урок математики 6 класс тема "Решение уравнений"
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

ольга лелихова

урок математики для учащихся 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развернутый план урока в соответствии с ФГОС

Данные об учителе:      Лелихова Ольга Николаевна, учитель математики МБОУСОШ №17 города Новочеркасска Ростовской области

Предмет:  математика            

 Класс: 6                  

Учебник (УМК):         Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 6 класс: Учебник для    

                                     общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2011.

Тема урока: Решение уравнений                                                                    

Тип урока: урок изучения нового материала (базовый уровень).

Место и роль темы в курсе: первый урок в разделе "Решение уравнений" (глава II Рациональные числа).

Тема "Решение уравнений" в 6 классе является основополагающей в сквозной линии "Уравнения". Благодаря изучению этой темы учащиеся получают основы правил решения различного вида уравнений, что является подготовкой для изучения более сложных уравнений в старших классах. Данный урок позволяет воспроизвести и закрепить знания учащихся о компонентах уравнений и правила их нахождения, а также развитие навыков составления уравнений при решении задач. Урок построен по технологии развития критического мышления. Для учащихся содержание урока является объемным, они знакомятся сразу с двумя способами решения уравнений, поэтому необходимо умело организовать повторение  и включить в урок различные методы и приемы обучения.

Цели урока:

Предметные

введение и определение понятия «уравнение», «равенство», «корень уравнения»; знакомство со свойствами уравнений; новым способом решения уравнений; совершенствование умения решать уравнения.

Регулятивные

самостоятельное формирование учебных задач путем задавания вопросов о неизвестном;

планирование  собственной деятельности, определение средств для ее осуществления

Познавательные

извлечение необходимой информации из предложенного материала;

структурирование информации в виде записи выводов и определений

Коммуникативные

 сотрудничество  способствующее продуктивной деятельности

Личностные

 правильное изложение своих мыслей, понимание смысла поставленной задачи

Задачи

Обучающие:

  • Формировать у учащихся навыки решения уравнений, содержащих более одного действия;
  • Формировать умение формулировать  определение уравнения, корней уравнения;
  • Формировать умение применять изученные свойства решения уравнений и задач с помощью уравнений

Развивающие:

  • Развивать информационную культуру учащихся, математическую речь;
  • Развивать умения применять полученные знания;
  • Развивать логическое мышление, смекалку.

Воспитательные:

  • Прививать навыки  доброжелательного общения;
  • Формировать активность, самостоятельность, ответственность.

Методы : словесный (беседа, рассказ, работа с учебником);

                 наглядный (объяснительно-иллюстративный);

                 практический (выполнение заданий)

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная

Эпиграф к уроку: "Мне приходится делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно."

 (А. Эйнштейн)

Технологическая карта урока по теме "Решение уравнений"

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

• вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме;

• организовать  самостоятельное  формулирование вопросов и постановку цели

Фронталь-ная, индивиду-альная

1.Проводит беседу о том, что знают про уравнения, где встречаются в жизни равенства.

2. Предъявляет фразу с информацией проблемного характера.

3. Предлагает задать вопросы, возникшие в связи с данной информацией, используя вопросительные слова

1. Делятся мнениями на поставленную проблему

2. Записывают информацию.

3. Формулируют и записывают вопросы.

Личностные УУД:

проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний

Познавательные УУД:

формулировать информационный запрос

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности

Ориентировочный этап

организовать  самостоятельное планирование и выбор методов поиска информации

Беседа

фронталь-ная

Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для ответа на возникшие вопросы, предлагает способ и последовательность действий

Называют известные им источники и методы поиска информации и  знакомятся с предложенной учителем последовательностью действий

Регулятивные УУД:

планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата.

Поисково-исследовательский этап

•организовать осмысленное восприятие новой информации

Рассказ

Фронталь-ная, индивидуальная

1. Сообщает информацию по теме урока

2. Предлагает ответить на вопросы, которые получены из 1 части рассказа.

3. Сообщает 2 часть информации. Предлагает записать выводы и решить уравнения.

4. Предлагает найти ответы на вопросы в ходе практической работы.

1. Слушают новый материал.

2. Делают пометки, называют вопросы и дают на них ответы.

