Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

«Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ум заключается не только в знаниях, но и в умении применить знания на деле» Аристотель.

Технологическая карта урока математики

«Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»

                                                   

Ф.И.О. учителя: Силина Людмила Петровна

Класс: 5

Предмет: математика

Тема урока: «Сложение и вычитание  обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

обучающая ‒ формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, развивать умения к их практическому применению;

развивающая – развитие математической речи учащихся при проговаривании   правил, развитие внимания (при работе с рисунками);

воспитательная – развитие коммуникативных способностей, воспитание чувства товарищества.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные УУД: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач. 

Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Регулятивные УУД:  понимать учебную задачу урока, осуществлять решение  учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.

Ресурсы:  мультимедийный проектор, презентация, оценочные листы.

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД (П-познавательные,

Р-регулятивные,

К-коммуникативные,

Л- личностные)

Мотивация  

 цель: Создание эмоционального

настроя на урок.

Определяет готовность учащихся. Сосредотачивает внимание учащихся (показ фрагмента мультфильма «Апельсин».

Включаются в деловой ритм урока. Подписывают оценочные листы, записывают дату в рабочих тетрадях

Л: самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация знаний и умений

цель: Актуализация опорных знаний и способов действий

Задает вопросы:

  • К какой теме можно отнести фрагмент этого м/ф?
  • О каких  числах идёт речь?
  • Прочитайте число на слайде и расскажите, что вы знаете о нём?

Задание: закончите предложение

Слайд 3

Тест. Слайд 4

На слайде записана дробь 1/6:

Устно отвечают на вопросы учителя

Самостоятельная работа  

Лист самооценки

Л: уметь осуществлять само-оценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Р: уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

К: уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме, слушать и понимать речь других.

Целеполагание

цель: выявление и определения темы и цели урока

Слайд 5

Запишите, какая часть фигуры закрашена (треугольники закрашенные красным, зелёным цветом)

А что ещё можно узнать по этим рисункам?

Какие задания вы можете предложить?

С помощью каких действий вы ответили на эти вопросы. Какое сходство у всех этих дробей?

Давайте сформулируем тему нашего урока.

Какие цели вы хотели бы поставить перед собой?

Запишите тему урока в тетради. Слайд 6

Работа в группах.

1 гр.  треугольники закрашенные красным цветом.

2 гр.  треугольники закрашенные зелёным цветом.

Проверка по эталону.

Рассуждают.

  1. Какую часть составляют от всех белые треугольники?
  2. Какую часть составляют все закрашенные треугольники?
  3. На сколько одного цвета больше, чем другого?

Ответы детей

Формулируют тему урока: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

Ответы детей.

Формулируют цели урока.

  • Будем учиться складывать и вычитать десятичные дроби;
  • составить алгоритм;
  • изучить правила.

Записывают тему урока в  тетрадях.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

К: выражение свих мыслей, аргументация своего мнения.

П: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, подведение подпонятие, постановка и формулирование проблемы.

Л: самоопределение.

Первичное усвоение новых знаний

цель: Обеспечение усвоения знаний и способов действий на уровне применения в стандартной и измененной ситуациях

Давайте порассуждаем в какой последовательности производятся записи при сложении дробей с одинаковыми знаменателями. (При ошибке ученика возвращаемся к слайду 5)

Задание в группах, проверка по эталону

Слайд 7,8

Прочитайте различными способами (сложение и вычитание).

Ученик записывает сумму дробей у доски (одно выражение).

Делают выводы.

Работа в группах

1 гр. Сложение дробей.

2 гр. Вычитание дробей.

Слайд 7,8

Лист самооценки

К: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

П: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений;

Р: планирование, прогнозирование.

Попробуйте сформулировать правила или алгоритм сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Используется приём «Концентрация».

Слайд 9

Запишите правило с помощью формул, используя буквенную запись.

Проверка по эталону Слайд 10

Физкультминутка

Работа в группах.

Обмениваются выводами.

Проверка по эталону.

Работа в группах

Кто-то из учащихся записывает формулы на доске, а затем все делают записи в тетрадях:

  +  = ;  ‒  =

Контроль знаний и умений

цель: Выявление качества и уровня приобретённых знаний и умений

Самостоятельная работа учащихся 

Слайд 11

Составьте условие задачи по картинкам

Слайд 12

Решить задачу

Слайд 13

Выполнение самостоятельной работы.

Самоконтроль (проверка по эталону). Слайд 10. Лист самооценки

Работа в парах.

Лист самооценки

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Л: самоопределение.

Домашнее задание

цель: Обеспечение правильности и осознанности выбора  учащимися домашнего задания

Домашнее задание. Слайд 14

Базовый уровень  – стр. 118-119 (читать, учить правила), № 424, № 426 (в, г).

Повышенный уровень — с. 118-119  (читать, учить правила), № 427, № 430.

Творческое задание: придумать задачу из жизни, сказку.

Выбирают и записывают домашнее задание

Л: самоопределение.

Р: управление своей деятельностью.

П: принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для её выполнения.

Рефлексия учебной деятельности

цель: Проверка способности самооценки , как личностный результат

Выполнили ли вы задачи, поставленные в начале урока.

- Ваше отношение к уроку.

Приём  «Шесть шляп» Слайд 15

Учащихся можно разделить на группы и предложить приобрести одну из шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, результатам деятельности в зависимости от цвета.

Слайд 16(стихотворение)

Ответы детей.

Слайд 15, 16.

Выставление отметки в листах оценивания.

К: аргументация своего мнения.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов результата деятельности, адекватное понимание причин успеха и неуспеха.

Белая шляпа символизирует конкретные суждения без эмоционального оттенка.

Желтая шляпа – позитивные суждения об уроке.

Черная – отражает проблемы и трудности.

Красная – эмоциональные суждения без объяснений.

Зеленая – творческие суждения, предложения.

Синяя – обобщение сказанного, философский взгляд.

Список используемой литературы:

1.Метематика 5 класс учебник И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович  и др. 2013 г.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Тема урока «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»Предмет - математикаКласс- 6 классАвтор -  Саубанова Лилия Неловна учитель математики и информатикиОбразовательное ...

Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями /презентация/

Цели урока: закрепить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями,развивать математическую речь, внимание, память;воспитывать аккуратность, интерес к предмету, активность, усидчиво...

Урок по математике "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Цель урока: научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями...

Открытый урок "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для 5 классов

Цели урока:обучающие:закрепить знания и умения учащихся  применять правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями при решении примеров,  уравнений и задач;воспитывающие:форм...

Учебный проект по теме "Обыкновенные дроби (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)"

Реализация учебного проекта "Обыкновенные дроби" способствует повышению интереса учащихся к математике и расширению их знаний об истории возникновения дробей. Большое внимание уделяется работе учащихс...

урок-игра "Дроби.Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями."

конспект урока в 5 классе по учебнику Виленкина Н.Я. "Математика 5"...

Математика. 5 класс. Тема: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". Выражения дробей. Презентация. К учебнику Н. Виленкина.

Презентация для интерактивной доски для 5 класса на тему Сложения и Вычитания дробей. Сделано с помощью программы OpenOffice....