Рабочая программа внеурочной деятельнлсти в 5 кл.
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Горбунова Наталья Ивановна

 В рамках основного общего и среднего общего образования «математическое образование должно обеспечить каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность». Чтобы обеспечить такое качество математического образования, необходимо наряду с деятельностью на уроке использовать ресурс внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnlsti_v_5_kl.docx69.47 КБ

Предварительный просмотр:

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наименование учебного предмета – «Занимательная математика»

Класс  5   (базовый уровень)

Уровень общего образования -  основная  школа

Учитель первой квалификационной категории Горбунова Наталья Ивановна

Срок реализации программы - 2016-2017 учебный год

Количество часов по учебному плану: 35

Планирование составлено на основе Сборника программ внеурочной деятельности  «Математическая гармония» Методические рекомендации для учителя математики. Под общей редакцией О. В. Сафоновой, Ульяновск Центр ОСИ 2015

    Пояснительная записка

В Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 г. № 2506-р, сказано, что одной из задач развития математического образования в Российской Федерации является популяризация математических знаний и математического образования. По направлению «Математическое посвящение и популяризация математики, дополнительное образование» в Концепции предусмотрено «обеспечение непрерывной поддержки и повышения уровня математических знаний для удовлетворения любознательности человека, его общекультурных потребностей, приобретение знаний и навыков, применяемых в повседневной жизни и профессиональной деятельности». В рамках основного общего и среднего общего образования «математическое образование должно обеспечить каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность».

Чтобы обеспечить такое качество математического образования, необходимо наряду с деятельностью на уроке использовать ресурс внеурочной деятельности. Это может способствовать решению таких насущных проблем, как отсутствие у значительной части учащихся мотивации для самостоятельного получения знаний, для преодоления интеллектуальных трудностей; «натаскивание» на экзамен; неумение школьников применять приобретенные знания и умения для решения видоизмененных учебных или практических задач. На решение этих задач нацелена программа внеурочной деятельности для шестиклассников «В мире смекалки» в объеме 35 часов. Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и учётом нормативно-правовых документов:

  1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральным государственным стандартом основного общего образования, утверждённым приказом  Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644.
  3.   Письмо МОН РФ № 03-296 от 12.05.2011 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС ООО»
  4.   Концепция национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
  5. Примерной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15).
  6. Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189.
  7.  Сборник программ внеурочной деятельности  «Математическая гармония» Методические рекомендации для учителя математики. Под общей редакцией О. В. Сафоновой, Ульяновск Центр ОСИ

     Актуальность программы определена тем, что пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет

Общая характеристика программы

   Цель программы:

 создание условий для формирования у школьников культуры мышления, умения разрешать проблемные ситуации, для развития их математических способностей, повышения общего культурного уровня.                                                                                                                              Продуктом интеллектуальной деятельности учащихся станет интерактивный музей математики «В мире смекалки».                                                                                                                                                  Термин «интерактивный» переводится как «обоюдоактивный» или «взаимнодеятельный». Интерактивный экспонат - это тот экспонат, который можно трогать и который по-разному откликается на различное воздействие, давая ответы на вопросы, предположения, догадки. Ф. Оппенгеймер писал: «Объяснение науки и техники без реквизита напоминает попытку обучения плаванию без допуска ученика к воде».

Предполагается, что создаваемый в рамках данной программы интерактивный музей, разбудит работу мысли учащегося. Экспонаты музея будут «подстрекать на любознательность и обострять интерес».

 

Задачи программы:

  1. Стимулирование интереса к изучению математики посредством включения учащегося в познавательную деятельность.
  2. Развитие мышления и формирование приёмов интеллектуальной деятельности (наблюдение, анализ, сравнение, установление и использование аналогии, абстрагирование, синтез, обобщение, формулировка суждения, индуктивное умозаключение, дедуктивное умозаключение), в т. ч. в области пространственных представлений; формирование умения ставить проблемы и искать пути их решения.
  3. Формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приемов работы с разнообразными источниками информации.
  4. Обучение учащихся бесконфликтной организации совместной деятельности с педагогами, сверстниками, формирование умения формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения в организуемой деятельности.
  5. Развитие коммуникабельной, самостоятельной, культурной личности через усвоение социально значимых знаний, развитие социально значимых отношений, приобретение опыта осуществления социально значимых действий.
  6. Создание интерактивного музея математики «В мире смекалки» для популяризации математических знаний.

