Урок математики в 6 классе, по теме: "Правила вычисления алгебраической суммы"
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Боросгоева Дарима Дамбаевна

Урок комплексного применения знаний и умений в соответствии требованиям ФГОС, по УМК Зубарева И.И, Мордкович А.Г., 6 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 6 классе.

Тема урока: «Правила вычисления алгебраической суммы»

                                                                                                                                                                                 Учитель: Боросгоева Д.Д.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений 

Цель урока: способствовать выработке умений и навыков сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками, проверить усвоение материала в ходе выполнения заданий.

           воспитательная:

  • расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы: сотрудничество, общение, взаимовыручка, товарищество;
  • побуждение учеников к самоанализу своей деятельности;
  • формирование способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы

            развивающая:

  • развитие навыка устного счета; мобильности и творческой самостоятельности учащихся;
  • формирование умения вести диалог, высказывать свои мысли;
  • развитие мыслительных действий: анализ, сравнение, обобщение;

           учебная:

  • формировать умения и навыки применения правила вычисления значения алгебраической суммы в ходе выполнения упражнений.
  • использование для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологии.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная

Оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер учителя

Дидактические материалы и вспомогательное оборудование: Программа «Живая математика»;    

        Бланки для самоконтроля;      Раздаточный материал.  

Базовый учебник: И.И.Зубарева. А.Г. Мордкович,   Математика. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. – М. : Просвещение, 2014.

Этап урока

Учебная деятельность

Управляющая деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Организация к ситуации готовности к уроку.

  •  Здравствуйте, ребята! Я рада вам.   Сегодня у нас много гостей на уроке. Поприветствуйте гостей.

Проводит инструктаж по работе с листом самооценки и мотивирует на рефлексивную деятельность.

Я хочу сразу обратить ваше внимание на листы самооценки, которые лежат на столах.  Подпишите их, пожалуйста. В течение урока вы  будете  оценивать себя  по критериям, которые указаны в них.

Подписывают лист самооценки.

2. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания

а) Перед вами три цитаты.  Переведите их  на  «Математический  язык»  слайд

  • «Имущество  и  имущество  есть  имущество».
  • «Сумма  двух  долгов  есть  долг».
  • «Сумма  имущества  и  нуля  есть  имущество».

Эти правила,   были сформулированы  ученым математиком Брахмагупта в Древней Индии.  

И на прошлом уроке вы самостоятельно вывели эти правила и называются они правила  вычисления значения алгебраической суммы.

б)   Работа по парам.

Давайте  проверим,   хорошо ли вы знакомы  с этими правилами. Я вам предлагаю проговорить их друг другу и оценить.  За каждое правило 1 балл.

Поднимите руки, кто получил 2 балла.

Вывод: все выучили или надо еще повторить.

в) Проверка домашнего задания. Самопроверка и самооценка. Вывод: есть проблемы?  В чем?  Слайд

Сумма двух положительных чисел положительна

Сумма двух отрицательных чисел отрицательна

 Сумма положительного числа и 0 равна самому этому числу

Проговаривают друг другу правила и ставят баллы в лист самооценивания.

Проверяют домашнее задание по образцу и ставят оценку в тетрадь.

3. Целеполагание (этап постановки учебной задачи).

Чем мы займемся сегодня?

Нужно научиться применять правила при нахождении значений выражений?

Нужно учиться адекватно себя оценивать?

Нужно учиться видеть свои ошибки?

Слайд

Подготовьте свои тетради для работы. Тема урока: «Правила вычисления алгебраической суммы»

Предлагают варианты высказывания и настраиваются на рефлексивную деятельность.

Учиться  правильно применять правила и хорошо считать,

выявлять причины затруднений собственной деятельности.

4. Первичное закрепление

а) А сейчас проверим, найдете ли вы ошибки у меня. Устный  счет:  «Найди ошибку»

а) -20 + (-60) = -80

б) -8 – 20 = 12

в) -30 +  50 = 20

г) –(- 100) – 500= - 600      

д) – 7 + (–11)= -17  

е)  4–10 = - 14        

ж) –3 + (-8) = -11                     Сигнальные карточки

Если у вас не было ошибок поставьте себе 1 балл. Если была хоть одна ошибка ничего не ставите.

б) Работа в мини-группах: Обведите зеленым цветом выражения, значения которых положительны. Синим цветом выражения, значения которых отрицательны.

17-19                -6-23                  -34+57                   18-18

 -6+23              -17-19                   -34-57                    6-23

Проверьте себя.  Какая группа справилась с заданием?

Почему 18-18 отмечено красным цветом?

Обсудите в группах.   Какими должны быть числа x и y, чтобы их сумма была положительным числом; отрицательным числом.

Учащиеся отвечают на вопросы, выслушивают и корректируют ответы, проговаривают в случае ошибки после исправления правильный ответ.

Фиксируют результаты в оценочных листах. Если не допустили ни одной ошибки, ставят 1 балл.        

Обсуждают в группах. Проверяют свою работу по готовому образцу. Отвечают на вопросы.

Обсуждают, выдвигают гипотезы. Аргументируют свою точку зрения.

5. Решение учебной задачи.  Закрепление темы

Логическая задача.  

-6 + * = -8

9 + * = 3

-6,5 + * = 10,5

5,2 + * = -4

Выставить отметку за логическую задачу в лист самооценки.

Каждое задание 1 балл

Где были затруднения? Почему? Как видим у нас пока все неплохо получается.

Сравнивают свое решение с образцами, устанавливают причинно следственные связи, осуществляет сравнения, делает умозаключения.

