Педагогический опыт
статья по математике на тему

Курлаева Наталья Алексеевна

Представление педагогического опыта «Проектно-исследовательская работа как залог устойчивости мотивации к изучению предмета»

Учитель математики Курлаева Наталья Алексеевна

 

Книга природы написана на языке математики.
Галилео Галилей

Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому. Джордж Пойа

Идея опыта:использование проектно-исследовательской работы в процессе обучения математике способствует развитию и укреплению познавательного интереса учащихся к математике учит мыслить, собирать информацию, анализировать , делать выводы .отстаивать свою точку зрения., способствует развитию любознательности ,фантазии , иногда помогает совершать маленькие открытия .

Цели и задачи моего профессионального развития: освоение новых подходов в дидактике и методике обучения математике школьников, изучение современных форм и методов преподавания, внедрение информационно - коммуникационных  технологий в учебный процесс, создание условий для индивидуализации и дифференциации обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_kurlaevoy_2.docx35.43 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32» г.о.Саранск, Республика Мордовия

Представление педагогического опыта «Проектно-исследовательская работа как залог устойчивости мотивации к изучению предмета»

Учитель математики Курлаева Наталья Алексеевна

Книга природы написана на языке математики.
Галилео Галилей

Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому. Джордж Пойа

Идея опыта:использование проектно-исследовательской работы в процессе обучения математике способствует развитию и укреплению познавательного интереса учащихся к математике учит мыслить, собирать информацию, анализировать , делать выводы .отстаивать свою точку зрения., способствует развитию любознательности ,фантазии , иногда помогает совершать маленькие открытия .

Цели и задачи моего профессионального развития: освоение новых подходов в дидактике и методике обучения математике школьников, изучение современных форм и методов преподавания, внедрение информационно - коммуникационных  технологий в учебный процесс, создание условий для индивидуализации и дифференциации обучения.

Теоретическая интерпретация опыта. Современный мир предъявляет к выпускнику школы высокие требования: обладание высокой степенью компетентности, творческой подготовленности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Поэтому одним из основных результатов деятельности образовательного учреждения должна стать, несомненно, система знаний, умений, навыков выпускника, но еще кроме этого выпускник должен иметь ряд ключевых компетенций, умение творчески использовать их в различных сферах жизни. Человек часто оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые формулы  не работают. Исследовательский же навык, приобретенный в школе, поможет ее выпускнику быть успешным в любых ситуациях

    Профессор В.А.Горский, считает, что учебно - исследовательская и проектная деятельность учащихся - это процесс освоения практического опыта использования знаний, умений и навыков (полученных в рамках уроков) на основе развития индивидуальных природных задатков и способностей с целью удовлетворения познавательного интереса в той или иной отрасли науки и практики продуктивной, созидательной, творческой деятельности.

    В каждом человеке заложено стремление раскрыть себя и проникнуть в самые сокровенные тайны бытия с самого раннего возраста. Именно в школе необходимо помочь тем, кто интересуется различными областями науки, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Когда   ребёнок  приходит в школу, он  является исследователем по своей природе . Любопытство перерастающее в любознательность, составляет как бы первооснову будущей исследовательской деятельности.

 Предмет «математика» всегда считался одним из самых сложных  в изучении. Поэтому всегда актуальным оставался вопрос «Как повысить мотивацию учащихся, активизировать познавательную деятельность учащихся?». В последнее десятилетие одной из наиболее популярных в практике школьного обучения стала проектно-исследовательская деятельность, которая изначально понималась как организация  специальной исследовательской деятельности учащихся в какой-либо практической области. Для учителя математики наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:        

- зарождаются основы системного мышления;

- формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;

- развиваются творческие способности, воображение, фантазия;

- воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.

   Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям, именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной .творческой личности. Предусматривается достижение следующих учебных и воспитательных задач:

- развитие творческих способностей  учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

- формирование аналитического и критического мышления учащихся;

- выявление одаренных учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

- воспитание целеустремленности системности в учебной деятельности;

- помощь в профессиональной ориентации;

- самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.

