Внеклассное меропрития для проведения предметной недели ("МИФ" - математики, информатики, физики) "Не знающий геометрии да не войдет в академию" (Платон)
учебно-методический материал по теме

Пьянкова Ольга Владимировна

В нашей школе хорошей традицией стало проведение предметной недели точных наук. Мы открываем неделю математики, информатики, физики.  Каждый год мы стараемся внести новую идею организации предметной недели. Этому способствует дружная "семья" учителей математики,  информатики и физики, которая не знает возрастных границ. Некоторым учащимся вполне достаточно радости, получаемой от решения задачи, примера, чтобы появился интерес к точным наукам. Но есть ученики у которых вызвать интерес к предмету можно лишь только с помощью дополнительной работы. Думаю, что такая работа на этой неделе найдется каждому. И каждый сумеет проявить себя, показать, на что он способен  и может.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ne_znayushchiy_geometrii_da_ne_voydet_v_akademiyu.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

В нашей школе хорошей традицией стало проведение предметной недели точных наук. Мы открываем неделю математики, информатики, физики.  Каждый год мы стараемся внести новую идею организации предметной недели. Этому способствует дружная "семья" учителей математики,  информатики и физики, которая не знает возрастных границ. Некоторым учащимся вполне достаточно радости, получаемой от решения задачи, примера, чтобы появился интерес к точным наукам. Но есть ученики у которых вызвать интерес к предмету можно лишь только с помощью дополнительной работы. Думаю, что такая работа на этой неделе найдется каждому. И каждый сумеет проявить себя, показать, на что он способен  и может.

Приглашаем всех мальчишек и девчонок отправиться в веселую страну Точных наук. Не забудьте взять с собой: быстроту мысли, находчивость, смекалку.

"Не знающий геометрии да не войдет в академию" (Платон)

1. Математика повсюду.
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.

2. Каждый день, вставая бодро,
Начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро,
Чтобы в класс не опоздать.

1. Вот строительство большое.
Прежде чем его начать,
Нужно всё еще подробно
Начертить и рассчитать.

2.А иначе рамы – криво,
Потолок провалится.
А кому, друзья, скажите,
Это может нравиться?

1.Ох, скажу я вам, ребята,
Все примеры не назвать,
Но должно быть всем понятно,
Что науку надо знать!

2.Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,

1 и 2 вместе. Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.

Сценарий мероприятия для недели математики, информатики и физики "Ассорти «Миф»"

(внеклассное мероприятие)

Ведущий 1: 

Внимание! Внимание!
Приглашаем всех мальчиков и девочек
Отправиться в веселую страну.
Не забудьте взять с собой: быстроту мысли,
Находчивость, смекалку.

Ведущий 2: 

Не в театральном представление,
А среди наших школьных стен
Мы увидим сейчас
Увлекательную игру!

Ведущий 1: 

Уже готово все к сраженью,
Команды лишь сигнала ждут.
Одну минуточку терпенья,
Я вам представлю грозный суд.

Ведущий 2: Итак, встречайте, Наше жюри:

Ведущий 1: Внимание… Команда "РАДИКАЛ", капитан команды:

Ведущий 2: И команда "ИНТЕГРАЛ", капитан команды: 

Ведущий 1: Проведем жеребьёвку: какая команда ответит правильно на следующий вопрос, та команда получает право первой отвечать на вопросы нашей игры.

Ведущий 2: Расположите в правильной последовательности, по годам жизни, этих известных людей: ЕВКЛИД, ФАЛЕС, ЛОБАЧЕВСКИЙ, АРХИМЕД, ФЕРМА. (Если в результате конкурса не определились с правом хода, то предлагается из слова "ГИПОТЕНУЗА" по очереди составлять слова. Та команда, которая не сможет сказать слово будет второй)

Ведущий 1: одна минута на размышление…

Ведущий 2: Уважаемые игроки, ваши варианты…

… ответы команд…

Ведущий 1: Слово жюри…

Ведущий 2: А теперь следующий конкурс:

РАЗМИНКА.

В этом конкурсе надо как можно быстрее отвечать на мои вопросы (вам дается 1 минута!!!). Каждый правильный ответ приносит вам 1 балл.

