Система подготовки выпускников к ОГЭ по математике
материал для подготовки к егэ (гиа) по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Квитковская Юлия Александровна

С чего начать марафон подготовки к ОГЭ? Какой должна быть эффективная методика этой работы?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система подготовки выпускников к ОГЭ по математике

Учитель математики МОУ "гимназия "Дмитров"" Ю.А.Квитковская

2 ноября 2015 год

        Введение государственной итоговой аттестации по  математике в новой форме (ОГЭ) в 9 классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя.

        Данная необходимость обусловлена прежде всего тем, что изменились требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в материалах экзамена по математике. Само содержание образования существенно не изменилось, но  сместился акцент к требованиям умений и навыков.

        Изменилась формулировка вопросов: вопросы стали нестандартными, задаются в косвенной форме, ответ на вопрос требует детального анализа задачи. В экзаменационных заданиях  встречаются специфические, каверзные вопросы и задачи.  И это всё в первой части экзамена, которая предусматривает обязательный уровень знаний. Содержание задач сопровождается математическими тонкостями, на отработку которых в общеобразовательной программе не отводится достаточное количество часов. В обязательную часть включаются задачи, которые либо изучались давно, либо на их изучение отводилось малое количество времени (проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций), а также задачи, требующие знаний по другим предметам, например, по физике.

        С чего начать марафон подготовки к ОГЭ? Какой должна быть эффективная методика этой работы? Над этим вопросом я тружусь уже не один год. Впервые мои ученики сдавали ГИА в 2011 году. Затем в 2012, 2014, 2015 году. И все четыре  раза экзамен был сдан успешно.

        

        Подготовленность к чему-либо понимаю как комплекс приобретенных знаний, умений, навыков, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ можно выделить следующие составляющие:

- информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);

- предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);

- психологическая готовность (внутренняя настроенность на определенное поведение, на приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена)

Более подробно остановлюсь на содержательной готовности. А именно на готовности учащихся вычислять, решать текстовые задачи и задачи повышенного уровня сложности.

Готовить учащихся к экзамену по математике я начинаю с 5 класса. Начнем с того, что фундаментом математики являются элементарные вычисления.

        В 5 классе изучаются обыкновенные и десятичные дроби, а в 6 – рациональные числа. Именно в 5-6 классе доводим до автоматизма перевод обыкновенной дроби в десятичную и обратно. Отрабатываем навыки выполнения арифметических действий с отрицательными числами. Формирование вычислительных навыков не прекращаю в течение всего процесса обучения. Причем навык работы со всеми типами чисел должен быть доведен до совершенства, то есть вычислять нужно не только верно, но и рационально, в соответствии со свойствами чисел и алгоритмами работы с ними.

        В первую очередь нужно позаботиться о качестве и оперативности вычислений, что обеспечит достойное выполнение учеником заданий, в которых требуется умение работать со всеми типами числовых выражений. Под хорошими вычислительными навыками понимаю знание свойств чисел, владение формулами сокращенного умножения, применение свойств корней, степеней. Если своевременно не обратить внимание  на качество вычислений, последующая работа будет малоэффективной.

        В обучении математике задачи выступают как цель и средство обученияМатематику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Следовательно, научить детей владеть умением решения задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала.

        Широко известны серьезные трудности, которые испытывают учащиеся при решении задач.

        Первая трудность состоит в составлении математической модели, которая может представлять собой уравнение, неравенство или их систему, диаграмму, график, таблицу, функцию и т.д.

        Для того, чтобы перевести содержание задачи на математический язык, учащемуся необходимо тщательно изучить и правильно истолковать его, формализовать вопрос задачи, выразив искомые величины через известные величины и введенные переменные.

        Вторая трудность — составление уравнений и неравенств, связывающих данные величины и переменные, которые вводит учащийся.

        Третья трудность — это решение полученной системы уравнений или неравенств желательно наиболее рациональным способом.

        Поэтому особое внимание уделяю обучению решению текстовых задач с 5 и по 9 класс: на движение (встречное, в противоположных направлениях, вдогонку, с отставанием), задач на совместную работу, на проценты, на растворы, смеси и сплавы.

