Статья "Обучение моделированию на примере решения задач на движение"
статья по математике (5 класс) на тему

Ляпина Ирина Александровна

     Решая задачи, учащиеся овладевают теоретическими знаниями, у м е н и е м   м ы с л и т ь – это умения: выделить полезную информацию, пользоваться разными «языками» (словесный, табличный, графический: диаграммы, графики, схематичный: чертёж, блок-схема и т.д.), моделировать (переводить задачу со словесного языка на графический), открывать «новые знания», на базе изученного способа решения, осуществлять самоконтроль,   

     Процесс изучения задач на движение (одновременное движение 2х объектов) предполагает использовать модель, на которой можно изобразить и изучить движение объектов, то есть промоделировать ситуацию. Овладение операцией моделирования при решении задач встречное движение, позволит учащимся использовать этот «инструмент» для решения других задач (движение с отставанием, движение вдогонку, движение в противоположных направлениях).     

    Процесс моделирования предполагает умение анализировать текст и переводить его на другой «язык» (со словесного на символический: таблица, формула, чертеж и т.д.).   

   «Ключевые моменты» при решении задачи – анализ текста, создание модели, работа с моделью – это   приводит к составлению плана решения задачи.  прогнозировать и исследовать результат решения, вести дискуссиюработать в команде и т.д.     Функции задачи: обучающие, развивающие, воспитывающие, контролирующие, но главное – формировать исследовательские навыки и творческие способности, помочь овладеть «инструментами» для решения задач, которые ставит жизнь не только в школе.     

   Один из таких «инструментов» – это моделирование (создание модели).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Обучение моделированию на примере решения задач на  движение»

Учитель Ляпина И.А., ГБОУ СОШ №255, Адмиралтейский район города Санкт-Петербурга

Математические задачи

     Математическая задача – это маленькая поучительная история,

это небольшой рассказ, описывающий явление, событие, процесс

в жизни человека, его деятельность, с вопросом, на который нужно

дать ответ обоснованный, правильный (безошибочный), полный

(исчерпывающий). Именно эти слова говорю о задаче детям,

которых встречаю в 5м классе.

      Зачем решать задачи?  Этот вопрос задаю пятиклашкам.

Хороший вопрос, правда?

     Решая задачи, учащиеся овладевают теоретическими знаниями,

у м е н и е м   м ы с л и т ь – это умения: выделить полезную

информацию, пользоваться разными «языками» (словесный,

табличный, графический: диаграммы, графики, схематичный:

чертёж, блок-схема и т.д.), моделировать (переводить задачу со

словесного языка на графический), открывать «новые знания»,

на базе изученного способа решения, осуществлять самоконтроль,

прогнозировать и исследовать результат решения, вести дискуссию,

работать в команде и т.д.

    Функции задачи: обучающие, развивающие, воспитывающие,

контролирующие, но главное – формировать исследовательские

навыки и творческие способности, помочь овладеть

«инструментами» для решения задач, которые ставит жизнь не

только в школе.

     Один из таких «инструментов» – это моделирование (создание

модели).

     В УМК по математике 5-6 классов Н.Я. Виленкина и В.И.

Жохова, М.И. Башмакова, Г.В. Дорофеева и Л.Г. Петерсон

около 20% (примерно 5я часть) всех задач – это задачи на

движение: а) нахождение пропорциональных величин (расстояние,

скорость, время); б) одновременное движение двух объектов;

в) движение объекта по/против течения; г) круговое движение;

д) нахождение средней скорости.

     Впервые, учащиеся знакомятся с задачами на движение и

с понятием скорость в начальной школе, в 4м классе. В 5-6 классах

круг задач на движение расширяется, и задачи усложняются. В 7м

классе к арифметическому способу решения добавляется

алгебраический.

     Почему задач в учебниках так много?

     Мы и дети тоже постоянно в движении. Мы передвигаемся на

 автобусах, машинах, поездах, самолётах, велосипедах, пешком

каждый день. В нашей речи звучат слова: доехал быстро, опоздал,

догнал, вовремя, медленно, время в пути и т.д. Мы каждый день

решаем задачи на движение: во сколько нужно выйти, чтобы успеть

доехать до …, а если поехать не на автобусе, а на метро, то … и т.д.

То есть задачи на движение естественны для детей.

     Но для многих учащихся, как ни странно, эти задачи трудны.

     Почему трудны?