Готовы? Внимание! Вопросы для первой команды:

  1. 1% от 1 000 рублей? (10 руб)
  2. Единица скорости на море? (узел)
  3. Большой любитель чужих секретов в Интернете? (хакер)
  4. Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения? (Виет)
  5. Книзу летит капельками, а кверху – невидимкою. (вода)
  6. Фигура, образующаяся при пересечении двух прямых? (угол)
  7. Результат математического действия? (ответ, решение)
  8. Я увидел свой портрет, отошел – портрета нет. (зеркало)
  9. Иногда эту глобальную систему называют Сетью … (Интернет)
  10. Как называется утверждение, принимаемое без доказательств? (аксиома)
  11. Дерево даешь – съедает, от воды же умирает. (огонь)
  12. Раздел геометрии, изучающий свойства фигур в пространстве? (стереометрия)

Ведущий 1: А теперь вопросы второй команде, готовы? Тогда начали:

  1. Как называется сотая часть числа? (процент)
  2. Назовите единицу массы драгоценных камней? (карат)
  3. Игрок-профессионал и ценитель компьютерных игр. (геймер)
  4. Основная часть Интернета – Всемирная … (паутина)
  5. Угол, на который поворачивается солдат по команде "кругом"? (180°)
  6. Над водою – ушко, под водою брюшко. (айсберг)
  7. Направленный отрезок? (вектор)
  8. Древнегреческий математик, астроном, философ, именем которого названа теорема об отрезках, лежащих на двух прямых, пересекаемых параллельными прямыми? (Фалес)
  9. К дальним селам, городам
    кто идет по проводам?
    Светлое величество!
    Это … (электричество)
  10. Как называется утверждение, требующее доказательств? (теорема)
  11. Ты за ней – она от тебя,
    Ты от неё – она за тобой. (тень)
  12. Раздел геометрии, изучающий свойства фигур на плоскости? (планиметрия)

Ведущий 2: Молодцы, разминка завершена, а с каким результатом, слово жюри. …жюри…

Ведущий 1: Следующий конкурс, внимание:

ЧЁРНЫЙ ЯЩИК.

За правильный ответ команда получает 4 балла.

Ведущий 2: Назовите предмет, лежащий в чёрном ящике.

Существует легенда о греческом изобретателе Дедале и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что лежит в этом ящике. За это он поплатился жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала.

Ведущий 1: Этот самый древний предмет пролежал в земле 2 000 лет. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. За многие сотни лет конструкция этого предмета практически не изменилась, настолько она совершенна. 

ЧТО ЛЕЖИТ В ЧЁРНОМ ЯЩИКЕ?

Ведущий 2: Ваш ответ, команда…

Ведущий 1: Ваш вариант ответа, команда…

Ведущий 2: Слово предоставляется жюри…

Ведущий 1: Общий счёт…

(Ответ: циркуль)

Ведущий 2: Следующий конкурс:

КОНКУРС КАПИТАНОВ. 

Но, пока капитаны выходят на сцену, команды выбирают задание для мини-спектакля:

1. Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал спрашивать квадрат:
"Почему ты злишься, брат?"
Тот кричит ему: "Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!"
Но квадрат ответил: "Брат!
Я же старше, я квадрат".
И сказал ещё нежней:
"Неизвестно, кто нужней!"
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал: "Приятных
Я тебе желаю снов. Спать
Ложился – был квадратом,
А проснешься без углов!"
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он — нет квадрата.
Онемел… Стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!

2. Если сел ты за компьютер –
Испытай его на прочность:
Постучи его портфелем,
Дисковод поковыряй,
Подолби клавиатуру
И пощёлкай выключатель.
А когда он задымится,
Можешь сесть ты за другой.

Если ты спросить захочешь,
То не нужно тянуть руку –
встань на стул,
Чуть-чуть попрыгай
и немножко покричи –
Вот тогда тебя заметят,
А, возможно, и похвалят –
Так приходит популярность,
Надо громче лишь кричать.

Итак, капитаны готовы. За каждый правильный ответ – 2 балла.

Ведущий 1: Вопрос первый: Сколько концов у четырех палок? У пяти? У четырех с половиной?

Ведущий 2: Кто готов ответить?

Ведущий 1: Вопрос второй: Шел паломник в Иерусалим и встретил трех странников. Каждый из них нес 3 мешка, в каждом мешке – 3 кота. Сколько живых существ двигалось в Иерусалим? Ваш ответ.

Ведущий 2: Известно, что для того, чтобы отличить сырое куриное яйцо от сваренного вкрутую, достаточно закрутить его на столе.

Ведущий 1: Капитаны, пожалуйста, продемонстрируйте опыт… (Капитаны демонстрируют опыт)

Ведущий 2: Как видите: одно яйцо крутится, а другое… Объясните, на чем основан этот опыт?

Ведущий 1: Кто готов ответить?

Ведущий 2: А теперь мы продолжаем, следующее задание "МИФ-театр". Команды получили сценарии, подготовили мини-представления, которые сейчас нам покажут. Максимальное количество баллов – 4.

Конкурс "А знаете ли Вы его?"

Ведущий 1: А теперь проверим знания команд по истории математики и физики.

За каждый правильный ответ – 4 балла. Подсказка "отнимает" 1 балл.

