Выступление на районном семинаре: "Технологии по формированию УУД на уроках математики при переходе на ФГОС ООО"
учебно-методический материал по математике на тему

Дунай Елена Николаевна

В настоящее время востребованными в образовании становятся результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Поэтому важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действии, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semenar.rar1.07 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1.Технологии по формированию УУД на уроках математики.

В настоящее время востребованными в образовании становятся результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Поэтому важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действии, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Предполагается, что формирование УУД осуществляется в процессе изучения каждого из предметов образования, в том числе и предметов естественно математического цикла.

Слайд 2. На практике ориентируемся на формирование  следующих видов УУД:

- личностных,

- регулятивных,

- познавательных,

- коммуникативных.

Слайд3.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют ориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Личностные УУД формируются, когда:

-ученик проявляет любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей,

-ученик целеустремлѐн и настойчив в достижении цели,

-ученик учится слушать и слышать собеседника,

-ученик учится обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Слайд 4. 

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Регулятивные УУД формируются, когда:

 учитель учит конкретным способам действия: планировать, ставить цель, использовать алгоритм решения какой-либо задачи, оценивать

Таким образом, целеполагание, планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных УУД, которые становятся базой для учебной деятельности.

Слайд 5.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Познавательные УУД формируются, когда:

 учитель говорит: «Подумайте»; «Выполните задание»; «Проанализируйте»; «Сделайте вывод…».

Слайд 6. 

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Коммуникативные УУД формируются, когда:

 ученик учится отвечать на вопросы;

 ученик учится задавать вопросы;

 ученик учится вести диалог;

 ученик учится пересказывать сюжет;

 обучающихся учат слушать – перед этим учитель обычно говорит: «Слушаем внимательно».    

Слайд 7.

При организации работы по формированию любых УУД

учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий со следующими показателями:

-состоянием здоровья детей;

 - успеваемостью по основным предметам;

-уровенем развития речи;

-степенью владения русским языком;

 -умением слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

-стремлением принимать и решать учебную задачу;

-навыками общения со сверстниками;

 - умением контролировать свои действия на уроке.

На всех этапах усвоения содержания предметов естественно- математического цикла (кроме контроля) приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они могут выполняться как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы в парах или индивидуально. Для реализации целей обучения можно применять различные технологии. К базовым технологиям реализации ФГОС относятся:

Слайд 8.

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ;

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД;

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ;

УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ;

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ;

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 Подробнее я остановлюсь на технологии уровневой дифференциации.

Слайд 9.  УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ.

Уровневая дифференциация – организация обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на различных планируемых уровнях: на обязательном (базовом, стандарт образования) и повышенном.

На слайде приведены аргументы в пользу необходимости использования технологии уровневой дифференциации:

  • структура коллектива требует применение дифференциации в процессе обучения;
  • при использовании технологии уровневой дифференциации ученик получает право выбора доступного для него пути обучения;
  • дифференцированное обучение способствует повышению учебной мотивации и развивает интерес к предмету у школьников;
  • дифференцированное обучение сохраняет индивидуальность личности;
  • использование уровневой дифференциации в обучении обеспечивает каждому ученику базовый уровень подготовки;
  • уровневая дифференциация дает возможность успевающим учащимся развивать свои способности к математике;
  • уровневая дифференциация способствует повышению качества знаний.

Данная технология актуальна именно потому, что планируемые результаты обучения определяют разные уровни сформированности умений.

На этапе 6 класса выделяются задания 2-х уровней: - базового и повышенного, на этапе 9-го класса - трех уровней: базового, повышенного и высокого.

Слайд 10.

Примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов.

6 класс.

Умение: решать задачи, требующие выполнения деления с остатком, а также интерпретации полученных результатов.

Задание 1 (базовый уровень)

Найдите число, при делении которого на 12 получается неполное частное, равное 7, и остаток, равный 5.

Задание 2. (повышенный уровень)

Билет в кино, который стоил 150р., подорожал на 20р. Какое наибольшее число билетов можно купить на ту сумму, на которую раньше можно было купить 30 билетов. Запишите свои рассуждения и ответ.

Слайд 11.

Примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов.

9 класс.

Умение: преобразовывать целое выражение в многочлен стандартного вида..

Задание 1. (базовый уровень)

Упростите выражение: 2b(5b – 2) – (b – 2)2

Задание 2. (повышенный уровень)

Докажите тождество (a – 1)(a + 1)(a2 +1)(a4 + 1) = a8 – 1

Задание 3. (высокий уровень)

Упростите выражение (2a2 + b – 5) – (2a2 + b)(2a2 +b – 1) +9(2a2 +b)

Рассмотрим способы уровневой дифференциации.

Слайд 12. Способы уровневой дифференциации.

1. Дифференциация по объему учебного материала.

