Урок по теме "Единицы измерения площадей"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Рассказова Юлия Николаевна

Данный урок разработан с применением технологии критического мышления для 5 класса по учебнику Виленкина Н.Я..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока: Единицы измерения площадей.

( 5 класс, учебник Виленкина Н.Я.)

Цель урока:         познакомить с новыми единицами измерения площадей.

Задачи:

Образовательные:

  • повторить единицы измерения площадей, изученные в начальной школе; познакомить с новыми единицами измерения и установить между ними соответствие;
  • совершенствовать вычислительные навыки.

.Воспитательные: 

  • максимально приблизить учащихся к практическому применению математических знаний в повседневной жизни.
  • развивать  интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание;
  • вырабатывать  самостоятельность в освоении новых знаний.

Развивающие:

  • воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, волевые качества;
  • формировать эмоциональную культуру и культуру общения,

воспитывать чувство дружественной атмосферы в классе и умение работать в группах.

Планируемые результаты:

В ходе урока учащиеся

- развивают умения

  • систематизировать знания о единицах измерения площадей
  • устанавливать между ними соответствие
  • делать обобщения и выводы

- приобретают знания о практическом  значении и применении единиц измерения площадей

-   приобретают  волевые и деловые качества личности

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний по теме: «Единицы измерения площади».

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока.

Стадия 1: Вызов. 

Учитель начинает беседу с проблемной задачи по будущей теме урока.

Сегодня я хочу обратиться к вам за помощью. Необходимо разрешить спор между двумя садоводами садового товарищества «Надежда». У каждого из них  есть прямоугольный участок земли.  Один из садоводов начал хвастаться, что его участок меньше, а урожая он выращивает больше. Но второй садовод  не согласился с ним, сказав, что участки земли у всех одинаковые.  Спорили они долго, но так к согласию и не пришли.

Сможем ли мы им помочь разрешить спор, если известно, что длина первого участка 6000 см, а ширина 2000 см. Длина второго участка 40м, а ширина 30м?

Какие знания необходимы нам  для решения этой задачи?

(Предполагаемые ответы учащихся:

1) так как участки прямоугольной формы, то нужно найти площади  прямоугольников;

2)так как участки нужно сравнить, то необходимо перевести в одни единицы измерения – м2;

3)Решают:

Sпрям. =аb

а=6000см=60м

b=2000см=20м

S1участка=60м•20м=1200м2

S2участка=40м•30м=1200м2

S1участка= S2участка)

Учитель: Как вы думаете, площадь можно находить только в м2?

(Предполагаемые  ответы: нет, еще можно измерять в мм2, см2, дм2, км2.)

Учитель: Читая рубрику «Объявления» в местной газете, я нашла заметку о том, что в этом товариществе продается участок площадью 12 соток. Скажите, вы знакомы с такой единицей измерения площадей? А вы хотели бы узнать о ней?

Тогда давайте вместе подумаем, чем сегодня будем заниматься на уроке.

(После обсуждения цели урока записываются на доске).

Цели урока:

1) Познакомиться с новыми единицами измерения площадей.

 2) Научиться переводить  одни единицы  измерения площади в другие.

3) начать решать задачи  в разных единицах измерения площадей.

Значение стадии вызова: 

1) Происходит вызов того, что учащийся знает по данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся формирует собственный запрос на получение информации. Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным.

Стадия 2. Осмысление нового материала.

1).Используется прием «Пометки на полях (инсерт)».

Учащимся предлагается прочитать текст, делая пометки на полях. Для пометок используются специальные символы.

Учащиеся читают текст, делая пометки:

«v» -известная информация;

«+» - новая информация;

«?» - непонятная информация;

« ! » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями.

Пометки

«v» -известная информация;

«+» - новая информация;

«?» - непонятная информация;

« ! » - информация, идущая вразрез с имеющимися представлениями и знаниями.

Тема: Единицы измерения площадей
1) Для измерения площадей пользуются следующими единицами:

- квадратным миллиметром (мм2).

Во многих странах, в том числе и в России, на чертежах миллиметр является единицей измерения длины по умолчанию: если размеры указаны без единиц измерения, то это размеры в миллиметрах. Площади микросхем, микрочипы измеряют в мм2

- квадратным сантиметром (см2).

Фотографические снимки измеряют в см2.

-квадратным дециметром (дм2).

Картинные полотна, ковровые полотна измеряют в дм2.

-  квадратным метром (м2) .

При Петре I в системе единиц площади прочно утвердились квадратные метры.

Квартиры, дома, все для ремонта измеряют в м2.

- квадратным километром (км2).

