Применение современных педагогических технологий для повышения качества обучения математики
статья по математике (5, 6 класс) на тему

Осипенко Ольга Станиславовна

Новые подходы к организации учебной деятельности учащихся как на уроке, так во внеурочной деятельности, учитывая индивидуальные особенности своих подопечных. Самоанализ работы с современными педагогическими технологиями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

Песчаноозёрная средняя школа сп Полтавская школа


Тема: Применение современных педагогических технологий для повышения качества обучения математики





                                                                                         Осипенко Ольга Станиславовна





                                                              2018год

Современный урок- это прежде всего урок,
на котором учитель умело использует все возможности 
для развития личности ученика,
её активного умственного роста, 
глубокого и осмысленного усвоения знаний, 
для формирования её нравственных основ.

                                                                                                                             Конаржевский

В Законе РФ «Об образовании» сформулированы новые требования к содержанию современного образования и участникам образовательного процесса.

Главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Жизнь требует, чтобы школьники учились подмечать суть тех или иных явлений, процессов, пытались объяснить их, находить между ними взаимосвязи; не только получали готовые знания, но и учились добывать их самостоятельно, приобретали умения применять знания на практике.

В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии:

  • Информационно – коммуникационная технология
  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии
  • Модульная технология
  • Технология мастерских
  • Кейс – технология
  • Технология интегрированного обучения
  • Педагогика сотрудничества.
  • Технологии уровневой дифференциации
  • Групповые технологии.
  • Традиционные технологии (классно-урочная система)

В своей деятельности я применяю различные технологии, которые применяю для повышения качества обучения математики

В  методике, в первую очередь,   изменила часть, отвечающая за введение нового материала: ученики открывают знания, а не получают их в готовом виде. 

Применяю принципиально новые подходы к организации учебной деятельности учащихся как на уроке, так во внеурочной деятельности, учитывая индивидуальные особенности своих подопечных. 

Одними из ведущих технологий в организации образовательного процесса на уроке считаю информационно-коммуникационные технологии. 

Использование ИКТ способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся, которая позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение, увеличивает результативность в усвоении знаний и способствует формированию информационной компетентности.

Главными целями использования информационных (компьютерных) технологий в образовательном процессе я вижу следующее:

  • поддержание и повышение качества образования;
  • повышение интереса к предмету;
  • оптимизация труда учителя.

Возможности компьютера использую в предметном обучении в следующих вариантах:

- фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;

- использование диагностических и контролирующих материалов;

- повышение качества наглядности и доступности при изложении материала через использование презентаций на уроках и проведение видео уроков;

- выполнение  самостоятельных и творческих заданий;

- использование компьютера для вычислений, построений графиков.

Формирую умения получать информацию из различных источников, в том числе электронных,  использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.

При изучении тем «Круговые диаграммы»  и «Столбчатые диаграммы», ученикам  предлагаю такие творческие задания:

  • составить диаграммы распределения своего времени в течение суток;
  • распределить времени на подготовку уроков по предметам на конкретный день  недели и составить круговую диаграмму или столбчатую;
  • распределить дневную норму питания на четыре приема и составить столбчатую диаграмму;
  • построить диаграмму, показывающую рост всех членов семьи.

Проанализировав полученные диаграммы, обучающиеся  наглядно видят,  как наиболее рационально использовать свое время,  и т.д.

Электронные носители применяю для индивидуальной работы, так как они содержат в себе учебную и наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля.

При подготовке к ГИА,  использую тренажеры. Выполняя задания на тренажерах, ученики  видят свой результат и уровень подготовленности к экзаменам, а также проблемы по той или иной теме.

Применение презентаций на уроке позволяет:

  • более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении;
  • эффективнее использовать время на уроке;
  • создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.

Например: при изучении темы «Теорема Пифагора»,  обучающиеся создали презентации о древнегреческом ученом Пифагоре и его теореме.  Ребята представили различные  способы доказательства  данной теоремы. Изучение нового материала  прошло в виде конференции.

Мои ученики постепенно становятся информационно грамотными – набор умений и навыков,  позволяют  им находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться ей,  формируя  устойчивые качества личности школьника, они  становятся  коммуникабельными  и  волевыми, что влияет на повышения качества обучения математики

Проектная технология

Метод проектов не является  новым в педагогической практике, но я ему уделяю большое значение. Под методом проектирования понимаю обобщённую модель определённого способа достижения поставленной цели, систему приёмов, определённую технологию познавательной деятельности.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Я иногда применяю данную технологию для изучения нового материала.  Перед  изучением конкретной темы предлагаю ученикам самостоятельно познакомиться с теоретическим материалом, подобрать интересные исторические сведения, практические задания с решениями, и оформить всё это либо в виде презентации, либо в качестве устного сообщения. Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующие цели:

  • научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
  • размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
  • принимать самостоятельные аргументированные решения;
  • научить выполнять разные социальные роли.

