Справка по итогам проведения предметной недели учителей математики, информатики и физики.
методическая разработка по математике на тему

Квачадзе Светлана Анатольевна

Справка по итогам проведения предметной недели учителей математики, информатики и физики.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_dekady_uchiteley_matematiki_2016-2017.docx38.15 КБ

Предварительный просмотр:

Справка

 по итогам проведения предметной декады

учителей математики, информатики и физики.  

Сроки проведения: 10.10.2016 – 19.10.2016.

Цели :

-привить интереса учащихся к изучению математики и физики;

-повысить качество образовательного уровня учащихся;

-совершенствовать педагогическое мастерство учителей;

-обмен опытом проведения уроков и внеклассных мероприятий;

-подготовка и проведение школьного этапа олимпиады, учащихся по математике и физике.

В ходе декады:

-выпущены предметные газеты;

-проведен конкурс оригами из бумаги «Геометрические фигуры»

-проведены открытые уроки;

- проведены внеклассные мероприятия;

- проведены олимпиады по математике и физике.

План проведения декады учителей математики, информатики и физики

10.10.2016 – 17.10.2016

Дата проведения

Название мероприятия

Класс

Время

Учитель

10.10. – 15.10.

Выпуск тематических предметных газет

5 -11

В течение всей недели

Учителя математики и физики.

10.10. – 15.10

Конкурс оригами из бумаги «Геометрические фигуры»

5-7

В течение всей недели

Учителя математики

10.10.

Олимпиада по математике

5-11

12.30

(5-6 уроки)

Учителя математики

11. 10.

Внеклассное мероприятие

«Математический Брейн-ринг»

8АБ

14.20

Квачадзе С.А.

12. 10.

Урок закрепления материала

 «Иррациональные уравнения».

10

3 урок

Квачадзе С.А.

13. 10.

 Урок обобщения и систематизации знаний «Сложение и вычитание натуральных чисел»

4 урок

Кузнецова Н.А.

13.10.

Внеклассное мероприятие «Математическая викторина»

5-6АБ

13. 35

Кузнецова Н.А.

13. 10.

Урок изучения нового материала

«Базовые данные и информационная система»

9

2 урок

Горбунова Н.А.

13. 10.

Урок изучения нового материала

«Сила, как мера взаимодействия тел. Второй закон Ньютона»

10

3 урок

Запасникова Л.В.

15.10

Внеклассное мероприятие «Конкурс эрудитов»

7-8

5 урок

Запасникова Л.В.

17. 10.

Олимпиада по физике

7-11

10.30

(5-6 уроки)

Запасникова Л.В.

Квачадзе С.А.

19. 10.

Подведение итогов декады

13. 00

Администрация, руководитель м.о.

        Согласно плану проведения декады учителей математики, информатики и физики, утвержденный директором школы, в течение декады были проведены 4 открытых уроков, и три внеклассных мероприятия. Также ученики всех классов выпустили тематические газеты, как по физике, так и по математике. Газеты носили самое разнообразное содержание. Все выпущенные газеты способствовали расширению общего кругозора учеников по предметам, повышению их познавательного уровня, развитию логического мышления и т.д.. Был проведен конкурс оригами из бумаги «Геометрические фигуры». Учащиеся 5 – 7 классов с удовольствием делали геометрические фигуры.

               Все открытые уроки и внеклассные мероприятия отвечали современным требованиям методики преподавания, были продуманы этапы уроков, использовались различные формы и методы проведения уроков и внеклассных мероприятий. Все уроки были проведены с применением современных ИКТ.

Анализ открытых уроков по математике

  1.  9 класс – учитель Горбунова Н.А.

Тема урока: "Базы данных и информационная система»

 Урок  изучения нового материала. 

Цели и задачи урока: формирование новых знаний, умений и навыков по теме, осознанное понимание понятий базы данных, информационной системы, реляционной базы данных, первичного ключа, типов полей, контроль за усвоением учебного материала; обучение умению выделять

основное в полученной информации, развитие речи, мышления, учащихся посредством анализа, сравнения; воспитание информационной культуры, устойчивого познавательного интереса к предмету информатика через показ практического применения темы.

