Факультативный курс по математике 9 класс. Для слепых и слабовидящих обучающихся.
элективный курс по математике (9 класс) на тему

Мачалова Наталья Владимировна

Для слепых и слабовидящих обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakult_9_klass_machalova.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Общеобразовательная школа-интернат

для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицка

 

«Согласовано»:

Заместитель директора по УР:

_________ Сайфутдинова Д.Р.

«___» ___________ 2017 г.        «Утверждаю»:

директор ГКОУ «Общеобразовательная

школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся»

 г. Троицка

_________________Архиреева С.П.

приказ № ____от «___» ___________ 2014 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«Решение текстовых задач»

учебного предмета  математика

9  класса

 

Рассмотрена на заседании

МО __________________

_________Филатова О.Н.

протокол № от «__» _____ 2017 г.        

Разработана  Мачаловой Н.В.,

учителем математики

первой  квалификационной категории

2017г.

1.        Пояснительная записка.

       1.1. Статус программы.

Рабочая программа по учебному предмету «математика» является составной частью основной образовательной программы основного образования Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная общеобразовательная школа-интернат III-IV вида» г. Троицка.

        1.2. Нормативная база.

Основанием для разработки Рабочей программы по учебному предмету "математика" являются       следующие нормативные документы:

-    Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ « об образовании в Российской Федерации» ( с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145 – ФЗ, от 04.06.2014 г. №68 – ФЗ ( ред. 19.12.2016)).

-  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 « Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказом Минобрнауки России от 08.06.2015 г. №576, от 28.12.2015 №  1529, от 26.01.2016 г. № 38, от21.04.2016 г. № 459, от 29.12.2016 г. №1677).

-  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. 3 26 « Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях. Осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 г. № 38528).

-  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004г. № 1089 « Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 г. № 164, от 31.08.2009 г. №320, от 19.10.2009 г. №427, от10.11.2011 г. № 2643, от 24.01.2012 г. № 39, от 31.01.2012 г. № 69. От 23.06.2015 г. № 609).

-  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126    « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

-  Примерная основная образовательная программа основного общего образования.

- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2016 г. № 03-02/2468  « О внесении  изменений в основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования общеобразовательных организаций Челябинской области».

-  Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / В.Н. Кеспиков, М.И.Солодкова, Е.А.Тюрина, Д.Ф.Ильясов, Ю.Ю.Баранова, В.М.Кузнецов, Н.Е.Скрипова, А.В.Кисляков, Т.В.Соловьёва, Ф.А.Зуева, Л.Н.Чипышева, Е.А.Солодкова, И.В.Латыпова, Т.П.Зуева; мин-во образованияя и науки Челяб.обл.; Челяб.ин-т переподгот. И повышения квалификации работников образования.- Челябинск : ЧИППКРО.2013.-164с.

       

   1.3.  Общая характеристика предмета.

  Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.
В школах подготовка к экзаменам осуществляется на уроках, а также во внеурочное время: на факультативных и индивидуальных занятиях. Оптимальной формой подготовки к экзаменам являются факультативные курсы, которые позволяют расширить и углубить изучаемый материал по школьному курсу.

Полный минимум знаний, необходимый для решения всех типов задач прикладного характера, формируется в течение первых восьми лет обучения учащихся в школе. Однако статистические данные анализа результатов государственной итоговой аттестации за курс основной школы и ЕГЭ говорят о том, что решаемость текстовых задач   составляет очень малый процент. Такая ситуация позволяет сделать вывод, что большинство учащихся не в полной мере владеет техникой решения текстовых задач   и не умеет за их нетрадиционной формулировкой увидеть типовые задания, которые были достаточно хорошо отработаны на уроках в рамках школьной программы. По этой причине возникла необходимость более глубокого изучения этого раздела математики.

Необходимость рассмотрения техники решения текстовых задач   обусловлена тем, что умение решать задачу является высшим этапом в познании математики и развитии учащихся. С помощью текстовой задачи формируются важные общеучебные умения решения, проверкой полученного результата и, наконец, развитием речи учащегося. В ходе решения текстовой задачи  формируется умение переводить ее условие на математический язык уравнений, неравенств, их систем, графических образов, т.е. составлять математическую модель. Решение задач способствует развитию логического и образного мышления, повышает эффективность обучения математике и смежным дисциплинам.

     Научить решать текстовые задачи   – значит, научить такому подходу к задаче, при котором она выступает как объект тщательного изучения, а её решение – как объект математического моделирования.  Умение производить процентные расчёты в настоящее время становится необходимым в силу неоднозначности  в восприятии различных проблем, часто им необходимо дать оценку с точки зрения математических знаний. Прикладное значение этой темы затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Предлагаемый курс демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных  бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной  экономики и задач технологии производства. Учебный материал курса будет способствовать успешному похождению аттестации учащихся  за курс основной школы.

