Игры по математике
план-конспект по математике на тему

Лихолат Галина Вениаминовна

Игры по математике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алфавит

Правила игры:

  1. В игре участвуют три команды по три человека (по одному учащемуся от параллели), участники выбираются по результатам оборочного тура. Команды сборные.
  2. Необходимо подготовить карточки с вопросами, при чем ответы на них должны начинаться на определенную букву алфавита, математические творческие задания, задания для болельщиков, секундомер, склеить большой игральный кубик, небольшие фишки для каждой команды.
  3. Игра проводится на подготовленной площадке: площадка разделена на клетки в алфавитном порядке, между клеток с буквами есть клетки с заданием для болельщиков, счастливые (пустые), творческими заданиями, возвращающие назад (на одну , две клетки и в начало дорожки).
  4. Последовательность участия в игре команд можно определить по жребию, по скорости выполнения какого-либо задания (ответить на вопрос, разгадать ребус, решить несложный пример).
  5. Правила игры соответствуют правилам настольных игр. Участники встают на старт, бросают кубик, двигаются на то число клеток вперед, которое выпало на кубике. Ведущий задает такой вопрос, первая буква ответа на который соответствует букве на клетке, где стоит команда. При правильном ответе на вопрос, команда получает право следующего хода. При неправильном ответе ход предоставляется следующей команде.
  1. Вопросы для команд:

А:

     1. Как называют утверждения, не требующие доказательства? (Аксиома);

     2. Как называется специальный простейший прибор для измерения углов на местности? (Астролябия);

    3. Кому принадлежат слова :»Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю»? (Архимед);

    4. Отдел математики, изучающий свойства величин , независимо от числового их значения? (Алгебра).

Б: 

    1. Как называется луч, исходящий из вершины угла и делящий его на два равных угла? (Биссектриса угла);

     2. Как называются равные стороны равнобедренного треугольника? (Боковые стороны);

     3. Как называется данный знак: ∞? (Бесконечность);

     4. Название буквы латинского алфавита. (β).

В:

    1.Как называется действие: a-b=c, где а – уменьшаемое,b- вычитаемое, с – разность? (Вычитание);

     2. Как называются числа, наибольший делитель которых равен 1? (Взаимно простые числа);

     3. Как называют углы, если стороны одного из углов являются дополнительными полупрямыми для сторон другого? (Вертикальные);

     4. Как называется перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на прямую, которая содержит противоположную сторону треугольника? (Высота треугольника).

Г: 

    1. В каких единицах измеряют углы? (Градус);

    2. Как называется сторона прямоугольного треугольника, лежащая против прямого угла? (Гипотенуза);

    3. Раздел математики, изучающий фигуры и способы их измерения? (Геометрия);

    4. Множество точек на плоскости, обладающих определенным свойством. (Геометрическое место точек).

Д:

     1.Если данное число заканчивается четной цифрой, то оно делится на…? (Два);

     2. Какая величина находится по формуле: ? (Длина окружности);

     3. Как называется отрезок, соединяющий две точки окружности и проходящий через ее центр? (Диаметр);

    4. Как называют рассуждения, с помощью которых устанавливается справедливость математического утверждения? (Доказательство).

Е:

     1. Цифра, обозначающая самую низкую школьную отметку. (Единица);

     2. Отрезок, откладываемый на координатном луче правее от 0. (Единичный отрезок);

     3. Древнегреческий ученый, живший в III в. до н.э.. (Евклид);

З:

     1. Упражнение, которое выполняется, решается посредством умозаключения, вычисления и т.п.. (Задача);

И:

    1. Число несоизмеримое с единицей, т.е. не являющееся ни целым, ни дробным числом. (Иррациональное число);

     2. Переменная в уравнении, обозначающаяся символом латинского алфавита. (x);

     3. Как называется промежуток, расстояние между двумя точками? (Интервал);

     4. Какой буквой латинского алфавита обозначается вертикальная ось координатной плоскости? (y).  

К:  

     1. Площадь какой фигуры вычисляется по формуле: S=a²?  (Квадрат);

     2. Прямоугольный параллелепипед, у которого равны три измерения. (Куб);

      3. Часть плоскости, ограниченная  окружностью. (Круг);

     4. Как называется формула сокращенного умножения:(ab)²=a²2ab+b²? (Квадрат разности).

Л:

       1. Как называется линия , состоящая из отрезков АВ, ВС, СД,…, которые являются звеньями, точки А,В,С,Д,…- вершинами? (Ломаная);

       2. На что делит точка данную прямую, лежащая на этой прямой? (Луч);

       3. Как называется функция: y=kx+b? (Линейная);

       4. Планка для вычерчивания прямых линий и для измерений. (Линейка).

