СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
проект по математике (7 класс) на тему

В статье автором описывается одно из занятий по внеурочной деятельности. 

Заняте представленно в форме мини-проекта.

Ценность этого материала в том, что данный проект может быть адаптирован учителам-предметником, 

а так же может быть проведен самостоятельно учениками дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_statya_2.docx19.63 КБ
Файл ploshchad_pitstsy.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО   МАТЕМАТИКЕ

 В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ

Соснина Ольга Ивановна

Учитель математики ГБОУ школа №609

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Принципиальным отличием современного подхода  к образованию является ориентация  ФГОС на определенный результат, под которым понимается не только предметные знания, но умения применять эти знания в практической деятельности.  Главной целью обучения является формирование всесторонне развитой личности, которая умеет учиться, а также практически применять накопленные знания. Специфика достижения этой цели для коррекционной школы заключается в том, что на первый план выходит учет образовательных потребностей и индивидуальных возможностей учащихся, создание условий доступности, получение каждого уровня образования. Следовательно внеурочная деятельность у обучающихся  пробуждает интерес к математике; учит работать с различной литературой; применять полученные знания на практике; позволяет сделать самим важные открытия.

В основе обучения с применением социальных технологий лежит сотрудничество. К социальным технологиям относят: ролевую игру, симуляцию, проектную технологию, технологию творческих мастерских, дискуссию, диспут, дебаты, кейс-технологию и др. которые применяются на занятиях во внеурочной деятельности.

Принципы, положенные в основу социальных технологий, позволяют применять их и на уроках математики в коррекционной школе и во время внеурочных занятий, где каждый ученик требует индивидуального подхода, так как каждый из них имеет различный темп овладения предметом: одним необходимо небольшое количество времени, другим требуется больше времени на восприятие материала, дополнительные примеры, разъяснения. В коррекционной школе социальные технологии являются наиболее корректным способом обучения. Так как внеурочная деятельность построена на добровольных началах и посещают занятия обучающиеся которые любят математику. Поэтому есть возможность на занятиях  объединить ребят в группы (по 3-4 человека) и дать им одно задание, объяснив роль каждого ученика группы в выполнении задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы.

Рассмотрим подробно один из видов социальных технологий - проектную технологию – это технология направленная на исследование и изучение поставленной проблемы, предусматривающая самостоятельную познавательно-поисковую деятельность. В специальном (коррекционном) образовательном учреждении проводится обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются снижение памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, эмоциональная неустойчивость, трудности формирования навыков и умений учебной деятельности.

Проектное обучение предполагает организацию образовательного процесса таким образом, чтобы деятельность учащихся была направлена на решение учебных задач на основе самостоятельного сбора по данным признакам и интерпретации информации. Обучение при этом принимает большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию собственного учения. При проведении проектной работы учителю необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом, мотивацию, которая станет неисчерпаемым источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.

Приведу пример социального проекта, который можно провести на занятиях во время внеурочной деятелности.  Тема  «Площадь круга».  Обучающимся   было предложено выполнить проект на тему «Площадь пиццы» (по материалам книги Линетт Лонг «Загадочная геометрия»). Теоретическая справка: площадь круга вычисляется по формуле πr2, где π – число «пи», а r- радиус круга. Этой формулой можно также пользоваться, если известен диаметр круга. Сначала нужно разделить диаметр на два, чтобы получился радиус, затем возвести радиус в квадрат (умножить радиус сам на себя), а затем умножить полученный результат на число «пи» (3,14). В данном проекте мы рассчитаем, пиццу какой площади может скушать каждый ученик.

Нам понадобится: телефонный справочник, телефон, простой карандаш, бумага, калькулятор. Класс разделить на три группы.

Порядок работы:

Найдите в телефонном справочнике телефон пиццерии, позвоните туда и спросите, пиццы какого диаметра там готовят, а также на сколько кусочков они разрезают каждую пиццу (домашнее задание).

  1. Заполнение таблицы (можно сделать заранее):

Размер пиццы

Количество кусочков

Диаметр пиццы

Площадь пиццы (πr2) 

Площадь кусочка

Маленькая пицца

Большая пицца

- Зная диаметр пиццы и формулу πr2, найдите площадь маленькой пиццы. Для этого нужно разделить площадь целой пиццы на количество кусочков. Запишите полученное число в таблицу;

- Рассчитайте площадь одного кусочка маленькой пиццы. Для этого нужно разделить площадь целой пиццы на количество кусочков. Запишите полученное число в таблицу;

- Найдите площадь большой пиццы и запишите результат в таблицу;

- Рассчитайте площадь одного кусочка большой пиццы и запишите ее в таблицу.

2.  Начертите на новом листе бумаги таблицу (можно сделать заранее).

Имя участника группы

Сколько кусочков маленькой пиццы может съесть

Площадь маленького кусочка

Какую площадь маленькой пиццы может съесть

Сколько кусочков большой пиццы может съесть

Площадь большого кусочка

Какую площадь большой пиццы может съесть

 

3. Спросите всех участников группы, по сколько кусочков большой пиццы они съели бы и запишите ответы в таблицу.

4. Теперь спросите всех участников группы, по сколько кусочков маленькой  пиццы они съели бы и запишите ответы в таблицу.

