Статья "Составление математических задач экологического и краеведческого содержания"
статья по математике (5, 6 класс) по теме

Лавренова Наталья Владимировна

Экологическое образование и воспитание школьников, формирование экологической культуры на этапах познавательной деятельности, экологизация математики, как одна из возможностей сохранить нашу Землю для настоящих и будущих поколений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья.

«Составление математических задач экологического и краеведческого содержания».

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=52921849-46-72                     учитель математики Лавренова Н.В.

                                                              ГБОУ школа № 476 Санкт-Петербурга.

                                                                     Экология - "сумма знаний, относящихся

к экономике природы".

Э.Геккель (1866 г., немецкий биолог)

Слайд №2.

      В настоящее время общее среднее образование находится на этапе модернизации и обновления. Одной из задач образования становится формирование экологического сознания. Это не только любовь и бережное отношение ко всему живому, но и чувство личной ответственности за то, что происходит вокруг, потребность действовать.  Экологическое образование включает в себя организацию учебной деятельности, предполагающую формирование знаний  об окружающей среде, через природу, внутри природы, для природы.
      Сколько разных смыслов заключают в себе эти два слова: экология растений, экология животных, экология леса. Это из прошлого века. А сейчас всё чаще слышишь новое, не совсем привычное: видеоэкология, экология души... Экологизация  образования означает формирование нового миропонимания и новый подход к деятельности,  основанный на формировании ноосферно-гуманитарных и экологических  ценностей. Экологическое образование – новая ценностная ориентация, в основе которой универсальные, естественные ценности бытия: человек, природа, созидание.  Конечная цель экологического образования – обучить человека и изменить его поведение.

     Думаю, что пришло время, когда понятие «экология» перестает быть только лишь разделом биологии и становится понятием, определяющим культуру современного человека. Сегодня благодаря подвижничеству и энтузиазму учителей происходит отказ от простого представления об экологическом образовании как сумме знаний по биологии, химии, экономике и другим наукам. Пришло понимание того факта, что экологическое образование имеет резко выраженный междисциплинарный характер, что это образование, помогающее понять нашу зависимость от окружающей среды и способного принять ответственность за нее, что есть опыт для принятия разумных решений в области экономики и политики.

Поэтому одним из направлений школьного экологического образования является экологизация школьных дисциплин. Реализация этого направления позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого предмета в формировании "экологической" картины мира.

     Требуется дальнейшее вдумчивое участие педагогов в экологическом образовании с целью достижения глубокого понимания философской и методологической силы экологического образования, чтобы решать проблемы и в области экологии, и в области педагогики. Свой вклад в решении вопросов экологии я вижу в том, чтобы заинтересовать детей происходящим вокруг них и с ними.

    Математика является одним из предметов, который пока недостаточно связан с экологией, а между тем эти науки тесно переплетаются.  Экологизация математики дает возможность проследить процесс развития человеческих знаний во времени и пространстве. Как и все другие науки, математика возникла из практической потребности людей. Целые отделы математики создаются для анализа явлений природы и для решения технических задач. Как и в экологии, в математике существуют два основных источника научных открытий: практика и потребность систематизации найденных фактов, их анализ, систематизация, выяснения их взаимосвязи. Математика создает условия для развития умения давать количественную оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.

     Цели развития экологической культуры личности в процессе обучения математике должны быть достигнуты в той степени, чтобы выпускник мог и желал их самостоятельно реализовывать в трудовой деятельности, быту и повседневной жизни, должен иметь устойчивую потребность и навыки самостоятельной рациональной практико-экологической деятельности и поведения в природе.

     Формирование экологической культуры на всех этапах познавательной деятельности должно идти постепенно, в процессе изучения отдельных разделов математики. Экологизация курса математики будет «работать» как на реализацию целей и задач экологического образования, так и улучшение качества математического образования за счет повышения интереса к изучению математики. Отсюда следует, что задачи экологизации математики должны согласовываться с общими принципами экологического образования (дисциплина, целостность окружающей среды, единство мышления и действия).