Цели курса:

  • формирование понимания необходимости усвоения спектра текстовых задач, показав широту применения расчётов в реальной жизни;
  • развитие устойчивого интереса учащихся к изучению математики;
  • воспитание понимания, что математика является инструментом познания окружающего мира;
  • формирование коммуникативной компетентности;
  • осуществление интеллектуального развития учащихся, формирование качеств мышления, которые позволят им быть успешными на следующей ступени обучения,  для решения практических проблем.

Задачи курса:

  • развивать систему ранее приобретённых программных знаний темы «Решение текстовых задач» до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов (физика, химия, экономика, основы информатики и др.),
  • познакомить учащихся с разными типами текстовых  задач , особенностями методики и различными способами их решения;
  • привить учащимся основы экономической грамотности;
  • создать условия, способствующие  самоопределению учащихся;
  • развивать ключевые  компетенции, обеспечивающие успешность в будущей профессиональной деятельности.

      1.4. Коррекционные цели и задачи.

      Особенность данной программы заключается в том, что она рассчитана  для учащихся       с ограниченными возможностями (нарушением зрения).

Ввиду психологических особенностей детей с ограниченными возможностями развития, с целью усиления практической направленности обучения на каждом уроке проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

  • Развитие основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение планировать деятельность.
  • Развитие различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями, особенно при решении текстовых математических задач ).
  • Развитие пространственного представления (о форме, расстоянии, величине).
  • Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
  • Расширение представлений об окружающем мире и обогащение  словаря
  • Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;

коррекция – развитие памяти;

коррекция – развитие внимания;

развитие представлений о времени.    

        1.5.  Место предмета в учебном плане.

        Факультативный  курс дополняет базовую программу, не нарушая её целостности.

        Курс рассчитан на 34 часа.

2. Содержание факультативного курса.

  1.        Текстовые задачи и техника их применение

  • понятие текстовой задачи и ее виды;
  • этапы решения текстовой задачи;
  • арифметический и алгебраический способы решения текстовой задачи;
  • наглядные образы как средство решения математических задач;
  • оформление решения текстовых задач;
  • рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач.

2.        Задачи на движение.

  • движения навстречу друг другу;
  • движение в противоположных направлениях из одной точки;
  • движение в одном направлении;
  • движение по реке (движение по течению и против течения);
  • движение по кольцевым дорогам;
  • относительность движения;
  • чтение графиков движения;
  • графический способ решения задач на движение.

3.        Задачи на работу.

  • алгоритм решения задач на работу;
  • вычисление неизвестного времени работы;
  • путь, пройденный движущимися телами, рассматривается как совместная работа;
  • задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами;
  • задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы;
  • задачи, в которых требуется найти производительность труда;
  • задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение;
  • предусмотренного объёма работы;
  • система задач, подводящих к составной задаче.

4.        Задачи на проценты.

  • типы задач на проценты;
  • процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования).

5.        Задачи на смеси и сплавы.

  • основные допущения при решении задач на смеси и сплавы;
  • задачи, связанные с понятием «концентрация», «процентное содержание», «переливание»;
  • способы решения задач на смеси и сплавы (арифметический, алгебраический, с помощью линейных уравнений и систем линейных уравнений);
  • объёмная концентрация;
  • процентное содержание.

6.        Задачи с геометрическим содержанием.

  • вычисление периметров, площадей фигур в жизненных ситуациях;
  • практическая работа на местности;
  • решение геометрических задач алгебраическим способом.

7. Решение текстовых  задач, предлагаемых в ходе ОГЭ и ЕГЭ.

3.   Уровень подготовки учащихся.

В результате изучения данного курса учащиеся должны:

знать:

  • основные методы и приёмы решения текстовой задачи;
  • классифицировать текстовые задачи   и основные методы их решения;
  • особенности их решения;
  • знать применение текстовых задач   в жизни, решать задачи на движение, работу, процентные расчёты, смеси и сплавы;

уметь:

  •  определять тип текстовой задачи  ;
  •  правильно употреблять термины, связанные с различными видами задач;
  •  производить прикидку результатов вычислений;
  • применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
  • при вычислениях сочетать устные и письменные приёмы, применять компьютерные технологии;
  • использовать приёмы, рационализирующие вычисления.

 Ожидаемые результаты.

 После изучения курса учащиеся смогут:

  • определять тип текстовой задачи, знать особенности её решения, использовать при решении разные подходы;
  • самостоятельно  производить процентные расчёты, а так же поделиться с одноклассниками своими знаниями.
  • применять математический аппарат к решению повседневных  бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной  экономики и задач технологии производства;
  • уметь использовать дополнительную математическую литературу.

4. Учебно-тематическое планирование.

№ урока

Содержание материала  урока (разделы, темы)

Кол-во часов

I.