3. Слушают, записывают и решают.

4. Формулируют новые вопросы по изучаемой теме.

Познавательные УУД:

извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;

структурировать знания;

Коммуникативные УУД:

вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные УУД:

давать определения новым понятиям темы;

называть способы решения уравнения.

Практический этап

• обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

Практи-ческая работа

Индиви-дуальная, фронталь-ная

1. Дает задание для учащихся №1, организует обсуждение результатов ее выполнения.

2. Помогает вспомнить понятия «уравнение», «равенство»;  «корень уравнения».

3. Дает задание для учащихся № 2, организует обсуждение ее результатов.

1. Выполняют задания,   сообщают о результатах.

2. Слушают объяснение учителя.

3. Выполняют задания  № 2, сообщают о результатах.

Предметные УУД:

Различать способы решения уравнений, правильно формулировать ход решения уравнений, находить неизвестные компоненты, применять на практике полученные выводы

Познавательные УУД:

анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие;

Рефлексивно-оценочный этап

• осмысление процесса и результата деятельности

Беседа,письменное высказывание

Индиви-дуальная, фронталь-ная

1. Предлагает оценить факт достижения цели урока: на все ли вопросы найдены ответы.

2. Предлагает каждому учащемуся высказать свое мнение в виде 1 фразы: телеграммы

1. Оценивают степень достижения цели, определяют круг новых вопросов.

2. Выборочно высказываются, делятся друг с другом мнением

Регулятивные УУД:

констатировать необходимость продолжения действий

Познавательные УУД:

решать различные виды уравнений

Коммуникативные УУД:

адекватно отображать свои чувства, мысли в  речевом высказывании

Ход урока

Этапы урока

Деятельность

учителя

учащихся

Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Учащиеся готовы к началу работы.

Этап актуализация знаний.

Учитель: Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета:

1.Раскройте скобки: -3+(а+b+с+d); -7+(-a-b-c-d);

                                    10+(a+b-c+d); (5a-2b+4c-3d)∙(-3);

                            -12(-2a+5b-4c+3d); (-3a-2b+5c+4d) ∙ (-15)

2. Открываем тетради, записываем число, классная работа.

-Обратите внимание на записи.

На доске:   5(x-3)=20;  a-4+b;  x+8=-15;   4b;   7,5 -3k; 5x=2x+6;    6m -1.

- Внимательно их изучите и ответьте на вопросы.

- На какие две группы можно разделить написанное?

- Как можно назвать каждую из групп?

- Интересна ли для нас 1 группа: выражения?

- А вторая? Почему?

– Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

- Исходя из названия темы, давайте сформулируем цель нашего урока.

-  Для того чтобы достичь цели урока, какие задачи нам надо поставить?

- Где можно узнать информацию по данной теме?

1.Решают в уме, один из учеников проговаривает ответ

2. Делают записи в тетради.

3.Учащиеся внимательно смотрят на записи, отвечая на вопросы:

  1. На уравнения и выражения
  2. Уравнения,  выражения
  3. Нет
  4. Да, потому что уравнения можно решить.

4. Ребята объявляют тему урока и записывают в тетради: « Решение уравнений».

5. Формулируют цель: познакомиться с разными видами уравнений; научиться их решать.

6. Формулируют задачи:

  1. вспомнить основные понятия, свойства, которые можно отнести к уравнениям;
  2. изучить материал учебника по этой теме;
  3. внимательно слушать учителя;
  4. делать необходимые записи в тетрадях

7. Называют источники информации: учебник, учитель

Этап изучение нового материала

1.Подготовительный этап.

– А что значит «решить уравнение»?

– Итак, уравнение – это равенство. А в жизни мы

встречаемся с понятием равенство?

Актуализация и постановка проблемы.

– Давайте посмотрим. Весы находятся в равно-

весии. Что произойдет, если с одной чаши весов убрать

груз?

– А что надо сделать, чтобы весы снова оказались в

равновесии?

– Это свойство «весов» нам еще пригодится.

- Давайте вернемся к началу нашего урока. В тетрадях запишем 1 уравнение и решим его. Какие существуют способы решения данного уравнения?  

