статья "Система работы со слабоуспевающими учащимися на уроках математики"
статья по математике (6 класс)

Слатина Марина Борисовна

Краткая статья о том, как помочь слабоуспевающему ребенку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_so_slabouspevayushchimi_uchashchimisya_1.docx14.13 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы со слабоуспевающими учащимися

М.Б. Слатина, учитель математики

2017 – 2018 учебный год

    Слабоуспевающие на уроках математики учащиеся – это, как правило, дети с недостаточно развитым логическим и абстрактным мышлением, с низкой мотивацией изучения предмета, вызванной как нейрофизиологическими, так и бытовыми причинами. Из опыта работы отмечу, что подобные учащиеся достаются «в наследство» от начальной школы, а также переводятся из других образовательных учреждений. Одной из основных своих задач считаю –не допустить перехода «среднего» ученика в разряд слабоуспевающих. Нужно создать на уроках обстановку доверия и доброжелательности, чтобы ребенок мог, не боясь и не стесняясь, сообщить учителю о своих трудностях и вместе быстро решить эту проблему.

   Начинать работу со слабоуспевающими детьми нужно с определения фактического уровня их знаний, выявления в этих знаниях пробелов, требующих ликвидации. Сделать это необходимо на первых же уроках при знакомстве с классом, в котором предстоит работать,  или при знакомстве с новым учеником. Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся должны производиться не только через написание каких-либо работ учащимся или его устные ответы, но и  через беседы с классным руководителем, родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.  При работе на уроках обязательно нужно регулярно и систематически опрашивать таких ребят, анализируя и фиксируя усвоение ими материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь.

       На своих  уроках  со слабоуспевающими учениками использую личностно - ориентированный подход, обучение строю с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений — это дифференцированные тренировочные задания, дифференцированные задания в  контрольных работах, работа по выбору, тем более, что учебник  математики А.Г. Мерзляка предполагает различные виды разноуровневых заданий. С новым материалом знакомлю постепенно, используя образцы знаний и правила выполнения учебных заданий. Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно старые и новые знания, поэтому я практикую для желающих дополнительные занятия. Накануне занятия прошу слабоуспевающих детей, да и всех, у кого есть какие-либо вопросы в данный момент изучения темы, попытаться сформулировать самим свою проблему, задать мне конкретные вопросы, избегая популярной среди детей фразы: «Мне не понятно все!» Такой подход часто помогает  ребенку хотя бы задуматься над проблемой, вспомнить, чему же его пытались научить на уроке, а он не усвоил и т.п. На мой взгляд, целесообразнее проводить дополнительные занятия с меньшим количеством учащихся, но чаще в течение недели. По времени не стоит также удерживать детей в течение 45 минут и дольше, так как занятия идут после основных уроков, и устают не только дети, но и я. Два – три занятия в неделю по 20-30 минут дадут больший эффект, чем одно 45-минутное и дольше.

     Конечно, важно, чтобы слабоуспевающему ребенку было комфортно на уроке. Для этого чаще стараюсь использовать парную работу, групповую работу, где слабый ученик чувствует поддержку товарища. При оценке работы проблемного ребенка необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень его усердия. Нельзя допускать однообразия работы детей, особенно низкомотивированных к изучению математики, иначе можно потерять свои же результаты работы с ними, поэтому важно включать в урок игровые моменты, интересные, но короткие исторические справки, привлекающие внимание и вызывающие интерес, как правило, у всех детей  и динамические паузы.  Обязательно необходимо проверять все домашние задания слабоуспевающих учеников, чтобы держать их «в тонусе» и не давать расслабляться. Также немаловажно, постоянно работать с родителями таких детей, ведь наверняка, хоть и не все, но многие из них заинтересованы в знаниях своего ребенка, и готовы помочь ему в преодолении трудностей.