Разработка урока в 5-ом классе по теме: "Объём прямоугольного параллелепипеда"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

Ананченко Александра Анатольевна

Урок - закрепление знаний по теме "Объём прямоугольного параллелепипеда". В данный урок включены задания на отработку навыка определения  объёма прямоугольного параллелепипеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obyom_pryamougolnogo_parallelepipeda.docx33.92 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Белоберезковская СОШ №1 Трубчевского района Брянской области

Урок по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда»

5-й класс

                                                                                          Ананченко Александра Анатольевна

                                                                            учитель физики, математики

                                                                                           первой квалификационной категории

П. Белая Берёзка, 2015 г.

Тема урока: «Объём прямоугольного параллелепипеда»

Цель: отработать навыки определения объёма прямоугольного параллелепипеда.

Задачи:

  • образовательная: отработать умения определять объём разными способами: сравнением с единицей измерения, по формуле; применять при решении текстовых задач;
  • развивающая: развивать умения работать с измерительными инструментами и моделями прямоугольного параллелепипеда и куба; развивать у учащихся логическое мышление, познавательную активность, правильную устную и письменную математическую речь, уметь анализировать и сравнивать;
  • воспитательная: воспитывать организованность, высокую работоспособность при достижении поставленной цели.

Тип урока:  обобщение знаний учащихся по теме «Объём прямоугольного параллелепипеда»

Вид урока:  творческий практикум

Формы реализации целей: самостоятельная работа

Оборудование:

Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку.

Материалы для учащихся:  модели параллелепипеда и куба (изготовленные учениками самостоятельно), карточки с заданиями, учебник, тетрадь.

План урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Целеполагание – 3 мин.
  3. Актуализация знаний – 8 мин.
  4. Практическая самостоятельная работа – 27 мин.
  5. Подведение уроков – 3 мин.
  6. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность обучающихся и учителя

1.Организационный момент

Приветствие учителя. Проверка рабочего места, наличие карточек с заданиями у каждого учащегося. Создание положительной мотивации для работы на уроке.

2. Целеполагание

- Начнём сегодняшний урок с загадки:

Вот кирпич, учебник новый,

Пастила, журналов тюк.

Назови их форму словом из четырнадцати букв! (Параллелепипед)

-Да, это параллелепипед, и сегодня на уроке мы продолжаем работать над темой: «Объём прямоугольного параллелепипеда».

- Цель урока – отработать навыки определения объёма.

- Сформулируем задачи урока.

(учащиеся формулируют самостоятельно: 1) повторить нахождение объёма при сравнении с единицей измерения;

2) по формуле; 3) применять полученные знания при решении задач.

3.Актуализация знаний

Повторение математических понятий, необходимых для работы на уроке проведём, заполнив следующую таблицу: (карточка с таблицей перед каждым учеником на парте)

Пря Прямоугольный  параллелепипед – это…

                                      1) … вершин    

                                          … рёбер                    

                                          … граней

                                    2) три измерения:

3)противоположные грани … между собой

4)все грани – … .

5)Sп.п.= …

6)Lрёбер=…

 7)V=…

    V= …

                Куб – это…

  1. … вершин;

                                                … рёбер;                  

                                               …  граней.

                                       2)три измерения: …

3)противоположные грани … между собой,

все рёбра … между собой

4)все грани –   …  ,

5) Sп.п.= …

6)Lрёбер= …

 7)V=…

4.Практическая самостоятельная работа

Творческий практикум позволит нам повторить нахождение объёма разными способами, выявить и устранить наиболее часто встречающиеся затруднения и ошибки.

Нахождение объёма:

Задание 1. Определите объём каждой фигуры, сложенной из кубиков с ребром а.

А

а=1 дм

V= ___________

V=5 ·1дм3=5дм3

Ответ:  5дм3

В

а=2 см

V= ____________

V=23 ·8 см3=184 см3

Ответ: 184 см3

Б

а=3 см

V= ____________

V= 12·27 см3= 324см3

Ответ: 324 см3

Г

а=2 м

V= ____________

V=13 · 8 м3= 104 м3

Ответ: 104 м3

- Какой способ нахождения объёма нам поможет в данном задании?  (Сравнение с единицей измерения)

Самопроверку необходимо провести с помощью презентации.

- Всегда ли нам удобно вычислять объём фигуры путём разбиения её на кубики?

- И тогда как же нам вычислить объём фигуры, имеющей форму прямоугольного параллелепипеда? (Нам поможет формула.)

- Дома вы знакомились с параллелепипедом и кубом при создании их бумажных моделей.

Задание 2. Найти объём бумажных моделей параллелепипеда и куба.

Учащиеся самостоятельно выполняют соответствующие измерения и расчёты, согласно плану действий, определённому на слайде презентации:

1. Измерить длину, а =

2. Измерить ширину, b=

3. Измерить высоту, c=

4. Определить объём фигуры по формуле  V=abc

5. Записать ответ: V=

Справившиеся работают консультантами. Затем выполняется проверка путём «защиты» несколькими учащимися своей работы.