- Хорошо! Давайте сначала решим уравнение, применив распределительное свойство умножения:

1 способ

5(x-3) = 20

5x-15=20

5x=20+15

5x=35

x=35:5

x=7

- А сейчас  по правилу отыскания неизвестных компонентов

2 способ

5(x-3) = 20

- Что неизвестно в уравнении?

- Как найти неизвестный множитель?

x-3=20:5

x-3=4

x=4+3

x=7

-Что мы получили в итоге?

- Что называется корнем уравнения?

-Число 7  является корнем уравнения x-3=4

и уравнения 5(x-3) = 20, так как 7-3=4 и 5(7-3)=20.

- Как из первого уравнения можно получить второе?

Мы с вами убедились, что корнем этих двух уравнений является одно и то же число. Поэтому:

Корни  уравнения  не изменяются, если обе части уравнения умножить или разделить на одно  и тоже число , не равное нулю.

2. Снова вернемся к началу урока и теперь рассмотрим второе уравнение:  x+8= - 15. Как его можно решить?

Это уравнение решается с использованием зависимостей между компонентами и результатами математических действий. Но изучение отрицательных чисел дает возможность решить эти уравнения иначе.

- Вспомним, чему равна сумма противоположных чисел?

- Как можно получить в левой части уравнения только с x?

- Рассмотрим решение этих уравнений.

x+8= - 15                  

x= -15-8            

x=-23                        

- Мы видим, что слагаемые без переменной перешли из  левой части уравнения в правую с противоположным знаком.

 - А сейчас рассмотрим третье уравнение и решим его:5х=2х+6

- Чем данное уравнение отличается от предыдущего?

- Как его можно решить?

- Нужно получить такое уравнение, чтобы слагаемые с x были только слева. Что для этого необходимо сделать?

5х=2х+6

5x+ (-2x) = 6

3x=6

x=6:3

x=2

- Хорошо! Давайте рассмотрим такой вопрос: Вы собираетесь за границу. О чем в первую очередь вы должны подумать, когда пересечете границу?

- Правильно, пересекая границу, вам обязательно надо поменять паспорт.

- Давайте представим, что знак «=» - это граница, а знак числа – это ваш паспорт. Когда мы пересекаем границу, меняем паспорт, то есть, если число переносим из одной части в другую, мы должны поменять знак.

Корни уравнения не изменяются, если какое – нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак.

1.  Отвечают на вопросы:

1)Найти все значения

неизвестных, при которых оно обращается в верное равенство или установить, что таких значений нет.

2) Называют возможные варианты, например,  при взвешивании

3) Чаша с гирями перевесит.

4) Убрать гири.

5)Записывают уравнение в тетрадях, предлагают варианты решения.

6)Вспоминают распределительное свойство умножения  и решают уравнение в тетрадях, комментируя вместе с учителем ход решения.

7)Отвечают на вопросы: Множитель

8)Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель

9) Корень уравнения x=7

Корнем уравнения называют то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное равенство

10) Это уравнение можно получить, разделив обе части данного уравнения на 5 или умножив обе части на 1\5.

11) Записывают в тетрадях вывод.

1)Записывают уравнение в тетрадях, предлагают возможные варианты, решая уравнение  

2) Нулю

3)Прибавить или отнять противоположные числам в правой части.

4) Неизвестное есть и в правой и в левой части уравнения.

5) Предлагают варианты решения уравнения

6) Для этого надо неизвестное  число из правой части перенести в левую часть

7) Слушают, отвечают на вопросы.

8) Записывают в тетрадях вывод.

Этап первичное осмысление и закрепление знаний

1.  Принято при решении уравнений переносить слагаемые так, чтобы в левой части уравнения были неизвестные числа, а в правой - известные числа.

Решить №1314 и 1315 с комментированием попарно.

- Решают в тетрадях, один из учеников комментирует решение с места

Этап закрепление изученного материала

Решить уравнение  №1316( а- г)  на доске  и в тетрадях, проговаривая правила.

Решение задачи:

На железнодорожной станции стояли два состава, причём в одном из них было в 3 раза больше вагонов, чем в другом. Когда от первого состава отцепили 14 вагонов и прицепили их ко второму составу, то вагонов в составах стало поровну. Сколько вагонов было в каждом составе?