Решать трудные нестандартные задачи  мы учимся также с 5 класса.

 Домашняя олимпиада – это конкурс по решению задач, проходящий в течение всего учебного года: каждую неделю пять задач. Цель «домашней олимпиады» – помочь детям увидеть красоту математики, ощутить удовольствие от решения математических задач, подготовиться к участию в различных математических турнирах и олимпиадах.

        Задачи ученики решают дома, что не исключает возможности консультаций с родителями, обсуждений с товарищами, заимствования решений из книг и т.д. Условия и решения задач ученики записывают в специальную тетрадь. Каждую неделю итоги конкурса заносятся в таблицу, и выставляется оценка в журнал.

Особенности задач.

  1. Задачи подобраны таким образом, что их можно решать, опираясь на решённые ранее.
  2. Две-три задачи каждой «пятёрки» подобраны так, что их решение доступно большинству школьников.
  3. Много задач «на смекалку»: шанс начать «новую жизнь» для тех учеников, кто не проявляет особого интереса к учёбе. Здесь требуется немного сообразительности и желание преодолевать трудности.
  4. Много логических задач и задач на составление алгоритмов (переливания, разрезания, взвешивания).

        В старших классах по каждой изучаемой теме провожу уроки решения нестандартных задач, а так же индивидуальные занятия по решению олимпиадных задач.

        9 класс является завершающим этап подготовки к экзамену. Он осуществляется по нескольким направлениям.

1. Ознакомление с кодификатором элементов содержания экзаменационной работы и требований к уровню подготовки выпускников и  со спецификацией экзаменационной работы. Подготовительный этап включает в себя: тщательное изучение учителем демоверсии ОГЭ (цель – понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году);

оценку готовности учащихся к ОГЭ, выявление проблем, типичных как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика.

2. Подготовка к ОГЭ по математике в плане специфики.         Подготовленность в плане специфики подразумевает знание нюансов и особенностей экзамена. К таким особенностям можно отнести правильность оформления заданий, тактика и стратегия решения в условиях дефицита выделенного времени на экзамене, а также банальная невнимательность. Эти и масса других особенностей и составляют суть специфики. Учитель по математике, хорошо знающий, с чем придется столкнуться школьнику на экзамене, кроме фундамента уделяет большУю часть времени на уроках отработке вопросов специфики ОГЭ. Остановлюсь на этом вопросе подробнее.

        Как показывает статистика самые большие трудности у учащихся вызывают задания из раздела "Геометрия". Для отработки знаний по геометрии на уроках мы много решаем задач по готовым чертежам.

        

        Особое внимание уделяю работе с тестами. Говорю ученикам, чтобы успешно выполнить тест, на каждое задание первой части надо затрачивать не более двух, трёх минут. И из урока в урок отрабатываем  тесты на скорость: например, за 12 минут школьникам необходимо решить 4 – 6 заданий теста. При этом даю тесты ОГЭ с отмеченными в нём заданиями, посильными на данный момент. Обязательно отмечаю количество  человек уложившихся во времени, и сразу анализирую ситуацию и даю совет,  какое задание  можно было решить рациональнее. Постепенно приучаю ребят к методу «пристального взгляда» - внимательно посмотри: «Нет ли более короткого пути решения? Так как ты ограничен во времени». Поверьте, если разбирать тест, над которым ученик уже потрудился, то заинтересованность и внимание 100%. Все рекомендации учителя воспринимаются более осознанно.

        

        Как учу определять трудность заданий? Сначала прошу учеников просмотреть тест от начала до конца и отметить те задания, которые кажутся им простыми и лёгкими и  выполнить их в «режиме скорости». Затем, отметить 2-3 задания, которые им понятны по формулировке, но требуют большего времени и выполнить их; и только после этого, если останется время, можно поразмышлять над остальными.