Исследовательский метод в обучении заключается в самостоятельном решении учащимися проблем, задач познавательного и практического характера. При исследовательской деятельности дети отыскивают не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности. Неоднократно дети презентовали свои исследовательские работы на математическом кружке и элективном курсе по математике. Работы учащихся находятся на моём мини-сайте

 – «Треугольники вокруг нас»

- «Нестандартные способы изучения таблицы умножения» и другие

Урок, на котором применяю исследовательский метод, включает следующие учебные элементы:

  • ситуация успеха: предлагаю ученикам задачи, которые каждый решает без особых затруднений;
  • ситуация затруднения (ощущения проблемы): предлагаю задачу, похожую на те что решали раньше, но решить до конца они ее не могут, так как они не имеют еще необходимых знаний.

Игровые технологии

В последнее время умственная нагрузка на уроках математики увеличивается, а значит, все актуальнее становится проблема заинтересованности учащихся в получении знаний. Я на уроках применяю:  дидактические игры, математические сказки. Использую их как средство обучения, воспитания и развития. Вовлечение в игровую деятельность на уроке вызывает у учащихся внутренний положительный отклик, развивается их любознательность. При наличии интереса дети занимаются с большой охотой, что благотворно влияет и на усвоение ими знаний.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делал и делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у обучающихся рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в успешное усвоение учебного материала.

На уроках математики использую следующие элементы дидактических игр:

  • дидактические игры, применяю при актуализации знаний (блиц - опросы, небольшие викторины, математические ребусы, игры для проведения устного счета);
  • игровые ситуации, использую при изучении нового материала

 ( занимательные задачи,  отрывки из литературных произведений);

  • дидактические игры, нацеливаю  на закрепление только что изученного материала на уроке,  провожу при обобщении и систематизации знаний.  
  • игровые ситуации, применяемые во время самостоятельных работ (игры-соревнования, задания с самопроверкой и самооценкой и др.).

Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включая в урок, игровые моменты делаю процесс обучения более интересным, создаю у обучающихся хорошее настроение, облегчаю преодоление трудностей в обучении.

 Обучение в игре позволяет научить:

Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

  • стимулируется познавательная деятельность
  • активизируется мыслительная деятельность
  • самопроизвольно запоминаются сведения
  • формируется ассоциативное запоминание
  • усиливается мотивация к изучению предмета

Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.

Пример 1. «Прямоугольная система координат на плоскости» (6 класс)

Игра «Соревнование художников»

На доске записаны координаты точек: КОШКА

(0;-4); (1;-8); (2;-8); (2;-2); (4;-8); (5;-8); (4;2); (3;3); (4;5); (4;7); (3;8); (2;10); (1;8); (-2;6); (-4;6); (-2;3); (-1;2); (-4;0);(-5;-2); (-5;-5); (-7;-5); (-9;-6); (-10;-7); (-10;-8); (-9;-9); (-7;-10); (-3;-10); (-2;-9); (-4;-8); (-6;-8); (-7;-7);(-6;-6);(-5;-6); (-3;-8); (1;-8); (0;-7); (-2;-7); (-1;-7); (0;-6); (0;-4); (-1;-3); (-2;-3); Глаза: (-1;4); (0;4); (0;5); (-1;4) и (1;6); (2;6); (2;7); (1;6); Усы: (-2;2); (1;3); (-1;1) и (5;7); (3;5); (5;6).

hello_html_336d76a6.jpg

Отметить на координатной плоскости каждую точку и соединить с предыдущей отрезком. Результат – определенный рисунок.

Эту игру можно провести с обратным заданием: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной и записать координаты вершин.

hello_html_bcab218.png

Пример 2. Игра «Магические квадраты»

А) В клетки квадрата записать такие числа, чтобы сумма чисел по любой вертикали, горизонтали была равна 0.

Б) Записать в клетки квадрата числа -1; 2; -3; -4; 5; -6; -7; 8; -9 так, чтобы произведение по любой диагонали, вертикали, горизонтали было равно положительному числу.

В настоящее время принципиальные изменения в школе связаны в первую очередь с введением дифференцированного обучения.

Методы дифференциации, используемые мною, направлены на развитие познавательной активности:

- дифференцированные задания, направленные на развитие психических процессов: внимания, воображения, памяти, логического мышления;

- дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровню сложности);

- дифференцированный контроль (уровневые задания, задания с выбором),

В своей работе также использую следующие формы работы:

  • организация взаимной проверки заданий;
  • взаимные задания групп;
  • учебный конфликт;
  • обсуждение участниками способов своего действия.