Выставляют отметку в лист самооценки

Этап контроля и оценки. Самостоятельная работа

Организует индивидуальную дифференцированную работу с самопроверкой. 

Для того, чтобы вы проверили себя и порадовались своим успехам я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Работа на три уровня. Если вы считаете, что вам по плечу любые выражения выбираете карточку зеленого цвета. Если есть еще сомнения и вопросы – карточку желтого цвета. А если считаете, что вам еще нужно потренироваться, то ваша карточка красного цвета.

Самопроверка. Самооценка по критериям указанным на карточках.

Выставить баллы в лист самооценки.

Какие ошибки были допущены в работе?

В чем причина ошибки?

Какие действия выполнены неверно?

Принимают учебную задачу, планируют выполнение учебной задачи, выполняют её самостоятельно.

Проверяют свою работу по готовому образцу, результаты заносят в оценочный лист

Фиксируют ошибки в оценочном листе.

Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, решают дополнительное задание творческого уровня.  Уточняют алгоритм исправления ошибок;

определяют место и причину ошибки;

фиксируют в речи, какие способы действий (нормы) требуют уточнения.

6. Подведение итогов урока

Учитель предлагает вернуться к теме и к целям урока.

- Какая тема нашего урока?

-Чему вы научились сегодня на уроке?

-Не прошел ли для вас урок зря?

Реализовали  ли вы цели урока?

-Где было трудно?

-Что интересного было на уроке?

Заполнить листы самооценивания. Оценки за урок по критериям.

 Участвуют в анализе.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, 

намечают цели последующей деятельности.

 

- Решать более сложные задачи.

Домашнее задание

 Дома, я вам предлагаю выполнить работу над ошибками и  еще  взять карточки, более высокого уровня.     Для  тех,  кто справился с зелеными карточками №273, 279. Спасибо за урок!

   Выбирают домашнее задание.

Самоанализ.

Урок математики был проведен в 6а классе.  

В классе 21 человек: 6 учащихся — на базовом уровне, 13 — на повышенном, 2 – на высоком.

Взаимоотношения между    учащимися ровные, спокойные, дружественные. Ребята данного класса владеют диалогической формой общения, умеют слышать и слушать другого.

Урок проводился согласно тематическому планированию.

Цель урока: способствовать выработке умений и навыков сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками, проверить усвоение материала в ходе выполнения заданий.

Тема урока «Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел».   По программе запланировано 4 часа, а данный урок был вторым по счету. Урок запланирован с использованием Интерактивной доски.

По дидактической цели — это урок комплексного применения знаний и умений. 

По основному способу проведения — фронтальная, индивидуальная, групповая, парная работа через различные виды самостоятельной деятельности, личностно-ориентированный подход.

В ходе урока реализовала следующие задачи:

  • формировать умения и навыки применения правила вычисления значения алгебраической суммы, в ходе выполнения упражнений.
  • использовать для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологии
  • способствовать развитию воображения, творческой активности уч-ся;
  • содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
  • проверить степень усвоения уч-ся материала.

Цель работы уч-ся на уроке: знать правила вычисления значения алгебраической суммы ; учиться  правильно, применять правила и хорошо считать; выявлять причины затруднений собственной деятельности.

Все этапы урока были направлены на выполнение цели и задач с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Орг. момент включал в себя организацию класса, мобилизующее начало урока, создание психологической комфортности и подготовку уч-ся к активной учебной деятельности.

Целью парной работы являлась проверка учащимися знаний правил сложения рациональных чисел

Целью устного счета «Найди ошибку» являлась систематизация знаний по изученным темам и отработка вычислительных навыков.

Работа в мини группах была запланирована для отработки умений сложения чисел с разными  знаками.

В ходе выполнения самостоятельной работы уч-ся достигли планируемого результата, ребята оценили себя.

5. На этапе рефлексии уч-ся приняли участие в анализе  урока: что получилось, что нужно доработать. Дети высказывали свое мнение.  Был подведен итог урока и выставлены оценки.

Для достижения задач и целей урока я использовала следующие методы и приемы:

Словесные, наглядные, письменные и устные упражнения, самостоятельная работа.

Использовала различные формы работы уч-ся: коллективная, индивидуальная, парная, групповая.

Использовала различные виды проверок: самопроверка, взаимопроверка, лист самооценки, оценка каждого задания дала возможность ребенку оценить свои знания, увидеть, что не усвоил и над чем нужно поработать.

Я считаю, что урок цели и задач достиг. Дети усвоили правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел.

Выбранный тип урока и форма проведения урока себя оправдали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 6 классе по теме "Право и правопорядок"

Данный конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию.Данное занятие предп...

урок в 6 классе по теме "Право и правопорядок"

Данный конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию.Данное занятие предп...

Урок математика 7 класс по теме "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"

Урок  объяснения  нового  материала по  теме "Возведение  в  квадрат  суммы  и разности  двух  выражений". Ученики  выступают  в  ролии...

конспект урока в 5 классе по теме "Правила вокруг нас"

Данный урок был проведен в 5 классе. На уроке проходила игра-соревнование по станциям по теме "Правила вокруг нас"...

Урок в 11 классе на тему "Права и обязанности"

Урок в 11 классе на тему "Права и обязанности"...

Урок в 5 классе по теме "Правила поведения в школе" по УМК "Enjoy English" 5 класс автор Биболетова М.З.

Данный урок разработан для закрепления и обобщения материала по теме "Школьная жизнь"  по УМК  "Enjoy English" автор М.З. Биболетова...