   Это, пожалуй, самый простой способ дифференциации. Он заключается в том, что учащимся с низким уровнем обучаемости, медлительным дается больше времени на выполнение задания. Учащиеся 2-ой и 3-ей групп в это время выполняют дополнительное задание (аналогичное основному, более трудное или нестандартное, задание игрового характера: задание на смекалку, кроссворд, анаграмму и т.п.).

2. Дифференциация по уровню трудности.

Довольно часто работа учащихся дифференцируется по уровню трудности. Приведем пример дифференцированного задания по работе с текстом:

  • ответить на вопросы текста;(1-ый уровень);
  • ответить на вопросы текста и составить 2 своих вопроса для одноклассников; (2-ой уровень);
  • ответить на вопросы текста и привести примеры применения новых знаний. (3-ий уровень).

3. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Такой способ предусматривает самостоятельную работу учащихся. Но тем, кто испытывает затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются:

  • образец оформления ответа; памятки, планы;
  • карточки-помощницы с наводящими вопросами;
  • справочные материалы;
  • наглядные опоры, иллюстрации, (в виде рисунка, фотографии, картины);
  • начало или частичное выполнение задания.

5. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все выполняют одинаковые задания, но одни это делают под руководством преподавателя, а другие самостоятельно.

Слайд 13. Методика дифференцированной работы на уроке

  1. Изучение нового материала.

При изучении новой темы выделяется четыре этапа: изучение, усвоение, закрепление и углубление. В течение них должна быть усвоена тема. Объяснение нового материала обращено одинаково ко всем учащимся, хотя и не исключены сообщения внепрограммного материала для второй и третьей групп.

Первая группа (А) в это время отрабатывает материал, записанный в тетрадь.

Учащиеся второй группы В сосредоточиваются на упражнениях, которые требуют хорошего понимания основных положений темы и умений сделать 1-2 логических шага в направлении развития этих положений.

Учащиеся третьей  группы С  переходят от обязательных заданий к творческим.

Учащиеся первой  группы А снова и снова возвращаются к основным моментам объясненной темы.

Слайд 14. 

  1. Проверка усвоения изученного материала.

При проверке усвоения материала проводится дифференцированно с  использованием заданий различного уровня сложности. Для  учащиеся из группы А допускается использование составленного плана ответа, алгоритма к заданию. В работе на уроках используются   разноуровневые карточки. В этих карточках на первом этапе – решение обязательных заданий, на втором этапе – более сложные задания, на третьем этапе – задания, требующие творческого подхода. При получении такого задания каждый ученик определяет для себя этапы работы.

Слайд 15.

  1. Организация текущего повторения.

При организации повторения ликвидируются выявленные пробелы в знаниях теоретического материала, разъясняются недочеты,  делается анализ ошибок, допущенных учащимися в самостоятельных и контрольных работах. При разборе таких упражнений предлагаются каждой группе разные задания:

  • "выберите из данных ответов верный"; "исправьте ошибку" (группе А);
  • "назовите правило, которое применили"; "закончите решение" (группе В);
  • "поясните  причину  допущенной  ошибки";  "сформулируйте  определение использующихся понятий"; "придумайте подобное упражнение" (группе С).

Слайд 16.

  1. Дифференцированная домашняя работа.

Каждой группе учащихся дается дифференцированная домашняя работа. Группе А предлагаются задания, соответствующие обязательным результатам обучения. Группа В выполняет такие же задания, к которому добавляется  более сложная задача из учебника. Для группы С задания из учебника дополняются задачами из различных пособий (в старших классах – из пособий для подготовки к ЕГЭ).

Слайд 17.

  1. Контроль знаний (проведение самостоятельных и контрольных работ).

Самостоятельные и контрольные работы содержат задания обязательного уровня и повышенного уровня сложности. Обучающие самостоятельные работы обычно состоят из трех видов заданий: решение по образцу (для группы А); выделение главного в решении или нужного ответа из нескольких (для группы В); работа с дополнительным материалом (для группы С).

Тематические, итоговые контрольные работы составляются также разного уровня. Использование при проведении контрольных работ несколько вариантов позволяет говорить об индивидуальном подходе к каждому ученику.

Слайд 18. Положительные и отрицательные аспекты.

Положительные аспекты.

  • Повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
  • Ребенку легче учиться в группе, где собраны дети с одинаковыми интеллектуальными способностями;
  • Повышается уровень «Я-концепции»: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавляются от комплекса неполноценности;
  • Педагог получает возможность помочь слабому ученику, уделить внимание сильному, более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
  • Нет необходимости занижать общий уровень преподавания

Отрицательные аспекты

  • Снижает уровень  мотивации и самооценки в слабых группах;
  • Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства;
  • Слабые ученики лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними

Слайд 19.