М:

      1. Как называется сумма или разность одночленов? (Многочлен);

      2. Как называется отрезок, соединяющий вершину треугольника и середину противоположной стороны? (Медиана треугольника);

      3. Стандартная международная единица измерения отрезков. (Метр);

      4. Величина в 1000 раз меньше метра? (Миллиметр).

Н:

     1. Как называются числа, которые используются при счете? (Натуральные);

     2. Назовите число без знака. (Нуль);

     3. Как называют дроби, у которых числитель больше знаменателя? (Неправильные);

     4. Как называется наибольшее натуральное число, на которое делятся без остатка все заданные числа? (наибольший общий делитель).

О:

      1. Часть прямой, ограниченная двумя точками. (Отрезок);  

      2. Как называется число выражении: a=bq+r. (Остаток);

      3.  Какая величина находится по формуле: V=abc (Объем прямоугольного параллелепипеда);

      4. Геометрическая фигура, состоящая из всех точек, расположенных на заданном расстоянии от данной точки. (Окружность).  

 

П:

     1. Сумма длин всех сторон фигуры на плоскости. (Периметр);

     2. Как называется закон сложения: а+b=b+а  (Переместительный);

     3. Если заданное число оканчивается нулем или пятеркой, то оно делится на …? (Пять);

     4. Как называется произведение двух измерений прямоугольника? (Площадь).

Р:

      1.Как называется закон умножения: (a+b)c=ac+bc,  (a-b)c=ac-bc? (Распределительный);

      2. Как называются фигуры, совпадающие при наложении? (Равные);

      3. Как называется формула сокращенного умножения: a²b²=(ab)(a+b)? (Разность квадратов);

      4. Как называется треугольник, у которого равны две стороны? (Равнобедренный треугольник).

С:

      1.Как называется закон сложения: (a+b)+c=a+(b+c) (Сочетательный);

      2. Как называется деление числителя и знаменателя дроби на общий делитель? (Сокращение дроби);

      3. Как называют углы, у которых одна сторона общая, две же другие являются дополнительными полупрямыми? (Смежные углы);

      4. Величина в 100 раз меньше метра. (Сантиметр).

Т:  

      1.Фигура, состоящая из трех вершин и трех сторон. (Треугольник);

       2. Что роднит числа 3,6,9,12,15,18 и т.д.?  (Делятся на три);

      3. Если сумма цифр заданного числа делится на три, то число делится на …? (Три);

      4. Как называется прибор для измерения углов? (Транспортир).

У:

     1. Назовите фигуру, состоящую из двух лучей с общим началом. (Угол);

     2. Каким действием можно заменить действие сложения одинаковых чисел? (Умножение);

     3. Как называется действие с дробями, при котором нужно отдельно перемножить числители и отдельно перемножить знаменатели? (Умножение дробей);

     4. Как называется математическое равенство с одной или несколькими неизвестными величинами, верное только при определенных значениях этих величин? (Уравнение)

Х:

     1. Как называют отрезок, соединяющий две точки окружности? (Хорда);

Ц:

     1. Как называется множество чисел, в которое входят натуральные числа, противоположные им и еще нуль? (Целые числа);

     2. Как называется точка, находящаяся внутри окружности и расположенная на равном расстоянии от всех точек окружности? (Центр    окружности);

     3. Какой симметрией обладают следующие фигуры: окружность, прямая, квадрат, параллелограмм? (Центральной);

     4. Как называется геометрическое тело, форму которого имеет консервная банка? (Цилиндр).

Ч:  

     1.Сколько делителей имеет число 6: D={1,2,3,6}? (Четыре);

     2. Как называется фигура состоящая из четырех вершин и четырех отрезков, попарно соединяющих эти вершины? (Четырехугольник);

     3. Понятие, величина, при помощи которой производится счет. (Число);

     4. Если целое разделить на четыре равные части, как называется одна такая часть? (Четверть)

Ш:

       1. Форму какого геометрического тела принимают капли жидкости в невесомости? (Шар);

      2. Что общего между числами: 12,36,72,84,336, 342? (делятся на 6);

      3. Как называется фигура, состоящая из 6 вершин и6 попарно соединяющих их отрезков? (Шестиугольник);

      4. Какой прибор может быть использован для измерения диаметра трубки? (Штангенциркуль).

Для секторов с буквами: Ё, Й, Ф,Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я можно использовать любые задания, в том числе и творческие.

       Творческие задания: изобразить биссектрису угла; исполнить песню, в которой есть математические понятия; изобразить какое-либо математическое действие; изобразить какую-либо объемную геометрическую фигуру и т.д.

     Задания для болельщиков и для секторов без букв:

1.Решите числовые ребусы, где одинаковым буквам соответствуют одинаковые цифры, а разным - разные.

2. Угадав все слова и записав их в клеточки по горизонтали, в выделенном вертикальном столбце вы прочтете фамилию известного ученого-математика Древней Греции.