     Несомненно, поставленные задачи направлены на всестороннее развитие и воспитание юного поколения.   В условиях нового  подхода  к организации занятий  должен перестроиться и  сам учитель. Из носителя знаний и информации он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников, иногда становится другом , наставником ,помощником .  Таким образом, устраняется доминирующая роль учителя. Поэтому  большое значение приобретают продуктивные стили и формы педагогического общения, методы обучения, к которым можно отнести проектно- исследовательский метод.

Актуальность и перспективность

«Дорогу осилит идущий!», «Не ошибается тот, кто ничего не делает!» ..Такие слова говорю я ученикам перед тем ,как мы начинаем новое трудное дело. Будь то новая тема на уроке  или подготовка к научно- практической конференции.

 Я начинаю анализировать условия, позволяющие стимулировать познавательную и творческую деятельность учащихся через использование различных форм развивающего обучения. Математика является одним из сложных школьных предметов, которые требуют максимальной усидчивости и трудолюбия. Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству? Если  создать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, то это будет способствовать  достижению более высокого уровня познавательного интереса и развитию творческих способностей личности и, следовательно, качественному росту результатов обучения и успешной сдаче экзаменов. Введение в практику обучения проектно-исследовательской работы обеспечивает ситуацию, в которой учащийся является не только объектом, но и субъектом учебной деятельности.

Технология опыта. Если ученики занимаются в силу своего внутреннего  влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу этого имеют хорошие отметки по предмету. У большинства неуспевающих учеников обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идёт обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Значит, для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.

   Заметим, что создание любого проекта требует проведения исследования в том или ином направлении. И наоборот, результатом проведенного исследования может быть проект. Таким образом, имея серьезное принципиальное отличие, одна форма деятельности органично вплетается в другую. Такой вывод я сделала, анализируя теорию и результаты своей работы.

Теперь непосредственно об исследовательской деятельности.

Исследовательская работа с учащимися способствует:

·          развитию творческих способностей учащихся;

·          формированию исследовательской компетенции;

·          воспитанию культуры и индивидуальности личности учащегося;

·          развитию предпрофессиональных навыков.

Содержание учебного материала.  Интерес к знаниям  подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет их удивляться.  Удивление – сильный стимул познания. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперёд. Иной стимул - практическая значимость знаний. Для  школьников использование  стимула интереса, заключённого не в содержании, а   в  практической деятельности,  особенно значимо, оно способствует устранению несоответствия, образовавшегося между  их познавательной и практической  деятельностью, и подводит их к осознанию необходимости  теоретических знаний. Как и предполагается, у  учеников повышается  мотивация изучения математики. Они видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают, у них появляется чувство ответственности. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. А еще выступление должно быть интересным для слушателей ,ярким ,запоминающимся.

  Использование проектно- исследовательской работы   меняет позицию и учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из  источника информации учитель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся ,другом ,помощником . В этом я вижу цель и основной результат своей работы.

  Творчество – прекрасное состояние – столь же прекрасное, как любовь. Можно ли учить творчеству? А можно ли научить любви, «настоящей, простой и душераздирающей человеческой любви»? (Рэй Бредбери) То и другое озарение, то и другое возможно только открыть, только пережить самому, если повезет.

Учитель может позаботиться о создании условий, в которых ученик однажды вдруг ощутит себя творцом.