Комбинированный урок - рационален для решения этих задач. Не совсем рационально распределено время, отведенное на все этапы урока. Логичны "связки" между этапами урока.

На уроке были использованы словесный метод обучения, наглядные методы обучения (презентация) и практическая работа.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков осуществлялся в форме фронтального опроса и практических заданий.

Были использованы компьютеры для индивидуальной работы.

Высокая работоспособность школьников в течение всего урока поддерживалась за счет интересно подобранным материалом и грамотно построенным диалогом между учителем и учениками.

На уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера и деловое общение. Перегрузки школьников были исключены за счет смены видов деятельности.

Удалось полностью реализовать все поставленные задачи.

– недостатки: несколько нерационально было использовано время при объяснении нового материала, не были подведены итоги урока.

  1. 5 класс– учитель Кузнецова Н.А.

Тема урока «Сложение и вычитание натуральных чисел»

Цель урока: обобщение, систематизация и проверка знаний, умений и навыков в процессе решения разнообразных задач и примеров.

Данный урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Сложение и вычитание натуральных чисел" является восьмым уроком в разделе «Сложение и вычитание натуральных чисел».

Материал урока опирается на знания учащихся, полученных на предыдущих уроках. Основное значение такого урока заключается в формировании целостного представления у учащихся об изученном материале, в проверке качества и прочности знаний учеников, а также их умения применять теоретические знания при решении задач.

На уроке использовались: конверты с заданиями, творческая работа, пожелания.

При подготовке к уроку учитель учитывала работоспособность класса, индивидуальные особенности каждого ребенка. Задания, предложенные на уроке, подбирались с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и способствовали развитию логического мышления, умению анализировать, применять знания в новых условиях.   

Содержание урока соответствует учебной программе, поставленным задачам, развитию аналитического мышления, развитию способности выстраивать логические цепочки рассуждений.

Организация учебного процесса построена в соответствии с принципами системно-деятельностного подхода к обучению.

Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: учитель постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении и не боится высказываться. Создана дружеская, творческая атмосфера урока.  На уроке была создана интригующая ситуация, которая задала направление деятельности урока.

Физкультминутка была использована для психологической и физической разгрузки учащихся.

Темп урока был умеренный. Дети немного волновались. Старались записывать все записи на доске аккуратно и тратили на запись немного больше времени, чем на обычном уроке.

Во время урока был установлен контакт со всеми детьми в классе, хорошая обратная связь. Дети активно работали с предлагавшимися заданиями, проявляли самостоятельность мышления. Анализ ответов детей и записей в тетради показывает, что материал урока усвоен, осмыслен и может активно использоваться в новых ситуациях.

В ходе урока учитель реализовал основную учебную цель: обобщение, систематизация и проверка знаний, умений и навыков в процессе решения разнообразных задач и примеров.

Итоги урока были подведены с привлечением детей, картина сложилась.

Рефлексия урока носила учебную направленность и показала осознанность приобретённых знаний.

Выводы и предложения:

Обратить внимание на реализацию парной работы учащихся у доски.

  1. 10 класс– учитель Квачадзе С.А.

Тема урока: Иррациональные уравнения. Тема очень важная и используется при сдаче ЕГЭ.
Урок проводился в традиционной форме по учебнику Алимова «Алгебра и начала анализа 10-11». На данную тему отводится 2 часа. Это второй урок темы. 
Класс среднего уровня. Всего 12 учащихся.
 Класс организован, дисциплинирован.

Цели урока:

  Совершенствовать навыки решения иррациональных уравнений.

Отрабатывать умение и навыки при решении иррациональных уравнений для подготовки ЕГЭ.

На уроке решались следующие задачи:

Обучающиеся: Закрепить алгоритм решения уравнений методом возведения в степень, равную показателю корня.

Развивающие: Развитие операций мышления (обобщение, анализы, выделение существенного). Развитие внимания, развитие навыков сотрудничества.