Работа с двумя слайдами

Было

Стало

1 состав

3х – 14

2 состав

х

х + 14

3х – 14 = х + 14

3х – х = 14 + 14

2х = 28

х = 14 вагонов было во 2-ом составе

2) 3 · 14 = 42 вагона было в 1-ом составе

Ответ: 42 вагона; 14 вагонов

1)Осмысливают и приступают применять новый способ решения на практике.

2)Делают записи в тетрадь. После выполнения задания сверяют с доской. Один из учеников решает у доски с комментарием.

3)Решают самостоятельно, сверяют с доской, один из учеников решает у доски.

Этап подведение итогов. Домашнее задание.

-Наш урок подходит к концу, с начала запишем домашнее задание, затем подведем итоги.

- На доске: Домашнее задание: п. 42, выучить правила; решить №1342(а; б; в; г) – на оценку «3», №1346 – на оценку «4», №1349– на оценку «5»

- Ваши вопросы по домашнему заданию.

- А теперь подведем итоги: Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы?

 - Давайте еще раз вспомним определение уравнения, корня уравнения.

- Итог урока каждый из вас подведет с помощью телеграммы; то есть в виде одного краткого предложения, которое выразит ваше отношение к уроку.

1) Ребята записывают домашнее задание в дневниках.

2) Просматривают домашнее задание, задают вопросы

3)Проводят самоанализ, отвечают на вопросы; вспоминают правила;  определение уравнения, корня уравнения.

4) В конце своей работы каждый ученик пишет телеграмму. По желанию зачитывают на весь класс

Самоанализ урока по теме

«Решение  уравнений»

Цели урока

Предметные-

введение и определение понятия «уравнение», «равенство», «корень уравнения»; знакомство со свойствами уравнений; новым способом решения уравнений; совершенствование умения решать уравнения.

Регулятивные-

самостоятельное формирование учебных задач путем задавания вопросов о неизвестном; планирование  собственной деятельности, определение средств для ее осуществления

Познавательные-

извлечение необходимой информации из предложенного материала; структурирование информации в виде записи выводов и определений

Коммуникативные-

 сотрудничество  способствующее продуктивной деятельности

Личностные -

 правильное изложение своих мыслей, понимание смысла поставленной задачи

Задачи урока:

Обучающие:

  • формировать у учащихся навыки решения уравнений, содержащих более одного действия;
  • формировать умение формулировать  определение уравнения, корней уравнения;
  • формировать умение применять изученные свойства решения уравнений и задач с помощью уравнений

Развивающие:

  • развивать информационную культуру учащихся, математическую речь;
  • развивать умения применять полученные знания;
  • развивать логическое мышление, смекалку.

Воспитательные:

  • прививать навыки  доброжелательного общения, умение слышать других, участвовать в диалоге;
  • формировать активность, самостоятельность, ответственность.

Методы : словесный (беседа, рассказ, работа с учебником);

                 наглядный (объяснительно-иллюстративный);

                 практический (выполнение заданий)

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная

          Урок начала с организационного момента.  Это предварительная организация класса, мотивация деятельности учащихся, создание психологической комфортности и подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

            К теме урока учащиеся подошли сами. Совместно с учащимися были поставлены цели урока и составлен план проведения урока. Задачей этого урока являлось возбуждение интереса к материалу, пробуждение творческой мысли, использование интереса к предмету через создание проблемной ситуации. Результатом деятельности учащихся должна стать выработка умения решать  уравнения, используя разные приемы.

             Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
          Задания, предложенные на уроке способствовали  развитию логического мышления, умению анализировать, применять знания в новых условиях.  При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

          На уроке был применен дифференцированный подход в виде разноуровневых заданий, где свои знания смогли показать учащиеся как сильные, так и более слабые.   Самостоятельная работа была организована в виде решения уравнений разными способами.Учащиеся работали практически сами. Моя роль, как учителя заключалась в координации и консультации, в позиции: «Я рядом. Я с вами»..

          В конце урока проведена рефлексия, которая побуждала учащихся к самоанализу и оценке деятельности. Учащиеся попробовали оценивать не только себя, но и работы своих одноклассников.