       В учебно-воспитательном процессе школы  экологические знания учащихся можно повысить и через уроки математики, используя соответствующий материал.   Я, как учитель математики, могу предложить своим ученикам задачи, в основу которых положены данные из литературы о природе. Решение этих задач заставит учащихся проникнуться проблемами экологии и не допускать в будущем ошибок, связанных с непродуманным натиском на природу.

Слайд №3.

     Математические задачи с экологическим содержанием могут быть

классифицированы по:

    1) содержимому признаку:

  • информационные задачи несущие определенную информацию, которая дает представление об объектах и явлениях, связанных с экологической наукой.
  • практически направленные задачи содержащие описание способов определения или оценки величин на местности, в окружающем пространстве.
  • прикладные задачи,  в содержании которых имеется постановка некоторой проблемы, разрешение которой возможно осуществить методами математики. Проблема, поставленная в задаче, должна иметь экологическую направленность.
  • исследовательские задачи, целью которых является выявление математических закономерностей в природных явлениях, процессах.
  • 2) способу воздействия при формировании экологической культуры:
  • демонстрационные задачи, в которых дано описание памятников культуры, законов строения природных объектов.
  • проблемные задачи, в которых рассматривается какая-либо проблема, имеющая экологическую направленность, и указываются возможные пути ее решения.
  • указательные задачи, в которых имеется указание некоторой экологической проблемы без демонстрации пути ее решения.

Слайд №4

    Учитывая структуру и содержание современной экологии, опираясь на концепцию реализации идей развивающего и воспитывающего обучения в школе и на определение мировоззрения, как нравственной категории, можно выделить тематические направления, которые могут служить основой для подбора математических задач с экологическим содержанием:

  • влияние внешних факторов окружающей среды на функционирование организма человека и его здоровье;
  • человек и его взаимодействие с окружающим миром живой и неживой природы;
  • экосистема и место человека в ней;
  • возможности эстетического воздействия на формирование личности школьника;
  • пути познания свойств окружающих предметов и явлений. Использование выделенных свойств этих предметов и явлений в повседневной практической деятельности человека;
  • присутствие законов природы в жизни человека.

Слайд №5.

      Излагая методику использования задач с экологическим содержанием на уроках математики, следует придерживаться их классификации по цели и назначению на уроке. Задачи с экологическим содержанием могут быть использованы как:

а) задачи, мотивирующие введение понятия.

б) задачи, готовящие к изучению понятия на содержательном уровне.

в) задачи, иллюстрирующие введенное понятие.

г) задачи, закрепляющие введенное понятие на стадии его усвоения.

д) задачи, демонстрирующие применение сформированного понятия.

е) задачи, позволяющие установить связи этого понятия об изученном ранее.

Следует отметить, что в отдельной теме не всегда используется задачи всех указанных классов, а лишь в тех случаях, когда это целесообразно и имеются соответствующие примеры.

 

       Экологические задачи хорошо применять в 5-6 классах. В этих классах рекомендуется развивать "экологизационные" нравственные ценности, доступные  подростку. Целью воспитания детей данного возраста (11-14лет)   является формирование позитивного отношения к окружающей среде. Тематика задач может быть самой разнообразной: биоэкологическая, геоэкологическая, социологическая, историческая, в том числе решение задач  по проблемам природопользования и т.д. Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении её природных богатств. Каждый курс математики может вносить вклад в формировании экологического сознания.

      Хочется отметить, что для решения большинства экозадач требуются умения правильно выполнять арифметические действия с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями; находить дробь от числа; высчитывать проценты, читать и составлять диаграммы; для решения составлять  простые уравнения. А это, как раз и есть программный материал по математике 5-6 классов.

Наиболее благоприятные темы в 5 классе: «Натуральные числа», «Десятичные дроби», «Проценты», в 6 классе: «Пропорции», «Положительные и отрицательные числа» «Диаграммы», в 7 классе «Графики функций», «Степень», в 8 классе «Квадратные корни», «Степень с целым показателем», «Осевая и центральная симметрии», в 9 классе: «Прогрессии».