Воспитательные: Способствовать развитию личностных качеств, учащихся: самостоятельность, адекватной самооценки, чувство ответственности за результат своего труда.

Оборудование: презентация, карточки, проектор, диагностические работы ЕГЭ, тестовая работа.

Содержание урока

 Соответствует учебной программе, поставленным задачам, способствовало формированию умения решать иррациональные уравнения.

 Тип урока - комбинированный

 Структура урока была выбрана рационально для закрепления тема и учитывая индивидуальные особенности учащихся. Применялись различные методы работы.

- деятельный (процесс познания идет от учеников),

- наглядно – демонстративный,

- частично – поисковый (учим детей наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения под руководством учителя),

- практический

Актуализация знаний началась с создания проблемной ситуации, которая подвела детей к цели и задачам урока. В ходе вопросно–ответной беседы дети включились в коллективную деятельность.

Используя наглядно – демонстративный метод обучения, дети имели возможность высказывать свои мнения, выслушать своих товарищей, проявлять познавательную активность, делать выводы. Данный этап проходит в форме диалога между учителем и учащимися. Наводящие вопросы позволяли ученикам двигаться в правильном направлении и подойти к обобщению новых знаний.

В повторение знаний использовался частично – поисковый, практические методы обучения. В ходе коллективной деятельности дети учились анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Закрепление изученного материала предполагало продолжение работы для достижения поставленных задач урока. Математическая речь, логическое мышление, умение работать самостоятельно не у всех детей получалось. Работа в парах, выполнялась каждым учеником индивидуально и с взаимной проверкой (объяснением) в парах. Это позволило выделить уровни усвоения материала учащимися и создать ситуацию успеха. На протяжения всего урока поддерживалась атмосфера доброжелательности, работоспособности и взаимовыручки. Переключения с одной деятельности на другую обеспечило предупреждения перегрузки, учащихся в течение всего урока. Интерес учащихся на протяжении всего урока поддерживался сменой видов деятельности, а также рефлексией в конце урока.

Урок цели достиг, материал повторен в полном объеме, ни один ребенок не получил неудовлетворительную оценку.

На этапе рефлексия, дети применяли полученные знания на уроке. По итогам работы, учащиеся получили оценки, которые будут выставлены в журнал.

Недостатки  проведения урока:

- нерациональное использование времени при проверке домашнего задания.

  1. 10 класс – учитель Запасникова Л.В.

Урок по теме «Сила- мера взаимодействия тел. Второй закон Ньютона »

На уроке решались следующие задачи:

Образовательные. Раскрыть содержание второго закона Ньютона. Познакомить учащихся с зависимостью между ускорением, приобретаемым телом, и действующей на него силой. Развивать знания учащихся о законах классической механики, о движении с ускорением. Раскрыть систему взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, находить кинематические закономерности, понимать влияние условий на характер протекания физических процессов.

Воспитательные. Выработать умение выслушать мнение собеседника, прийти к общему мнению.

Развивающие.  Развитие у учащихся произвольного внимания, мышления (умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, делать умозаключения.), познавательного интереса (на основе физического эксперимента); формирование мировоззренческих понятий о познаваемости мира, для воспитания чувства само- и взаимоуважения, чувство ценности интеллектуального труда, значимость изучаемого материала.

Методы обучения: проблемный, исследовательский, наглядно-словесный, репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности  на уроке: фронтальная работа,  самостоятельная и  индивидуальная работа.

Оборудование: компьютер, видеопроектор (мультимедиа), экран, приборы школьной лаборатории и акселирометр

Тип урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ, комбинированный (с элементами исследовательской работы)

 На уроке было использовано   (слушали объяснение учителя, делали самостоятельные выводы, проводили эксперимент, делали запись в тетради, рисовали, наблюдали демонстрационный эксперимент , слушали выступления учащихся.) шесть  видов учебной деятельности учащихся.

Учителем было использовано   3 формы  преподавания.

Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению триединой дидактической задачи.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому была создана компьютерная презентация

В конце урока проведена рефлексия на  содержания учебного материала в виде незаконченных предложений. И на эмоциональное состояние.

В уроке были отражены связи:

Межпредметный: география, литература, история, химия.

Метапредметный подход: на  уроке получены учащимися знания, которые могут быть применимы не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях.

На  уроке  менялись  виды учебной деятельности ребят: (работа с учителем, индивидуальная работа, сообщения учащихся,  просмотр видеинформации, наблюдение).

Учителем была применена индивидуальная работа, работа с классом, провела демонстрационный эксперимент.

В завернении работы проведена рефлексия на учебный материал и на эмоциональное состояние ребят.

Урок поставленных задач достиг. Все этапы взаимосвязаны между собой.

Анализ внеклассных мероприятий по математике

В рамках предметной декады также проводились учителями внеклассные мероприятия.

13 октября в МОУ «Ялгинская СОШ» в 6-х классах после занятий было проведено познавательное мероприятие  «Математическая викторина».

Причина проведения заключается в том, чтобы при помощи нестандартных заданий заинтересовать учеников математикой.

Учитель организовала мероприятие, привлекая детей к активной познавательной деятельности. Основой мероприятия являлись математические конкурсы и задания, которые были придуманы учителем в ходе подготовительной работы. Команды очень активно участвовали в конкурсах, отвечали на вопросы. В конце игры команды набрали одинаковое количество баллов, тем самым победила дружба. Командам были вручены грамоты. Поощрение учащихся таким образом способствует проявлению в дальнейшем большей инициативы, активности даже пассивных учеников.

В ходе мероприятия наблюдался дух соревнования, т. к. каждая команда старалась выиграть и прилагала максимум усилий.

Мероприятие прошло на достаточном уровне, учителю удалось наладить положительный контакт со всем присутствующими.

Учителю удалось добиться того, что он хотел, это можно было судить по довольным лицам ребят. После проведения мероприятия можно сделать вывод о том, что, чтобы усилить интерес школьников к математике, повысить их активность необходимо устраивать конкурсы, выбрав интересную тему для обсуждения, учитывая интересы и возможности учеников, а также их возрастные особенности.

12.10 2016. Квачадзе С.А. в 8а и 8б классах проводила игру «Брейн-ринг».

Эпиграфом к уроку послужили следующие слова: 

Предмет математика настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным”.

О. Паскаль

Цели игры:

  1. расширение кругозора учащихся;
  2. повышение уровня математической культуры;
  3. воспитание внимания, развитие сообразительности, находчивости, тренировка памяти.

Участники игры, ученики, желающие принять участие, заранее были предупреждены. В качестве игроков и болельщиков участвовали в игре учащиеся 8а и 8б классов. Игра проводилась в форме викторины, состоящей из девяти этапов.
Ребята с предложенными заданиями учителя во время игры успешно  справлялись. Активно отвечали на вопросы.  Учитель во время игры  только направляла деятельность ребят, а учащиеся самостоятельно старались выполнять задания, обобщать  и делать выводы.

 При подготовке мероприятия были учтены возрастные особенности учащихся. Задания не были сложными, но требовали логических рассуждений.

В процессе мероприятия можно выделить следующую воспитательную цель: «Повышение мотивации и интереса учащихся к урокам математики, развитие сплоченности коллектива, быстроты принятия решения, находчивости, сообразительности в процессе интеллектуальной деятельности».

Во время проведения игры ребята в основном показали хорошие знания предмета, активно отвечая на вопросы.

Цели, поставленные на уроке учителем, были достигнуты.

Активность ребят на игре была на высоком   уровне.

«Конкурс эрудитов» по физике( 15 .10.16).