                 Основные приемы для достижения целей:

1) использование неожиданных сопоставлений;

2) привлечение примеров и задач из художественной литературы, легенд, сказаний;

3) использование математических игр, фокусов, головоломок и других развлечений;

4)экскурсы в область истории математики;

5) обсуждение житейских ситуаций;

6) приведение примеров применения математики в других науках и общественных сферах.

Предметное содержание программы представлено числовой линией и геометрической линией. Содержание программы выходит за пределы объема обязательных знаний, но вместе с тем оно связано с основными темами школьной программы по математике.

Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена включением познавательной деятельности школьников в области математики в более широкий контекст разнообразной по содержанию и формам социально значимой деятельности (проектирование музёя математики и отдельных его залов; разработка и создание экспонатов музея; проектирование и проведение экскурсий для одноклассников, школьников младшего возраста, взрослых).

Деятельностное содержание программы определяется за счет соотнесения объективных дидактических возможностей фрагментов курса математики с субъективными интересами и склонностями обучающихся, за счет формирования личностного отношения к математическим объектам, фактам («любопытно», «неожиданно», «красиво», «хочется рассказать и показать другим»).

Таким образом, в основе программы лежит системно – деятельный подход, который предполагает активную учебно – познавательную деятельность школьников. Учащиеся включаются в деятельность по изучению математических понятий и методов решения математических задач, которая позволяет проявить самостоятельность и творчество.

Для реализации цели программы предлагается использовать следующие формы учебных занятий :лекция, эвристическая беседа, мини – доклады, дидактическая и ролевая игра, коллективное творческое дело и др.

Основной технологией является технология проблемного обучения постулатом, которой является суждение «Жить значит иметь проблемы, а решать их значит расти интеллектуально».

Ведущие дидактические принципы при организации деятельности: принципы системности, доступности, последовательности, добровольности, проблемности обучения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.

Личностные результаты

У учащихся могут быть сформированы:

  1. готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  2. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
  3. коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  4. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания и рассуждения;
  5. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических и иных задач;
  6. волевые качества, настойчивость, готовность преодолевать интеллектуальные и технические трудности;
  7. стремление и умение получать законченные и качественные результаты выполняемой работы.

Метапредметные результаты

У учащихся будут сформированы:

  1. первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
  2. умение понимать смысл поставленной задачи, удерживать задачу, самостоятельно ставить задачи;
  3. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  4. умение контролировать процесс и результат познавательной деятельности.

В частности, предлагаемая программа внеурочной деятельности будет способствовать формированию следующих метапредметных компетенций (универсальных учебных действий):

А.        Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • формулировать и удерживать учебную задачу;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • составлять план и последовательность действий;
  • адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

              Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
  • предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений.

            Б. Познавательные

            Учащиеся научатся:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  • использовать общие приёмы решения задач;

применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

  • осуществлять смысловое чтение;
  • создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
  • понимать сущность алгоритмических предписаний и действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме.

            Учащиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные и по аналогии) и выводы;
  • формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
  • видеть математические задачи в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

  • интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).

              В.        Коммуникативные

              Учащиеся научатся:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
  • взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

               Предметные результаты

              Учащиеся научатся:

  1. работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
  2. владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о  числе, об основных геометрических объектах;
  3. выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач;
  4. самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
  5. пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации.

          Учащиеся получат возможность научиться:

  1. выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
  2. применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
  3. самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

    Особенности реализации программы

    При выстраивании схемы проведения занятий приоритет отдаётся следующей структуре:

  1. Гимнастика ума (система занимательных задач, не обязательно связанных с темой занятия).
  2. Актуализация имеющихся у учащихся знаний.
  3. Создание проблемной ситуации.
  4. Организация исследовательской деятельности.
  5. Организация деятельности по применению знаний.
  6.  Контроль и оценка деятельности.