       В школьных учебниках математики почти нет задач с экологической тематикой. Современная обстановка требует введения таких задач. Поэтому целесообразно некоторые задачи наполнить экологическим содержанием, применяя специфические термины по экологии, которые знакомы учащимся.

         Я решила с учащимися 5-6 классов создать проект по разработке и составлению математических задач экологического содержания. Думаю, актуальность данного проекта ни у кого не вызывает сомнения.  

         Цель проекта: составить классификацию математических задач с экологическим уклоном в 5 - 6 классах основной школы.

 Задачи проекта:

  1. Изучение научно-методической, педагогической литературы и учебных пособий;
  2. Разработать математические задачи с экологическим уклоном на уроках математики с последующим её решением;
  3. Проанализировать условие задачи и выяснить, какая экологическая проблема в ней затронута, найти пути её решения.

Предлагаю ряд задач и заданий с экологическим содержанием различной направленности, которые успешно применяются на уроках. Это задания направленные на сохранение природных богатств, здоровья человека, развитие экологической культуры, в том числе любовь к природе, через возможность увидеть красоту окружающего мира. После каждой задачи предлагаются небольшой комментарий или вопросы для обсуждения, в ходе дискуссии у учащихся формируется экологическое сознание.

      Решения их элементарны, но формулируются они так, как возникают на практике, т.е. с недостающими или с лишними данными. Поэтому значительная часть урока уходит на объяснение и разбор содержания задач. Хотя в чистой математике при счете и вычислениях это не играет роли. Но при изучении предмета математика, тем более при начальном изучении, понимание содержания задачи принимает определенное значение и является основой для развития способностей к обучению учащихся 5-6 классов. 

Например:

Слайд №6.   Задача 1.

Тема: «Обозначение натуральных  чисел". 

Напишите числами запись: "На один миллион лесной площади приходится всего шесть работников лесного хозяйства. В тысяча  девятьсот  девяносто четвертом году вырублено лесов тридцать семь тысяч двести четыре га, а пожарными было охвачено семьдесят четыре тысяч восемьсот пятьдесят четыре га лесной площади.  В  тысяча девятьсот девяносто  пятом году только в июле пожары уничтожили один миллион пятьсот тысяч кубических метров древесины на площади свыше четыреста тысяч га". Согласно нашим расчетам один ученик  5 класса в процессе учебы тратит за полгода 11 кг бумаги, а весь класс 198 кг бумаги.

Слайд №7.

                                     ПОДСЧЕТ РАСХОДА ДЕРЕВА.

Для изготовления 1 тонны бумаги нужно 5,6
 древесины. Если учесть, что средний объем одного бревна (дерева) - 0,33 , то для производства 1 тонны бумаги требуется 17 деревьев. 

ВЫВОД: Учащиеся 5 класса  за один учебный год тратят по приблизительным подсчетам 387 кг бумаги, для изготовления которой необходимо 2  древесины или 7 деревьев.

                         
       БУМАГА И ЭКОЛОГИЯ.
В мире ежедневно потребляется около 1 млн.  т бумаги.

Слайд №8.   Задачи 2, 3. 

          1.  Тема: Проценты

 В мире ежегодно добывается 1600 млн. древесины, около 20% всей древесины идет на топливо. Сколько кубических метров древесины ежегодно сжигается? (320 млн. ).

2.  20кг макулатуры сохраняют одно дерево. Сколько деревьев сохраняет 100кг  макулатуры?

Слайд №9.  Задача 4

     Брошенная на землю кожура от банана в нашем климате разлагается около

2 лет. Брошенный окурок сигареты разлагается на два года дольше. Пластиковый пакет разлагается на восемь лет дольше, чем окурок. Сколько лет потребуется для того чтобы разложился пакет? На сколько лет раньше разложится кожура от банана? (12 лет, на 10лет).

Слайд №10  Задача 5.