Выяснили с учащимися какие новые знания были получены на уроке, проведена самооценка деятельности на уроке.   Домашнее задание  было дано дифференцированное. Одно задание общее для всех. Второе для более сильных учеников по желанию. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен.

Этапы урока

Уровень достижения планируемого результата

Возможные риски

Коррекционная работа

Стадия Вызова

Регулятивные действия

- Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно

- Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные действия

- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

- Выделение наиболее важной информации

- Построение логической цепочки вопросов

Коммуникативные действия

- Включаемость в коллективное обсуждение вопросов

- Постановка вопросов

Личностные действия

- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Предметные действия

-Воспроизведение (актуализация) знаний об уравнениях

-Определение понятий «уравнение», «равенство», «корень уравнения»

- Определение основных направлений

в изучении темы

  1. Ученики не видят, по какому принципу можно сгруппировать записи на доске.
  2. Ученики не могут ответить на вопросы.
  3. Ученики не могут сформулировать цель и задачи урока

1. Предложить рассмотреть каждую запись в отдельности, затем сравнить их, тем самым находя отличия и схожести.

2. Учитель на один из вопросов отвечает сам, показывает на своем примере как можно ответить.

3. Можно подсказать с помощью наводящих вопросов.

Стадия Содержания

Регулятивные действия

- Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

- Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии

Познавательные действия

- Поиск и выделение необходимой информации

- Выбор способа действия

- Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме

Коммуникативные действия

- Умение слушать и вступать в диалог

- Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Личностные действия

- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Предметные действия

- Построение нового знания об уравнениях

- Анализ информации по теме «Решение уравнений»

  1. Ученики не могут привести примеры из жизни, где встречаются равенства
  2. Ученики не умеют делать краткие записи (записывают целые предложения), на что уходит много времени
  3.  Ученики не знают, как применять полученные знания на практике.

1. Учитель может привести один из примеров, с которым сталкиваемся повседневно.

 2. Потренировать учеников сворачивать информацию на отдельных предложениях

3. Еще раз обсудить задание, вспомнить правила и разобрать один из примеров.

Стадия Рефлексии

Регулятивные действия

- Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные действия

Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме

- Выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные действия

- Включаемость в коллективное обсуждение вопросов

- Постановка вопросов

- Умение аргументировать свою точку зрения

Личностные действия

- Оценка действий человека

-Развитие познавательных интересов, учебных мотивов

- Предметные действия

- Применение знаний об уравнениях при решении практических заданий

- Способность использовать полученные знания на практике

1. Ученики затрудняются с помощью одного предложения выразить свои мысли и подвести итог своей работы.

2. Ученики не хотят читать получившиеся «телеграммы»

3. Ученики не знают, где именно искать информацию по данной теме, если возникнут затруднения при выполнении домашней  работы

1. Привести пример, выслушать тех учеников, которые справились с заданием.

2. Дать возможность послушать остальных, либо сдать в письменной форме

3. Обратить внимание учеников на

§ 42


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики по теме "Уравнения", 5 класс.

Урок открытия нового знания по теме "Уравнения", 5 класс, учебник Зубаревой И.И., А.Г.мордковича...

разработка открытого урока математики по теме: "Уравнения" 5 класс

план конспект открытого урока математики 5 класс по теме  :  "Уравнения" + презентация...

Урок математики по теме: «Уравнение с одной переменной». Разделы: Преподавание математики.

Формирование целостной системы ведущих знаний и способов действий по теме: «Уравнения с одной переменной». Практиче...

Методическая разработка урока математики по теме "Уравнения" (5 класс)

Урок начинается с демонстрации математического фокуса "Угадай задуманное число", что, в свою очередь, обеспечивает активность учащихся на уроке и их заинтересованность в результатах своей работы. Пред...

Презентация к уроку математики. Тема: "Решение уравнений 6 класс".

Урок по типу повторения пройденного материала, на котором отрабатываются навыки решения уравнений....

Урок математики на тему "Уравнения" (5 класс)

Разработка урока для обучения решению задач с помощью уравнений для обучающихся 5 класса...

Урок математики по теме "Уравнения с одной переменной. Уравнение и его корни" 7 класс

Данный  урок  представлен  как методический  материал  в рамках  применения  системно- деятельностного  подхода  по  системе Л.Г. Петерсон.В учебном з...