     В задачах присутствует понятие «скорость». Природу этой

величины детям понять сложно. Эта физическая величина

связывает две другие величины: расстояние (длина пути) и время,

за которое можно преодолеть это расстояние. Эти величины

привычны детям, так как их можно измерить инструментами,

приборами (часы, линейка) и оценить («внутренними часами»,

«глазами»). А скорость ребенок не может увидеть и измерить,

не может оценить. Даже слова быстрее, медленнее ребёнок

соотносит со временем. На вопрос о том, как вы понимаете

слова «велосипедист проедет быстрее это расстояние». Ребёнок

ответит за меньшее время. А почему за меньшее? Большинство

не сможет ответить.

     К тому же надо учесть, что запись величины скорость сложна

и непонятна: 12 километров в час (12 км/ч) или 20 метров в секунду

(20 м/с). Некоторым учащимся сложно найти в тексте и назвать

скорость объекта, к примеру, «Велосипедист за час проезжает

15 км, а за три часа сколько он проедет?». В данном случае

возникнуть сложности с заменой фразы «за час проезжает 15 км»

термином «скорость 15 км/ч».

Задачи на движение и моделирование.

     Процесс изучения задач на движение (одновременное движение

2х объектов) предполагает использовать модель, на которой можно

изобразить и изучить движение объектов, то есть промоделировать

ситуацию. Овладение операцией моделирования при решении задач

встречное движение, позволит учащимся использовать этот

«инструмент» для решения других задач (движение с отставанием,

движение вдогонку, движение в противоположных направлениях).

     Процесс моделирования предполагает умение анализировать

текст и переводить его на другой «язык» (со словесного на

символический: таблица, формула, чертеж и т.д.).

     «Ключевые моменты» при решении задачи – анализ текста,

создание модели, работа с моделью – это приводит к составлению

плана решения задачи. УРА!

        Что значит решить задачу?

        Решение  задачи  —  это:   а)  результат  (число,  слово,   выражение  и  т. д.), то есть ответ на вопрос задачи; б) процесс нахождения результата, то есть последовательность действий, совершаемых учащимися.

       Этапы процесса нахождения результата:

1) анализ текста задачи;

2) построение математической модели (перевод текста на язык математики);

3) установление отношений между условиями и требование задачи;

4) поиск способа решения задачи и составление плана решения;

5) выполнение действий по плану;

6) проверка решения задачи;

7) формулирование ответа задачи;

8) анализ способа решения задачи.

        Это общее представление процесса решения задачи.    

        1. Анализ текста задачи.

        Семантический  анализ.   Для  понимания  содержания  текста  необходимо:

а) выделить   и   осмыслит   некоторые  слова,  термины,  понятия,  конструкции  («если … то»,     «после того,  как»,    «когда … то»),    характеристики    объекта   (процесса,   явления,   события)  такие,   как  «некоторое»,  «любое»,  «каждый», «одинаковые», «такой же», «столько же», «всего» «поровну» и т. д.;

б) упростить    и    пересказать    текст    только  с  существенной   для   решения информацией;

в) выделить и назвать то,  о чём говорится в тексте  (объект, процесс, явление), и  что    должно    быть    найдено    (величину:    масса,    время,    объём    и   т. д.).

       Логический анализ заключается в замене терминов их определениями и для вывода следствий из условий задачи.

        Математический анализ текста направлен на работу:

1) с   условием   задачи:   выделить   объекты   (явления,    события,    процессы), величины,   их   характеризующие,   числовые   значения   величин,   отношения  между величинами и данные явные и неявные;

2) с требованием задачи: определить и назвать неизвестные характеристики

величин объекта (явления, события, процесса).

     Этот этап заканчивается не только осмыслением содержания задачи, но и «принятием» её учащимися, то есть решение задачи сделать целью своей деятельности.  [19]

        2. Построение математической модели.

        Результаты анализа текста фиксируются в форме, удобной для восприятия и работы:  высказывательная модель, логическая схема, условный рисунок, схематичный чертёж, таблица, диаграмма и т. д.

        Информацию,   полученную   при   анализе  текста,  удобно записать кратко, избавившись  от  несущественной информации,  оставив  систему взаимосвязей условий и требований — высказывательная модель (для детей краткое условие).

        Логическая  схема  ( к примеру,  граф) — эффективная  форма,   так как  все  объекты   присутствуют   одновременно,   выделены   отношения   между  ними, отсутствует избыточная информация.

        Рисунок     (условный) — это    вид     графической     информации;     несёт необходимый    минимум    информации  для    понимания   смысла,   развивает абстрактное   мышление;   часто   используется  в  начальной школе (1-2 класс).

        Чертёж   (схематический)    обеспечивает   целостное   восприятие   задачи, фиксирует  ход  рассуждения,  позволяет «увидеть» объекты, отношения; прост, нагляден,  удобен при поиске решения,  но к  схеме  предъявляются требования аккуратности, чёткости, читаемости, продуманности.