     Одна энергосберегающая лампочка за свой длительный срок работы предотвращает выброс в атмосферу более 200кг.  Какой можно предотвратить выброс в атмосферу вредного вещества, если в 3-х комнатной квартире будут использоваться по1такой лампочки на каждую комнату (не забудьте учесть прихожую, ванную, туалет, кухню)?

Слайд №11  Задача 6.

      36 млн. тонн вредных веществ выбрасывается за год автомобильным транспортом. Особенно опасны машины с дизельным двигателем, на саже адсорбируется бензопирен (канцероген). За 1 час работы двигателя “КаМаз” на холостом ходу выбрасывается в воздух 87 г окиси углерода, 120 г окиси азота, 7 г углеводородов. Определите, какое количество вредных веществ попадает в атмосферу за 1 час, если возле предприятия на холостом ходу работают 100 двигателей стоящих там автомашин?

Слайд №12.  

        Хочеться сказать, что экологический компонент в математике хорошо вписывается в раздел "Прикладные задачи".

  • решение задач с экологической тематикой, составление задач учащимися на основе справочно-информационного материала о состоянии окружающей среды.
  • построение и чтение графиков о динамике развития экосистем разных уровней.
  • измерительные практические работы.

       Экологический компонент знакомит учащихся с такими понятиями как экологический ущерб, стоимость водопроводной воды, рост населения и др.

       Задачи прикладного характера различны по содержанию. Среди них следует выделить задачи с экологическим и экономическим направлениями.

      Их значимость обусловлена тем вниманием, которое уделяется в настоящее время проблеме экологического воспитания и образования учащихся.  

     

       В процессе закрепления материала ученикам предлагается задача с недостающими данными, которые им необходимо раздобыть самим. Поэтому задание может быть дано на дом. Или заранее им необходимо собрать информацию, например, о том, сколько литров бензина расходуется одной машиной за день. Эти данные можно взять у родителей.

Задача 7.

    Легковому автомобилю для сгорания 1,4 л бензина требуется 2,5 кг кислорода. Лес на площади 1 га выделяет 280 кг кислорода в год. Рассчитайте, сколько га леса должны выделять кислород, чтобы один автомобиль в течение года ежедневно расходовал 10 л бензина?

      Здесь 10 л бензина может быть заменено другим числом, в зависимости от того, какие данные будут у учеников. Можно рассчитать отдельно для каждого или сосчитать среднее количество бензина, расходуемого в день одним автомобилем. Ценность таких заданий состоит в том, что они активизируют не только познавательную деятельность учащихся, но и творческое мышление.

Слайд №13.  

    Большую роль в развитии логического мышления играет способность учеников самостоятельно составлять задачи. Можно предложить учащимся самим составить задачи по данным и решить их. В справочной литературе очень много данных, связанных с процентным обозначением количества. Поэтому именно в этой теме предлагаются следующие задания.

Составь задачи на основании приведенных данных и предложи их решение:

      Гектар леса за год отфильтровывает из воздуха 50-70 тонн пыли, поглощая ежедневно 220-280 кг углекислого газа и выделяя 180 - 220 кг кислорода.  Площадь лесных насаждений Ленинградской области около 6040 тыс.га и составляет 76%,изменяясь по районам от 61%  до 88%. Леса I группы-40% , II группы - 60%. Площадь зеленых насаждений, находящихся на балансе садово-парковых предприятий Колпинского района (далее – ЗНСПХ) составляет 196,5 га или 1,91 % территории района. На территории ЗНСПХ района произрастает 27 тысяч деревьев и 80 тысяч кустарников. Площадь газонов в районе составляет 160,6 га, площадь цветников – 0,8 га. Обеспеченность жителей района ЗНСПХ равна 10,8 кв.м/чел. По данным экологического мониторинга: 6% объектов района находятся в идеальном состоянии, 51% – в хорошем, 42% – в удовлетворительном, 1% – в неудовлетворительном. Общее состояние территорий объектов ЗНСПХ по занимаемой ими площади распределяется следующим образом: 3% – в идеальном состоянии, 56% – в хорошем состоянии, 40% – в удовлетворительном состоянии, 1% – в неудовлетворительном состоянии. 