Задача

Применения знания и умения

Задание 3. Реши задачу: Сколько пакетов молока войдёт в коробку, если длина коробки 70 см, ширина 40 см, высота 36 см? Величины пакетов молока: длина 7 см, ширина 10 см, высота 18 см.

Решение:

1) 70·40·36=100800 (см3) - объём коробки

2)7·10·10=1260 (см3) – объём пакета молока

3)100800 : 1260 = 80 (п.) – молока

 Ответ: 80 пакетов

Учащиеся самостоятельно решают задачу, затем выполняется проверка у доски и обсуждаются ошибки.

Физкультминутка

Рисуй глазами треугольник,

Теперь переверни его вершиной вниз.

Рисуй восьмёрку вертикально

И на бочок её клади,

Теперь следи горизонтально

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глазки открываем и решать мы продолжаем.

Задание 4.  Найдите неизвестную величину, используя формулы объёма прямоугольного параллелепипеда.

Цель: отработать навыки выводить неизвестные величины из формулы объёма. Вспомнить соотношения между единицами измерения.

(Карточка с заданием перед каждым учеником на парте)

А

1) а = 25 дм

    b = 2 м

    с = 8 дм

   

    V =  (4000 дм3)

2) а = 3 дм

    b = 10 cм

    с = 19 cм

   

    V = (5700 см3)

3) а = 6 м

    b = 20 дм

    с = 50 см

   

    V = (6000 дм3)

4) а = 8 м

    b = 70 дм

    с = 125 м

   

    V = (7000 м3)

Б

1) b = 4 см

    c = 13см

    V= 104 см3

   

    a = (2 см)

2) а = 30 cм

    c = 17 дм

    V= 1020 дм3

   

    b = (20 дм)

3)S = 40 дм2

    h = 5 дм

        

    V = (200 дм3)

4)V = 15 м3

    h = 3 м

           

    S = (5 м2)

Обучающиеся работают в парах. Проверка осуществляется с помощью презентации.

5.Подведение итогов

На этом этапе обучающиеся проводят систематизацию знаний и осуществляют рефлексию:

1. Достиг (достигла) ли ты цели, поставленной в начале урока?

2. С помощью каких формул мы вычисляли объём прямоугольного параллелепипеда?

3. На уроке я научился (научилась) …

4. Теперь я могу …

5. Мне понравилось …

6. Во время урока я чувствовал (чувствовала) себя: - комфортно;

                                                                                        - неуверенно;

                                                                                        - превосходно;..

7. Доволен (довольна) ли ты своей работой на уроке?

Вместе с классом учитель даёт не только количественную, но и качественную оценку особо отличившимся учащимся.

6.Домашнее задание

А

1) а = 9 м

    b = 14 м

    с = 5 м

   

    V =  

2) а = 20 дм

    b = 15 дм

    с = 2 дм

   

    V =

3) а = 7 см

    b = 10 см

    с = 8 см

   

    V =

4) а = 19 дм

    b = 25 дм

    с = 4 дм

   

    V =

1.Учитель предлагает учащимся задания по карточкам:

На оценку «3»

На оценку «4» и «5»

А

1) а = 8 дм

    b = 6 дм

   V= 96 дм3

   

    с =  

2) а = 1 м

    b = 19 дм

    V= 1140 дм3

   

    с =

3) V = 160 дм3

    h = 20 дм

   

    S =

4) h = 4 м

    S = 60 м3

       

    V =

2. Предлагается творческое задание: «Определить объём воздуха в кабинете математики № 10. Произвести измерения следующим образом: 1-ый ряд измеряет длину класса; 2-ой ряд – ширину; 3-ий ряд – высоту классной комнаты».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме «Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда»

Урок преднзначен для учащихся 5 класса.Цель урока: создать условия для обобщения знаний и умений учащихся по нахождению площади и объема прямоугольного параллелепипеда....

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме : "Объём прямоугольного параллелепипеда"

Предлагаю вашему вниманию проект урока математики, который я провела в 5 классе в своей школе используя современные образовательные технологии в условиях введения ФГОС....

Открытый урок по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда"

материал содержит конспект урока по данной теме, презентация, самоанализ урока и физкультминутка....

5класс. Математика. Презентация к уроку в коррекционном классе 7-го вида по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда"

Презентация содержит всю структуру урока по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда" в коррекционном классе по учебнику Математика 5класс, автор Н. Я.Виленкин и др. Может использована так ...

5класс. Математика. Проект урока в коррекционном классе 7-го вида по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда"

Здесь представлен проект урока в коррекционном 5-м классе по теме: "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда", урок может быть использован так же и в общеобразовательном классе. Учебник: Математик...

Презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда."

Данная презентация содержит материал для проведения урока по теме "Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда". Это первый урок по теме. УМК С..Никольского. математика 5 класс....

презентация к уроку алгебры в 5 классе по теме "Объём прямоугольного параллелепипеда"

презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Прямоугольный параллелепипед"...