        Таблица может быть использована как модель (наиболее абстрактная), если в задаче есть взаимосвязанные величины.   Но поскольку она не показывает эти взаимосвязи,   то  учащийся   должен   владеть  знаниями  о  пропорциональных величинах.

        Формула — это   запись  с  помощью   математических  знаков  взаимосвязи  между компонентами и результатом действия.

        Технологии   моделирования,   то  есть  перевода   с  естественного  языка  на графический, учат строить модели жизненных ситуаций, с помощью которых и на которых возможно изучать окружающую реальность.  

       Этот этап заканчивается составлением модели — наглядного представления содержания задачи, величин, их зависимостей, явных и неявных.  [25]

     3. Установление отношений между условиями и требованием.

        На этом этане устанавливаются отношения между данными условия задачи, между данными вопроса задачи, между данными условия и вопроса

такие, как:

а) равенство,   часть/целое,  разность,  кратность,  часть одного числа от другого между одинаковыми объектами и их величинами;

б) зависимости между значениями разных величин, например,  формула         a b = c, которая    описывает    разнообразные    отношения    (связь   пройденного  пути,   времени,   скорости   равномерного   движения;     связь   выполненной   работы, времени,   производительности   труда;   связь  площади    прямоугольника,   его ширины, его длины и т. д.)

       Важно умение «увидеть» величины, между которыми есть взаимосвязи или «увидеть» зависимости между величинами; умение установить, как связаны эти величины;  умение записать эти отношения с помощью действий; установить последовательность действий, то есть выстроить план решения.

        4. Поиск способа решения задачи и составление плана решения.

        На   этом   этапе   поиск  может быть  осуществлён  следующими приёмами:  аналитическим (от вопроса к данным), синтетическим (от данных к вопросу) или анализ через синтез.

        Аналитический приём: зная, что требуется найти (вопрос задачи),

определяется, что нужно знать для ответа на вопрос, для чего выясняется, какие из данных есть в условии,  и если некоторые  данные отсутствуют  в условии, то определяется, что нужно знать, чтобы найти недостающие данные.

        Синтетический  приём:  имея  данные  и установив отношения между ними, находим новое данное; далее рассматриваем его и имеющиеся данные на предмет их взаимосвязи, установив её, находим следующее данное и т. д.

Процесс продолжается до тех пор, пока будет не найдено данное, являющееся ответом на вопрос задачи.

        План  включает  в  себя  последовательность  действий  с объяснением того, что узнаём, выполнив действие.

        5. Выполнение действий по плану.

        Действия   выполняются   по   порядку,   установленному   в  плане.   Запись решения   может   быть   выполнена   в   виде :  а) арифметического  выражения; б) записи   действий   с   пояснениями;   в) постановка  вопроса  с последующим действием; г) уравнения; д) сочетание этих способов.

        6. Проверка и оценка решения.

Модуль методических разработок.

     Кроме приобретения определённого набора знаний, необходимо

раскрыть и развить потенциал учащегося, создать условия и среду

для становление его как личности и реализации его способностей

и образовательных потребностей.

     Создание модуля методических разработок для обучения

решению задач на встречное движение («модуль») – это создание

среды, в которой учащийся проявит свою активность,

самостоятельность, реализует свой потенциал, добьётся успеха.

     Модуль включает в себя:

Шаг 1. Методическая разработка для урока: подготовка введения

задачи на встречное движение.

Шаг 2. Методическая разработка для урока: введение задачи на

встречное движение.

Шаг 3. Методическая разработка урока-игры.

Шаг 4. Методическая разработка урока развивающего контроля

спешности освоения способа решения задачи на встречное

движение.

Шаг 5. Творческий проект: создание сборника задач учащимися.

     Модуль включает в себя уроки, реализующие принципы:

  1. системно-деятельностного подхода: урок открытия «новых

знаний», урок-игра, проектная деятельность, элементы

историзма, урок развивающего контроля;

  1. минимакса, реализованный на уроке развивающего контроля,

уроке-игре;

  1. психологического комфорта, реализованный на уроках через

выбор дз, через самоконтроль (по образцу) и внесение исправлений на уроке, через возможность выбора заданий по своим возможностям на уроках и во время контроля.

     Модуль создан в рамках УМК Н.Я. Виленкина и В.И. Жохова

«Математика. 5 класс»

     Шаг 1. Подготовка введения задачи на встречное движение.

     Решение задачи-исследования движения объекта (№124 в теме

«Шкалы и координаты») включает в себя: построение модели

(схематичный чертёж), работа с моделью (продемонстрировать

движение объекта, ответить на вопросы) и включение «новых

знаний» в систему знаний (модель, моделирование).

     Урок относится к типу урока открытия «новых знаний» через

создание проблемной ситуации.

     Шаг 2. Введение задачи на встречное движение.

     Задача №362 в теме «Буквенная запись свойств сложения и

Вычитания». Решение этой задачи – это применение теоретических

знаний по изучаемой теме на практическом примере, включает в

себя: формирование деятельности по построению модели задачи

(графической); использование модели для исследования и

открытия новых знаний (теоретических: скорость сближения,

время встречи) и включение в систему знаний.  

      Урок относится к типу урока открытия «новых знаний» через

 создания проблемной ситуации.

     Шаг 3. Урок-игра с элементами историзма.

     Цель: развитие мотивации учебной деятельности.

     Задачи: 1) создание ситуации успеха в учебной деятельности;

2) создание ситуации комфорта; 3) развитие коммуникативных

УУД.

     Играем четвёрками.

     Шаг 4. Урок развивающего контроля.

     Цель: успешная реализация знаний и умений по теме, которые

сформированы в результате его деятельности на уроке и дома.

     Тест и критерии оценивания реализуют принцип минимакса.

     Тест включает задания на сформированность: умения

анализировать текст, модель (схему); умения моделировать;

умения оформлять решение; умение осуществлять контроль.

Состоит из 6 заданий. Максимальное количество баллов 36.

Время выполнения 45 минут.

     Шаг 5. Творческий проект: создание учащимися сборника задач.

     Каждый учащийся выбирает тему (тип задачи на одновременное

движение 2х объектов), придумывает историю, после работы над

текстом, рисует историю.

     Проект предполагает обращение учащихся к учителям

словесности, изо, информатики.

     Итог проекта – это книжка (сборник задач) с историями и

рисунками учащихся 5 класса.

     Эта статья написана на базе диплома АППО «Работа с условием задачи на движение, как способ повышения качества обучения математики в 5-6 классах в школе с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла»    СПб, 2017.

Литература  

1.        Асмолов А.Г. Системно- деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. – 2009 . – №2. – с.18-22

2.        Баранова И.В., Борчугова З.Г. и др. Математика. Учебник для 5 класса средних общеобразовательных школ. Дополнения к учебнику математика -5. –  СПб.:  СМИО Пресс, 2008.  

3.        Башмаков М.И.  Математика  5 класс  (в 2 частях). –  М.: Астрель, 2010.

4.        Башмаков М.И.  Математика  6  класс  (в 2 частях). – М.: Астрель, 2011.

5.        Бизухина И.Р. Деятельностный подход в обучении математики — путь повышения качества знаний учащихся основной школы: педагогический проект – Ульяновск, 2012 .  

6.        Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика 5 класс. – М.: Мнемозина, 2011.

7.        Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика 6 класс. – М.: Мнемозина, 2013.  

8.        Дорофеев  Г.В.,  Петерсон  Л.Г.  Математика   5  класс   (в  2  частях). – М.: Ювента, 2013.  

9.        Дорофеев Г.В.,   Петерсон Л.Г.   Математика   6  класс   (в  3  частях). – М.: Ювента, 2013.

10.         Зенкевич И.Г.  Эстетика урока математики: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.

11.         Коротков, Э.М. Управление качеством образования / Э.М. Коротков. - М.: Академический проект, 2007.

12.         Международный стандарт ИСО 9000:2000. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примеры решения задач по теме "Движение тела под действием нескольких сил"

Задачи по теме "Движение тела под действием нескольких сил" (10 класс)...

Обобщение опыта по теме "Моделирование при решении задач на движение на уроках математики".

Моделирование в обучении математике служит тем методическим приемом,  который формирует у учащихся математические понятия и прививает им навыки математических действий. В то же время использовани...

Моделирование при решении задач на движение как фактор развития познавательного компонента УУД младших школьников с ОВЗ в условиях образовательной организации интернатного типа

Данная презентация была подготовлена мной для прохождения аттестации. В начале 2016 года, благодаря своему портфолио и этой презентации, я получила высшую категорию. Здесь продемонстрирован многолетни...

Примеры решения задач ЕГЭ вторая часть(задача 21,25)

Примеры решения задач ЕГЭ вторая часть(задача 21,25)...

Алгоритм решения задач по физике 7кл с примерами решения задач.

Всегда хотелось найти универсальный способ решения задач, но, наверное, его просто не существует. Однако  можно составить рекомендации для решения отдельных групп задач. В предлагаемом материале ...