«Проблемное обучение». Доклад на заседании кафедры политехнических наук
материал по математике на тему

Павлюк Ирина Владиславовна

Небольшое выступление на КПН об использовании элементов проблемного обучения на профильном и базовом уровнях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_kafedre.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Кафедра политехнических наук

Гимназии №19

Доклад по теме:

«Проблемное обучение»


Учитель : Павлюк И.В.

г. Липецк

Павлюк И.В.

Доклад по теме «Проблемное обучение»

Что такое проблемное обучение?

Некоторые педагоги склонны считать, что проблемное обучение лишь иное название исследовательского метода, хорошо известного в советской диалектике 20-х годов (организация практической работы учащихся в мастерских, лабораторные работы и т.п.). Но этот метод обучения оказался неэффективным, т.к. 1) самостоятельные исследования не экономны (требуют слишком много времени); 2) результаты исследовательского метода не всегда достоверны; 3) в школьных программах есть информация, которую нужно просто заучить, запомнить и научиться пользоваться.

Проблемное обучение – более широкое понятие, чем исследовательский метод, оно охватывает весь диапазон деятельности ученика – от репродуктивной до творческой. А исследовательский метод – лишь один из путей реализации принципов проблемности.

Проблемное обучение – это не метод, это и не группа методов поискового характера, а целостный тип обучения, необходимый, потому что на первый план выходит развития творческих способностей и познавательной самостоятельности учащихся.

В основе этого типа обучения лежит особый вид взаимодействия учителя и учащихся, характеризующийся систематической самостоятельной учебно-познавательной деятельностью учащихся по усвоению новых знаний и способов действия путем решения учебных проблем. Проблемное обучение – не непрерывная цепь самостоятельных открытий учащихся в виде новых законов и правил, а оптимальное сочетание их репродуктивной и творческой деятельности по усвоению системы научных понятий и приемов, способов логического мышления.

Новые знания (содержание) для учащихся всегда проблемны, методы же их усвоения могут быть проблемными и непроблемными (репродуктивными). Проблемное обучение как новый тип обучения включает в себя все ранее известные приемы работы учителя и учащихся, активизирующие учебный процесс. Оно содержит такие принципы и правила (например умение анализировать проблемные ситуации, видеть проблемы и решать их), которые обеспечивают активизацию не только учебной, но и познавательной деятельности ученика, обеспечивают его систематическую поисковую деятельность. В результате поисковой деятельности формируется опыт творческого усвоения знаний и, что еще важнее, усвоение способов творческой деятельности.

Проблемное преподавание – это деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его (полным или частичным) объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на усвоение новых знаний – как традиционным путем, так и путем самостоятельной постановки проблем и их решения.

Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснений учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение посредством (логического и интуитивного) выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.

Средства организации проблемного обучения.

  1. Вопросы учащихся и учителя.

При объяснении нового материала учитель умелой постановкой вопросов создает проблемные ситуации, которые обостряют у учащихся необходимость найти ответ, снимающий противоречие.

Проблемный вопрос содержит в себе еще не раскрытую учащимися область неизвестного. Но формулировка вопроса должна быть логически связана не только с новыми, но и с прежними знаниями ученика.

 Рассмотрим пример.

На уроке математики в 6-м классе изучается приведение дробей к общему знаменателю. Изучено основное свойство дроби. Уже выполнялись задания по приведению дробей к новому заданному знаменателю и был найден ответ на вопрос: ко всякому ли знаменателю можно привести дробь.

Задание: приведите к наименьшему общему знаменателю дроби  и .

Вопросы: 1.Каким свойством должен обладать общий знаменатель? (Он должен быть кратен каждому из старых знаменателей)

2. Какие числа обладают этими свойствами? (Это общие кратные старых знаменателей: 30, 60, 90, 120, ... ,в том числе их НОК (30))

3.Чему равен наименьший общий знаменатель? (НОК старых знаменателей)

4.а) Как привести дробь  к знаменателю 30?

б) Как привести дробь  к знаменателю 30?

5.Сформулируйте алгоритм приведения дробей к общему знаменателю?

Итак, н.м. не сообщается учителем учащимся декларативно, а формулируется самими учащимися при ответах на вопросы учителя. Затем при решении типовых упражнений по приведению дробей к общему знаменателю учащиеся используют не выданный учителем или прочитанный в учебнике алгоритм, а алгоритм, который они разработали и сформулировали сами. Новый навык усваивается без проблем.

  1. Проблемные задачи.

Проблемные задачи бывают:

  1. проблемными по содержанию;
  2. проблемными по постановке задания учителем.

Рассмотрим пример задачи первого типа.

В 9-м классе при изучении темы «свойства квадратичной функции» учащимся дается на дом следующее задание: выясните, при каких значениях параметра уравненеие  имеет два различных корня одного знака.

Дома учащиеся, решая эту задачу, приходят к совокупности , причем к этому времени учащиеся еще не владеют навыками решения иррациональных неравенств.

На следующем уроке учитель предлагает учащимся поискать другой способ решения (с использованием знания свойств квадратичной функции).

2 Способ.

Рассмотрим функцию . Ее график – парабола, ветви которой направлены вверх, с вершиной .

1.Для того чтобы заданное уравнение имело два различных корня должно выполняться условие ;

2.Для того, чтобы при этом и  были одного знака, должна выполняться система условий: (*)

Итак, для решения задачи достаточно решить систему (*):

Ответ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проблемное обучение физике через интеграцию наук посредством исследовательской деятельности"

Динамика преобразований окружающего мира такова, что ребёнок все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. На ученика сегодня обрушивается целая лавина многообразно...

Технологические карты и аннотированные каталоги. Сообщение на заседании кафедры ЕМД

Применение технологических карт и аннотированных каталогов на уроках физики и информатики способствует формированию навыков организации самостоятельной деятельности учащихся с использованием ЭОР. В ар...

Выступления на заседании кафедры естественно-математических наук школы

Выступления на заседании кафедры естественно-математических наук школы по проблемам "Технология проведения зачетного урока по математике", "Контроль знаний учащихся на уроках математики" предст...

"Решение неравенств с параметром". Фрагмент мастер класса для кафедры политехнических наук.

Рассматриваются некоторые способы решения неравенств с параметрами и приёмы обучения этим способам....

Протокол заседания кафедры точных наук

Тема: «Профессиональные компетенции учителей математики с учетом требований профессионального стандарта. Анализ ККР, ВПР 2019»...

Доклад на заседании МО "Дистанционное обучение-большие возможности и реальный опыт

Мой первый опыт анализа обучения учащихся школы с применением технологии дистанционного обучения в условиях пенитинциарной системы....

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и обществознания, Нефтеюганский район, 2022 г.

Сертификат за выступление по теме: «Методы и приемы проблемного обучения на уроках истории и обществознания» в рамках заседания районного методического объединения учителей истории и общес...