Программа православного компонента реализуемого в рамках образовательного программы по математике
рабочая программа по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Программа разработана в соответствии с законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ». Опирается на  следующие законодательные и правовые документы:  Конвенция ООН о правах ребенка; Закон об образовании РФ; Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ. Закона «О свободе совести и вероисповедания», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», Федерального государственного образовательного стандарта Российской Федерации. Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта призвано обеспечить духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся.

Настоящая рабочая программа представляет собой способ интеграции православного компонента в основное общее образование, соответствует основным требованиям образовательной программы и учитывает основные задачи развития образования в регионе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mamadilova.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

 Автор:

Мамадилова Мадина Бакитовна

учитель математики

НЧОУ «Православная гимназия  в честь Казанской Иконы Божьей Матери»

Программа православного компонента реализуемого в рамках образовательного программы по математике

Программа разработана в соответствии с законом РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ». Опирается на  следующие законодательные и правовые документы:  Конвенция ООН о правах ребенка; Закон об образовании РФ; Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ. Закона «О свободе совести и вероисповедания», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», Федерального государственного образовательного стандарта Российской Федерации. Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта призвано обеспечить духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся. 

Настоящая рабочая программа представляет собой способ интеграции православного компонента в основное общее образование, соответствует основным требованиям образовательной программы и учитывает основные задачи развития образования в регионе.

Пояснительная записка

Рабочая программа  по предмету «Математика», входит в цикл предметов естественно-математического цикла ЧОУ «Православная гимназия в честь Казанской Иконы Божьей Матери» разработана в соответствии с требованиями Стандарта православного компонента общего образования,  на основании Конституции Российской Федерации, Закона «Об образовании», Закона «О свободе совести и вероисповедания», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России», Федерального государственного образовательного стандарта  Российской Федерации. Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта призвано обеспечить духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию обучающихся.

Школа, построенная на законах Божьих, учитывающая Стандарт православного компонента общего образования призвана удовлетворить запросы в сфере образования православных родителей (законных представителей детей), для которых развитие религиозного самосознания их детей и воспитание в духе исторически сложившихся православных традиций является важнейшим компонентом образования.

Поэтому школа, если она православная, должна с первых минут приобщать ребенка к православной вере, законам Божьим, системе нравственных ценностей и запретов.

Актуальность формирования основ православной культуры в курсе предмета математика заключается в создании образовательного пространства, способствующего формированию у учащихся целостного мировоззрения и устойчивой системы духовных ценностей православия; максимальному раскрытию интеллектуального, творческого потенциала учащегося, способного в дальнейшем оценить духовный смысл общественных и культурных явлений.

 К моменту перехода детей в среднее звено, они знакомы с православными молитвами, «основами православной культуры». Данные предметы, преподаваемые в начальном звене как предметный курс  обучения детям,  в гимназии. Но складывается ощущение оторванности этих предметов, от предметов естественно - научного цикла.  

Дети, обучающиеся в НОУ «Нижневартовской православной гимназии» посещают храм, участвуют в службах как еженедельных, так по большим двунадесятым праздникам и необходимо, чтобы они знали и понимали особенности своей культуры, не только со стороны вероучительных дисциплин и гуманитарного цикла, но и со стороны естественного.

Основной целью данного курса является создание условий практической ориентации ученика на духовно-нравственные ценностей в окружающем мире, содействие развитию ребенка, достижению им определенного уровня образованности.

Воспитание личности православного христианина – верного чада Русской Православной Церкви через предметы естественно научного цикла.

  • формирование у обучающихся целостного мировоззрения и устойчивой системы духовных ценностей, а также практических знаний. Которые позволят выпускникам гимназии реализовывать заложенные Творцом способности и таланты новой социальной и экономической среде;
  • получении обучающихся образования в соответствии с образовательными стандартами.

Данный курс решает определенные задачи:

  1. Формирование у обучающихся нравственно - религиозного познания окружающего мира;
  2. Формирование у гимназистов качественного уровня знаний, необходимого для современной жизни, и высокого уровня общей культуры.
  3. Формирование готовности к самообразованию и саморазвитию на основе самооценки собственной деятельности.
  4. Подготовка обучающихся к продолжению образования, к сознательному выбору профессии, к творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности.
  5. Подготовка гимназистов к условиям жизни в гражданском обществе.
  6. Вооружение учащихся практическими умениями и навыками, которые они могли бы использовать в повседневных жизненных ситуациях: ремонт помещений, стройка (расчет материалов для поклейки обоев, застилки линолеума и т.д.).
  7. Воспитание уважения к религиозным культурам, повышение интереса к изучаемому предмету.