Чтобы у учащихся не возникло представление, что математика – наука безымянная, на уроках я знакомлю их с именами великих людей, творивших науку, богатыми в эмоциональном отношении эпизодами их жизни. Часто в этом мне помогают сами учащиеся, готовя доклады и сообщения  ,подбирая отрывки из документальных и художественных фильмов. С учениками 11 класса мы проводили факультативное занятие «Альберт Эйнштейн -математик, физик ,исследователь». Ученики 7 класса готовили работу на научно- практическую конференцию «Блез Паскаль- математик ,физик ,поэт» Ребята показывали опыты из богатой практики Паскаля, были увлечены сами и  с интересом их слушали зрители. Ознакомление с историей открытий способствует осознанию огромных трудностей научных поисков, поднимает престиж науки в глазах учащихся, формирует уважение к установленным научным фактам и понятиям. Включение в урок математики элементов истории способствует укреплению познавательных интересов, углублению понимания материала, расширению кругозора учащихся, повышению их общей культуры. Одна из работ учащихся  была посвящена великому русскому математику Софье Ковалевской .Ребята с удивлением узнали, что она была не только гением в математике ..Но и писала замечательные стихи..

Темы ,которые выбирают учащиеся, удивляют…С Алексеем Храмовым мы изучали тайны пирамид. Строили мини пирамиду ,выращивали в ней рассаду. С Димой Шичкиным изучали статистические характеристики, делали прогнозы на будущее. С Селивановой Юлией готовили фигуры в технике модульного оригами. Потом дарили на счастье шары- касудамы.  Мы изучали  геометрию мятой бумаги с Баландиным Ильей. Мастерили фонарь со светодиодами с Тузиным Максимом. С Бабушкиной Дарьей мы искали связь фигурного катания с геометрией, сняли видео фильм. Надо было видеть глаза ребят, светящиеся радостью, когда они получали заслуженные дипломы , грамоты, награды.

Организация учебного процесса. Для того, чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы учащимся было интересно приобретать новые знания, умения и навыки. Проектно–исследовательская деятельность является одним из стимулов познавательного интереса. Ее сущность заключается в том, что знания не даются в готовом виде, а учитель организует их «добывание», «открытие»: подбирает такие задачи и вопросы, которые заинтересуют учащихся и вызовут напряжённую мыслительную деятельность, заставят искать новые источники знаний…        

 В своей работе я  использую разные приемы ,позволяющие поддерживать у детей интерес к математике. В младших классах: составление математических ребусов,  сочинение математических задач, составление кроссвордов , рисунков на «Координатной плоскости». В старших классах - подготовку сообщений  и рефератов, презентаций и видеофильмов и т.д. Учащиеся выпускают математические книжки, рисуют стенгазеты ,проводят классные часы для младших школьников . Два года среди учащихся 7 А класса и 8 А класса я проводила классную конференцию «Ученики 8 класса –науке 21 века» .Учащиеся собирались в группы , некоторые работали индивидуально. Они выбирали темы , спорили.

Не всегда все получалось с первого раза.

Преимущества индивидуальных  проектов:

- план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью;

- у учащихся максимально формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;

- учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исключения этапах выполнения проекта – от рождения замысла до итоговой рефлексии;

- формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов:

- у участников  группы формируются навыки сотрудничества;

- проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

- каждый этап работы над проектом имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы;

- в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

   Единой точки зрения не существует. Каждый учитель сам выбирает удобную для него, результативную форму работы.

   Непосредственной целью проектных занятий, на мой взгляд,  является развитие умений управлять своей деятельностью, т.е. самостоятельно намечать свои цели, выбирать партнеров, планировать свои действия, практически реализовывать план, представлять результаты своей деятельности, обсуждать их, самому себя оценивать.

   Проектно-исследовательская  работа может быть этапом урока, ей может быть посвящено отдельное занятие, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя и т.д.). Учащиеся выбирали темы работ, связанные с математикой, способы защиты. В жюри я приглашала своих коллег ,учеников старших классов. Это были незабываемые минуты счастья, творчества, фантазии ,полета мыслей…Дети готовили постеры, делали презентации ,снимали видеофильмы ,вышивали мордовские узоры , наряжали куклы ,дарили сувениры гостям ,читали стихи ,делали поделки …Это был настоящий праздник! Я сидела в жюри и радовалась…В 9 классе конференцию не стали проводить из-за подготовки к экзаменам…Думаю, что продолжим на следующий год .