Урок математики – это достаточно сложный урок, на котором учащимся приходится много писать, размышлять, что ведет их к утомляемости и к перегрузкам. Чтобы этого избежать, я применяю здоровьесберегающие технологии.

. Применение технологии здоровьесбережения способствует поддержанию внимания и предупреждению утомляемости учащихся на уроке. На уроках и во внеурочной работе повышаю двигательную активность, физические минутки, которые проводятся в разнообразных формах. Релакс – паузы зависят от особенностей урока. Соблюдаю гигиенические условия в кабинете: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса ; места и длительность применения ТСО; позы учащихся и чередование их; психологический климат на уроке. Стараюсь на каждом уроке применять эмоциональные разрядки: шутки, улыбки, афоризмы с комментариями.

Применение технологии здоровьесбережения способствует поддержанию внимания и предупреждению утомляемости учащихся на уроке.

Например:

1) Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко.

1. Вверх-вниз, влево - вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево - вправо. Зажмурившись снять напряжение, считая до десяти.

2. Круг. Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

3. Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

4. Покорчим «рожи». Учитель предлагает изображать мордочки различных животных или сказочных персонажей.

2) Пальчиковая гимнастика

1.Волны. Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладони дети имитируют движение волн.

2. Здравствуй. Дети поочередно касаются подушечками пальцев каждой руки большего пальца этой руки.

3) Физкультминутки

Встали дружно. Наклонились

Раз - вперед, а два – назад.

Потянулись. Распрямились.

Приседаем быстро, ловко

Здесь видна уже сноровка.

Чтобы мышцы развивать

Надо много приседать.

Мы на месте снова ходим

Но от парты не уходим (ходьба на месте).

По местам пора садиться

И опять начать учиться (дети садятся за парты).

При умелом сочетании отдыха и движения, различных видов деятельности обеспечит высокую работоспособность учащихся в течение дня.

Для того чтобы научить детей заботиться о своем здоровье. На уроках можно рассмотреть задачи, которые основаны на фактическом материале. Все это способствует тому, что учащиеся привыкают, ценить, уважать и беречь свое здоровье.

Рассмотрим одну из таких задач:

1. Масса витамина С, ежедневно необходимая человеку, относится к массе витамина Е, как 4:1. Какова суточная норма в витамине Е, если витамина С мы в день должны употреблять 60 мг.? Ответ:15 мг.

Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников: предупреждение переутомления учащихся на уроках; улучшение психологического климата; повышение концентрации внимания; снижение, уровня тревожности.

Системное и целесообразное применение информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих , проектных, игровых  технологий , технологий дифференцированного обучения в образовательном процессе позволяет оптимизировать

деятельность учителя на уроке, а значит , повысить качество обучения школьников.

Основная цель: Внедрение современных педагогических технологий на уроках математики для формирования достаточно полных, глубоких, прочных знаний по изучаемому предмету и для обеспечения высокого уровня преподавания.

На сегодняшний день существует достаточно большое количество педагогических технологий обучения, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая - то из них лучше, а другая хуже. На мой взгляд, выбор той или иной технологии зависит от многих факторов:  контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т.д. а для достижения положительных результатов надо чтобы традиционные и  инновационные методы обучения должны быть в постоянной взаимосвязи и дополнять друг друга. 

 Веду работу над разнообразием форм и методов обучения с учетом особенностей классов. Использую различные формы проведения урока:

  • комбинированные уроки;
  • конференции;
  • практикумы и семинары;
  • уроки-лекции;
  • уроки контроля знаний;
  • уроки-зачеты.

На уроках использую наглядные средства обучения: таблицы, объемные фигуры, обучающие фильмы.  Применяя  мультимедийное оборудование,  на уроках часто использую  презентации, и видео уроки.

Большое внимание уделяю самостоятельной работе на уроке. Считаю, что данный вид работы приучает детей к самостоятельной деятельности, принятию собственных решений, пополнению и углублению знаний. Самостоятельная работа используется на всех этапах урока: введение новых знаний, закрепление и повторение изученного, проверка знаний.

Учитывая различия в уровне развития способностей и возможностей детей, их познавательных интересов, работу строю следующим способом:  привлекаю на математический кружок, помогаю обучающимся организовать самостоятельную образовательную деятельность в форме индивидуальных заданий и заданий для самопроверки.

В своей работе использую:

  • тестирование;
  • систему разно уровневых заданий;
  • контрольные работы;
  • работа с дидактическими карточками-заданиями;
  • текущий фронтальный опрос;
  • индивидуальные задания;

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого ученика и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Путей решения данной проблемы, думаю, много. 