1.Отрезок прямой, образующий прямой угол с данной прямой и имеющий одним из своих концов их точку пересечения, есть ... к данной прямой. 2. Элемент прямоугольного треугольника. 3. Треугольник есть геометрическая ... . 4. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны. 5. Два луча, исходящие из одной точки. 6. Перпендикуляр, опущенный из вершины конуса на плоскость основания. 7. Замкнутая плоская кривая, все точки которой находятся на одинаковом расстоянии от некоторой точки O.

  1. Два сына  и два отца съели три яйца. По сколько яиц съел каждый? (по одному яйцу, т.к. один из них является одновременно и отцом своего ребенка и сыном своего отца)
  2. За пакет муки, пачку сахара и пачку кофе уплатили дороже, чем за такой же пакет муки, пачку сахара и булку. Что дороже: кофе или булка? (Кофе)
  3. Шла бабка в Москву, а навстречу ей три старика, у каждого по два мешка. Сколько всего человек школ в Москву? (Одна старуха, т.к. старики шли навстречу ей, значит – в другую сторону)
  4. Самосвал ехал в поселок. По дороге он встретил три легковые машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в этот поселок? (Один самосвал)
  5. В село прибыли из города в одно и  тоже время «Москвич» и «Волга». «Москвич» ехал медленнее, чем «Волга». Какая машина раньше выехала из города?
  6. Таня слепила из пластилина столько же тарелочек, сколько и Наташа. Таня начала лепить тарелочки раньше Наташи, а закончили девочки одновременно. Кто слепил быстрее? Кто медленнее?
  7. Катя и Света переводили картинки. Они начали делать это одновременно и закончили вместе. Причем Катя переводила картинки быстрее Светы. Кто перевел больше картинок? Кто меньше?
  8. Даша и Нина с одинаковой быстротой вырезали из цветной бумаги листья деревьев. Даша начала вырезать раньше Нины, а закончила позже. Кто вырезал листьев больше? Кто меньше?
  9. Сережа и Павлик вышли на полянку, где было очень много грибов. Они начали собирать грибы одновременно. Павлик собирал быстрее Сережи, но собрали они одинаковое количество грибов. В одно время закончили дети собирать грибы или в разное?
  10. Летела стая гусей. Два впереди, один позади, два позади, один впереди. Сколько было гусей? (Три)
  11. По дорожке прыгали воробьи: один среди двух и три в ряд, один впереди и два позади. Сколько было воробьев?
  12. Летела стая гусей. Один впереди и два позади, один позади и два впереди, один гусь между двумя и три в ряд. Сколько всего гусей?
  13. Сидят три белки на ветки, против каждой белки две белки. Сколько их всего?
  14. Бублик разрезали на три части. Сколько всего сделали разрезов? (Три)
  15. Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (Два)
  16. Ира живет на третьем этаже. Когда она идет на улицу, то с этажа спускается по лестнице за полминуты. Сколько времени тратит Ира, чтобы спуститься вниз? (Одну минуту)
  17. Сын с отцом, да отец с сыном, да дедушка с внуком. Сколько всех? (Трое)
  18. В обувном шкафчике Марины три пары ботинок. В темноте она наугад берет четыре ботинка. Окажется ли при этом вытянутой пара одинаковых ботинок? (Да)
  19. Как число 4 можно записать тремя одинаковыми цифрами, соединив их знаками действия? (4+4-4=4)
  20. Как число 1 можно  записать тремя различными цифрами, соединив их знаком действия? (4-2-1=1, 5-3-1=1, 6-3-2=1 и т.д.)
  21. Петя  и Миша имеют фамилии Белов и Чернов. Какую фамилию имеет каждый ребят, если Петя  на два года старше Белова. (Разгадка в последней фразе. Если Петя на два года старше Белова, значит Петя – не Белов, а Чернов. Итак, Петя Чернов, Миша Белов)
  22. Аня  и Маша имеют фамилии Строгова и Добрина. Какую фамилию имеет каждая из девочек, если известно, что Маша и Добрина – одноклассницы? (Маша не Добрина, а Строгова, значит Аня – Добрина)
  23.  Вставь пропущенные числа:
  24. 1, 4, 7, 10 , …, …, 19, 21, 24, 27                правильный ответ: 13, 16
  25. 5, 8, 10 ,11, 14, 16, 17, 20 , …, …                правильный ответ: 22, 23
  26. 11, …, …, 11, 13, 12, 14, 13, 15, 14        правильный ответ: 10, 12
  27. Саша ел яблоко большое и кислое. Коле ел яблоко большое и  сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? Разное?
  28.  Маша и Нина рассматривали картинки, одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая девочка – в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если Маша не рассматривала картинки в журнале?
  29. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой – ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
  30. Алик, Боря и Вова жили в разных домах. Два дома были в три этажа, один был в два этажа. Алик и Боря жили в разных домах, Боря и Вова жили тоже в разных домах. Где жил каждый мальчик?