Слайд №14  диаграмма ЗНСПХ  и карта загрязнения почвы Ленинградской  

                       области.

Слайд №15  диаграмма характеристика уровня загрязнения воздуха в

                       Колпинском районе.  

http://ms2.znate.ru/tw_files2/urls_2/38/d-37394/37394_html_224bc265.gif Диаграмма по данным социологического опроса. Считаете ли вы, что выубка лесов в Ленинградской обл. нарушает ваши экологические права?

 

Экологическая проблема – очищение воздуха.

     Если принять за единицу загрязнённости воздуха над океаном, то над сёлами она выше в 10 раз, над некоторыми городами – в 35 раз, а над промышленными объектами – в сотни раз.

Колпинском районе Санкт-Петербурга огромное количество промышленных объектов, негативно влияющих на экологию. На территории района проходит крупнейшая трасса России, по которой непрекращающимся ни днем, ни ночью потоком идут большегрузные и легковые автомобили. Также лепту в экологическое загрязнение вносит находящийся в 5 км  на юго-восток полигон для утилизации токсичных отходов Красный Бор. Полигон уже перерос границы определенной ему территории и в скором времени может стать существенной экологической угрозой городу и району.

     Ситуацию исправляет благоприятная роза ветров, большое количество лесных массивов вокруг города и хорошая озелененность района в целом (общая площадь парков и садов – почти 200 га). 

 Слайд №16.   Влияние народно-хозяйственных комплексов на загрязнение

                        атмосферного воздуха. 

Задача 9.

Выбросы в атмосферу от предприятий Ленинградской области и Санкт-Петербурга составили:

твёрдые вещества – 3,9 тыс.т

диоксид серы – 12,5 тыс.т

оксида углерода -396 тыс.т

Оксид азота – 135,9 тыс.т

углеводорода – 2,7 тыс.т

летучих органических соединений – 74,2 тыс.т

Задание. 
а) Вычислите общее количество выбрасываемых в атмосферу веществ.
б) С помощью микрокалькулятора вычислите, сколько процентов от общего количества составляют диоксид серы, оксид углерода, углеводород (ответ округлите до сотых)?

Ответ: а) 625,2 тыс.т ; б) 2%; 63%  0,4%.  

Слайды  №17, 18, 19, 20. Задача 10(фильтры очистки).

Слайд  №21. Задача 11.  

      В  школе №476 за день расходуется около 2720 граммов бумаги. Сколько бумаги выбрасывается учениками школы за один год, если в школе 680 учащихся и в учебном году 210 дней? Сколько деревьев мы можем сохранить, если одна тонна макулатуры спасает от вырубки 12-14 взрослых деревьев? 
1. Сколько гр. бумаги приходится на одного ученика?
   2720:680 = 4(г)
2.Сколько бумаги выбрасывает в год наша школа?
   2720
 210 = 571200(г)= 571кг 200г
Если бы мы сдали эту бумагу в макулатуру, то спасли бы от вырубки 6-7 взрослых деревьев.

 Слайд  №22. Задача 12.  

   В Колпинском районе Санкт-Петербурга  обучаются  21648 школьников. Сколько бумаги выбрасывается, за день и за год школьниками в нашем районе? 
3. Сколько бумаги выбрасывается школьниками района за один день? 
    4
 21648 = 86592(г)
4. Сколько бумаги выбрасывается школьниками района за один год? 
   86592
 210 = 18184320(г)=18184кг 320г=18т184кг320г

 
5. Сколько взрослых деревьев могут спасти все школьники района за год?
А школьники района могли бы спасти 216-252 взрослых дерева.
Вывод: Леса – это легкие нашей планеты, а чтобы их спасти, надо быть на своей земле разумным хозяином.

Слайд  №23. Задача13.