             Полученные знания учащиеся реализуют в творчестве. Они создают экспонаты  будущего музея и составляют сопроводительные тексты к  ним.

          Виды деятельности учащихся в рамках программы:

  1. Работа с информацией (поиск и сбор, обработка, использование, хранение).
  2. Практическая работа.
  3. Игровая деятельность.
  4. Эвристическая деятельность.
  5. Проектная деятельность.

           Формы учёта знаний, умений для оценки планируемых результатов освоения программы:

  1. Анализ результатов участия учащихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
  2. Создание «галереи образов» — экспонатов интерактивного музея математики «В мире смекалки».
  3. Создание словаря терминов и понятий.
  4. Мини-доклады.
  5. Защита проекта.
  6. Рефлексия на каждом занятии.

          Формы подведения итогов реализации данной программы.

          Открытие интерактивного музея науки математики «В мире смекалки». Условия, которые помогут достичь результата:

  1. Использование разнообразных форм организации познавательной деятельности.
  2. Стимулирование деятельности и поддержка инициативы школьников со стороны учителя.
  3. Занимательность учебного материала.
  4. Добровольность деятельности и активность ребят.
  5. Использование ИКТ.
  6. Целенаправленность и организованность в работе.

Содержание программы

  1. Дом занимательных наук.

   Биография Я.И. Перельмана. «Дом занимательных наук» - культурно-просветительский центр, созданный Я.И. Перельманом. Галерея числовых диковинок или арифметическая кунсткамера (число 365, звериное число). Математические фокусы с числами (угадывание чисел).

         Создаём модель интерактивного музея науки математики «В мире смекалки».Конкурс знатоков - интеллектуально-познавательная игра.

  1. В мире чисел.

            Натуральные числа и действия над ними. Приёмы быстрого счёта. Числа- великаны. Задачи-шутки, задачи - загадки. Числовые ребусы. Магический квадрат. Четность. Четность суммы и произведения. Прибавление четного. Чередование. Разбиение на пары.

Число Шахерезады. Квадрат любого числа, состоящего из единиц. Математический палиндром. Примеры. Доказательство (рассмотреть умножение в столбик). «1001 ночь». Получение палиндрома из любого числа. Практическое задание: нахождение палиндрома из данных чисел (число складывается со своим «перевёртышем» до тех пор, пока не получиться палиндром).

Открытие нуля. Числовые ребусы. Упражнения, игры, задачи.   Математический КВН. Решение ребусов и логических задач                                                                                                          

Нуль был изобретён в Индии в V веке. Основные свойства нуля. Нулевое число Фибоначчи. Практическое задание: решение примеров и задач, опираясь на основные свойства нуля. Числа счастливые и несчастливые .Некоторые факторы, которые определяют наше отношение к числам. Примеры счастливых и несчастливых чисел в разных странах (Россия, США, Япония, Китай, Италия).

Практическое задание: составление своих счастливых чисел по фамилии, имени, отчеству; по дате рождения.

Делится или не делится. Задачи  на  сообразительность,  внимание,  смекалку.  Признаки делимости на 2, 3, 4, 5 и 10. Решение задач - на какие числа делятся данные числа, делятся ли данные числа на предложенные числа. Признак делимости на 11.

  1. Математика и шифры.

Тарабарская грамота. Шифрование текста способом Полибия. Шифрование текста способом Юлия Цезаря. Решетка Кардано.

            Наука криптография. «Мы ищем клад» - интеллектуальная игра по теме «Математические шифры». Составляем криптограммы для

           музея. Готовим экскурсию по залу «Кодирование и декодирование информации»

  1. Геометрические головоломки.

            Лист Мёбиуса. Флексагон. Флексман. Превращения квадрата. Танграм. Разрезание фигур на равные части. Разрезание фигур на

           равные    части. Математические орнаменты и узоры. Создаём экспонаты для музея. Готовим экскурсию в зале «Тайны геометрии»

                   

  1. Игры и стратегии с точки зрения математики.

       Игра «Битва чисел». Игра «Ним». Игра «Башня из колец». Игра «Крестики-нолики». Переправы и разъезды. Переливания. Задачи со спичками.