  31. Коля, Ваня и Серёжа читали книжки. Один мальчик читал о путешествиях, другой – о войне, третий – о спорте. Кто о чё м читал, если Коля не читал о войне  и о спорте, а Ваня не читал о спорте?
  32. Зина, Лиза и Лариса вышивали. Одна девочка вышивала листочки, другая – птичек, третья – цветочки. Кто что вышивал, если Лиза не вышивала листочки и птичек, а Зина не вышивала листочки?
  33. Мальчики Слава, Дима, Петя и Женя сажали плодовые деревья. Кто-то из них сажал яблони, кто-то – груши, кто-то – сливы, кто-то – вишни. Что сажал каждый мальчик, если Дима не сажал сливы, яблони и груши, Петя не сажал груши и яблони, а Слава не сажал яблони?
  34. Девочки Ася, Таня, Ира и Лариса занимались спортом. Кто-то из них играл в волейбол, кто-то плавал, кто-то бегал, кто-то играл в шахматы. Каким спортом увлекалась каждая девочка, если Ася не играла в волейбол, в шахматы и не бегала, Ира не бегала и не играла в шахматы, а Таня не бегала?
  35. Две девочки сажали деревья, а одна -  цветы. Что сажала Таня, если Света с Ларисой и Лариса с Таней сажали разные растения?
  36. Три девочки нарисовали двух кошек и одного зайца, каждая по одному животному. Что нарисовала Ася, если Катя с Асей и Лена с Асей нарисовали разных животных?
  37. Два мальчика купили марки, один – значок и один – открытку. Что купил Толя, если Женя с Толей и Толя с Юрой купили разные предметы, а Миша купил значок?
  38. Два мальчика жили на одной улице, а два – на другой. Где жили Петя и Коля, если Олег с Петей и Андрей с Петей жили на разных улицах?
  39. Две девочки играли в куклы, а две – в мяч. Во что играла Катя, если Алёна с Машей и Маша со Светой играли в разные игры, а Маша играла в мяч?
  40. Ира, Наташа, Оля и Оксана вышивали разные картинки. Две девочки вышивали цветок, две – домик. Что вышивала Наташа, если Ира с Наташей и Наташа с Олей вышивали разные картинки, а Оксана вышивала домик?
  41. Мальчики читали разные книги: один – сказки, другой – стихи, двое других – рассказы. Что читал Витя, если Лёша с Витей и Лёша с Ваней читали разные книги , Дима читал стихи, а Ваня с Димой тоже читали разные книги?
  42. Две девочки играли на пианино, одна на скрипке и одна на гитаре. На чём играла Саша, если Юля играла на гитаре, Саша с Аней и Марина с Сашей играли на разных инструментах, а Аня с Юлей и Марина с Юлей тоже играли на разных инструментах?
  43. Две девочки плыли быстро и две медленно. Как плыла Таня, если Ира с Катей и Ира с Таней плыли с разной скоростью, Света плыла медленно, а Ката со Светой тоже плыли с разной скоростью?
  44. Два мальчика сажали морковь и два – картошку. Что сажал Серёжа, если Володя сажал картофель, Валера с Сашей и Саша с Володей сажали разные овощи, а Валера с Серёжей тоже сажали разные овощи?
  45. Волосы у Инны темнее, чем у Оли. Волосы у Оли темнее, чем у Ани.                            Раскрась  волосы каждой девочки. Подпиши их имена. Ответь на вопрос, кто светлее всех?
  46. Толя выше Игоря, Игорь выше Коли. Кто выше всех? Покажи рост каждого мальчика.
  47. Катя быстрее Иры, Ира быстрее Лены. Кто быстрее всех?
  48. Саша грустнее, чем Толик. Толик грустнее, чем Алик. Кто веселее всех?
  49. Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа. Кто самый аккуратный?
  50. Миша сильнее, чем Олег. Миша слабее, чем Вова. Кто сильнее всех?
  51. Катя старше, чем Сережа. Катя младше, чем Таня. Кто младше всех?
  52. Заяц слабее, чем стрекоза. Заяц сильнее, чем медведь. Кто самый слабый?
  53. Лиса медлительнее черепахи. Лиса быстрее, чем  олень. Кто самый быстрый?
  54. Саша на 10 лет младше, чем Игорь. Игорь на 2 года старше, чем Леша. Кто младше всех?
  55. Ира на 3 сантиметра ниже, чем Клава. Клава на 12  сантиметров выше, чем Люба. Кто выше всех?
  56. Толик намного легче, чем Сережа. Толик немного тяжелее, чем Валера. Кто легче всех?
  57. Вера немного темнее, чем Люда. Вера намного светлее, чем Катя. Кто светлее всех?
  58. Леша слабее, чем Саша. Андрей сильнее, чем Леша. Кто сильнее?
  59. Наташа веселее, чем Лариса. Надя грустнее, чем Наташа. Кто самый грустный?
  60. Света старше, чем Ира, и ниже, чем Марина. Света младше, чем Марина, и выше, чем Ира. Кто самый младший и кто ниже всех?
  61. Костя сильнее, чем Эдик, и медленнее, чем Алик. Костя слабее, чем Алик, и быстрее, чем Эдик. Кто самый сильный и кто самый медлительный?
  62.  Оля темнее, чем Тоня. Тоня ниже, чем Ася. Ася старше, чем Оля. Оля выше, чем Ася. Ася светлее, чем Тоня. Тоня младше, чем Оля. Кто самый темный, самый низкий и самый младший?
  63. Коля тяжелее, чем Петя. Петя грустнее, чем Паша. Паша слабее, чем Коля. Коля веселее, чем Паша. Паша легче, чем Петя. Петя сильнее, чем Коля. Кто самый легкий, кто веселее всех, кто самый сильный?



