                                                                                                                                                                                     Ресурсы: 

  1. Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович.-11-е из., стер.- М.: Мнемозина,  2011.
  2. Математика. 5-6 кл.; Методическое пособие для учителя / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, - 2-е изд.- М.: Мнемозина, 2005.
  3.  http://www.standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2625.

Этапы урока

(в соответ

ствии со структурой учебной деятель

ности)

 

Деятельность учителя

 Планируемая деятельность

учащихся

 Развиваемые (формируемые)

                      учебные действия

предметные

универсальные

Организационный.        Цель: психологический настрой на продуктивную работу.(2 мин.)

Приветствует учащихся, просит  их проверить  свою готовность  к уроку.

Слушают речь учителя.

Л: формирование положительной мотивации.

Р:   самоконтроль учебной деятельности

Актуализация знаний обучающихся

Цель: актуализация имеющихся знаний; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся; формирование коммуникативных умений.

(3 мин.)

К уроку вы дома выполнили творческую работу: изготовили из различных материалов прямоугольный параллелепипед и куб.
Предлагаю вам  рассмотреть  эти модели прямоугольного параллелепипеда, куба и ответить друг другу на вопросы.


Работа в парах: обучающиеся задают друг другу вопросы по моделям куба и прямоугольного параллелепипеда:

 1) Из каких фигур состоит поверхность прямоугольного параллелепипеда?
2) Почему фигуру назвали прямоугольный параллелепипед?
3) Что можно сказать о его противоположных гранях?

4) Какие измерения есть у параллелепипеда?                  5)Сколько у фигуры граней, ребер, вершин?
6) Из каких фигур состоит поверхность куба?
7) Что можно сказать о гранях, ребрах, измерениях куба?

Формирование умения строить математические модели, овладение понятийным

аппаратом математики

 

П: анализ и  построение логических выводов

К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Самостоятельная работа по карточкам. Цель: проверить уровень усвоения понятий.

(5 мин.)

Для дальнейшей работы  прошу распределиться по группам, в которых вы работали на прошлых уроках и выполнить следующее задание на имеющихся в каждой группе карточках, время выполнения задания 5 минут:

Поставь знак «+» перед утверждением, с которым согласен, и знак «-» перед утверждением, с которым не согласен: 

1. Любой куб является прямоугольным параллелепипедом.

2. Любой прямоугольный параллелепипед является кубом.

3. У куба все грани являются квадратами.

4. У параллелепипеда 8 ребер.

5. У куба все ребра равны.

6. У параллелепипеда все грани являются прямоугольниками.

Время вышло, прошу спикеров предъявить результаты.

Давайте обсудим полученные результаты и потом  сверим их с образцом.

Учащиеся рассаживаются по группам распределяют обязанности  в группах: (координатор; спикер; секретарь.)

Работают по следующей схеме:

- согласовывают представления  о том, что нужно делать;

- каждый выполняет свою часть работы;

- обсуждают и корректируют общий результат;

- готовят выступающего и выступление;

- формулируют вопросы на понимание.

Спикеры одновременно выходят к доске и записывают результаты работы своей группы

1.+2. -3. +4. –5. +6.+

Задают вопросы друг другу, приходят к выводу о правильности решения и сравнивают их с образцом.

Проверка математических утверждений с точки зрения их истинности

и доказательство истинности или ложности утверждений

К:

готовность к участию к совместной деятельности

К:принятие решения и его реализация; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение отстаивать свою точку зрения

П: контроль и оценка  результата деятельности

Постановка проблемы

Цель: создать условия для познавательной активности учащихся.

(4 мин.)

Классная комната или учебный кабинет являются основным местом проведения обучающихся в школе, где они проводят большую часть времени, поэтому к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования. Несоблюдение гигиенических требований к воздушному режиму ухудшает восприятие и усвоение учебного материала. Основные нормы отражены в Санитарных правилах, утвержденных СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 июня 2011 г.    Минимальная кубатура воздуха, приходящаяся на одного школьника -  достигает 4 куб. м.  Соответствуют ли размеры нашего класса и наполняемость его нормам СанПиН? Что для этого необходимо знать?

Обсудите в группах ответы на эти вопросы. Время  для обсуждения 3 минуты.

Время обсуждения закончилось, необходимо

представить для обсуждения получившиеся результаты.

Работают в группах по следующей схеме:

- согласовывают представления  о том, что нужно делать;

- каждый выполняет свою часть работы;

- обсуждают и корректируют общий результат;

- готовят выступающего и выступление;

- формулируют вопросы на понимание.

В результате обсуждения получили примерный список вопросов:

  1. Надо знать санитарно-гигиенические нормы потребления воздуха в классной комнате на одного обучающегося.
  2. Надо знать, сколько обучающихся в классе.
  3. Сколько воздуха находится в классной комнате?
  4. И объём воздуха в классе надо как-то вычислить, учитывая, что учебный кабинет имеет форму прямоугольного параллелепипеда.

Формирование умения

строить математические модели

П: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Р: прогнозирование

К: сотрудничество в поиске и сборе информации; выявление, идентификация проблемы

Выдвижение гипотезы

Цель: развитие условий  для познавательной активности учащихся.

(2 мин.)

На основании получившихся вопросов сформулируйте гипотезу.

В результате фронтальной работы делают вывод:

 

Если мы найдём формулу для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда и  научимся  его вычислять, то узнаем соответствуют ли размеры нашего класса нормам СанПиН.

Формирование умения

строить математические модели.

П: доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

поиск и выделение необходимой информации

Целеполагание

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

(3 мин.)

Итак, кто сформулирует тему урока?

Какие должны быть цели урока?

Проанализируйте текст на стр.243, выберите главное и ответьте на вопрос:

Как можно вычислить объём прямоугольного параллелепипеда?

Обучающиеся формулируют тему урока «Объём прямоугольного параллелепипеда» и перечисляют цели урока.

Предлагают ответ:

надо перемножить все три его измерения

V=аbс

Формирование умения работать с учебным текстом.

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.    

Решение задачи

Цель: применить знания в новой ситуации.

(5 мин.)

Что нам нужно знать для ответа на стоящие перед нами вопросы?

Группам выполнить необходимые измерения, решить задачу и ответить на поставленный вопрос.

Подведём итог обсуждения

Измерения нашего кабинета.

Работают по следующей схеме:

- согласовывают представления  о том, что нужно делать;

- каждый выполняет свою часть работы;

- обсуждают и корректируют общий результат;

- готовят выступающего и выступление;

- формулируют вопросы на понимание.

Дано: а=5 м, b=6 м, с=35 дм.

К=15-количество обучающихся

V=аbс,

V=50дм×60дм×35дм= 105000дм3 = 105м3 

V1= 4 м3,  V: К=105 м3:15 =7м3.

Вывод: Размеры нашего класса и его наполняемость соответствуют нормам СанПиН.

Формирование умения применять теоретические знания на практике.

К: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта;

умение отстаивать свою точку зрения

Л: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Вопрос для обсуждения.

(1 мин.)

 А теперь кто скажет: как будет выглядеть формула для вычисления объёма куба.

Обучающиеся выводят и записывают в тетрадях формулу для вычисления объёма куба V=а·а·а=а3

Формирование навыков составления математической модели.

Р: Выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие, выведение следствий.

Подведение итогов групповой работы.

(2мин.)

У вас имеются листы самооценки итогов вашей работы в группе, прошу их заполнить.

Спасибо, а теперь перейдём к самостоятельной работе.

Заполняют лист самооценки:

-я оцениваю себя;

-группа оценивает меня;

-учитель оценивает меня.

Л: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Дифференцированная самостоятельная работа.

(15 мин.)

Цель:

Проверить  уровень усвоения изученного материала

Перед вами текст 3-х уровневой работы. Вы имеете право выбрать посильный для себя вариант. Верное решение любых                                     3-х задач--- «3»;

4-5 задач--- «4»;

6 задач и более--- «5».

Решают самостоятельную работу:                                           1 уровень

1.Найдите объём куба с ребром 7дм.

2.Найдите объём прямоугольного параллелепипеда, если длина 4см,

ширина 2см, высота 3см.

3.Объём спортивного зала 320 м³, высота 4м, длина 10м. Найдите площадь стен.

2 уровень

1. Чему равно ребро куба, если объем равен 1000 кв.см.?

2.  Длина аквариума 80 см, ширина 45 см,

 а высота 55 см. Сколько литров воды надо влить в этот аквариум, чтобы уровень воды был ниже верхнего края аквариума на 10 см?

  1. уровень

1. Объем бассейна равен 100 м3, а стороны основания 10 м и 5 м. Сколько квадратных метров кафельной плитки ушло на облицовку бассейна?

2. Из кирпичей, длина которых 30 см, ширина 10 см и высота 5 см, сложили куб, ребро которого равно 120 см. Сколько кирпичей на это было затрачено?

3. Как определить количество спичечных коробков в упаковке, не распаковывая его, если один из таких коробков имеется?

Формирование умения находить объём и

площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда

П: Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Р: оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы

Домашнее задание

(1 мин.)

Учитель комментирует домашнее задание , записанное на доске:

П 52 (выучить формулы)-для всех

1уровень:№ 932

2 уровень :№ 934,935. 

Ученики записывают задание в дневники и тетради

Закрепляют знания.

Л:  установление связи между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется.

Рефлексия

(1 мин.)

Прошу вас теперь подвести итоги урока и ответить на вопросы:

НА УРОКЕ

  •  Я узнал…
  •  Я научился…
  •  Мне понравилось…
  •  Я затруднялся…
  •  Моё настроение…

Фронтально отвечают на данные вопросы

П: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

 

Завершение урока

(1 мин.)

Учитель благодарит учащихся за плодотворную  совместную работу на уроке:                                       

Психологический настрой на подведение итогов урока

К: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме : "Объём прямоугольного параллелепипеда"

Предлагаю вашему вниманию проект урока математики, который я провела в 5 классе в своей школе используя современные образовательные технологии в условиях введения ФГОС....

Разработка урока в 5-ом классе по теме: "Объём прямоугольного параллелепипеда"

Урок - закрепление знаний по теме "Объём прямоугольного параллелепипеда". В данный урок включены задания на отработку навыка определения  объёма прямоугольного параллелепипеда....

Урок ОНЗ по теме "Объём прямоугольного параллелепипеда". Наглядная геометрия (5 класс)

УМК А.Г.Мерзляк и др. Математика 5 класс. Урок открытия новых знаний (в рамках системно-деятельностного подхода) является примером применения данной технологии при отсутствии возможности использования...

Открытый урок по теме: "Объём прямоугольного параллелепипеда", 5 класс

Открытый урок по теме :"Объём прямоугольного параллелепипеда", 5 класс....

презентация к уроку алгебры в 5 классе по теме "Объём прямоугольного параллелепипеда"

презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Прямоугольный параллелепипед"...

Урок математики по теме "Объём прямоугольного параллелепипеда" 5 класс

Урок - практическая работа. Учащиеся самостоятельно работают в группах и исследуют разные методы измерения объёма тел....