    «Поле чудес» - интеллектуальная игра

                   

№ п/п

Название темы

Количество часов

Форма  проведения

Теория

Практика

I

 Дом занимательных наук

5

1,5

3,5

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Галерея числовых диковинок. Задачи  на  сообразительность,  внимание,  смекалку.

1 ч

0,5

0,5

2

Секреты некоторых математических фокусов 

1 ч

0,5

0,5

3

Конкурс знатоков -  интеллектуальная игра.

1 ч

-

1

4

Создаём модель интерактивного музея науки математики «В мире смекалки»

1 ч

0,5

0,5

5

Создаём модель интерактивного музея науки математики «В мире смекалки»

1 ч

-

1

       II

                                                    В мире чисел.

10 ч

4 ч

6 ч

6

Натуральные числа и действия с ними. Приёмы быстрого счёта

1 ч

0,5

0,5

7

Разбор  заданий  школьного  тура  математических  олимпиад прошлых лет.

1 ч

0,5

0,5

8

Числа-великаны. Интеллектуальная игра «Мир чисел».

1 ч

0,5

0,5

9

Числовые ребусы 

1 ч

0,5

0,5

10

Число Шахерезады

1 ч

0,5

0,5

11

Числа счастливые и несчастливые

1 ч

0,5

0,5

12

Делится или не делится. Задачи  на  сообразительность,  внимание,  смекалку. 

1 ч

0,5

0,5

13

Магические квадраты

0,5

0,5

14

«Магия чисел» - интеллектуальная игра.

-

1

15

Создаём экспонаты для музея. Готовим экскурсию по залу «Необычное об обычных числах»

-

1

III

                                   Математика и шифры.

6 ч

2

4

16

Шифрование текста способом Юлия Цезаря. Решётка Кардано

1

-

17

Тарабарская грамота. Шифрование текста способом Полибия

-

1

18

Наука криптография

1 ч

1

-

19

Тарабарская грамота. Шифрование текста способом Полибия

1 ч

-

1

20

«Мы ищем клад» - интеллектуальная игра по теме «Математические шифры»

1 ч

-

1

21

Составляем криптограммы для музея. Готовим экскурсию по залу «Кодирование и декодирование информации»

1 ч

-

1

IV

Геометрические головоломки.

6 ч

-

6

22

Топологическая головоломка «Лист Мёбиуса»

1 ч

-

1

23

Игрушки из картона и бумаги. Флексатон и флексман

1 ч

-

1

24

Превращения квадрата. Танграм

1 ч

-

1

25

Разрезание фигур на равные части. Математические орнаменты и узоры

1 ч

-

1

26

Создаём экспонаты для музея. Готовим экскурсию в зале «Тайны геометрии»

2 ч

-

1

27

Создаём экспонаты для музея. Готовим экскурсию в зале «Тайны геометрии»

-

1

V

Игры и стратегии с точки зрения математики.

8 ч

-

8

28

Игра «Битва чисел»

-

1

29

Игра «Ним»

-

1

30

Игры «Башня из колец» и «Крестики- нолики»

-

1

31

Переправы и разъезды. Переливания

-

1

32

«Поле чудес» - интеллектуальная игра

1 ч

-

1

33

Создаём экспонаты для музея. Готовим экскурсию по залу «Игры и стратегии с точки зрения математики»

2 ч

-

1

34

Создаём экспонаты для музея. Готовим экскурсию по залу «Игры и стратегии с точки зрения математики»

-

1

35

Открытие интерактивного музея науки математики «В мире смекалки». Проведение экскурсий

1 ч

-

1

                 Информационно-методическое обеспечение:    