Предварительный просмотр:

ИГРА «ПОЛЕ ЧУДЕС».

ТЕМА: История возникновения и развития математики.

Ход игры.

Вступительное слово учителя: 

Очень часто мы слышим, что математика – наука скучная. Она не скучная – она просто очень серьезная, как и любая другая. Не зря одним из великих людей было сказано: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев, делать его немного занимательным». А скучной и сухой математика кажется только лентяям, тем, кто дальше ее начатков не ушел. Вы спросите кого-либо из математиков – кажется ли ему математика скучной? Вы услышите – нет. Математика пленяет всех тех, кто достаточно продвигается в ее изучении. Ну а теперь перейдем к игре. Итак, математическая игра-шоу «Поле чудес»!

     1.Выбор участников игры.

    На доске записаны 2 уравнения: 4,7у-(2,5у+12,4)=1,9;

                                                           3,5х-(2,3х-3,8)=4,28.

    Первые 9 учеников, правильно решивших уравнения, приглашаются для участия в игре.

 

    2.Из 9 участников определяется первая «тройка».

 

   Предлагается ответить на один из следующих вопросов:

Задание:

Давным-давно, многие тысячи лет назад, наши предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям, по лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая себе пищу. Их жизнь мало чем отличалась от жизни животных. Да и сами люди отличались от животных только тем, владели речью и умели пользоваться простейшими орудиями труда. Первобытные люди, как и современные маленькие дети не знали счета. Но шло время и учиться считать требовала сама жизнь. Сначала это было: «один», «два», «много». Потом появились еще числа. Для облегчения счета предметы раскладывались на кучки. Например, кучки из пяти предметов назывались «пятки».

Внимание, вопрос: – Как называлась кучка из двенадцати предметов?

дюжина

 

Задание:

У всех народов существовали различные системы счета и числа назывались по-разному.

Внимание, вопрос: – Как в древней Руси называлось число 100000?

легион

1 тур

                 

    Когда и кем были «заново» изобретены десятичные дроби?

   (Фламандским инженером и ученым Симоном Стевином в середине 16 века).

               Зашифровано слово «Стевин».

 

       Игра со зрителями.

    Что означает латинское слово «градус»?  (ступень).

 

     3. Вторая «тройка» определяется жеребьевкой: оставшиеся 6 участников вытаскивают жетоны. Те, кому выпали жетоны с цифрами 1,2,3, включаются во вторую «тройку».

 

2 тур

    Кто изложил в России учение о десятичных дробях?

    ( Леонтий Филиппович Магницкий в 1703 г. в учебнике математики «Арифметика, сиречь наука   числительная»).

             Зашифровано слово «Магницкий».

 

    Игра со зрителями.

    В каком городе и когда стали впервые измерять углы в градусах? (Вавилон).

   4. Третью «тройку» составляют последние 3 ученика.

3 тур

   Как называется прибор, выполнявший все четыре арифметических действия, который был создан в    1673 г. немецким физиком и математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем?

                     Зашифровано слово «арифмометр».

   Игра со зрителями.

   В долине какой реки в Древнем Египте было сосредоточено земледелие? (Нил).

   Финальная игра.

    Играют победители в «тройках». Если  определились только два победителя или один, то в финальной  игре принимают участие победители игры со зрителями.

Науку об измерении расстояний, площадей, объемов, свойств различных геометрических   фигур греки назвали геометрией. Что означает в переводе с греческого слово «геометрия». ( Землемерие).

    Суперигра.

В древности учение об этом математическом понятии было в большом почете у пифагорийцев. С ним они связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во Вселенной.

Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре, искусстве, и является условием правильного, наглядного и красивого построения или изображения.

Современная запись определения этого понятия с помощью математических знаков была введена знаменитым немецким математиком 17 в. Лейбницем. В 10 предложении 7 книги Евклид доказывает основное свойство этого математического понятия. Его использовали для решения разных задач и в древности, и в средние века, легко и быстро с его помощью решаются задачи и в настоящее время. О каком математическом понятии идет речь? (Пропорция)

   

                Математика – наука

               она – гимнастика ума!

               Есть в ней точность и смекалка,

               Цифры, буквы и … игра.

               Тот, кто учит, понимает,

               Что наука нам нужна,

               Так как в трудной жизни нашей

               Без неё никак нельзя:

               Математика – повсюду,

               Математика везде.

               Тот, кто учит, понимает…

               И порядок в голове.

Подведение итогов игры.

Окончена игра, но не грустите,

Хоть проиграли или выиграли сейчас _

Будут в вашей жизни успехи

И победы ещё не раз.

Главное не забывайте:

Чтоб врачом, моряком

Или летчиком стать,

Нужно прежде всего

Математику знать!



Предварительный просмотр:

«Игры разума» для учащихся 5-9 классов

В труде применяем сложение,

Сложенью – и честь, и почет,

К уменью прибавим терпенье,

А сумма успех принесет!

В труде умноженье поможет,

Чтоб дельной работа была,

Стократ трудолюбье умножим –

Умножатся наши дела!

Поможет любое из действий,

Они нам удачу несут,

И в жизни поэтому вместе

Шагают наука и труд!!!

Нельзя забывать вычитанье,

Чтоб зря не потратился день,

Из суммы старанья и знанья

Мы вычтем безделье и лень!

Деленье нам служит на деле,

Оно нам помоет всегда:

Кто поровну трудности делит,

Разделит успехи труда!

Заповеди конкурса

  • Не отдавайте соперникам ничего, кроме дани восхищения.
  • Проиграли – не расстраивайтесь: в следующий раз выиграете.
  • Выиграли – не обольщайтесь: в следующий раз можете проиграть.
  • Из себя не выходите, иначе ничего нужного из вас не выйдет.
  • Верьте в справедливость жюри и помните: члены жюри не саперы и могут ошибаться много раз.

Чтоб игра пошла как надо,

Я жюри представить рада.

Жюри – это высший исполнительный орган конкурса. Все члены жюри – крепкие здоровые люди, и поэтому не имеют права болеть ни за одну команду.

Наш конкурс судят: ...

Заповеди жюри:

  • Не торопитесь делать быстрый вывод.
  • Входите в положение команды.
  • Умело разрешайте противоречия.
  • Помните, что в спорах рождается истина.
  • Не делайте прогнозов относительно победителей.
  • Не злоупотребляйте правами.
  • При подсчете очков посмотрите внимательно на сумму чисел в правой и левой колонке. Подумайте, как их переместить, чтобы суммы были равны.

И пусть сильней кипит борьба,

Острей соревнование.

Успех решает не судьба,

А только ваши знания.

Весёлая викторина

Вопросы:

  1. Назовите «математические» растения. (Тысячелистник, столетник, золототысячник.)
  2. В какие цифры «одеваются» люди? (В костюм-двойку, костюм-тройку и костюм-четверку)
  3. Какие цифры «пишут» лётчики на небе? (Восьмёрки.)
  4. Какая цифра широко известна в мировой политике – да ещё с эпитетом «большая»? («Большая восьмёрка» - неформальный клуб президентов восьми государств: США, Великобритании, Франции, Германии, Канады, Италии, Японии, России.)
  5. Какое число можно найти в каждом автомобильном бензобаке? (Октановое число.)
  6. Над каким предприятием можно увидеть вывеску с надписью «СТО»? (Над станцией технического обслуживания.)
  7. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби.)
  8. Что отличает один поезд от другого с точки зрения математика? (Номер.)
  9. Какой математический знак напоминает движение верблюда, жующего жвачку? (Знак бесконечности. Чтобы в этом убедиться, сходите в зоопарк.)
  10. Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень.)
  11. Какой математический закон, известный всем с младших классов, стал популярной пословицей? (От перемены мест слагаемых сумма не изменяется.)
  12. Какую формулу прославили Фанхио, Лауда, Сенна, Прост, Шумахер? (Автогонка «Формула – 1».)
  13. Какие мужские имена имеют математическое происхождение? (Константин, от латинского слова «constant» - стойкий, постоянный. Максим, от латинского «maximus» - самый большой, величайший.)
  14. Какая цифра всегда катается в электричке? (Цифра три – элекТРИчка.)
  15. Какую математическую фигуру украшают бриллиантами? (Кольцо.)
  16. Какой геометрической фигурой названа любовь в одной очень известной песне? (Кольцом. «Любовь – кольцо, а у кольца начала нет и нет конца».)
  17. Эмблемой какого автомобиля являются четыре кольца? (Ауди)
  18. Какие геометрические фигуры дружат с солнцем? (Лучи.)
  19. Какая геометрическая фигура нужна для наказания детей? (Угол.)
  20. На какой угол поворачивается солдат при команде «кругом»? (На 180 градусов.)
  21. Какую форму имеет президентский кабинет в Белом доме США? (Овальный кабинет.)
  22. Какие математические созвездия вы знаете? (Треугольник, Южный треугольник, Циркуль.)
  23. Какую геометрическую фигуру прикрепляют к лацканам костюмов выпускников ВУЗов? (Ромб. Значок в виде ромба.)
  24. А как называют военно-историческое кольцо? (Блокада.)
  25. Какая дуга вошла в историю XX века? (Курская дуга.)
  26. На какой фигуре основана форма любой снежинки? (При всём разнообразии узоров, форма у всех снежинок одна и та же – это шестиугольник, или гексагон.)
  27. Какую форму имеют соты пчёл и ос, ячейки глаз насекомых? (Форму правильного шестиугольника.)
  28. Географический конус – это…(Вулкан.)
  29. Вечнозелёный конус – это …(Кипарис.)
  30. Какую геометрическую фигуру носят на голове мужчины? (Цилиндр.)
  31. Многогранник из Египта – это…(Пирамида.)
  32. Обманный финансовый многогранник – это…(Пирамида.)
  33. Назовите «геометрический» вид тополя. (Пирамидальный тополь.)
  34. Какую форму имеют бульонные кубики? (Форму параллелепипеда, а вовсе не куба.)
  35. Назовите музыкальную меру длины. (Ми-ля – миля.)
  36. Имя какой сказочной героини произошло от названия единицы измерения длины? (Дюймовочка, от единицы измерения дюйм, который равен 2,54 см.)
  37. Назовите меру для лиха и изюма. (Фунт. Выражения: «фунт лиха» и «фунт изюма».)
  38. Как называется перпендикуляр к рельсам? (Шпала.)

Веселый тест

1.Какие числа употребляются при счёте?

-природные;

-естественные;

-натуральные;

-искусственные

2.Какой «дробный» член есть в футбольном команде?

-полувратарь;

-полузащитник;

-полутренер

-полунападающий.

3.Как называют верхний угол футбольных ворот?

-десятка;

-девятка;

-шестёрка;

-пятёрка.

4.Какими бывают современные фотоаппараты?

-цифровые;

-числовые;

-формульные;

-дробные.

5.Что выкидывает человек, совершая какой-нибудь предосудительный, странный, смешной

поступок?

-цифру;

-число;

-номер;

-формулу.

(Выражение «выкинуть номер».)

6.Какое математическое действие с клетками обеспечивает рост органов живого организма?

-сложение;

-вычитание;

-умножение;

-деление.

7. Как называется расстояние между двумя отметками на измерительной шкале?

-сложение;

-умножение;

-вычитание;

-деление.

8.Что нужно брать с героев, а также со всех честных, добрых и порядочных людей?

-задачу;

-пример;

-уравнение;

-систему уравнений.

9. Какой результат арифметического действия является сладким

на вкус?

-разность;

-сумма;

-частное;

-остаток.

( Выражение «остатки сладки».)

10. Какой математический знак существует в строении цветка?

-корень;

-стебель;

-лист;

-цветок.

11.Формулы какого умножения изучают на уроках математики в школе?

-скоростного;

-ускоренного;

-сокращённого;

- фигурного

12. Что иногда производят с персоналом предприятия?

- упрощение;

- приведение подобных членов;

- сокращение;

- вынесение за скобки.

13. Как заканчивается это известная пословица: «Ясно, как…»?

- дважды два;

- трижды три;

- пятью пять;

- шестью шесть.

14. Как называется повторяющаяся группа цифр в записи бесконечной дроби?

- тайм;

- период;

- раунд;

- гейм.

15. Какая геометрическая фигура подрабатывает в цирке гимнастическим снарядом?

- круг;

- прямоугольник;

- ромб;

- трапеция.

16. Каким математическим словом характеризуют необщительного, скрытного человека?

- прямолинейный;

- замкнутый;

- пунктуальный;

- вогнутый.

17. Что напоминает геометрическое тело называющееся тор?

- бублик

-рогалик;

- крендель;

- батон.

18. Какая планета немыслима без колец?

- Юпитер;

- Марс;

- Венера;

- Уран.

19. Какая из этих геометрических фигур дала название болезни и кости руки человека?

- прямая;

- луч;

- отрезок;

- ломаная.