Одна из проблем - это целые горы мусора в каждом городе и наш город не исключение. Сильный ветер разносит по округе бумагу и упаковки. Горы стекла, пластмассы, строительного мусора. Нередко мусор сжигают и тогда, едкий дым и сажа отравляют воздух. Свалки мусора опасны для здоровья человека, они загрязняют окружающую среду, портят ландшафт. А главное, что мусор к каждому из нас обязательно вернется в виде загрязненной воды, токсической пыли, болезней.
     Известно, что в среднем на одного человека в сутки приходится 2,5 кг мусора. Сколько мусора выбрасывается жителями Колпинского района, если в районепроживает 180000 жителей? Сколько машин, грузоподъемностью в 3,5 тонны потребуется для вывоза этого мусора?

  1. Сколько мусора выбрасывается в Колпинском районе за один день?
    2,5
     180000 = 450000 (кг) = 450(т)
  2. Сколько мусора в районе выбрасывается за один год?
    450
     365 = 164250(т).
  3. Сколько машин потребуется для вывоза этого мусора?
    164250 : 3,5 = 46929 (машин)

- А где же найти выход из создавшегося положения? 

Вывод: Мусор должен вывозиться туда, где он меньше причинит зла человеку и        природе. Мусорные свалки должны быть санкционированы.

  1. Строить мусороперерабатывающие заводы.                      
  2. Мусор нельзя сжигать – это опасно для здоровья.               
  3. Повышать уровень воспитанности граждан.

Слайд  №24. Задачи 14, 15.

  1.  Через заводские очистительные сооружения в сутки проходит 3000л воды. За сколько дней очистится 27000л воды? Сколько литров воды проходит через очистительные сооружения за час?

  1. Завод выбрасывает отходы в реку. За одну минуту в реку поступает 100л загрязненной воды. Сколько загрязненной воды поступает в реку за час, за сутки?

 Слайд  №25, 26.    Животный мир Ленинградской области.

     Исчезновение любого вида растений, животных, микроорганизмов необратимо обедняет генофонд Земли. Назовите основные причины происходящего в настоящее время исчезновения многих видов живых организмов.
Ответ: влияние антропогенных факторов, изменение среды и разрушение мест обитания (вырубка лесов, осушение болот, строительство, загрязнение воздуха, почв, водоемов и т.д.), сокращения и ухудшения кормовой базы животных и т.д.


Задача 16. 

Узнай по описанию, что это за птица.

    Она не вьёт своего гнезда. Свои яйца подбрасывает в чужие гнёзда, и другие птички воспитывают её птенцов. Питается лохматыми гусеницами, кузнечиками, личинками майского жука. Встретить птицу можно на лугу в траве. В народе о ней плохая слава. Чтобы проверить своё предположение, решите примеры, ответы замените буквами, прочитайте.

 

0,81

5,1

91

9,1

51

1,09

0,104

                 0,416:4

9,81:9             А             819:9

К                                        К

3,24:4                                  459:9

 К                                           Ш    

        54,6:6              35,7:7  

           У                       У

Для каждого вопроса выберите пример-помощник и без вычислений дайте ответ.

1.Сколько получится, если 3,24 уменьшить в 4 раза?

2.Чему равно произведение чисел 4 и 0,104?

3. Сколько получиться, если число 9,1 повторить слагаемым 6 раз?

4. В примере  35,7:7 делимое увеличили на 7. Чему будет равно частное?

Кукушка приносит людям очень большую пользу, она уничтожает вредителей леса. Узнайте, сколько кузнечиков, гусениц, личинок майского жука может уничтожить кукушка за один день.

                           :4                                    :2

    60,8                  

              :2                                    3                                :2

             +9,6                                -5,6                                +1,2

     гусениц                   кузнечиков             личинок майского жука

Вопросы.

1.Объясните, как 60,8 разделить на 4; 15,2 умножить на 3. Итак, за один день

   кукушка уничтожает до 40 гусениц, до 40 кузнечиков и до 50 личинок майского  жука.

