ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
учебно-методический материал по математике на тему

Власова Нина Павловна

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Огромную помощь в решении этого вопроса могут  оказать информационные технологии на уроке. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Н.П.Власова МАОУ «Белоевская средняя общеобразовательная школа», с. Белоево

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Огромную помощь в решении этого вопроса могут  оказать информационные технологии на уроке. Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка[1].

В кабинете  математики установлен  АРМ, и перед педагогом  встают  два  вопроса, как наиболее  эффективно, с пользой для учащихся и для себя  использовать его. Второй вопрос, а стоит ли это делать, как влияют современные  информационные технологии на повышение познавательного интереса к учебной деятельности.

Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес, т.е. реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная. Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности, он  не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения [1].

Проблема интереса - это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию. Однако значение познавательного интереса выходит далеко за рамки учебного процесса. В триединой задаче: обучения, умственного развития и воспитания личности - интерес является связующим звеном между тремя ее сторонами. Благодаря современным  информационным технологиям, можно  повысить познавательный интерес учащихся к учебной деятельности. Процесс  приобретения знаний может стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности [2].

 Информационные  технологии – это  процесс подготовки и передачи информации обучаемому с помощью электронных    средств. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяют воссоздавать реальную обстановку деятельности.   ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.  Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность учащимся наглядно представить результат своих действий [3].

Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности - познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.

Компьютер  в урочной деятельности  автор  использует  на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации; наглядное пособие; индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля.

Использование ИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е. решение одной из насущных проблем для современного общества.

Процесс организации обучения учащихся с использованием ИКТ  позволяет:

  • сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
  • эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала в удаленных базах данных благодаря использованию средств телекоммуникаций, что в дальнейшем будет способствовать формированию у учащихся потребности в поисковых действиях;
  • индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;
  • раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;
  • осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность [4].  

Применение информационных технологий в обучении базируется на данных физиологии человека: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе. [5].

Автор описывает наиболее удачные аспекты опыта использования компьютерных технологий на уроках математики.

В пятом классе, используя возможности программы Microsoft Power Point, созданы презентации по темам  «Квадрат и куб числа», «Задачи на работу», «Задачи на проценты», «Задачи на движение». Применение этих презентаций существенно повышают  уровень наглядности при обучении учащихся решению задач. За счет демонстрации схем и иллюстраций к задачам более рационально используется  время урока. Это позволяет на уроке решить больше задач, дает  возможность решить задачи разными способами.

Удачно созданная    мультимедийная  программа по активным методам обучения для 5-7-ых классов на данном этапе – это самые применяемые и удобные технологии представления информации. Формы и место использования презентаций на уроке зависят от содержания этого урока, от цели, которая ставится на уроке. При изучении нового материала используются   презентации для иллюстрирования  учебного  материала. При проведении устных упражнений презентация   даёт возможность оперативно предъявлять задания.

Учебная презентация является  конспектом  урока. В этом случае она состоит из основных составляющих традиционного урока: указывается тема, цель, план работы на уроке, ключевые понятия, домашнее задание.         Для уроков математики важно применение анимированных чертежей, когда нужно организовать работу учащихся с графиками, чертежами к доказательству теорем и задач, выполнить схему, использовать таблицу и т. д..  И все же порой встает вопрос:  где взять учебное программное обеспечение, ориентированное для использования на уроках математики и отвечающее требованиям учебника, по которым идет обучение, целям конкретного урока?  Их с успехом можно создавать самому учителю. Но тут появляется главная проблема – нехватка времени. Много материала можно брать с Интернет-ресурсов у коллег-математиков.

У многих учеников  есть дома компьютер. Поэтому они проявляют  интерес к самостоятельному созданию презентаций.

Автор систематически применяет  компьютер на уроках геометрии в 7-11 классах при   решении задач по готовым чертежам на три уровня, при проверке домашней работы, первичном закреплении.  Компьютерные технологии  помогают реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению.

Информационные технологии используются  как для очного, так и для дистанционного обучения. В рамках экспериментальных  проектов, проводимых в МОУ ДПО «ИМЦ г. Кудымкара: «Сетевое взаимодействие учителей-предметников, участвующих в разработке и апробации содержания элективных курсов» и «Внедрение дистанционных образовательных технологий: апробация элективных курсов  в рамках профильного обучения учащихся 10-11 классов»  автором  разработан и апробирован дистанционный элективный курс для старшей школы по теме «Проценты». В данное время используется  кейсовая  система работы с учениками.

Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика - наука для глаз, а не для ушей», автор считает, что математика - это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовку и проверку домашнего задания, самостоятельную работу, проверочные и контрольные работы, внеклассную  работу, творческую работу[5].

Библиографический список

  1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы [Текст]/Ю.К.Бабанский. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
  2. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] /Н.Г.Морозова. - М.: Знание, 1979.-47 с.
  3. Вишневская, С.О. Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках [Текст]/С.О.Вишневская // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011.
  4. Зайцева, Л.А. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения [Текст]/Л.А.Зайцева. - М.: Просвещение, 2012. - с.253.
  5. Новые информационные технологии образования: экспериментальная проверка педагогической эффективности / Под ред. В.Г.Разумовского, И.М.Бобко. - Новосибирск: НИИИВТ, 1991. - 69 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе  рассматривается  вопрос внедрения современных компьютерных технологий на уроках математики, различные типы уроков в зависимости от использования икт на уроках....

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

В данной работе показано использование современной информационно-комуникационныой технологии на уроке математики.  Результаты при использовании ИКТ на уроках математики. •развитие межпредметных...

Презентация "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики"

В помощь к заседанию методического объединения учителей математики....

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики...

Использование информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий на уроках математики

Статья по применению информационно-коммуникационных технологий на уроках математики...

Информационно-коммуникационные технологии на уроках математики

В данной статье рассказано, какие формы работы с использованием ИКТ в своей практике я применяю на уроках математики и во внеурочное время....