На протяжении многих  лет я работаю с детьми из многодетных семей, из малообеспеченных семей, из социально-опасных семей,  с задержкой психического развития. Прослеживается стабильность показателей качественной успеваемости в данных классах 

Все обучающиеся справились с заданиями основного государственного экзамена, подтвердили итоговую оценку.

Большое внимание я уделяю внеклассной работе, как с целью  ликвидации пробелов в знаниях и формированию устойчивой мотивации к изучению предмета у обучающихся различных категорий, так и с целью развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся. С целью раскрытия способностей, интеллектуального, творческого и нравственного потенциала каждого обучающегося я веду:

  • кружок  по внеурочной деятельности,  общеинтеллектуального направления, «Занимательная математика» (5-6классы);
  • внеклассные мероприятия в рамках проведения недели  математики.
  • проведение элективного  курса по математике  « Задачи повышенной трудности»;
  • участие  в конкурсном движении 
  • школьные олимпиады

 

Зарегистрирована на многих образовательных сайтах.  В социальной сети работников образования nsportal.ru имею  мини сайт https://nsportal.ru/osipenko-olga-stanislavovna   Использую в своей работе   многие интернет-ресурсы. 

Участие в конкурсах  обучающихся

Дата

Название

Уровень

Результат

3.

2017г.

Международная олимпиада проект intolimo.org «серия  олимпиад» зима 2018г. «математика-5кл»

Международный

Диплом призёра

 2 степени,

https://intolimp.org/resu

lts/detail/3908456

4.

2017г.

Международная олимпиада проект intolimo.org «серия  олимпиад» зима 2018г. «математика-6кл»

Международный

Участник

https://intolimp.org/resu

lts/detail/8417485

5.

2017г.

Международная олимпиада проект intolimo.org «серия  олимпиад» зима 2018г. «математика-3кл»

Международный

Участник

https://intolimp.org/resu

lts/detail/8417485

6.

2017г.

Международный конкурс «Финансовая грамотность»

2 сертификата,

Диплом-3место

https://vseolimp.ru/konkurs/awards

7.

2017г.

Международный конкурс «Безопасность в сети интернет»

Международный

2-сертификата ,

Диплом 3 степени

https://vseolimp.ru/konkurs/awards

8.

2017г.

Международный конкурс «Толерантный мир»

Международный

Сертификат, Диплом 2место,

Диплом 3место

https://vseolimp.ru/konkurs/awards

9.

Апрель 2017г

Всероссийский турнир знатоков «Покори олимп» .Всероссийская олимпиада по математике

Всероссийский

Диплом

1 степени

10

2017г

Международная интернет-олимпиада «Солнечный свет»

Международный

Победитель

1место (2 участника)

org.komitet@solncesvet.ru

Участие в мероприятиях учителя

Дата

Наименование

Уровень

Степень участия

Ссылка

8.

2017г

Международная интернет-олимпиада «Солнечный свет» по математике для 5,6 классов.

Международная интернет-олимпиада

Диплом- за подготовку учащегося

org.komitet@solncesvet.ru

9.

2017г.

«Определение уровня квалификации. Учитель математики».

Региональное тестирование

Диплом-1место

http://blitz-olimpiada.ru/my/zayavka-24013/

10.

2017г.

Проект «Источник знаний» по теме «Математический супертест». Для  учителей математики

 Pro Школу.ru интернет- портал

За месяц: 1 место

За год: 63место

11.

2017г.

Благодарности за активную помощь при проведении  международных              конкурсов «Толерантный мир» , «Безопасность в сети Интернет», «Финансовая грамотность»

 Международный

Благодарности

https://vseolimp.ru/konkurs/awards

12.

2017-2018уч.г

Победитель Всероссийской олимпиады учителей по теме « Профессиональная компетентность учителя математики»

Всероссийский

Диплом 1

http://blitz-olimpiada.ru/my/zayavka

-24013/

За последние годы я накопила объемную информационную копилку.

  • электронные презентации с различных сайтов
  • электронные формы контроля: как самостоятельно разработанные тесты, так и взятые с сайтов

Мною сформирован каталог Интернет-ресурсов, который помогает учащимся в поиске необходимой информации дома.

 Интернет-ресурсы

Досье школьного учителя математики https://www.mathvaz.ru 

Интерактивные математические тренажеры https://trenager.mathvaz.ru 

Математические диктанты https://mdictant.mathvaz.ru 

Интерактивные тренировочные тесты по математике

https://mtest.mathvaz.ru 

Математические кроссворды https://crossword.mathvaz.ru 

Сервис проверки знаний учащихся по математике https://www.diagtest.ru 

Онлайн-генератор математических тестов

https://математические-тесты.рф