Сила влияния творческих работ на познавательный интерес  состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел работы, и процесс её выполнения и результат – всё требует от личности максимального приложения сил.

Вот уже 10 лет в нашей школе проходит научно – практическая конференция « Шаг в будущее»,г де я и мои ученики с удовольствием принимаем участие :

Учебный год

Авторы

Тема

Результат

1

2013-2014

Саушина Настя

Чеботова Лена

Животные из Красной книги Мордовии на координатной плоскости

3 место

2

2014-2015

Клюшина Лера

Необычные способы умножения

2 место

3

2015-2016

Клюшина Лера

Какое число счастливее 7 или 13 ?

3 место

Немчинова Полина

Магические квадраты

2 место

Кривова Софья

Лямшева Снежана

Геометрия в мордовской вышивке

2место

Иванова Наталья

Умеют ли животные считать?

3 место

4

2016-2017

Немчинова Полина

Горбунова Настя

От абака до компьютера

2 место

Бабушкина Дарья

Элементы фигурного катания в геометрии

 1 место

5

2017-2018

Кривова Софья

Лямшева Снежана

Пифагор и его теорема

1 место

Ежегодно в Саранске проходит конкурс проектов и научно- исследовательских работ учащихся «Школьники города – науке 21 века» .

Учебный год

Авторы

Тема

Результат

1

2016-2017

Бабушкина Дарья

Элементы фигурного катания в геометрии

Диплом участника

2

2017-2018

Кривова Софья

Лямшева Снежана

Пифагор и его теорема

Диплом участника

 В 2013 году в Саранске проходил конкурс « Ярмарка учебно – методических инноваций в рамках городского педагогического марафона « Образование. Творчество. Развитие .» ,где я принимала участие и получила  Сертификат участника .Был представлен сценарий  « Праздник числа пи». Этот праздник мы подготовили и провели с учениками 8 класса.

 «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно, для того, чтобы он учился охотно нужно, чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно, чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях». Так писал Лев Толстой в своих воспоминаниях. Таким образом, создание в процессе обучения психологически комфортного климата на уроке, обеспечение таких условий для ученика, «чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях», способствует активизации познавательной деятельности учащихся, интенсификации всех мыслительных процессов, решению развивающих и воспитательных задач образования. Мастерство учителя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными.

Вывод: проектно –исследовательская работа в работе учителя важна , нужна. Просто необходима для поддержания интереса к предмету.

Приложение 1.  Мой личный сайт  мой личный сайт

Приложение 2.Мои разработки  геометрия в мордовской вышивке

 Приложение 3. Мои разработки Урок в 7 классе на тему "Статистические характеристики"

Приложение 4. Мои разработки  Презентация к уроку "Путешествие в страну дробей", конспект "Путешествие в страну дробей"

Приложение 5.Мои разработки Урок геометрии по теме" Площадь многоугольников"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Передовой педагогический опыт"

В работе собран и проанализирован, просистематизирован весь материал по передовому педагогическому опыту и его использованию учителем технологии...

Актуальный педагогический опыт

Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся...

ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».

У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...

Фестиваль педагогического мастерства 2020 год. "Мой педагогический опыт работы ", "Влияние хорового пения в развитии творческих способностей ребенка" Владимирова Р.Т.

quot;МКОУД" ДШИ с. Сафакулево 2020.тема : "Влияние хорового пения на развитие детей"Цель: Показать важность хоровго пения в развитии творческих способностей  ребенка...

Педагогический опыт по социально-педагогическому сопровождению ребенка в замещающую семью

Социальное сиротство - одна из наболевших проблем современной России, и нужно многое сделать, чтобы понятие "сирота" ушло из нашей жизни, поскольку каждый ребенок имеет право жить и воспитыв...

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах" собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"

Свидетельство  о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах"собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках   истор...

Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания»

Свидетельство  о  публикации  в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему:  «Средства развития учебной моти...