В внеклассном мероприятии «Конкурс эрудитов» приняли участие команды из 7 «а» и 7 «б» классов , всего три команды, жюри конкура были учащиеся 11 и 10 классов. Учащимся был предложен теоретический тур на опросных листах  и практический тур из многочисленных экспериментальных заданий. Цель: «Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих, исследовательских способностей, проверка экспериментальных навыков»

Целью творческого обучения является воспитание юного исследователя, способного творчески мыслить и самостоятельно получать новые результаты. В первую очередь это относится к тем молодым людям, которые выберут науку своей профессией. Но это важно и для других учащихся, увлеченных физикой, и имеющих проблемы в ее освоении. Ключевым здесь является формирование определенной атмосферы духовного подъема и творческого заряда. В связи с этим вспоминается дно из высказываний нашего выдающегося ученого, лауреата Нобелевской премии Петра Леонидовича Капицы: «Наука должна быть веселая, увлекательная и простая».

В этой мероприятии использовалась работа индивидуально и в группах. Важное значение имеет выбор таких методов оценки учебной деятельности учащегося, как самооценка и взаимооценка в виде опросных листов. В данном мероприятии  имело место применение самооценки, взаимооценки, оценки учителем и старшеклассниками работы в группе, оценка за произведенное ранжирование, заполнение схемы, насколько быстро были проведены исследовательские эксперименты, умение задавать вопросы. Оценка носит мягкий, щадящий характер, она является комплексной и поэтому объективной.

Система экспериментальной работы нравится ребятам, побуждает их заниматься таким непростым предметом как физика.

На данном этапе происходит преобразование абстрактного понятия в сенситивное ощущение, практическое осмысление понятия начального курса физики 7 класса. Построение умозаключения на основе имеющихся теоретических знаний и проведенного исследовательского эксперимента развивает умения слушать выступление своего товарища, доказывать свою точку зрения, позволяет реализовать руководящие качества отдельных учащихся. Действия учеников отслеживаются учителем и старшеклассниками, оценивается. Внимание переключается с абстрактных понятий на визуальное восприятие, теоретические знания применяются к окружающим явлениям.

Развитие логических действий на основе полученных из экспериментов знаний имеет место на этапе обсуждения результатов. Проводится подведение учащихся к обоснованию ответа на поставленный вопрос. План проведения исследования дается учителем для актуализации учебных действий для решения поставленной задачи. Закрепление знаний происходит через моторно-визуальное восприятие.

Наиболее оптимальным образом были использованы фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная формы организации познавательной деятельности. Используемые формы организации познавательной деятельности соответствуют цели мероприятия, методам обучения. Познавательная, развивающая и воспитательная цели  достигнуты через различные методы и приемы учебной деятельности.

Характеристика результатов работы. Ребятам очень нравится такой вид деятельности прежде всего из-за того, что они не являются пассивными слушателями, а становятся исследователями, экспериментаторами, делают для себя открытия, мимо которых они прошли бы в обычной жизни..

В конце  внеклассном мероприятии «Конкурс эрудитов» были подведены итоги и объявлены победители учащиеся 7 «а» класса.

Выводы и рекомендации:

1. Все уроки и мероприятия методическим  объединением учителей математики и физики были четко спланированы и проведены по плану на достаточно высоком методическом уровне. Поставленные цели учителями были достигнуты. Структура и содержание уроков и мероприятий была продумана каждым учителем до мелочей.

2. Все уроки и внеклассные мероприятия были проведены с использованием ИКТ, и они носили проблемно-развивающий характер. Каждый урок и внеклассное мероприятие нес с собой какие-то новые методические находки (урок открытия новых знаний, новых идей,  методических находок).

3. Интерес, проявленный  учащимися на открытых мероприятиях и открытых уроках, показал, что каждому учителю необходимо регулярно проводить открытые мероприятия по своему предмету и делать это, хотя бы в конце каждой четверти, а не только в декаду. Урок для каждого учителя должен быть открытым не только для присутствующих гостей на уроке, а каждый рабочий урок должен стать открытым, прежде всего перед самими  и нашими воспитанниками.

4. Во время декады организовать более активное взаимное посещение уроков учителями.

Руководитель М.О.учителей математики, физики и информатики:                                                                                                    Квачадзе С.А.