Вопрос 1: Задолго до нашей эры потребности счета привели человека к понятию натурального числа. Постепенно математики Вавилона, Египта, Китая, Греции ещё до нашей эры заложили основы науки – теории чисел. В России крупнейшими представителями теории чисел были Чебышев, Виноградов и человек, о котором далее пойдет речь.

Ведущий 2: По происхождению швейцарец. Однако более 30 лет прожил в России, где его избрали членом Петербургской Академии Наук. Он так описывает роль России в своем творчестве: "Его королевское величество (Фридрих II) недавно меня спрашивал, где я изучил то, что знаю. Я, согласно истине, ответил, что всем обязан моему пребыванию в Петербургской Академии Наук".

Ведущий 1: Назовите этого человека.

Ведущий 2: /подсказка 1/ С его именем связано обозначение отношения длины окружности к ее диаметру греческой буквой π (пи).

Ведущий 1: /подсказка 2/ Он написал учебник "Полное введение а алгебру", по образцу которого в дальнейшем писались другие учебники алгебры.

Ведущий 2: Ваш ответ?

(Ответ: Леонард Эйлер, комментарий жюри)

Ведущий 1: Вопрос 2. С 14 лет жизнь этого человека была связана с Казанским университетом. С 22 лет он преподает в университете: читает лекции по математике, физике, астрономии; заведует обсерваторией, возглавляет библиотеку.

Ведущий 2: Это о нем сказал поэт Фирсов:

Когда-то, здесь, на площади широкой,
По этой вот казанской мостовой,
Задумчивый, неторопливый, строгий,
Он шел на лекции – великий и живой.

Назовите имя и фамилию этого человека.

Ведущий 1: /подсказка 1/ В 35-летнем возрасте он становится ректором Казанского университета и возглавляет его 19 лет.

Ведущий 2: /подсказаи 2/ Он выдвинул новую геометрии, является создателем неевклидовой геометрии, которую в его время почти никто не понял.

(Ответ: Лобачевский Николай Иванович, комментарий жюри)

Ведущий 1: Вопрос 3. Эта женщина, жившая в V в. до н.э., была профессором философии в Александрийском музее египетского города Александрия. В его библиотеке стояли миллионы свитков папируса, на которых были записаны сочинения по истории и географии, математике и физике, философии и поэзии. Женщина-математик древности занималась математическими исследованиями и была очень красноречива. Её советы ценили и поэты, и правители города.

Ведущий 2: Некоторое время она жила в Афинах, неустанно совершенствуя свое образование. По возвращении на родину, приступает к работе в доме муз, где преподает математику и философию. Поэты слагали о ней стихи. Именно за то, что она хранила заветы древней науки, её ненавидел епископ Кирилл. В 415 году, науськанная епископом, толпа христианских монахов растерзала эту выдающуюся женщину. Назовите имя первой женщины-математика.

Ведущий 1: ваши варианты ответов???

(Ответ: Гипатия Александрийская)

Ведущий 2: Последний (четвертый) "исторический" вопрос:

Большая потребность в грамотных людях в военном деле, кораблестроении, в горной металлургической промышленности привела к созданию в России широкой сéти общеобразовательных и специальных школ и училищ. С этой целью в 1701 году Петром I была создана " Математических и навигационных наук школа". Это была первая в России школа, в которой преподавались основные разделы математики: арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия плоская и сферическая…

Ведущий 1: В 1702 году в школу был назначен преподавать арифметику, геометрию и тригонометрию математик, который затем стал старшим учителем и заведующим учебной частью школы. Ему было поручено с 1714 года набирать учителей в Цифирные школы, учрежденные Петром I по всей России.Назовите имя этого человека.

Ведущий 2: Кто этот интересный человек? Ваш ответ…

/Подсказка/ Его учебник "Арифметика, сиречь наука численная" издан в 1703 году в Москве тиражом 2400 книг. Михаил Ломоносов высоко оценил эту книгу и назвал её "вратами учёности". Сам Ломоносов не только изучал "Арифметику", но и знал её наизусть.

(Ответ: Магницкий Леонтий Филиппович, комментарии жюри…)

Ведущий 1: А теперь, уважаемые друзья, предлагаем вам посмотреть наш "МИФ-театр"…

***

Ведущий 2: Слово предоставляется жюри…

***

Ведущий 2: Внимание, внимание!

ЧЁРНЫЙ ЯЩИК ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ!

Ведущий 1: История возникновения этого предмета насчитывает тысячи лет. Вряд ли кто-то возьмет на себя смелость назвать имя изобретателя. В древности этот предмет называли клепсидрами. Назовите этот предмет.

Ведущий 2: /подсказка/ Почти у каждого есть эта замечательная вещь.

Ведущий 1: /подсказка/ На протяжении веков эта вещь постоянно совершенствовалась и претерпевала изменения, уменьшалась в своих размерах, становясь унифицированной, В разное время в это внесли свою лепту Галилео Галилей, папа Римский, инженер Кулибин.

