«Проблемное обучение». Доклад на заседании кафедры политехнических наук
материал по математике на тему
Небольшое выступление на КПН об использовании элементов проблемного обучения на профильном и базовом уровнях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_kafedre.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Кафедра политехнических наук Гимназии №19 Доклад по теме: «Проблемное обучение» Учитель : Павлюк И.В. г. Липецк |
Павлюк И.В.
Доклад по теме «Проблемное обучение»
Что такое проблемное обучение?
Некоторые педагоги склонны считать, что проблемное обучение лишь иное название исследовательского метода, хорошо известного в советской диалектике 20-х годов (организация практической работы учащихся в мастерских, лабораторные работы и т.п.). Но этот метод обучения оказался неэффективным, т.к. 1) самостоятельные исследования не экономны (требуют слишком много времени); 2) результаты исследовательского метода не всегда достоверны; 3) в школьных программах есть информация, которую нужно просто заучить, запомнить и научиться пользоваться.
Проблемное обучение – более широкое понятие, чем исследовательский метод, оно охватывает весь диапазон деятельности ученика – от репродуктивной до творческой. А исследовательский метод – лишь один из путей реализации принципов проблемности.
Проблемное обучение – это не метод, это и не группа методов поискового характера, а целостный тип обучения, необходимый, потому что на первый план выходит развития творческих способностей и познавательной самостоятельности учащихся.
В основе этого типа обучения лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем. Проблемное обучение – не непрерывная цепь самостоятельных открытий учащихся в виде новых законов и правил, а оптимальное сочетание их репродуктивной и творческой деятельности по усвоению системы научных понятий и приемов, способов логического мышления.
Новые знания (содержание) для учащихся всегда проблемны, методы же их усвоения могут быть проблемными и непроблемными (репродуктивными). Проблемное обучение как новый тип обучения включает в себя все ранее известные приемы работы учителя и учащихся, активизирующие учебный процесс. Оно содержит такие принципы и правила (например умение анализировать проблемные ситуации, видеть проблемы и решать их), которые обеспечивают активизацию не только учебной, но и познавательной деятельности ученика, обеспечивают его систематическую поисковую деятельность. В результате поисковой деятельности формируется опыт творческого усвоения знаний и, что еще важнее, усвоение способов творческой деятельности.
Проблемное преподавание – это деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его (полным или частичным) объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний – как традиционным путем, так и путем самостоятельной постановки проблем и их решения.
Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение посредством (логического и интуитивного) выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.
Средства организации проблемного обучения.
- Вопросы учащихся и учителя.
При объяснении нового материала учитель умелой постановкой вопросов создает проблемные ситуации, которые обостряют у учащихся необходимость найти ответ, снимающий противоречие.
Проблемный вопрос содержит в себе еще не раскрытую учащимися область неизвестного. Но формулировка вопроса должна быть логически связана не только с новыми, но и с прежними знаниями ученика.
Рассмотрим пример.
На уроке математики в 6-м классе изучается приведение дробей к общему знаменателю. Изучено основное свойство дроби. Уже выполнялись задания по приведению дробей к новому заданному знаменателю и был найден ответ на вопрос: ко всякому ли знаменателю можно привести дробь.
Задание: приведите к наименьшему общему знаменателю дроби и .
Вопросы: 1.Каким свойством должен обладать общий знаменатель? (Он должен быть кратен каждому из старых знаменателей)
2. Какие числа обладают этими свойствами? (Это общие кратные старых знаменателей: 30, 60, 90, 120, ... ,в том числе их НОК (30))
3.Чему равен наименьший общий знаменатель? (НОК старых знаменателей)
4.а) Как привести дробь к знаменателю 30?
б) Как привести дробь к знаменателю 30?
5.Сформулируйте алгоритм приведения дробей к общему знаменателю?
Итак, н.м. не сообщается учителем учащимся декларативно, а формулируется самими учащимися при ответах на вопросы учителя. Затем при решении типовых упражнений по приведению дробей к общему знаменателю учащиеся используют не выданный учителем или прочитанный в учебнике алгоритм, а алгоритм, который они разработали и сформулировали сами. Новый навык усваивается без проблем.
- Проблемные задачи.
Проблемные задачи бывают:
- проблемными по содержанию;
- проблемными по постановке задания учителем.
Рассмотрим пример задачи первого типа.
В 9-м классе при изучении темы «свойства квадратичной функции» учащимся дается на дом следующее задание: выясните, при каких значениях параметра уравненеие имеет два различных корня одного знака.
Дома учащиеся, решая эту задачу, приходят к совокупности , причем к этому времени учащиеся еще не владеют навыками решения иррациональных неравенств.
На следующем уроке учитель предлагает учащимся поискать другой способ решения (с использованием знания свойств квадратичной функции).
2 Способ.
Рассмотрим функцию . Ее график – парабола, ветви которой направлены вверх, с вершиной .
1.Для того чтобы заданное уравнение имело два различных корня должно выполняться условие ;
2.Для того, чтобы при этом и были одного знака, должна выполняться система условий: (*)
Итак, для решения задачи достаточно решить систему (*):
Ответ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проблемное обучение физике через интеграцию наук посредством исследовательской деятельности"
Динамика преобразований окружающего мира такова, что ребёнок все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. На ученика сегодня обрушивается целая лавина многообразно...
Технологические карты и аннотированные каталоги. Сообщение на заседании кафедры ЕМД
Применение технологических карт и аннотированных каталогов на уроках физики и информатики способствует формированию навыков организации самостоятельной деятельности учащихся с использованием ЭОР. В ар...
Выступления на заседании кафедры естественно-математических наук школы
Выступления на заседании кафедры естественно-математических наук школы по проблемам "Технология проведения зачетного урока по математике", "Контроль знаний учащихся на уроках математики" предст...
"Решение неравенств с параметром". Фрагмент мастер класса для кафедры политехнических наук.
Рассматриваются некоторые способы решения неравенств с параметрами и приёмы обучения этим способам....
Протокол заседания кафедры точных наук
Тема: «Профессиональные компетенции учителей математики с учетом требований профессионального стандарта. Анализ ККР, ВПР 2019»...
Доклад на заседании МО "Дистанционное обучение-большие возможности и реальный опыт
Мой первый опыт анализа обучения учащихся школы с применением технологии дистанционного обучения в условиях пенитинциарной системы....
Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.
Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...