5. Умножьте количество кусочков маленькой пиццы, которое назвал каждый участник группы, на площадь одного кусочка и запишите полученный результат в таблицу.

6. Умножьте количество кусочков большой пиццы, которое назвал каждый участник группы, на площадь одного кусочка и запишите полученный результат в таблицу.

7. Кто в вашей группе самый большой любитель пиццы?

Ценность социальной технологии очевидна, так как она состоит в ее охвате трех главных целей обучения: развивающей, образовательной и воспитательной. И ее можно применять во внеурочной деятельности.  Использование социальных технологий сегодня – это психологический комфорт, социализация обучающихся,  развитие разного рода компетенций, готовность учащихся работать в команде.

Лишь правильный подбор методов и технологий в обучении позволит ученику овладеть необходимыми знаниями и позволит ему научиться мыслить самостоятельно. Воспитывает настойчивость в преодолении трудностей и интерес к посильной исследовательской деятельности.

Литература

  1. Балк, М.Б. Математика после уроков: пособие для учителей / М.Б. Балк, Г.Д. Балк. – М.: Просвещение, 1971. – 462 с.
  2. Внеклассная работа по математике в 4-5 классах / под ред. С.И. Шварцбурда. – М.: Просвещение, 1974. – 191 с.
  3. Методика преподавания математики в средней школе: общая методика: учеб. пособие для студентов физ.-мат. фак. пед. ин-тов / В.А. Оганесян, Ю.К. Колягин, Г.Л. Луканкин, В.Я. Саннинский. – М.: Просвещение, 1980. – 368 с.
  4. Подласый, И.П. Педагогика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2002. – Кн. 1. – 576 с.
  5. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников / В.А. Крутецкий. – М: Просвещение, 1968. – 265 с.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Площадь пиццы В данном проекте мы рассчитаем, пиццу какой площади может скушать каждый ученик

Слайд 2

Теоретическая справка Найдите в справочнике формулу для нахождения площади круга . Найдите в справочнике число «пи». Чему оно равно? Как можно найти радиус круга? Как связан радиус круга с диаметром? Составьте для себя «шпаргалку» для работы над проектом.

Слайд 3

Телефонный справочник Телефон Простой карандаш Бумага Калькулятор Необходимые инструменты для работы над проектом

Слайд 4

Имя участника группы Сколько кусочков маленькой пиццы может съесть Площадь маленького кусочка Какую площадь маленькой пиццы может съесть Сколько кусочков большой пиццы может съесть Площадь большого кусочка Какую площадь большой пиццы может съесть

Слайд 5

Порядок работы Зная диаметр пиццы и формулу, найдите площадь маленькой пиццы Рассчитайте площадь одного кусочка маленькой пиццы Найдите площадь большой пиццы Рассчитайте площадь одного кусочка большой пиццы

Слайд 6

Порядок работы Найдите в телефонном справочнике телефон пиццерии Позвоните туда Спросите какого диаметра там готовят пиццы На сколько кусочков они разрезают пиццу Заполните таблицу

Слайд 7

Размер пиццы Количество кусочков Диаметр пиццы Площадь пиццы ( π r 2 ) Площадь кусочка Маленькая пицца Большая пицца

Слайд 8

Спросите всех участников группы, по сколько кусочков большой пиццы они съели бы и запишите ответы в таблицу. Теперь спросите всех участников группы, по сколько кусочков маленькой пиццы они съели бы и запишите ответы в таблицу. Умножьте количество кусочков маленькой пиццы, которое назвал каждый участник группы, на площадь одного кусочка и запишите полученный результат в таблицу. Умножьте количество кусочков большой пиццы, которое назвал каждый участник группы, на площадь одного кусочка и запишите полученный результат в таблицу. Кто в вашей группе самый большой любитель пиццы?

Слайд 9

Итоги нашей работы Что нового мы узнали: 1. 2. 3. Где можно применить полученные знания: 1. 2. 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по социально-бытовой ориентировке в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида «Формы приветствия и расставания со старшими и сверстниками»

В ходе  урока изучаются краткие сведения о происхождении форм приветствия, о применении фразеологизмов (например, «скатертью дорога»), о  допустимых формах приветствия старших и сверстников....

Методические материалы по теме "Социально-трудовая направленность уроков русского языка в коррекционной школе VIII вида"

Материал содержит обобщение опыта работы по теме, включает теоретическую часть и различные виды практических работ с учащимися 5 - 9 классов коррекционной школы на уроках русского языка....

Использование информационных технологий в обучении русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Содержание Введение   ………………………………………………………………………   2Дидактические основы использования  технических средствобучения и воспитания  ……………………………………………………… ... 4Примене...

Создание коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при использовании современных технологий в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую ло...

Использование информационных технологий в обучении русскому языку в специальной̆ ( коррекционной) школе.

использование достижений информационных технологий на уроках письма и чтения в коррекционной школе VIII вида. Аспекты, определеяющие эффективность использования ТСО....

Использование современных технологий обучения на уроках ИЗО в коррекционной школе.

Использование современных  технологий обучения  на уроках ИЗО в коррекционной школе....

Доклад на тему: «Использование информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) во внеурочное время в коррекционной школе VIII вида».

В докладе изложена подробно роль ИКТ в коррекционной школе, пример использования воспитателем информационно-комуникационных технологий....