Новизна программы заключается в том, что в связи необходимостью гимназии удовлетворить запросы в сфере образования православных родителей (законных представителей детей), для развития религиозного самосознания ребенка и воспитания в духе исторически сложившихся православных традиций является важнейшим компонентом образования.

Практическая значимость программы определяется тем, что совокупность содержания, методов и приемов  потребности обучения способствуют повышению социально-адаптивных детей.

Программа учитывает особенности ступени образования, для которой он разработан, а именно среднюю ступень обучения:

Содержание математического образования в основной школе включает следующие разделы: арифметика, алгебра, функции, вероятность и статистика, геометрия. Наряду с этим в него включены два дополнительных раздела: логика и множества, математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные разделы содержания математического образования на данной ступени обучения.

Математическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.

Согласно Базисного учебного (образовательного) плана в 5—6 классах изучается предмет «Математика» (интегрированный предмет), в 7—9 классах - «Математика»(включающий разделы «Алгебра» и «Геометрия»).

Предмет «Математика» в 5—6 классах включает арифметический материал, элементы алгебры и геометрии, а также элементы вероятностно-статистической линии.

Предмет «Математика» в 7 – 9 классах включает в себя некоторые вопросы арифметики, развивающие числовую линию 5–6 классов, алгебраический материал, элементарные функции, элементы вероятностно-статистической линии, а также геометрический материал, традиционно изучаются, евклидова геометрия, элементы векторной алгебры, геометрические преобразования.

Пути реализации программы:

  1. Проанализировать программы по учебным предметам курса «математика».
  2. Разработать календарно-тематическое планирование, согласно содержанию программы.
  3. Проведение уроков согласно планированию.
  4. Для реализации программы, и наполнением ее православным содержанием взять за основу изображения, фото, чертежи, планы и информацию одного из известных Храма Христа спасителя, а также сведения о храмовых строениях из сети интернет.

Использование современных образовательных технологий:

  1. Игровые технологии (сюжетно-ролевая игра)
  2. Технология критического мышления
  3. Семинарные занятия (проблемный семинар). Технология проблемного обучения.
  4. Проектная технология. Метод проектов.
  5. Исследовательская технология.

Условия реализации программы

Курс интегрированных занятий рассчитан на детей начиная 5 класса с момента перехода детей в среднее звено и по 9 класс (связан со спецификой моей работы в последние годы в старшей школе не преподаю).

Привлечение социальных партнеров:

  1. Нижневартовский государственный университет. Кафедра математики.
  2. Нижневартовский социально-гуманитарный колледж.
  3. Образовательные интернет – порталы православного содержания.
  4. Нижневартовский строительный колледж.
  5. Архитектурный факультет НГУ.

Тематическое планирование

Математика 5 класс

Тема натуральные числа

Язык геометрических рисунков

Геометрия – происходит от греческих слов «geo»-земля metro-мерить. Существует особый математический язык- язык рисунков и чертежей, который помогает людям особенно архитекторам воплощать идеи, замыслы образы будущих сооружений на бумаге. Сначала научится читать отрезки, прямые, точки и фигуры. Далее на основе фото и чертежа фасада Храма Христа спасителя в Москве сравнить чертеж и фото (отличия и схожесть изображений), найти известные геометрические фигуры.

Прямая. Отрезок. Луч.

Разобрать с детьми тему урока, научить распознавать прямую, отрезок и луч. Продолжить отработку материала по чертежу фасада Храма Христа спасителя в Москве искать прямые, отрезки, лучи.

Сравнение отрезков. Длинна отрезка

Разобрать устно номера 87, 88. Далее по чертежу фасада Храма Христа спасителя в Москве сравнивать отрезки, длины отрезков и отмечать равные отрезки одинаковым количеством черточек.

Ломанная

Как обозначаются ломанные их разновидности (на чертеже и на математическом языке). Потом по чертежу фасада Храма Христа спасителя в Москве искать ломанные, обозначать звенья ломанной и т.д.