  1. Депман, И. Я. За страницами учебника математики [Текст] : пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. - М. : Просвещение, 2009. —287 с.
  2. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).
  3. Коваленко, В. Г. Дидактические игры на уроках математики [Текст]: кн. для учителя / В. Г. Коваленко. - М.: Просвещение, 2001. - 96 с.
  4. Мухаметзянова, Ф. С. Математика в 5 классе в условиях ФГОС: рабочая программа и методические материалы [Текст]: метод, рекомендации. В 2ч.        Ч. 1 / Ф. С. Мухаметзянова; под общ. ред. В. В. Зарубиной. -Ульяновск : УИПКПРО, 2012.-104 с.
  5. Мардахаева, Е. Л. Математический кружок. Образовательная программа внеурочной деятельности для учащихся 5-6-х классов [Текст] / Е. Л. Мардахаева // Реализация требований ФГОС ООО в преподавании математики. — М.; Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2012. - С. 132-149.
  6. Медников, Л. Э. Чётность [Текст] / Л. Э. Медников. - М. : МЦНМО, 2008. - 60 с.: ил.
  7. Перельман, Я. И. Живая математика [Текст] : математ. рассказы и головоломки / Я. И. Перельман ; под ред. В. Г. Болтянского. - 12-е изд. - М.: Наука, 2007.-160 с.
  8. Фарков, А. В. Математические кружки в школе. 5-8 классы [Текст] / А. В. Фарков. - М. : Айрис-пресс, 2007. - 92 с.
  9. Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку 5-6 классы [Текст] : пособие для общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. - 10-е изд. - М : Просвещение, 2010. - 95 с. - (МГУ - школе).
  10. Шень, А. Игры и стратегии с точки зрения математики [Текст] / А. Шень. - 3-е изд., доп. - М.: МЦНМО, 2013. - 48 с.: ил.
  11. Шуба, М. Ю. Занимательные задания в обучении математике [Текст] : кн. для учителя / М. Ю. Шуба. - 2-е изд. — М. : Просвещение, 2005. — 222 с.

Интернет-ресурсы

1. Сайт внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httр://уnеuгосhkа.гu/

2.Сайт академии занимательных наук [Электронный ресурс].

3. Сайт интеллектуальных развлечений [Электронный ресурс].

4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс].

5. Флексагоны, флексоры, флексманы [Электронный ресурс].

6. Сайт для любителей всё делать своими руками [Электронный ресурс].

7. Движущиеся игрушки из картона и бумаги [Электронный ресурс].

8. Танграм [Электронный ресурс].

         

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

Содержание

Формы и виды деятельности

Дата проведения

По плану

Фактически

  1. Дом занимательных наук, 5 ч

УУД . Познавательные: сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи, делать выводы на основе обобщения знаний. Регулятивные: анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, развивать навыки оценки и самоанализа. Коммуникативные: аргументировать свою позицию, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;

1/1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Галерея числовых диковинок. Задачи  на  сообразительность,  внимание,  смекалку.

1 ч

 Инструктаж по ТБ в кабинете математики. Биография Я.И. Перельмана. «Дом занимательных наук» - культурно-просветительский центр, созданный Я.И. Перельманом. Галерея числовых диковинок или арифметическая кунсткамера (число 365, звериное число, число Шахерезады).

Интерактивная лекция. Индивидуальная и групповая работа

2/2

Секреты некоторых математических фокусов 

1 ч

Математические фокусы с числами (угадывание чисел).  Практическое задание: ученики выполняют задания из следующих фокусов: угадай задуманное число; 10 чисел Фибонначи; число в конверте; угадай возраст собеседника. Теоретическая часть: Что такое математические фокусы? Содержание и секреты математических фокусов, которые были рассмотрены на практическом задании.

 

Эвристическая беседа. Поиск информации. Парная работа Просмотр презентации:

3/3

Конкурс знатоков -  интеллектуальная игра.

1 ч

Класс делится на три команды и выполняют задания предложенные учителем

Групповая работа

Индивидуальные выступления учащихся

4/4

Создаём модель интерактивного музея науки математики «В мире смекалки»

2 ч

Учащиеся оформляют экспонаты музея и готовят к ним выступления .

Работа над проектом. Групповая работа

5/5

Создаём модель интерактивного музея науки математики «В мире смекалки»

Учащиеся оформляют экспонаты музея и готовят к ним выступления .

Работа над проектом. Групповая работа

Индивидуальные выступления учащихся

  1. В мире чисел. 10 ч

УУД. Метопредметные: умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни; умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем; умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.); умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;

умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; Предметные: умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки; развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета; овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений; умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;

6/1

Натуральные числа и действия с ними. Приёмы быстрого счёта

1 ч

Выполняют задания на все математические действия, известные им: сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень.

Практикум.

Индивидуальная и фронтальная работа

7/2

Школьный тур  математической  олимпиады.

1 ч

Учащиеся самостоятельно решают олимпиадные задачи. Определяются победитель и призёры.

Индивидуальная работа

8/3

Числа-великаны. Интеллектуальная игра «Мир чисел».

1 ч

Мини-доклады учащихся. Просмотр презентации на тему «Числа великаны»

Конференция.

Мини-доклады

9/4

Числовые ребусы 

1 ч

Просмотр презентации на тему «Числовые ребусы». Составление алгоритма решения задач по теме. Разгадывание и составление числовых ребусов

Практикум.

Индивидуальная и групповая работа

10/5

Число Шахерезады

1 ч

Квадрат любого числа, состоящего из единиц. Математический палиндром. Примеры. Доказательство (рассмотреть умножение в столбик).

«1001 ночь». Получение палиндрома из любого числа. Практическое задание: нахождение палиндрома из данных чисел (число складывается со своим «перевёртышем» до тех пор, пока не получиться палиндром).

Эвристическая беседа. Поиск информации. Парная работа Просмотр презентации; «Число Шахерезады»

11/6

Числа счастливые и несчастливые

1 ч

Некоторые факторы, которые определяют наше отношение к числам. Примеры счастливых и несчастливых чисел в разных странах (Россия, США, Япония, Китай, Италия).

Практическое задание: составление своих счастливых чисел по фамилии, имени, отчеству; по дате рождения.

Ролевая игра. Групповая работа

12/7

Делится или не делится. Задачи  на  сообразительность,  внимание,  смекалку. 

1 ч

Задачи  на  сообразительность,  внимание,  смекалку. 

Признаки делимости на 2, 3, 4, 5 и 10. Решение задач - на какие числа делятся данные числа, делятся ли данные числа на предложенные числа. Признак делимости на 11. Число делиться на 11 только тогда, когда сумма цифр с чередующимися знаками делиться на 11. Выбрать из списка те числа, которые делятся на11; составить числа, которые делятся на 11.

Ролевая игра. Групповая работа

13/8

Магические квадраты

Возникновение магических (волшебных, математических) квадратов. Определение магических квадратов. Принципы их составления и заполнения. Магические квадраты разных порядков. Применение магических квадратов.  Практическое задание: заполнение магических квадратов.

Эвристическая беседа. Поиск информации. Парная работа

14/9

«Магия чисел» - интеллектуальная игра.

Класс разбивается на 4 команды и выполняют задания учителя. Игра позволяет расширить представление о числе, расширить  знания, полученные на уроках. Дать историческую справку о числах 3, 7, 5.

 Побудить к коллективному творческому мышлению.

Групповая работа

Индивидуальные выступления учащихся

15/10

Создаём экспонаты для музея. Готовим экскурсию по залу «Необычное об обычных числах»

Учащиеся оформляют экспонаты музея и готовят к ним выступления .

Работа над проектом. Групповая работа

Индивидуальные выступления учащихся

  1. Математика и шифры. 6 ч

УУД. Познавательные: строить речевые высказывания; владеть общим приемом решения задач; уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий; находить и исправлять ошибки, объяснять их причины; выстраивать аргументацию при доказательстве и диалоге; выбирать рациональный способ вычислений и поиска решений . Коммуникативные: уметь работать в режиме диалога; уметь сопоставлять полученные математические знания со своим жизненным опытом; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;

16/1

Шифрование текста способом Юлия Цезаря. Решётка Кардано.

1 ч

Шифрование текста способом Юлия Цезаря. Решётка Кардано. Просмотр презентации по теме и мини –доклады учащихся.

Эвристическая беседа. Парная работа Просмотр презентации: Математические шифры»

17/2

Тарабарская грамота. Шифрование текста способом Полибия

1 ч

Тарабарская грамота. Шифрование текста способом Полибия. Мини –доклады учащихся

Практическая работа в парах

18/3

Наука криптография

1  ч

Мини – доклады учащихся

Поиск информации. Парная работа

19/4

1 ч

Просмотр и обсуждение презентации по теме. Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Практическая работа в парах

20/5

«Мы ищем клад» - интеллектуальная игра по теме «Математические шифры»

1 ч

Класс делится на две команды и ищет клад по зашифрованным подсказкам.