Например, площадь поверхности Земли -  510 072 000  км2, площадь суши - 148 940 000  км2, площадь водной поверхности - 361 132 000 км2 .
Например, квадратный метр — это площадь квадрата со стороной 1 м, а квадратный миллиметр — это площадь квадрата со стороной 1 мм.

2) Основной единицей измерения площади сельскохозяйственной земли является гектар (га).

На территории России единица «гектар» была введена в практику после Октябрьской революции (1918 г.) вместо десятины.

 1 гектар (га)= 100 ар (а) = 100 м •100 м = 10 000

то есть 1 га = 10 000 м2.

Ар (сотка) – одна из основных единиц измерения площадей  небольших участков земли. Ар (а) — площадь квадрата со стороной 10 м.

1 ар (а) = 10 м •10 м = 100 м2

Значит, 1 а = 100 м2.

3) Соотношения между единицами измерения площадей (показаны на форзаце учебника).

Так как 1 дм = 10 см, то в 1 дм2 содержится 10-10 квадратных сантиметров, то есть 1 дм2 = 100 см2.

Так же устанавливаем, что 1 м2 = 100 дм2. Так как 1 м = 100 см, то в 1 м2 содержится

100 • 100 квадратных сантиметров, то есть 1 м2 = 10000 см2.

4) Если длина и ширина прямоугольника выражены в метрах, то его площадь выражается в квадратных метрах. Если длина и ширина прямоугольника измерены в разных единицах, то их надо выразить в одних единицах.

Пример 1. Найдем площадь прямоугольника, если его длина равна 8 м 30 см, а ширина — 14 см.
Решение. Так как 8 м 30 см = 830 см, то площадь прямоугольника равна 830 • 14 = 11 620 (см
2).

Пример 2. Найдем площадь прямоугольника, длина которого 6 дм, а ширина 30 см.
Решение. Так как 30 см = 3 дм, то площадь прямоугольника равна 6 • 3, то есть 18 дм
2.

2) После работы с текстом – обсуждение с обязательным обращением к исходному тексту, цитированием.

Вопросы:

Назовите единицы измерения площадей.
Что такое квадратный метр; квадратный дециметр; квадратный километр?
В каких единицах измеряют площади земельных участков?
Что такое гектар?
Что такое ар (сотка)?
Сколько квадратных метров в гектаре?
Сколько гектаров в квадратном километре?
Объясните, почему 1 дм
2 = 100 см2 = 10 000 мм2; почему 1 км2 = 1 000 000 м2.

3) Предлагается творческое задание для работы в парах.

Творческое задание.

  1. Измерьте площадь одной страницы учебника.
  2. Посмотрите, сколько страниц в учебнике. Посчитайте, какова площадь всей бумаги, из которой изготовлен один учебник?
  3. Посмотрите, каков тираж учебника, и  вычислите, сколько квадратных километров бумаги израсходовано на изготовление всех экземпляров учебника.

4)  Для производства 1000м2  бумаги требуется вырубить лес с 25 ар.

     С какой площади потребовалось вырубить лес, чтобы выпустить весь тираж учебника?

После решения творческого задания идет обсуждение полученных данных (работа с информацией). Вместе делаем вывод:

Бережно обращаясь  с книгами – мы сохраняем  лес!

Значение стадии осмысления: 

 Происходит активизация учебной деятельности обучаемого.  Учение становится активным, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами.

Стадия 3. Размышление.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, используя фразы:

Сегодня мы узнали…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Значение стадии: 

1) Происходит выведение знания на уровень понимания и применения.

2) Идет рефлексия своего процесса учения.

3) Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями.

4) Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 8 класс коррекционная школа "Площадь прямоугольника и квадрата.Единицы измерения площади."

Урок закрепления по теме:"Площадь прямоугольника и квадрата.Единицы измерения площади."Данный урок содержит разнообразные задания для учащихся разного уровня.На данном уроке ученики закрепляют правила...

Конспект урока математики в 5 классе по теме "Площади. Единицы измерения площади"

Конспект урока математики в 5 классе по теме "Площади. Единицы измерения площади"...

Урок по математике в 5 классе "Площадь прямоугольника.Единицы измерения площадей"

Урок по теме "Площадь прямоугольника. Единицы  измерения площадей" представляет собой презентацию по данной теме с использованием здоровьесберегающих технологий. На уроке используется цветотерапи...

Презентация к уроку математики "Единицы измерения площади". 5 класс.

Презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Единицы измерения площади"....

Урок и презентация к уроку по теме "Площадь. Единицы измерения площадей"

Урок по теме "Площадь. Единицы измерения площадей" является обобщающим уроком по данной теме. и был проведен в форме математического ралли....