(Лучевая болезнь, лучевая кость.)

20.Закончите русскую пословицу: «Всякому мила своя…»

- высота

- сторона

- медиана

- биссектриса

Конкурс капитанов

Как песня не может прожить без баяна,

Команда не может без капитана.

Капитаны, капитаны, постарайтесь

В форме быть от зари до зари.

Капитаны, капитаны, улыбайтесь,

Лишь веселым покоряется жюри.

Среднее арифметическое

 Включив свои знания, смекалку, сообразительность и чувство юмора, попытайтесь отыскать среднеарифметическое не чисел, как на уроках, а тех предметов и существ, которые нас окружают.

Итак, назовите среднее арифметическое:

- портфеля и рюкзака (ранец);

- женщины и рыбы (русалка);

- мужчины и коня (кентавр);

- кобылы и осла (мул);

- змеи и ящерицы (амфисбена или двуходка);

- носка и чулка (гольф);

- кола и пятерки (тройка);

- ежа и змеи (колючая проволока);

- яблока и персика (нектарин);

- велосипеда и мотоцикла (мопед);

- трамвая и поезда (электричка);

- апельсина и лимона (грейпфрут);

- туфельки и сапога (ботинок);

- пианино и баяна (аккордеон);

- холодильника и вентилятора (кондиционер);

- женщины и птицы (сирена – в греческой мифологии, а не на автомобиле);

- льва, козы, дракона (химера – чудовище в греческой мифологии);

-человека и обезьяны (питекантроп древнейший человек).

Конкурс “Буриме”

Предлагается написать стихи на заданные рифмы. Перемещать приведенные ниже слова нельзя.

Дела

Вокруг

Умелых

Труд

Дружно

Ребят

Нужно

Говорят

Викторина «Шар или куб» 

Отвечая на предложенные вопросы, вам нужно сделать выбор между шаром и кубом – и только с ними (или производными от них).

Вопросы:

1. Какая бывает молния? (Шаровая.)

2. Как иначе называют объём помещения? (Кубатура.)

3. Как называется известная картина Пабло Пикассо? («Девочка на шаре».)

4. Назовите очень распространённый вид авторучки. (Шариковая.)

5. Как называется жилое помещение для судовой команды на корабле? (Кубрик.)

6. Род загадки – это … (Шарада.)

7. Назовите вид подшипников. (Шариковые.)

8. Какое вы знаете воздухоплавательное средство передвижения? (Воздушный шар.)

9. Вертясь, стремительно скатиться с горы - …(Кубарем.)

10. Назовите одну из очень популярных кличек дворняжек. (Шарик.)

11. Как называют третью степень любого числа?(Куб.)

12. Как называют переходящий спортивный приз в виде чаши или бокала? (Кубок.)

13. Как называют широкий глиняный сосуд и толстого, маленького роста человека? (Кубышка.)

14. Вставьте пропущенное слово в названии популярной песни российской рок - группы «Наутилус Помпилиус» - «…цвета хаки». («Шар цвета хаки».)

15. Какую форму имеют конфетки и витамины в драже? (Шарообразную.)

16. Как называется знаменитая игра – головоломка венгра Рубика? (Кубик Рубика)  

 Подведение итогов. Награждение победителей и наиболее активных участников викторин.

Ведущий.

Вы сидели и считали,

И, надеюсь, не скучали.

Но закончилась игра –

Расставаться нам пора,

И давайте на прощание

Скажем дружно…

Все. ДО СВИДАНИЯ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по математике «Своя игра» для учащихся 7 классов

Цели математического мероприятия: 1.    Повышение познавательного интереса к предмету математики. 2.    Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихс...

Интеллектуальная игра по математике: «Своя игра» для учащихся 8 классов

Цели математического мероприятия:Повышение познавательного интереса к предмету математики.Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихся.Способствовать побуждению каждого учащегося ...

Игра по математике для 5 класса "МАТЕМАТИК - БИЗНЕСМЕН" с применением ИКТ.

Внеклассное мероприятие по математике для 5 класса с применением ИКТ в виде презентации с элементами теста....

внеклассное мероприятие по математике для 5 - х классов "Олимпийские игры по математике"

Данное внеклассное мероприятие проведено в рамках декады точных наук в школе. Актуальность его в том, что оно приурочено к открытию Олимпийских игр  в Сочи и проходило 7.02 2014. В соревнованиях ...

Игра по математике для 5-6 классов в форме "Своя игра"

Данная презентация может быть использована на уроке, на факультативах, как внеклассное мероприятие для 5-6 классов в неделе математики....

Внеклассное мероприятие-игра по математике "Своя игра"

middot;   Игра проводится с учащимися одного класса. (Возможен вариант проведения игры между командами нескольких классов одной параллели.)Все дети делятся на несколько команд с помощью жер...