Ведущий 2: /подсказка/ В начале ХХ века поставщиком двора его величества этой важной вещи был владелец знаменитой фамилии. Спустя годы, его внук, знаменитый спортсмен, играющий в НХЛ, занялся наследственным бизнесом.

Ведущий 1: /подсказка/ В математике и физике без этого предмета трудно обойтись, особенно при решении задач на движение.

Ведущий 2: /подсказка/ Этой вещи свойственны эпитеты: солнечные, водяные, песочные, механические, электронные, водонепроницаемые, противоударные.

(Ответ: часы)

Ведущий 1: Следующий конкурс

"ТЕМНАЯ ЛОШАДКА".

Правильный ответ – 2 балла.

Ведущий 2: Какое явление природы описано в стихах Некрасова?

Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал.
Без тела, а живет оно,
Без языка – кричит.

Ведущий 1: Что это такое?

Ведущий 2: Послушайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:

Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины,
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне…

Ведущий 1: Объясните, почему орлы, ястребы и другие птицы, парящие высоко в небе, могут держаться на одной высоте, хотя и не машут крыльями?

Ведущий 2: И последний вопрос: Кому из известных русских писателей принадлежит это высказывание:

"Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что представляет собой человек, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит – меньше дробь".

Ведущий 1: Кому из великих писателей принадлежит это интересное, меткое арифметическое сравнение?(Льву Толстому)

Ведущий 2: И последний вопрос командам (правильный ответ принесёт команде, первой ответившей, 3 балла):

какое слово зашифровано в числе 222122111121 если каждая буква заменена её номером в алфавите? (ответ: ФУФАЙКА)

Ведущий 1: А пока команды думают, поиграют зрители.

Почему дуб чаще многих деревьев поражается молнией?

Ведущий 2: Почему радуга появляется после дождя?

Ведущий 1: Какие преобразования энергии происходят при скатывании санок с горы?

Ведущий 2: Какому закону физики противоречит создание вечного двигателя?

Ведущий 1: Почему впереди стаи обычно летят более сильные птицы?

Ведущий 2: Какое преимущество имеют дирижабли перед другими видами воздушного транспорта?

Ведущий 1: А теперь вернемся к нашим командам. Какой результат при расшифровке?

Ведущий 2: Для подведения итогов слово предоставляется жюри …

***

Ведущий 1: И в заключении хотелось сказать:

Математика повсюду.
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.

Ведущий 2: 

Каждый день, вставая бодро,
Начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро,
Чтобы в класс не опоздать.

Ведущий 1:

Вот строительство большое.
Прежде чем его начать,
Нужно всё еще подробно
Начертить и рассчитать.

Ведущий 2: 

А иначе рамы – криво,
Потолок провалится.
А кому, друзья, скажите,
Это может нравиться?

Ведущий 1: 

Ох, скажу я вам, ребята,
Все примеры не назвать,
Но должно быть всем понятно,
Что науку надо знать!

Ведущий 2: 

Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,

Ведущий 1, 2:

Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.

Ведущий 2: Мы благодарим Команды за участие.

Ведущий 1: Мы благодарим зрителей за поддержку.

Ведущий 2: Мы благодарим жюри за честный суд.

До свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения предметной недели по математике(викторина, стихи). Автор Галимова Н. В.

Материалы для проведения предметной недели по математике(викторина, стихи). Автор Галимова Н. В....

План проведения предметной недели учителей математики МОУ Шатковская ООШ в 2013-2014 учебном году

Планпроведения предметной недели учителей  математикиМОУ Шатковская ООШв 2013-2014 учебном году.Сроки: с 24.02.2014 по 01.03.2014СрокиКлассСодержаниеУрокОтветственный24.02.14понеде льник...

Анализ проведения предметной недели по математике, физике и информатике

Цели и задачи проведения недели, план, краткитй анализ проведения предметной недели, фотографии...

План проведения предметной недели по математике, физике и информатике

План проведения предметной недели по математике, физике и информатике...

Анализ проведенной предметной недели по математике « Знай и умей» 2016г.

С 25. 01. по 30.01. 16г. в школе была проведена  предметная математическая неделя  « Знай  и умей »  посвященной 166-летию со дня рождения С.В. Ковалевской.Цели:Расшире...

Справка по итогам проведения предметной недели учителей математики, информатики и физики.

Справка по итогам проведения предметной недели учителей математики, информатики и физики. ...

Справка по итогам проведения предметной недели по математике, физике и информатике

На основании планирования работы ШМО естественно-математического цикла на 2017 – 2018 учебный год с 22.01.18г. по 27.01.18г. в школе была проведена предметная неделя по математике, физике и инфо...