Координатный луч

Поместить в основание чертежа фасада Храма, а так же вдоль левой или правой вертикальной линии Христа спасителя в Москве координатную прямую (сначала приблизительную, а затем в метрах) из источника [1] взять рис 5 (а), рис 15. Можно познакомить со старыми мерами длинны (сажень, локоть, ладонь и т.д.). Сообщить размеры фасада храма. http://www.vidania.ru/temple/temple_moscow/hss19_osnovnye_razmery_hrama.html 

Прикидка результатов округления

Разработать задачи на основе сведений для постройки Храма Христа спасителя использовано: Кирпич - 8 млн. штук, 23 тыс. куб. м., Мрамор наружных стен - 18,5 тыс. кв. м., Металлопрокат и арматура - 21 тыс. тонн. Бетон - 140,1 тыс. куб. м. Раствор - 9,8 тыс. куб. м. http://www.vidania.ru/temple/temple_moscow/hss19_osnovnye_razmery_hrama.html 

Прямоугольник

На основе изображения Храма Христа спасителя в Москве найти прямоугольники. из источника [1] взять рис 5 (а) посчитать площадь по клеточкам

Математический язык

Взять задачи разработанные в теме «Прикидка результатов» вопросы к задачам:

Сколько стоит кирпич, стоимость 3 кирпичей, стоимость 10 кирпичей и т.д.

Геометрические фигуры

Определение угла. Развернутый угол.

На основе фасада изображения Храма Христа спасителя в Москве найти прямые, развернутые и т.д. углы (острые углы рассмотреть между основанием и стенкой купола, маковкой купола и т.д.)

Сравнение Углов Наложением

На основе чертежа фасада Храма Христа спасителя в Москве, используя интерактивную доску делать копии прямых, острых (см. тему Определение угла. Развернутый угол) и развернутых углов копировать и показывать наложением что углы равны.

Свойство углов треугольника

Задачи №598 стр. 162 [2] сопоставить изображения задачи №598 планами различных храмов

Расстояние между двумя точками. Масштаб.

Для изучения масштаба взять фото Храма Христа спасителя (вид сверху), его чертеж и фото со спутника и сравнить с планом местности того же Храма.

Расстояние от точки до прямой. Перпендикулярные прямые.

Сначала разобрать задачу № 608 [2]. По чертежу фасада Храма Христа спасителя в Москве, используя интерактивную доску, брать различные точки,  проводить прямые линии и сделать вывод о том, что наикратчайшее расстояние от точки до прямой есть угол в 90 градусов (перпендикуляр к прямой)

Геометрическое тело

Прямоугольный параллелепипед.

После изучения темы урока и основных сведений о данной фигуре, рассмотреть соседние здания (в окне), изображения различных храмов используя фото сделать вывод, о том что в основе любого здания, комнаты, класса, коридора лежит фигура – прямоугольный  параллелепипед.

Объем прямоугольного параллелепипеда

После изучения темы урока, рассмотреть пакеты молоком и т.д., классные комнаты, аквариумы и храмовые строения и сравнить внутренние объемы помещений например:  Общий объем Храма  Христа спасителя - 194,9 тыс. куб. м.

Математика  6 класс [3]

Положительные и отрицательные числа. Координаты.

Поворот и центральная симметрия

Поле изучения темы. Рассмотреть фасады различных храмов, а так же планов местности под строительство храма, найти осевую и центральную симметрии. (По возможности рассмотреть возможность поворота на тех же изображениях)  

Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая.

После изучения темы рассмотреть вертикальную координатную прямую на основе Храма Рождества Христова (г. Нижневартовск), если за нуль принять уровень земли, то положение относительно нуля «верхнего» и «нижнего» храма. Рассмотреть положение различных храмов относительно уровня моря 

13 самых прекрасных храмов мираhttp://fb.ru/post/religion/2015/9/22/1753

Параллельность прямых

Ввести понятие параллельных прямых, где в жизни нашли применение параллельные прямые. Поиск параллельных прямых на основе изображения плана и храма Христа спасителя в Москве, а также казанского собора в Санкт-Петербурге

Осевая симметрия

Поле изучения темы. Рассмотреть фасады различных храмов, а так же планов местности под строительство храма, найти осевую и центральную симметрии.

Математика вокруг нас

Отношения двух чисел. Пропорция.

После изучения темы рассмотреть изображение различной известной  храмовой архитектуры соотношение длины и высоты, длины и ширины и как по известному отношению найти длину, ширину, высоту и т.д.

