Рациональные числа
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Петрова Наталья Анатольевна

Урок математики в 6 классе по теме «Рациональные числа» - урок  исследований и открытий новых знаний. Это первый урок по данной теме, на котором учащиеся исследуют классификацию чисел и открывают, новые для них, рациональные числа, работая в группах, парами, самостоятельно. Работа на уроке сопровождается презентацией по теме, использованием Интернет- ресурсов. Контроль знаний осуществляется с помощью диктанта по иллюстрации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ratsionalnye_chisla.docx213.45 КБ
Файл ratsionalnye_chisla.ppsx521.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок "Рациональные числа", 6-й класс

Урок математики в 6 классе по теме «Рациональные числа» - урок  исследований и открытий новых знаний. Это первый урок по данной теме, на котором учащиеся исследуют классификацию чисел и открывают, новые для них, рациональные числа, работая в группах, парами, самостоятельно. Работа на уроке сопровождается презентацией по теме, использованием Интернет- ресурсов. Контроль знаний осуществляется с помощью диктанта по иллюстрации.

Цель урока: формирование УУД у учащихся 6 класса в предметной области математика по теме «Рациональные числа».

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

- формировать самостоятельность в приобретении новых знаний;

- формировать навык сотрудничества и общения между детьми, детьми и учителем;

- формировать интерес к предмету математика;

- формировать умения оценивать свою работу и работу своего соседа;

- формировать уважительные отношения к иному мнению и иной точке зрения.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

- формировать умения целеполагания;

- формировать умения анализировать и обобщать;

- формировать умения логически мыслить;

- формировать умения работать с новой информацией по теме;

- формировать умение грамотно говорить.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

- формировать умения классифицировать числа (натуральные, целые, рациональные);

- формировать умения доказывать рациональность числа, используя определение;

- формировать умения представлять рациональное число в виде десятичной периодической дроби.

Средства обучения: рабочая карта группы, сигнальные карточки, модель координатной прямой, обобщающая таблица, индивидуальные задания продвинутого уровня, учебник математики. 

Содержание урока

Ход урока

1. Мотивация

Песталоцци, Иоганн Генрих (1776-1824) знаменитый швейцарский педагог говорил: "Счет и вычисления - основа порядка в голове."

2.Актуализация знаний

Устный счет

  1. Действия с десятичными дробями

(5 ∙ 1,4 - 3,2) : 0,2 ∙ 0,4   + 2,4 = 10

  1. Действия с обыкновенными дробями

 

  1. Действия с положительными и отрицательными числами  

Установить соответствие между левым и правым столбцами с помощью стрелок

0                                                Натуральные числа

1, 2, 3, 4,…                                

…,-4, -3, -2, -1                                Целые числа

Какие числа, изученные нами, не рассмотрены?  


3. Целеполагание

Продолжите начатое: Мы сегодня на уроке  Узнаем …, Исследуем…, Учимся доказывать…, Находим…, Оцениваем… .

4. Открытие нового знания

«Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.»  Д. Пойа

Найдем общую особенность неназванных нами чисел.

  • Как можно записать все эти числа?
  • Можно ли записать данные числа в виде десятичной дроби?
  • Можно ли записать данные числа в виде обыкновенной дроби?
  • Что означает дробная черта?

Тема урока «Рациональные числа».

Где можно узнать об этих числах? (учебник, энциклопедия, Интернет)

Разбиваемся на группы, каждая из которых ищет определение в своем источнике. (учебник, энциклопедия, Интернет). Обмен мнениями, найденным материалом. (Q)

С помощью презентации рассмотреть доказательство факта, что натуральные числа, нуль, целые отрицательные числа, обыкновенные и десятичные дроби, смешанные числа являются рациональными числами. (с помощью определения)

,  ,  ,  ,  ,  ,   

Является ли рациональным числом сумма, разность, произведение рациональных чисел?

Выполнение доказательства в парах., , .

Обмен мнениями и доказательствами.

С помощью презентации рассмотреть перевод рациональных чисел в десятичную, периодическую дробь.

Чтение рубрики «Глаголь». с. 204

Физминутка. Ученики встали. Учитель называет числа. Если называется положительное число, то надо поднять правую руку, если отрицательное, то левую. 9, - 4,8; 63/7; 0 (?); -6, -4/5, число а (?). Две руки подняты вверх. Помашите руками, потянитесь, как вам хочется.

5. Закрепление

Выполнение заданий учебника по цепочке № 1179, №1180

6. Диктант по иллюстрации с дальнейшей проверкой работы соседа по парте. (2 ученика за доской)

Задания.1). Выписать в порядке появления те числа, которые являются лишними. (0, , 0,101001000…, 2,6666…, -1,232323…)

2). Доказать, что любое натуральное число является рациональным. (на примере одного с иллюстрации)

3). Записать в виде десятичной периодической дроби

7. Коррекция знаний

Проверка работы соседом по парте, выставление оценки карандашом. Разбор непонятных чисел на слайде.