Текстовые задачи и техника их применения

2

1

Понятие текстовой задачи и ее виды. Этапы решения текстовой задачи.

1

2

Оформление решения текстовых задач: рисунки, схемы, таблицы, чертежи при решении задач.

1

 II.

 Задачи на движение

6

3.

Решение задач на движения навстречу друг другу

1

4.

Решение задач на движение в противоположных направлениях из одной точки.

1

5.

Решение задач на движение в одном направлении

1

6.

Решение задач на движение по реке по течению и против течения.

1

7.

Решение задач на движение по кольцевым дорогам.

1

8

Графический способ решения задач на движение

1

 III.

Задачи на работу

7

9.

Алгоритм решения задач на работу. Вычисление неизвестного времени работ

1

10.

Решение задач на путь, пройденный телами, рассматриваемый как совместная работа

1

11.

Решение задач на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами.

1

12.

Решение задач, в которых определяется объём выполняемой работы

1

13.

Решение задач, в которых находится производительность труда

1

14.

Решение задач, в которых  определяется время, затраченное на выполнение работы

1

15

Решение  задач, подводящих к составлению системы уравнений.

1

 IV.

Задачи на проценты

4

16

Решение типовых задач на проценты.

1

17

Процентные вычисления при распродажах, тарифы, штрафы

1

18

Процентные вычисления при банковских операциях, голосовании

1

19

Процентные вычисления: банковский процент, ипотека

1

V.

Задачи на смеси и сплавы

6

20

Основные допущения при решении задач на смеси и сплавы

1

21

Решение задач, связанных с понятием «концентрация», «процентное содержание»

1

22

  Способы решения задач на смеси и сплавы

1

23

Решение задач на объёмную концентрацию смеси (сплава)

1

24

 Решение задач на переливание

1

25

Решение задач на процентное содержание смеси (сплава)

1

VI.

 Задачи с геометрическим содержанием

3

26

Решение задач на вычисление периметров, площадей фигур.

1

27

Практическая работа на местности

1

28

Решение геометрических задач алгебраическим способом

1

VII.

 Решение текстовых  задач, предлагаемых в ходе ОГЭ и ЕГЭ

6

29-31

 Решение текстовых задач из  модуля «Алгебра»

3

32-33

  Решение текстовых задач из  модуля «Геометрия»

2

34

 Итоговое занятие. Обобщение решения текстовых задач

1

  1. Перечень учебно-методического обеспечения
  1. Ф.Ф.Лысенко. Математика  , 9 класс. Подготовка  к            ОГЭ -2018.   Ростов – на – Дону: «Легион» , 2017 г.
  2. А.Н.Шевкин. Текстовые задачи в 5-9 классах. «Математика» (приложение к газете «Первое сентября»). №17-24,2005
  3. О.Багишова. Читаем условие задачи. «Математика» (приложение к газете «Первое сентября»). №18,2006,№17,2009,№9,2002.
  4. О.Огороднова. Учимся решать задачи на « смеси и сплавы». «Математика» (приложение к газете «Первое сентября»). №36,2004
  5. Т.Шекунова. Задачи на движение. «Математика» (приложение к газете «Первое сентября»). №15,2000.
  6. А.Е.Захарова. Учимся решать задачи на смеси и сплавы. Научно-практический журнал «Математика для школьников». №3,2006
  7. С.Дворянинов. Об  одном  забытом  способе решения  задач  на  совместную  работу. Самара, 2008 г.
  8. А.Л.Семенов, И.В. Ященко. 3000 задач по математике. ОГЭ -2017. Закрытый сегмент.
  9. Материалы по текстовым задачам в электронном виде.
  10. А.Л.Семенов, И.В. Ященко ОГЭ -2017. по математике.

-  М: Национальное образование,: , 2013.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...

Адаптированная рабочая программа по информатике для слепых и слабовидящих обучающихся (7-9доп. класс)

Данная рабочая программа расчитана на пролонгированное обучение (4 года) детей с ОВЗ и ориентированна на учебник Л.Л. БосовоЙ Информатика 7-9 класс....

Особенности применения современных технологий обучения на уроках математики слепых и слабовидящих обучающихся.

Особенности применения современных технологий обучения на уроках математики слепых и слабовидящих обучающихся....

Средства реабилитации и социализации детей с ОВЗ в школе-интернате для слепых и слабовидящих обучающихся г. Троицка Челябинской области

Доклад в рамках Международных Алехинских чтений «Я вновь заклинаю живых: не забудьте!», посвященных творчеству незрячего курского писателя В.С. Алехина и 75-й годовщине Курской битвы, пров...

Рабочая программа по факультативному курсу «Мир математики» для учащихся 9 класса, обучающихся по АООП О УО(ИН)

Математика в школе для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является одним из основных предметов. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике...