Формы и методы организации самостоятельной работы студентов (при изучении математики)
статья по математике на тему

Зотова Ирина Валерьевна

В статье рассматриваются формы и методы организации самостоятельной работы студентов (при изучении математики).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zotova_statya_metody_i_formy_srs_irkutsk.docx36.08 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.016:51                                                                      И.В. Зотова

Государственное бюджетное

профессиональное образовательное

учреждение  «Волгоградский колледж

управления и новых технологий»,

 г. Волгоград, Российская Федерация

Формы и методы организации самостоятельной работы студентов

(при изучении математики)

Аннотация. В статье рассматриваются значимость внеаудиторной самостоятельной работы студентов, а также основные методы и формы организации данного вида работы.

Ключевые слова. Внеаудиторная работа студентов; виды самостоятельной работы студентов; формы и методы организации самостоятельной работы студентов. 

В современных условиях, когда возрастает спрос на специалистов, способных к творческой деятельности, к нестандартному мышлению, умеющих ориентироваться во все возрастающем потоке информации и выбирать оптимальные способы решения возникающих перед ними вопросов и проблем, особую значимость приобретает развитие самостоятельности. Самостоятельность - это способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны, т.е. способность человека без посторонней помощи ставить цели, мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации [4].

Самостоятельная работа в современном образовательном процессе рассматривается как форма организации обучения, которая способна обеспечивать самостоятельный поиск необходимой информации, творческое восприятие и осмысление учебного материала в ходе аудиторных занятий, разнообразные формы познавательной деятельности студентов на занятиях и во внеаудиторное время, развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени, выработку умений и навыков рациональной организации учебного труда.

Таким образом, самостоятельная работа — форма организации образовательного процесса, стимулирующая активность, самостоятельность, познавательный интерес студентов [2].

Согласно требованиям нормативных документов самостоятельная работа студентов (далее - СРС) является обязательным компонентом образовательного процесса, так как она обеспечивает закрепление получаемых на лекционных занятиях знаний путем приобретения навыков осмысления и расширения их содержания, навыков решения актуальных проблем формирования общекультурных и профессиональных компетенций, научно-исследовательской деятельности, подготовки к семинарам, лабораторным работам, сдаче зачетов и экзаменов.

Основная цель СРС состоит в овладении фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Задачами организации СРС являются:

  • развитие способности работать самостоятельно, формирование самостоятельности мышления и принятия решений;
  • развитие активности и познавательных способностей студентов, развитие исследовательских умений;
  • стимулирование самообразования и самовоспитания;
  • развитие способности планировать и распределять свое время.

Кроме того, эта  работа неразрывно связана с формированием таких важных компетенций, как способность применять знания на практике и способность находить, обрабатывать и анализировать информацию из разных источников [1].

Весь образовательный процесс делится на аудиторный и внеаудиторный. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов, как важная форма образовательного процесса, направлена на усвоение содержания образования и формирование профессиональных компетенций во внеаудиторное время по темам или разделам тем, определенным рабочей программой учебной дисциплины для самостоятельного изучения. Качество обучения во многом зависит от того, как организована внеаудиторная самостоятельная работа студентов по изучению предмета. Умения самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести поиск информации, анализировать информацию, структурировать ее, аргументировано высказывать свою точку зрения становятся актуальными требованиями к личным и профессиональным качествам современного специалиста. 

При организации самостоятельной работы студентов важно не допустить перегрузки студентов учебными заданиями внеаудиторной работы, так как это может привести к снижению их познавательной деятельности. СРС должна проходить под руководством преподавателя в форме делового взаимодействия. Студент получает указания по выполнению самостоятельной работы, а преподаватель выполняет функцию контроля выполненных заданий [3].

Чтобы помочь студентам в выполнении работы, научить их систематизировать теоретические звания и практические умения, разработаны методические указания. Методические рекомендации содержат основные требования к выполнению и оформлению расчетно-графической работы, список заданий, критерии оценки выполнения, список основной литературы для ознакомления с материалом. 

Данное пособие составлено на основе требований, предъявляемых к проверке знаний и умений, изложенных в рабочей программе по дисциплине Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Приведены перечни вопросов к опорным конспектам, темы докладов и рефератов, подлежащих проработке и подробному изучению обучающимися в соответствии с перечнем рекомендуемого списка литературы. Изучение материала  и выполнение заданий ведется в логической последовательности.  

Методические указания нацелены на развитие навыков студентов работы со справочниками, учебной литературой и источниками сети интернет; подбора, расчета и обработки информации по темам самостоятельной работы, составления презентаций.

Например, по разделу «Функции, их свойства и графики», студентам предлагается выполнить мультимедийную презентацию, в соответствии с требованиями, указанными в пособии. В разделе «Производная», предлагаются практические задания:

  1. Исследовать функцию на монотонность и экстремумы.

2.Найти наименьшее и наибольшее значения функции на заданном промежутке:

а)   [-4; 0]

Также, по различным темам, предлагаются следующие задания:

  • подготовка и написание рефератов на одну из предложенных тем;
  • подготовка сообщений по предложенным темам;
  • составление глоссария по отдельным темам;
  • составление кластеров по отдельным темам и т.д. [5]

Кроме того, для формирования пространственного мышления, в рамках изучения раздела «Многогранники», студенты должны выполнить макеты многогранников из бумаги. При выполнении данного задания, этот, достаточно сложный для понимания обучающихся раздел, усваивается намного лучше и качественнее.

Для того, чтобы вышеперечисленные виды СРС были результативны, а также для развития положительного отношение студентов к данной работе, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и выбора цели [1].

Контроль результатов СРС осуществляется в пределах времени, отведенного на аудиторные учебные занятия; может проводиться в письменной, устной или смешанной форме с представлением продукта творческой деятельности студента. Критериями оценки являются: уровень усвоения студентами учебного материала (правильность выполнения работ); умение использовать полученные знания при самостоятельном выполнении заданий; оформление работ; умение самостоятельно осуществлять поиск информации и др. [5].

Практический опыт проведения внеаудиторных СРС показал,  что систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению студентами более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении им преподавателем готовых знаний.

Организация выполнения студентами разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления.

При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у студентов умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование компетенций.

Список использованной литературы

  1. Худжина, М.В. Формирование личностных компетенций студентов на занятиях по дисциплине «Математика» / М.В. Худжина // Среднее профессиональное образование.  – 2008. – №11.
  2. Ананьина, Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС / Н.В. Ананьина //Образование. Карьера. Общество. – 2013-2014. – №4-1(40).
  3.  Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / Сост. Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. –97с. 
  4.  Гареев, Р.А. Организация образовательного процесса и внеучебной работы: концепция и перспективы / Р.А. Гареев //Среднее профессиональное образование. – 2009. –  № 5.
  5. Зотова, И.В.  Методические указания по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов      по ОУД Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия для специальностей/профессий СПО технического  профиля / И.В. Зотова. – Волгоград: ГАПОУ «ВПТК им. Ю.А. Гагарина», 2016. –  74 стр.

 

Информация об авторе

Зотова Ирина Валерьевна – преподаватель высшей квалификационной категории, Волгоградский колледж управления и новых технологий, 400125, г. Волгоград, ул. Грамши, 53, e-mail: zotovaiv@mail.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «МАТЕМАТИКА»

В связи с введением в образовательный процесс  нового Федерального государственного образовательного стандарта все более актуальной становится задача организации сам...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ

Данные методические рекомендации помогут преподавателям профессионального училища и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе  компетентностного подходов...

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины "Математика"

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеВоронежской области«Лискинский аграрно-технологический техникум» Филатова Юлия Александровнапреподаватель...

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины "Информатика и ИКТ"

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеВоронежской области«Лискинский аграрно-технологический техникум» Филатова Юлия Александровнапреподаватель...

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеВоронежской области«Лискинский аграрно-технологический техникум» Филатова Юлия Александровнапреподаватель...

доклад Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине «Математика» в медицинском колледже

В статье раскрываются основные моменты организации самостоятельной работы студентов в медицинском колледже. Рассматривается один из видов самостоятельной работы - это рабочая тетрадь на тему "ари...