        

        Обязательно напоминаю о том, что полученный результат можно проверить подстановкой, т. е. «прикинуть» имеет ли он смысл. Двигаясь по тесту, дети знают, что сложность заданий нарастает, поэтому всегда советую настойчиво и добросовестно отрабатывать первую часть, только затем можно приступать ко второй части.

3. Организация повторения. Необходимо параллельно с изучением нового материала системно повторять пройденное ранее (в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планированием).

        Итоговое повторение построить исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене. Подготовка к экзамену – это не «натаскивание» выпускника на задания, аналогичные заданиям прошлых лет. Задача учителя – научить ребят рассуждать, анализировать и правильно применять теорию.  Подготовка означает изучение программного материала с включением заданий в формах, используемых при итоговой аттестации.

4. Организация и проведение мониторингов. Основная цель подобных работ – оперативное получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях. Очень важно сделать акцент на индивидуальный подход, в идеале каждый ученик должен чувствовать, что учитель работает только для него.

5. Обучение учащихся правилам заполнения бланков. Неотъемлемым   элементом подготовки к ОГЭ  является обучение заполнению бланков. Учащиеся даже к концу 11 класса допускают ошибки при  их заполнении  во время предэкзаменационных работ,  кто от волнения,  кто по невнимательности. Поэтому работа в этом направлении  ведётся с  учащимися 9 класса  на протяжении всего учебного года. Все диагностические работы мы проводим на отксеракопированных бланках. И индивидуально разбираем допущенные ошибки.

6. Использование ИКТ при подготовке к ОГЭ. Подготовка к экзамену будет эффективной, если применять на уроках компьютерные технологии.  Большим подспорьем в подготовке к ОГЭ являются уроки в компьютерном классе. Уроки можно построить так.  Класс я делю на две группы (сильную и слабую). Первые 20 минут – разминка. С более слабыми учащимися мы разбираем задачи первой части экзамена на доске, а сильные решают первую часть на компьютерах самостоятельно на оценку. Далее физкультминутка после которой группы меняются местами. Вторые 20 минут более слабые проходят тестирование на компьютерах на оценку, а с сильной половиной мы разбираем задачи повышенного уровня сложности. Следующий урок более слабые учащиеся первые 30 минут проходят тестирование на оценку за компьютерами, а сильным предлагается самостоятельная работа по решению задач второй части экзамена. Далее 5-10 минут сильные ученики выступают в роли консультантов при разборе ошибок, допущенных одноклассниками при работе с тестом. (Пары оговариваются заранее). Далее подводим итоги. Анализируем допущенные ошибки. Одним из результатов такой работы стало увеличение числа ребят уверенно отвечающих на уроках, желающих работать у доски, участвующих в дискуссиях, консультирующих друг друга по отдельным вопросам. Изменилась и моя роль. На таких занятиях я, в большей степени, стала выступать в роли консультанта и организатора учебного процесса.

На уроках и при самостоятельной подготовке мы пользуемся сайтами "Сдам ГИА" Дмитрия Гущина, "ГИА-2015 на Яндексе", "Генератор вариантов Алекса Ларина".

 

7. Работа с родителями. Каждый год, начиная с 5 класса, я выхожу на родительские собрания. Довожу до сведения  родителей информацию и об успехах и о проблемах по изучению математики. В 9 классе знакомлю родителей с организацией и проведением ОГЭ по математике, с нормативно-правовыми документами, со структурой тестов, с порядком проведения экзамена и системой оценивания. Рекомендую   адреса сайтов для самоподготовки к ОГЭ. Информирую о результатах диагностических работ.

8. Взаимодействие с педагогом-психологом и классным руководителем.         Психологическая подготовка учащихся может заключается в следующем: отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах.
       Методы проведения занятий по психологической подготовке учащихся разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике.

        Содержание занятий должно ориентироваться на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.
Работа с учащимися проводится по желанию учащихся – со всем классом или выборочно.
Проведение цикла классных часов по темам:

1. «Эффективные способы запоминания большого объёма учебного материала»

2. «Способы поддержки работоспособности учащихся»

3. «Построение режима дня во время подготовки к экзаменам с учётом индивидуальных особенностей»

4. «Как сохранить спокойствие»

        Итог. Экзамен в 9 классе – это итог работы  и ученика, и  учителя на протяжении пяти лет обучения и подготовка к  нему является важной составляющей учебного процесса. ОГЭ не должен стать для ученика испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начинается подготовка к экзамену, тем легче пройдёт сдача экзамена.

        Моя задача состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система подготовки выпускников к ОГЭ по математике 2.11.2015 Учитель математики МОУ «гимназия «Дмитров»» Квитковская Ю.А.

Слайд 2

С чего начать подготовку к ОГЭ?

Слайд 3

Составляющие готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ОГЭ: информационная содержательная психологическая

Слайд 4

Содержательная готовность Вычислительные навыки Решение текстовых задач Решение задач повышенного уровня сложности

Слайд 5

Вычислительные навыки Формирование вычислительных навыков (вычислять нужно не только верно, но и рационально!) Оперативность вычислений Знание свойств чисел, владение формулами сокращенного умножения, применение свойств корней, степеней

Слайд 6

Решение текстовых задач В обучении математике задачи выступают как цель и средство обучения. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала.

Слайд 7

Решение задач повышенного уровня сложности домашняя олимпиада ( 5-6 класс) уроки решения нестандартных задач индивидуальные занятия по решению олимпиадных задач

Слайд 8

9 класс – завершающий этап подготовки к экзамену

Слайд 9

Направления подготовки 1. Ознакомление с кодификатором элементов содержания экзаменационной работы и требований к уровню подготовки выпускников и со спецификацией экзаменационной работы. 2. Подготовка к ОГЭ по математике в плане специфики

Слайд 10

Направления подготовки 3. Организация повторения 4. Организация и проведение мониторингов 5. Обучение учащихся правилам заполнения бланков

Слайд 11

Направления подготовки 6. Использование ИКТ при подготовке к ОГЭ 7. Работа с родителями "Сдам ГИА" Дмитрия Гущина ГИА-2015 на Яндексе Генератор вариантов Алекса Ларина

Слайд 12

Направления подготовки 8. Взаимодействие с педагогом-психологом и классным руководителем Проведение цикла классных часов по темам: «Эффективные способы запоминания большого объёма учебного материала» «Способы поддержки работоспособности учащихся» «Построение режима дня во время подготовки к экзаменам с учётом индивидуальных особенностей» «Как сохранить спокойствие»

Слайд 13

Экзамен в 9 классе – это итог работы и ученика, и учителя на протяжении пяти лет обучения и подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса. ОГЭ не должен стать для ученика испытанием на прочность нервной системы. Чем раньше начинается подготовка к экзамену, тем легче пройдёт сдача экзамена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных компетенций учащихся 5-11 классов в системе подготовки выпускников к итоговой аттестации.

Методические рекомендации по развитию связной  речи учащихся 5-11 классов, подготовке выпускников к итоговой аттестации....

Системы подготовки выпускников основной школы к ГИА по математике.

Системы подготовки выпускников основной школы к ГИА по математике.   С введением стандартов второго поколения в развитии российской образовательной системы начинается новый этап. В частности, и...

Деятельностный подход в реализации системы подготовки выпускников основной школы к ГИА по математике.

Подготовка учащихся к ГИА, формирование у ребенка интереса к учебе, развитие его математических способностей, повышение чувства собственного достоинства и раскрытие его интеллектуально-творческого пот...

Деятельностный подход в реализации системы подготовки выпускников основной школы к ГИА по математике

Работа по введению новой формы ГИА выпускников основной школы ведется министерством науки и образования РФ с 2004 года. По официальным данным с экзаменом по математике в 9-м классе в ряде регионов не ...

Система подготовки выпускников основной школы к ГИА по математике

Статья "Система подготовки выпускников основной школы к ГИА по математике"...

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ С УЧЁТОМ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ»

Основной идеей, которая легла в основу проекта, является идея совершенствования системы подготовки выпускников школы к ОГЭ по математике с учётом  результатов диагностического тестирования.Концеп...