Итак, реализация дифференцированного подхода к обучению математики требует от учителя знания возможностей учащихся, регулирования учебной нагрузки, тщательного подбора дидактического материала, оснащение кабинета справочной и научно-популярной литературой. Это способствует повышению интереса учащихся к учебной деятельности, формирует положительную мотивацию учения, от чего главным образом зависит результат обучения.

Технологическая карта технологии уровневой дифференциации.

Этапы

Деятельность учителя

1.Организационный

момент

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха.

2. Целеполагание и мотивация

Учитель объясняет, в какой форме и как будет проведена в конце занятия проверочная работа (определение уровня обученности)

Разъясняет уровневые цели работы:

1. умение выполнять репродуктивные задания (3)

2. умение выполнять репродуктивные и конструктивные задания ( 4)

3. умение выполнять репродуктивные, конструктивные задания и проблемные задания ( 5)

3. Актуализация умений и навыков

Учитель проводит фронтальный опрос, используя вопросы разного  уровня сложности.

4. Закрепление учебного

 материала

Учитель предлагает вопросы с целью закрепления учебного материала.

5. Применение знаний и умений,

их систематизация

Учитель предлагает систему заданий:

1. Задание для самостоятельной работы (репродуктивное, конструктивное, творческое: по выбору учащихся). Если репродуктивное задание никто не взял, учитель дает его для выполнения любому сильному ученику.

2. Два проблемных задания с целью организации дискуссии. Учитель объясняет, как правильно установить причинно-следственные связи, как определить логику проблемного задания.

3. В тетради записывается логический опорный сигнал, а вывод дети пишут самостоятельно. Учащиеся должны определить зависимость одного учебного материала от другого.

6. Проверочная работа

Цель – выявить уровень обученности ( тест, варианты по пять вопросов)

1 уровень: выбери правильный ответ, найди лишнее

2 уровень: перескажи основное содержание, напиши, нарисуй, воспроизведи.

 объясни почему…, выяви причину…, каково последствие…, что произойдет, если…

3 уровень: сочини, спроектируй, смоделируй, реши проблемное задание.

 

Цель  создать условия для активного структурирования  систематизации и обобщения знаний и умений по теме средствами технологии уровневой дифференциации.

Качественный результат: умение сознательно делать выбор и добиваться поставленной цели, ориентируясь на собственные учебные возможности.

Дифференциация задач по уровневым группам

Уровни сложности

Задачи

Методы,  приёмы организации  деятельности

Способы  решения  

Репродуктивный  «А»

Ликвидировать пробелы в знаниях, развитие навыков осуществлять самостоятельную деятельность по образцу, воспроизводить изученный  материал,  достигнуть обязательного уровня достижения знаний.

Традиционные  задания, содержащие подсказку

Работа по образцу, воспроизведение.

Продуктивный  «В»

Ликвидировать пробелы в знаниях, развить  умения  самостоятельно работать с  учебной литературой, достичь более высокого уровня.

Частично-поисковый метод(содержит незначительную подсказку)

Анализ, классификация, систематизация знаний.

Творческий «С»

Расширить и углубить знания, формировать умения  использовать  знания  в нетрадиционной  ситуации, развить умение самостоятельно работать с научно-популярной литературой

Проблемный метод

Конструирование, интерпретация, критический  анализ, поисковая деятельность.

(уровень «С») Расширение и  углубление  знаний,  формирование  умений  использования  знаний в  нетрадиционной  ситуации; развитие умения самостоятельно  работать с  учебной и  научно- популярной  литературой.

(уровень  «В»)   Создание  условий  для  ликвидации  пробелов, развитие умения  самостоятельно работать  с  учебной  литературой, доведение  учащихся  до  более высокого  уровня;

(уровень «А»)   Ликвидация  пробелов в  знаниях  и  умениях,  развитие  навыков  и  умения  осуществлять  самостоятельную  деятельность  по  образцу и  в сходных  обстоятельствах, воспроизводить  изученный  материал, доведение  учащихся  до  обязательного  уровня  усвоения  и  способов  деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на районном семинаре "Технология модульного обучения"

В данном выступлении рассматривается преимущество использования модульного обучения в классах с углубленным изучением математики. Так же дается примерная разработка модуля по теме: "Квадратные уравнен...

Семинар «Технологии, реализующие творческое обучение на уроках математики»

Творческое обучение – результат самостоятельной образовательной деятельности учащихся, выполняемой на основе индивидуальной программы при поддержке педагога....

Выступление на педагогическом совете "Критерии эффективности современного урока в условиях перехода на ФГОС"

Выступление на педагогическом совете посвящено переходу средней школы на ФГОС....

Презентация к выступлению на районном МО учителей физике. Современная структура урока в рамках ФГОС

Презентация к выступлению "Современная структура урока в рамках ФГОС"....

Формирование метакомпетенции педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения

ldquo;Учитель – это самый трудный предмет при переходе на ФГОС”, поскольку констатируется факт о  технологической, психологической неготовности педагогов к переходу на новые стандарт...