Диаграммы

В качестве домашнего задания после изучения темы можно предложить построить различные типы сравнительных диаграмм: самых высоких и низких храмовых строений, или самых старых и новых храмовых строений, а также отношение длины, ширины, высоты одного из известных храмовых строений

Пропорциональность величин

После изучения темы рассмотреть изображение различной известной  храмовой архитектуры соотношение длины и высоты, длины и ширины и как по известному отношению найти длину, ширину, высоту и т.д. Дать понятие «золотого сечения», можно предложить детям создать реферат или проект по золотому сечению.

Решение задач при помощи пропорций

Решать задачи на основе известных данных по использованию различных материалов при строительстве Храма Христа спасителя: Кирпич - 8 млн. штук, 23 тыс. куб. м., Мрамор наружных стен - 18,5 тыс. кв. м., Металлопрокат и арматура - 21 тыс. тонн. Бетон - 140,1 тыс. куб. м. Раствор - 9,8 тыс. куб. м. http://www.vidania.ru/temple/temple_moscow/hss19_osnovnye_razmery_hrama.html 

Первое знакомство с понятием «вероятность»

Составить задачи на соотношение длины и высоты, длины и ширины и т.д. различной известной  храмовой архитектуры или же известного детям с 5 класса Храма Христа спасителя.

Геометрия 7 класс [4]

Построение прямых углов на местности

Для чего нужен прямой угол, где применяется в жизни.  Почему храмы стоят «вечно», история самых старых храмов в России, около 12 века н.э. http://www.hramy.ru/

В мире http://topwonderfulplaces.com/samye-starye-cerkvi-v-mire/ около 3 века до н.э.

История о «Пизанской» башне –это колокольная башня, часть ансамбля городского собора Санта-Мария Ассунта (Пизанский собор) в городе Пиза, получившая всемирную известность благодаря непреднамеренному наклону. Наклон башни, вызванный мягкостью почвы, происходил по мере строительства, завершившегося в 1360 году. Процесс «падения» закончился лишь в 2008 году.

Определение параллельности прямых

Ввести понятие параллельных прямых, где в жизни нашли применение параллельные прямые. Поиск параллельных прямых на основе изображения плана и храма Христа спасителя в Москве, а также Казанского собора в Санкт-Петербурге 

Геометрия 8 класс [4]

Четырехугольники

Какие фигуры называются четырехугольниками. Где применяются. На основе фото со спутника план- карта города Нижневартовска http://u-karty.ru/sputnik/nizhnevartovsk-so-sputnika.html, рассмотреть четырёхугольники, на основе плана-карты  храма Рождества Христова в Нижневартовске (использовать 2 Gis) отыскать четырехугольники. Сделать вывод о самом распространенном четырехугольнике-прямоугольнике.  

Площадь прямоугольника, параллелограмма.

Рассмотреть задачи, отсыпка площадки для храма, основание храма,  необходимое количество плитки для пола  в храме и  около дома притчи, облагораживание территории храма (цветники, дорожки, и т.д.)

Осевая и центральная симметрия

Рассматриваем симметрию на основе изображений различных фасадов храмов, планов местности под строительство храма. найти осевую и центральную симметрии.

Геометрия 9 класс [4]

Решение задач по теме: «Симметрии»

Решение задач на основе изображений храмов. Составить  задачи, используя изображений фасадов различных храмов, а так же планов храмов, планов местности под строительство храма, найти осевую и центральную симметрии. (По возможности рассмотреть возможность поворота на тех же изображениях).  

Параллельный перенос

Решение задач на основе изображений храмов. Составить  задачи используя изображений фасадов различных храмов, а так же планов храмов, планов местности под строительство храма, найти параллельный перенос (По возможности рассмотреть возможность поворота на тех же изображениях)  Решение задач на основе изображений храмов.

Поворот

Решение задач на основе изображений храмов. Составить  задачи используя изображений фасадов различных храмов, а так же планов храмов, планов местности под строительство храма, рассмотреть возможность поворота на тех же изображениях.  Решение задач на основе изображений храмов.

Информатика

Для работы над текстом (форматирование, набор, копирование, удаление и т.д.)

Используется текст о жизнеописании святых Отцов, о православных праздниках и т.д.

Для работы с интернетом

Используются сайты православного содержания

Использование современных оценочных средств:

Цель диагностической работы - изучение качественных показателей достижений детей, складывающихся в целесообразно организованных образовательных условиях.

1.Внешнее (суммирующее, стандартизированное) и внутреннее (формирующее) оценивание. Тестовая технология.

2.Рейтинговый контроль.

3.Учебный портфолио ученика.

Организация самостоятельной деятельности учащихся:

Темы рефератов

Темы проектов

Темы творческих работ

История храма Рождества Христово в Нижневартовске.

Сравнительный анализ архитектуры храма Христа спасителя в Москве и Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Составить  задачи, используя изображений фасадов различных храмов, а так же планов храмов, планов местности под строительство храма, рассмотреть возможность поворота на тех же изображениях.  

Решение задач на основе изображений храмов.

История о «Пизанской» башне – это колокольная башня, часть ансамбля городского собора Санта-Мария Ассунта

Храмы России.

Составить  задачи, используя изображений фасадов различных храмов, а так же планов храмов, планов местности под строительство храма, найти осевую и центральную симметрии. (По возможности рассмотреть возможность поворота на тех же изображениях).  

История строительства

Храма Христа спасителя в Москве.

«История церквей в Ханты - мансийском округе»

Поиск параллельных прямых на основе изображения плана и храма Христа спасителя в Москве, а также Казанского собора в Санкт-Петербурге

Русский православный храм.

Математическая точность в строительстве русских храмов.

Составить задачи на соотношение длины и высоты, длины и ширины и т.д. различной известной  храмовой архитектуры или же известного детям с 5 класса Храма Христа спасителя.

Развитие образовательной среды школы:

  Образовательная среда школы в настоящее время может стать инструментом развития и воспитания при условии целенаправленного использования ее возможностей в работе с детьми. Влияние образовательной среды, во многом, обусловлено восприятием учащимися, их включенностью в процесс ее создания и совершенствования. Эффективность освоения этого пространства со стороны ребенка зависит от того, каким он его видит. Образовательная среда школы может стать средством развития потенциала личности ребенка только в том случае, если она будет пространством общности детей и взрослых — родителей, педагогов, наполненным реальными и значимыми вопросами, на которые необходимо найти ответы, если все субъекты функционирования пространства воспринимают среду как свою собственную территорию, за которую они несут ответственность.
Реализация данной программы направлено на развитие
  средств обучения, обеспечивающих эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса.  

Список источников:

  1. Сергеев П.В. Исследование метрики  построение храма Христа спасителя и его исторических предшественников. Главный архитектор OOO “Товарищество реставраторов» Москва 2013 год/ Россия. http://www.marhi.ru/AMIT/2013/3kvart13/sergeev/sergeev.pdf 
  2. Зубарева И.И. Математика 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений» / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2012 г. 
  3. Зубарева И.И. Математика 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений» / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2012 г. 
  4. Геометрия, 7-9: Учеб.для общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. – М. : Просвещение, 2015 год.
  5.  Наука и религия. Святитель Лука (Войно- Ясенецкий). «Троицкое слово», 2001 год.
  6. Православное мировоззрение и современное естествознание. Священник Тимофей,  2004 год.
  7. Мир Божие творение. (беседы со старшеклассниками). Николай Колчуринский. Москва 2000 год.
  8. Научно - просветительский журнал. Духовно-нравственное воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"

N 03-83 от 08 февраля 2011 г.  Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования  О рекомендациях по аттестации педагогических ...

Дополнительная образовательная программа «ПРАВОСЛАВНЫЙ ВОИН»

Дополнительная образовательная программа«ПРАВОСЛАВНЫЙ ВОИН» 1 часть. «Дружина». Срок реализации – 5 лет . Возраст воспитанников-  8-14 лет...

Дополнительная образовательная программа «ПРАВОСЛАВНЫЙ ВОИН» 2 часть «Допризывник»

Дополнительная образовательная программа«ПРАВОСЛАВНЫЙ ВОИН» 2 часть. «Допризывник»Срок реализации - 3 годаВозраст воспитанников-14-17 лет...

Открытое занятие в рамках образовательной программы "Я познаю мир" на тему: "Весна пришла - и мы ей рады"

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятие проводилось в рамках образовательной программы "Я познаю мир". Тема занятия: "Весна ...

Практика разработки образовательной программы основного общего образования в рамках обновленного ФГОС ООО в образовательных организациях при пенитенциарных учреждениях (из опыта работы)

Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года № 287 утвержден обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования....