Урок математики в 5 классе "Единицы измерения площадей"
план-конспект урока по математике (5 класс) по теме

Белякова Виолетта Юрьевна

Тема урока: Единицы измерения площади

Цель урока:

Расширить представления о единицах измерения площадей; научиться переводить одни единицы площадей в другие и применять новые знания при решении задач.

Задачи урока:

Образовательные: повторить единицы измерения площадей, изученные в начальной школе; познакомить с новыми единицами измерения и установить между ними соответствие;

Развивающие: развивать интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание;

Воспитательные: воспитывать самостоятельность в освоении новых знаний; воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, волевые качества.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь переводить одни единицы измерения площадей в другие; уметь устанавливать соответствие между разными единицами измерения площадей; уметь решать задачи на нахождение площади;

Метапредметные:

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

коммуникативные: уметь определять понятия, создавать обобщения и делать выводы; уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в паре (группе);

познавательные: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать; извлекать нужную информацию; соотносить ее с имеющимися знаниями, опытом.

Личностные: уметь осуществлять самооценку успешности учебной деятельности; проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; учиться оценивать результаты своей работы на уроке и результаты работы одноклассников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_otkrytogo_uroka.docx24.09 КБ
Файл rabochiy_list_novyy.docx535.15 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике в 5 классе

Тема урока: Единицы измерения площади

Цель урока:

Расширить представления о единицах измерения площадей; научиться переводить одни единицы площадей в другие и применять новые знания при решении задач.

Задачи урока:

Образовательные: повторить единицы измерения площадей, изученные в начальной школе; познакомить с новыми единицами измерения и установить между ними соответствие;

Развивающие: развивать интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание;

Воспитательные: воспитывать самостоятельность в освоении новых знаний; воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, волевые качества.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь переводить одни единицы измерения площадей в другие; уметь устанавливать соответствие между разными единицами измерения площадей; уметь решать задачи на нахождение площади;

Метапредметные:

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

коммуникативные: уметь определять понятия, создавать обобщения и делать выводы; уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в паре (группе);

познавательные: искать, получать и использовать информацию; осознавать познавательную задачу; читать и слушать; извлекать нужную информацию; соотносить ее с имеющимися знаниями, опытом.

Личностные: уметь осуществлять самооценку успешности учебной деятельности; проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; учиться оценивать результаты своей работы на уроке и результаты работы одноклассников.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник по математике, справочники, карточки для физкультминутки.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Приветствие: Здравствуйте ребята и уважаемые гости!

- Проверка подготовленности класса к уроку;

- Организация внимания детей:

        Можете верить или не верить,

Но все на свете можно измерить:

Время помогут измерять часы,

Размеры – линейка, тяжесть – весы.

Есть масса приборов – для измеренья

Скорости, шума, объема, давленья.

Море измерит до дна эхолот,

Температуру – градусник.

И – при желании – каждый найдет

Величину своей радости…

Вы думаете, это – бред?

А я вам открою секрет:

Простой линейкой – без ошибки –

Измерьте ширину улыбки!

  1. Мотивация учебной деятельности

- А для того, чтобы ваша улыбка была еще шире, мы сейчас послушаем фрагмент очень интересной восточной сказки, который подскажет вам над какой темой сегодня на уроке мы будем работать. (слайд 2)

Когда-то в волшебной стране Тирлирлиф

Жил очень жестокий и глупый калиф.

В столице две площади были большие,

Где свадьбы играли и казни вершили.

Однажды калифу явилась идея:

«Что если на большей из двух площадей я

Поставлю скульптуру свою в полный рост?

Под ней – золотой драгоценный помост.

Но где же здесь большая из площадей?

Одна из них шире, другая - длинней!»

Он мучился долго, недели четыре:

«Вот эта длиннее! Но эта же шире!»

- Итак, о чем идет речь в данной сказке? (о площадях)

- Что калифу нужно было сделать, чтобы определить какая из площадей больше? (посчитать площадь каждой площади)

- А в каких единицах измеряется площадь? (в квадратных сантиметрах, метрах и т.д.)

- Давайте попробуем определить тему нашего урока. (слайд 3)

- А какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (узнать, как выражать одни единицы измерения площадей в другие; научиться решать задачи в разных единицах измерения площадей) (слайд 4)

- А для помощи в достижении поставленных целей я пригласила к нам на урок героев мультфильма Простоквашино: Матроскина, Шарика, Дяди Федора и почтальона Печкина.

  1. Актуализация знаний

- Давайте мы еще раз для них повторим в каких единицах измеряются площади? Назовите самую маленькую единицу измерения площадей. Какая будет следующей? А самую большую?

- Молодцы, вы хорошо знаете единицы измерения площадей, но я еще раз хочу вас проверить и поэтому герои мультфильма Простоквашино придумали для вас такую задачу. (слайд 5)

- Полина Карачевская прочитай задачку!

Назовите величины в порядке возрастания.

Площадь Простоквашино – один квадратный километр, площадь картофельного поля за селом – один гектар, а площадь дворика дяди Федора, Матроскина и Шарика – один ар.

(1 а = 100 м², 1 га = 10 000 м², 1 км² = 1000 000 м²)

- Напоминаю, что я буду спрашивать только тех, кто поднимает руку.

- Я вижу, что руку подняли не все ребята, значит не все помнят такие единицы измерения площади как ар и гектар. Где мы можем найти о них информацию? (в учебнике) А еще где?

  1. Изучение нового материала

- Давайте мы попробуем найти информацию в разных источниках: учебнике, словаре русского языка, большом энциклопедическом справочнике и в вашей любимой Википедии.  Глеб и Полина находят определение ара и гектара в словаре и справочнике, Майя и Гриша ищут в Википедии, а все остальные читают в учебнике.

- Итак, Тимур, что такое ар?

- Ар – это площадь квадрата со стороной 10 м. (слайд 6)

        1 а = 100 м².

- Есть ли дополнения у тех, кто искал информацию не в учебнике?

- А теперь нам скажет Майя, что рассказывает Википедия о гектаре?

- Гектар – это площадь квадрата со стороной 100 м. (слайд 7)

        1 га = 10 000 м².

- А теперь давайте запишем то, что мы сейчас узнали. Найдем на своих рабочих листах звездочку и запишем: 1 а равен…сколько квадратных метров? 1 га равен…сколько квадратных метров?

 - А теперь давайте вернемся к задаче и попробуем назвать единицы измерения площадей в правильном порядке. (1 а, 1 га, 1 км²)

- Молодцы, вы показали нашим героям мультфильма, как умеете находить информацию и применять ее. Но почтальона Печкина вы не убедили, поэтому, чтобы вас проверить, он прислал вам задание и просит вас установить соответствие между величинами. (слайд 8)

- Например, выполнение этого задания может выглядеть так: 340 000 м² равно 3400 а. Помните о том, что здесь могут быть лишние числа, а также одному числу могут соответствовать целых два значения. Даю вам 1 минуту. Те, кто справится с заданием поднимает руку.

- Время подошло к концу! Поменяйтесь с соседом по парте листами, устроим взаимопроверку как Шарик с Матроскиным! Если 5 стрелочек поставлены правильно, то ставим Смешарику 5 баллов, каждая верно поставленная стрелочка – это 1 балл. Стрелочку от 1 до г не считаем, потому что это я вам дала подсказку по просьбе почтальона Печкина. Закончили проверку. (слайд 9)

- Итак, мы с вами говорили, что площадь фигуры может выражаться в разных единицах измерения: см², мм², м² и т.д. А где можно найти информацию о том, чему равна каждая из этих единиц?

- На форзаце учебника дана таблица перевода одних единиц измерения площадей в другие. Это таблица № 2, поскольку мы работаем с единицами измерения площадей. Рассмотрите эту таблицу и постарайтесь объяснить, как она составлена. (соседние квадратные единицы связаны между собой коэффициентом 100, т.е. 1 см² это квадрат со стороной 10 мм и равный 100 мм²) (слайд 10)

- Обратите внимание, что на ваших рабочих листах есть еще одна таблица перевода одних единиц измерения в другие в виде лесенки. Эта таблица была в письме дяде Федора от мамы и папы. Посмотрите на самую верхнюю ступеньку: 1 га, чтобы получить 1 га надо 1 а умножить на 100. А на ступеньке 1 дм²? Надо 1 см² умножить на 100.

- Используя эти таблицу помогите дяде Федору решить задание, которое мама с папой тоже прислали, чтобы он не отставал от школьной программы, находясь в Простоквашино: нужно выразить единицы измерения площадей в более мелких единицах. 

К письму прилагался образец решения: 1 м² = 100 см * 100 см = 10 000 см². Выполните это задание за 1 минуту.

- Давайте проверим правильно ли вы выполнили задание. Сравните то, что вы написали с тем, что представлено на слайде. Каждый верно решенный пример оценивается в один балл. На проверку даю вам 20 секунд. Не забудьте поставить оценку! (слайд 11)

  1. Физкультминутка

- Молодцы, помогли дяде Федору с домашним заданием. А теперь давайте немного отдохнем. (движения под песенку «Кабы не было зимы…») (слайд 12)

- Немного размялись, а теперь поиграем. Все вы знаете, что все герои мультфильмов дружат между собой. И если вы уже заметили, то в гости к нашим героям Простоквашино приехали Смешарики. Один Смешарик оценивает вас, а другие хотят поделиться с вами интересной информацией.

У всех на партах Смешарики? Ваша задача: по моему сигналу перевернуть их, прочитать что на них написано, запомнить и передать на заднюю парту, а последняя парта должна принести своего Смешарика на первую парту, это будут делать Юля, Гриша и Гавриил. Продолжаем до тех пор, пока Смешарики не вернутся на свои места, т.е. там, где лежали в начале. На все про все я даю вам 2 минуты, и время пошло!!!

- Закончили! Переверните Смешариков и послушайте, что необходимо сделать дальше. Сейчас на слайде по очереди появятся три Смешарика, те, у кого на парте лежит этот персонаж, должны не переворачивая его, рассказать классу, что на нем написано. Таким образом мы проверим вашу внимательность и память. Поехали!!!

  1. Закрепление изученного материала

- Поиграли, отдохнули, продолжаем дальше путь. (слайд 13)

К нам снова за помощью обратился дядя Федор, у него не получается решить задачу под номером 754 на странице 115. Он занимается по такому же учебнику, как и мы, поэтому давайте ему поможем. Прочитайте задачу.

- Какие величины представлены в задаче? Что известно? Что необходимо найти?

- Итак, для начала что необходимо сделать? (перевести все величины в одну единицу измерения, в метры)

- Что найдем в первом действии? (ширину)

- Что будем искать дальше? (площадь поля) Чему равна площадь прямоугольника? (произведению длины на ширину)

- И в последнем действии что будем делать? (выразим полученную площадь в гектарах)

- Запишите ответ.

(слайд 14) - Все герои нашего любимого мультфильма убедились, что вы умеете правильно и быстро решать задачи с использованием единиц измерения площадей, и поэтому они для вас придумали, но все они разного уровня сложности. Сейчас каждый из вас выберет одну из них и запишет решение на рабочем листе.

Кто решит задачу, поднимает руку.

- А теперь давайте проверим. Поднимите руку те, кто решал первую задачу. Посмотрите и сравните ваш ответом с ответом на слайде. Кто решал вторую задачу? Проверьте. И те, кто решал третью задачу тоже проверяют.  Не забываем ставить баллы.  (слайд 15)

-  Подсчитайте общее количество баллов за урок и поставьте оценку. Обратите внимание на критерии оценивания.

  1. Итоги урока

- Итак, давайте вспомним, какие цели на уроке мы перед собой ставили?

(слайд 16)

- Удалось ли нам достичь их?

- А теперь давайте подведем итоги сегодняшнего урока. Продолжите фразы, одновременно поднимая стикер, если знаете или умеете – стикер желтого цвета, если не знаете/ не умеете – красного цвета.  (слайд 17)

  1. Домашнее задание

Наши герои подготовили для вас домашнее задание: (слайд 18)

  • Дядя Федор выбрал вам две задачи из учебника;
  • а почтальон Печкин, осваивая современные информационно-коммуникационные технологии, советует вам посмотреть видеоурок по изученной теме;
  • ну а Шарику с Матроскиным так понравились Смешарики, что они захотели познакомиться с другими героями мультфильмов, и просят вас придумать задачи с вашими любимыми героями.

  1. Рефлексия

И в завершении нашего урока, я предлагаю вам построить диаграмму значимости полученных знаний. Каждый из вас сейчас приклеит 2 своих стикера в разных колонках на доске, выбирая место, которое отражает ваше эмоциональное настроение и значимость полученных знаний.

(слайд 19)



Предварительный просмотр:

Давай оценим работу на уроке:

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Всего

15 – 14 баллов – оценка «5»

13 – 11 баллов – оценка «4»

10 – 7 баллов – оценка «3»

Домашнее задание:

  1. №755, №756 на стр.115-116;

Дополнительно:

  1. Посмотреть видеоурок по теме.

Ссылка: https://vk.com/video-49053453_166815228

  1. Придумать задачу с использованием единиц измерения площадей какой-либо страны и персонажей любимых мультфильмов и оформить на листе формата А4.

Рефлексия:

Постройте график значимости полученных знаний:

Математика — это язык, на котором написана книга природы. 

Галилео Галилей

Рабочий лист

учащегося 5 __ класса

________________________________________

Тема урока: « ___________________________________

                _________________________________________ »

C:\Users\Asus\Desktop\Безымянный.png

6 декабря 2016 года

                         

                        

http://bss-book.ru/xikojixe/8732

       

http://truthsilo.com/pox/index.php?q=aHR0cDovL21hdGVtMS00LnJ1L2ltYWdlcy9SZXNoZW5pZV96YWRhY2gvNzAuanBn


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе "Площадь. Формула площади прямоугольника"

Данный урок предназначен для учащихся пятых классов. Это урок изучения нового материала....

Технологические карты уроков 79-81, Единицы измерения площадей ,5 класс

Технологические карты уроков 79-81, Единицы измерения площадей ,5 класс. ФГОС...

Открытый урок по теме "Единицы измерения площади"

Это урок изучения нового материала.Вводятся новые единицы измерения ар и га.Очень полезный материал для учителя математики,разработан по стандартам ФГОС....

Открытый урок по теме "Единицы измерения площадей" (математика 5 класс)

В презентации показан весь ход урока. Вначале идёт знакомство с рабочими листами учеников. Затем демонстрируется этап, когда учащиеся сами, путём рассуждений, формулируют тему урока, узнают новые един...

Урок по теме "Единицы измерения площадей"

Данный урок разработан с применением технологии критического мышления для 5 класса по учебнику Виленкина Н.Я.....

Открытый урок математики "Виды углов. Измерение углов".

Как построить современный урок?            Современные требования, предъявляемые к организации учебной деятельности и проведению уроков, предпола...