Слайд  №27.   Экологическая ситуация и охрана природы. 

Задача 17. 

        С 1600 г. человеком уничтожено на Земле 162 вида птиц (381 на грани исчезновения) и около 100 видов млекопитающих (255 видов на грани исчезновения). Гибель 75% видов млекопитающих и 86% видов птиц, из числа исчезнувших обусловлена влиянием антропогенных факторов. Вычислите количество видов исчезнувших под этим влиянием. Округлите до целых.
Ответ: 139 видов птиц, 75 видов млекопитающих.       

 При решении экозадач у школьников вырабатывается:

  • умение применять в жизни числа, рассуждать о проблемах экологии  и решать текстовые задачи  на уроках;
  •  воспитание любви, уважения к окружающей среде и патриотического сознания; проявление  выражения нетерпимости к хищническому отношению к природе, чуткости  к чужой боли, верности  в исполнении обязанностей по отношению к природе; воспитание  бережного отношения к национальному богатству страны;
  • интерес к уроку и повышение значимости экологии в жизни человека; формирование  экологических знаний, экологической  культуры; потребность разъяснения сущности экологических терминов, часто употребляемых в задачах;  создание  условий для формирования некоторых представлений об экономике страны;
  • влияет в целом на качество математических знаний учащихся, способствует их общему умственному развитию, в некоторой степени способствует развитию исследовательских навыков; знакомит  с применением некоторых математических методов в экологии.

      В ходе проведенного эксперимента  подтверждена гипотеза исследования, о том, что использование  задач с экологическим уклоном способствует  развитию общей культуры, повышает математические, экологические и экономические знания школьников. Использование экозадач является показателем уровня экологического сознания, от которого зависит отношение людей друг к другу и к природному окружению, т.е. выживание человечества. Экологизация математики способствует получению учащимися знаний об окружающем мире и его экологических проблемах, осуществляется мотивация учебной деятельности учащихся и формирование представления о роли математики в решении экологических проблем. Воспитывается интеллектуальное качество личности - компетентность (умение видеть проблему, владеть способами решения и добиваться успеха).
        Одним специалистам в области естественнонаучных дисциплин  с задачами экологического образования не справиться. Это слишком серьёзная проблема. Она - касается каждого! Ведь цель устойчивого развития – выживание  человечества в целом и повышение качества жизни для каждого гражданина в отдельности. А потому мы все сообща  (несмотря на предмет, который преподаём)  должны формировать в подрастающем поколении устойчивое желание и умение жить так, чтобы сохранить нашу Землю для настоящих и будущих поколений. Путей здесь много... Главное - результат!
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология Омской области /задачи с эколого-краеведческим содержанием/

Подборка задач по физике с эколого-краеведческим содержанием:"Экология Омской области".            Мною составл...

Сборник математических задач с экологическим содержанием

В современных учебниках математики связь с проблемами экологии не наблюдается, что требует от учителей математики самостоятельного решения задачи экологизации учебного процесса.  Так пришла...

Математическая задача с предметно-практическим содержанием как средство социально-бытовой адаптации детей с нарушениями интеллекта.

Основная задача специальной (коррекционной) школы VIII вида – коррекция познавательной деятельности  и эмоционально-волевой сферы учащихся, а также подготовка  их к самостоятельной жизни, к ...

Статья статьи «Проектная деятельность по составлению нестандартных задач с использованием исторического содержания родного края»

В статье представлена проектная раьота по составлению нестандартных задач по математике с использование исторического содержания родного края....

Сборник математических задач с национально-региональным содержанием для учащихся 5-6 классов

В сборнике приведены математические задачи с национально-региональным содержанием Кабанского района Республики Бурятия. Данные задачи можно использовать как на уроках, так и во внеклассной работе по м...

Исследовательский проект "Использование исторического краеведческого материала при составлении математических задач"

В своей работе «Использование исторического краеведческого материала при составлении математических задач», автор изучает историю родного края, анализирует и составляет задания по теме на ...