Групповая работа

Индивидуальные выступления учащихся

21/6

Составляем криптограммы для музея. Готовим экскурсию по залу «Кодирование и декодирование информации»

1 ч

Учащиеся оформляют экспонаты музея и готовят к ним выступления .

Работа над проектом. Групповая работа

Индивидуальные выступления учащихся

  1. Геометрические головоломки. 6 ч

УУД. Познавательные: Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; анализировать расположение деталей исходной конструкции;

составлять фигуры из частей, сравнивать и группировать факты и явления; определять причины событий. Регулятивные выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием. Коммуникативные осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля:сравнивать построенную конструкцию с образцом. Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;

22

Топологическая головоломка «Лист Мёбиуса»

1 ч

Лист Мебиуса. Август Фердинанд  Мёбиус -астроном, математик. Открытие листа Мёбиуса. Применение  листа Мёбиуса в науке технике, живописи, архитектуре, в цирковом искусстве.  Практическое задание: изготовление листа Мёбиуса, опыты (разрезание, закрашивание одной стороны).

Групповая работа

Индивидуальная работа.

Практическая работа.

Просмотр презентации

23

Игрушки из картона и бумаги. Флексатон и флексман

1 ч

Познакомить учащихся с разнообразием задач на разрезание и складывание фигур.

Изготовление моделей для практических упражнений.

Групповая работа

Индивидуальная работа.

Практическая работа.

Просмотр презентации

24

Превращения квадрата. Танграм

1 ч

 «Пента» - пять. Игра состоит из плоских фигурок, каждая из которых состоит из 5 квадратов и 7 «хитроумных фигур»

Групповая работа

Индивидуальная работа.

Практическая работа.

Просмотр презентации

25

Разрезание фигур на равные части. Математические орнаменты и узоры

1 ч

Что такое Колумбово яйцо. Цель данной головоломки. Практическое задание: изготовление головоломкуКолумбово яйцо из картона, составление всевозможных фигур-силуэтов, сначала самостоятельно, затем по образцу. Паркеты Эшера.

Презентация: « Паркеты Эшера»

26

Создаём экспонаты для музея. Готовим экскурсию в зале «Тайны геометрии»

2 ч

Учащиеся оформляют экспонаты музея и готовят к ним выступления .

Работа над проектом. Групповая работа

Индивидуальные выступления учащихся

27

Создаём экспонаты для музея. Готовим экскурсию в зале «Тайны геометрии»

Учащиеся оформляют экспонаты музея и готовят к ним выступления .

Работа над проектом. Групповая работа

  1. Игры и стратегии с точки зрения математики, 8 ч.

УУД. Познавательные: анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

Регулятивные : конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; объяснять выполняемые и выполненные действия;

воспроизводить способ решения задачи; оценивать предъявленное готовое решение задачи. Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи. Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта; креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;

28/1

Игра «Битва чисел»

Найти дополнительные сведения об истории зарождения счета, мер длины и т.д. (библиотека, Интернет).

Написать рассказ  по темам «Мир чисел», «Особые числа», «Развитие искусства счета», «Дроби и проценты», «Дроби и проценты» (учащиеся поделены на группы).

Представление  своих работ в виде презентации (1-2 слайда).

Групповая работа

Индивидуальные выступления учащихся

29/2

Игра «Ним»

Игра «Ханойские башни» по перекладыванию 8 колец. «Крестики- нолики»:В клетках поля записаны названия 9 конкурсов. Капитан команды "Крестики" получает право выбрать конкурс. Ведущий игры раскрывает суть конкурса, после чего каждая команда получает задание решить задачу.

Выигрывает команда, которая быстро и правильно справилась с предложенным заданием. Победившая команда имеет право закрепить свой знак на табло и выбрать следующий конкурс.