8. Инструктаж по выполнению д/з

П. 37 № 1196, 1197, 1199 (повторить формулу пути, решение с помощью уравнения)

9. Рефлексия

«Числа управляют миром», – говорили пифагорейцы. Но числа дают возможность человеку управлять миром, и в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней. (А. Дородницын - русский математик, геофизик и механик, академик АН СССР, Герой Социалистического Труда.)

Что нового сегодня узнали на уроке?

Что исследовали на уроке?

Что научились доказывать?

Что находили?

Что оценили?

Кого бы вы отметили из учеников?

Используемые материалы:

1. Математическая энциклопедия

2. Электронные энциклопедии  http://ru.wikipedia.org/

http://mirslovarei.com/content_naukteh/chislo-racional-noe-76528.html 

3.  Работы учителя Савченко Е.М. теме «Рациональные числа»

http://le-savchen.ucoz.ru/load/0-6 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Счёт и вычисления – основа порядка в голове Иоганн Генрих Песталоцци (1776-1824)

Слайд 2

Устный счет Действия с десятичными дробями 0,6 : 3 ∙ 1,5 + 2,9 : 0,8 - 1,3 2,7

Слайд 3

Устный счет Действия с обыкновенными дробями :5

Слайд 4

Устный счет Действия с положительными и отрицательными числами -2 ∙ 0,5 - 1 :(-0,4) +(-7,2) -2,2

Слайд 5

Установить соответствие 0 1, 2, 3, 4,… …,-4, -3, -2, -1 Натуральные числа Целые числа N Z ?

Слайд 6

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №21 с. Семеновка г. Йошкар-Олы» Рациональные числа

Слайд 7

Число, которое можно записать в виде отношения где a - целое число, а n - натуральное число, называют рациональным числом. Рациональные числа

Слайд 8

Являются ли рациональными… натуральные числа? 3 = нуль? 0 = отрицательные целые? -6 = обыкновенные дроби? десятичные дроби? 0,6 = смешанные числа?

Слайд 9

7 Являются ли рациональным числом сумма, разность, произведение рациональных чисел? 3 1 2

Слайд 10

=0,6 =0,75 2 25 4 =0,28 8 =0,016

Слайд 11

27 11 2 22 , 5 0 4 44 6 0 5 55 5 0 4 44 6 0 5 55 4 5 … = 2,(45)

Слайд 12

= 3 , 2 2 2 … =3, ( 2 ) =0, 2 1 8 1 8 1 8 … =0, 2 ( 18 )

Слайд 13

= 1 66666… = 0, 0, 1 ( 6 ) = 0, 4 0 9 0 9 … = 0, 4 (09)

Слайд 14

= 0,3 571428 571428 571428… = =0,3(571428) 677419354838709 677419354838709 677 0, =0,(677419354838709)

Слайд 15

=0,6 =0,75 2 25 4 =0,28 8 =0,016 = 0,6(0) = 0,75(0) = 0,28(0) = 0,016(0)

Слайд 16

Число, которое можно записать в виде отношения где a - целое число, а n - натуральное число, называют рациональным числом. Любое рациональное число можно представить в виде бесконечной десятичной периодической дроби Рациональные числа

Слайд 17

2 N R Q Z 0 1 − 2 3 − 3 146 16 − 7 0, 2 − 2 ,74 9,0( 2 23) 0,1010010001 00001 … 3 − 1,23232323… 2 ,666666…

Слайд 18

N R 146

Слайд 19

«Числа управляют миром», – говорили пифагорейцы. Но числа дают возможность человеку управлять миром, и в этом нас убеждает весь ход развития науки и техники наших дней. Анатолий Алексеевич Дородницын - русский математик, геофизик и механик, академик АН СССР и РАН ( 02.12.1910 - 07.06.1994)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 6 класс. Урок-путешествие «Полет в космос». Урок обобщения и систематизации по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами»

В данной статье представлено описание урока обобщения и систематизации знаний по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами». Урок посвящен повторению правил, о...

8 класс Алгебра Рациональные числа. Иррациональные числа. Урок 2

Рациональные числа. Иррациональные числа. Урок 2...

"Целые и рациональные числа. Действительные числа",алгебра 10 класс

АЛГЕБРА и начала  анализа  10 классШ.А.Алимов, ю.м.колягин  и др2 урок в 10 классе по теме "Целые и рациональные числа. Действительные числа".Презентация подготовлена для работы с ...

"Целые и рациональные числа. Действительные числа",алгебра 10 класс,урок 1

АЛГЕБРА и начала  анализа  10 классШ.А.Алимов, ю.м.колягин  и др1 урок в 10 классе по теме "Целые и рациональные числа. Действительные числа".Презентация подготовлена для работы с ...

Контрольная работа по теме "Модуль числа. Действия с рациональными числами" (6 класс)

Контрольная работа по теме "Модуль числа. Действия с рациональными числами"  (6  класс)...

Презентация по теме: Рациональные числа. Свойства рациональных чисел.

Презентация предлагается учителям математики , для учащихся 6 класс по учебнику Виленкина, как урок обобщение....

Конспект открытого урока по теме: Рациональные числа. Свойства рациональных чисел.

Предлагаю конспект открытого урока по теме: Рациональные числа. Свойства рациональных чисел, учителям, которые ведут математику в 6 классе по учебнику Виленкину....