Групповая работа

Индивидуальные выступления учащихся

30/3

Игры «Башня из колец» и «Крестики- нолики»

Групповая работа

Индивидуальные выступления учащихся

31/4

Переправы и разъезды. Переливания

Задачи на переливание жидкостей, переправы и разъезды. Практическое задание: решение задач в группах и самостоятельно на переливание жидкости, опираясь на закон Архимеда.

Групповая работа

Индивидуальные выступления учащихся

32/5

 «Поле чудес» -

интеллектуальная игра

1 ч

Игра «Поле чудес»- тематическая игра. Учувствуют 9 человек (3 тройки), остальные болельщики. Задания игры следующие: разгадать ребус; решить задачу в стихах; решить задачу повышенной трудности. Участники игры заранее дома готовят «подарки» ведущему в виде математических фокусов.

Групповая работа

Индивидуальные выступления учащихся

33/6

Создаём экспонаты для музея. Готовим экскурсию по залу «Игры и стратегии с точки зрения математики»

2 ч

Учащиеся оформляют экспонаты музея и готовят к ним выступления .

Работа над проектом. Групповая работа

34/7

Создаём экспонаты для музея. Готовим экскурсию по залу «Игры и стратегии с точки зрения математики»

Учащиеся оформляют экспонаты музея и готовят к ним выступления .

Работа над проектом. Групповая работа

35/8

Открытие интерактивного музея науки математики «В мире смекалки». Проведение экскурсий

1 ч

Проведение экскурсий

           Информационно-методическое обеспечение:    

  1. Депман, И. Я. За страницами учебника математики [Текст] : пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. / И. Я. Депман, Н. Я. Виленкин. - М. : Просвещение, 2009. —287 с.
  2. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор [Текст] : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).
  3. Коваленко, В. Г. Дидактические игры на уроках математики [Текст]: кн. для учителя / В. Г. Коваленко. - М.: Просвещение, 2001. - 96 с.
  4. Мухаметзянова, Ф. С. Математика в 5 классе в условиях ФГОС: рабочая программа и методические материалы [Текст]: метод, рекомендации. В 2ч.        Ч. 1 / Ф. С. Мухаметзянова; под общ. ред. В. В. Зарубиной. -Ульяновск : УИПКПРО, 2012.-104 с.
  5. Мардахаева, Е. Л. Математический кружок. Образовательная программа внеурочной деятельности для учащихся 5-6-х классов [Текст] / Е. Л. Мардахаева // Реализация требований ФГОС ООО в преподавании математики. — М.; Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2012. - С. 132-149.
  6. Медников, Л. Э. Чётность [Текст] / Л. Э. Медников. - М. : МЦНМО, 2008. - 60 с.: ил.
  7. Перельман, Я. И. Живая математика [Текст] : математ. рассказы и головоломки / Я. И. Перельман ; под ред. В. Г. Болтянского. - 12-е изд. - М.: Наука, 2007.-160 с.
  8. Фарков, А. В. Математические кружки в школе. 5-8 классы [Текст] / А. В. Фарков. - М. : Айрис-пресс, 2007. - 92 с.
  9. Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку 5-6 классы [Текст] : пособие для общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. - 10-е изд. - М : Просвещение, 2010. - 95 с. - (МГУ - школе).
  10. Шень, А. Игры и стратегии с точки зрения математики [Текст] / А. Шень. - 3-е изд., доп. - М.: МЦНМО, 2013. - 48 с.: ил.
  11. Шуба, М. Ю. Занимательные задания в обучении математике [Текст] : кн. для учителя / М. Ю. Шуба. - 2-е изд. — М. : Просвещение, 2005. — 222 с

Интернет-ресурсы

1. Сайт внеурочной деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httр://уnеuгосhkа.гu/

2.Сайт академии занимательных наук [Электронный ресурс].

3. Сайт интеллектуальных развлечений [Электронный ресурс].

4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс].

5. Флексагоны, флексоры, флексманы [Электронный ресурс].

6. Сайт для любителей всё делать своими руками [Электронный ресурс].

7. Движущиеся игрушки из картона и бумаги [Электронный ресурс].

8. Танграм [Электронный ресурс].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлениям: общекультурное Курс внеурочной деятельности «Прекрасное в нашей жизни»

Программа курса внеурочной деятельности для 9 класса составлена на основе следующих документов:Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Фед...