Основные вопросы профильного и предпрофильного обучения в школе
статья по математике на тему

Бадинова Жанна Станиславовна

Проблемы личностно-профессионального самоопределения обучающихся в предпрофильной подготовке и в профильном обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnye_voprosy_profilnogo_obucheniya.docx45.77 КБ

Предварительный просмотр:

       

                  Основные вопросы профильного и предпрофильного обучения в школе

1.Что такое «профильное» обучение и каким оно должно быть на ваш взгляд в старшей школе?

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, в содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

2. Каковы теоретические основания построения системы  профильного обучения

Перечислим основные идеи  профильного   обучения :

1) выявление образовательных потребностей старшеклассников в муниципальной образовательной сети (МОС);

 2) введение курсов по выбору и активных методов их преподавания;

3) введение  профильной  ориентации: прохождение всеми учащимися 9-х классов курса  обучения  выбору профиля дальнейшего  обучения , проведение эвристических проб для учащихся, позволяющих им точнее определиться в выборе профиля  обучения ;

 4) введение накопительной  системы  оценки учебных достижений учащихся, по типу «портфолио»; 5)проведение рейтинговых соревнований, олимпиад, марафонов и других мероприятий с учащимися, позволяющими использовать ресурс «портфолио»;

 6) проведение единого государственного экзамена для учащихся 9-классов («малый ЕГЭ»);

 7) переход на независимую оценку учебных достижений учащихся, выставляемую внешними экспертами и подтверждаемую документально;

8) зачисление в 10-й  профильный  класс на основе решения муниципальной экзаменационной комиссии (МЭК), учитывающей достижения учащихся по  профильным  предметам (результаты экзаменов по выбору, вес «портфолио»);

 9) проведение  обучения  девятиклассников вне стен собственной школы: в учреждениях муниципальных и межмуниципальных образовательных сетей, ресурсных центрах и т.д.;

10) организация информационной работы, направленной на организацию и проведение мероприятий по информированию старшеклассников и их родителей об образовательных возможностях МОС;

11)оценка результатов работы учителя и учащихся по показателю правильности выбора профиля образования в 10-11 классах. Каждая из перечисленных идей при её реализации в практике потребует конкретизации и доработки.

3. Что вы понимаете под «индивидуализацией» и «дифференциацией» профильного обучения?

Дифференцированное обучение,  согласно энциклопедии, - это "разделение учебных  планов  и  программ  в старших классах средней школы" , а индивидуализация обучения - это "организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные  различия  учащихся, уровень  развития  их  способностей  к  учению.

Профильная дифференциация в преподавании математики.

 В обучении математике дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой этого учебного предмета. Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих школьников. В то же время имеется большое число учащихся с явно выраженными способностями к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися, находящимися на двух "полюсах" весьма велик.

      Для старшей ступени школы целесообразно наличие основных математических курсов - А, В, и С, которые призваны предоставить каждому ученику возможность изучать математику на уровне, соответствующем его интересам, способностям, склонностям. В общем эти три курса обеспечивают достижение цели профильной дифференциации в математике с психолого-педагогической точки зрения.

Рассмотрим теперь особенности в преподавании математики с точки зрения разделов. Курс А может быть выбран учащимися, которых интересуют, например языки, искусство, художественное творчество, спорт, или предметно-практическая деятельность. Т.Е. его специфической особенностью должна быть явно выраженная гуманитарная направленность, иначе говоря специальная ориентация на умственное развитие человека, на знакомство с математикой, как с областью человеческой деятельности, на формирование тех знаний и умений , которые необходимы для свободной ориентации в современном мире. Обязательные требования, надо сказать, по математике должны совпадать с базовым уровнем подготовки выпускников средней школы.

Для учащихся с научным стилем мышления - курс В. Это профили естественнонаучных и научно-гуманитарных направлений: химический, биологический, экономический и другие. Здесь, хотим заметить, что математизация соответствующих наук, касается лишь отдельных их областей. Поэтому этот курс строится с учетом того, что математика является хотя и необходимым, но не самым важным предметом. Прежде всего курс должен обеспечить овладения конкретными математическими знаниями, позволяющими выработать представления о применении математики в профилирующей науке.

Курс С наиболее строгий и полный курс математики - ориентирован на учащихся, выбравших для себя деятельность, непосредственно связанную с математикой, и как следствие какой-то профиль из группы профилей "математического направления", сюда, мы объединили физический и компьютерный. Этот курс направлен прежде всего на овладение учащимися необходимым объемом конкретных математических знаний и формирование в этом процессе интеллектуальной культуры личности.

Также бытует мнение, что математика, как учебный предмет гуманитариям не нужна. Это глубоко ошибочное суждение, т.к. весь мир вступил в эпоху "математизации научных знаний", в эпоху широкого применения ЭВТ. Кроме того, математика более, чем любой другой предмет школы, способна помочь в развитии логического мышления, в развитии многих качеств научного мышления, таких как критичность, обобщенность, способность к анализу и синтезу и т.д.. Наконец, такие качества речи, как краткость, сжатость и ясность, более всего воспитываются математикой. Это приводит нас к основному принципу, который как нам кажется, нужно положить в основу профильного обучения: математика должна входить в набор обязательных учебных предметов любого из профилей (курсов)

4.  Основные нормативно-правовые документы, обеспечивающие введение системы профильного обучения.

1) Федеральные нормативно-правовые документы 

1. Закон Российской Федерации "Об образовании".

Статья 50. Права и социальная поддержка обучающихся.

Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам...

2.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования 

3.Постановление Правительства РФ от 09.06.2003 №334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования» 

4.Письмо Министерства образования от 10.02.2004 №03-51-22ин/14-03 «Об организации проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению» 

5.Письмо Министерства образования от    20.08.2003 № 03-51-157ин/13-03 «Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования, на 2003/2004 учебный год» 

6.Письмо Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования от  06.05.2004 № 14-51-123/13 «О комплектовании 10-х классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте по профильному обучению»

7.Письмо Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования от 20.04.2004 № 14-51-102/13 «Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся» 

8.Письмо Департамента общего и дошкольного образования Министерства образования от  13.11.2003 № 14-51-277/13 об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования 

2) Региональные нормативно-правовые документы

3) Положение о профильных классах МОУ СОШ №1

 

5. Какие современные образовательные технологии можно использовать в профильном обучении?

1. Технология проектов

2. Личностно-ориентированные технологии

3. Информационная технология

Моделирование методов и приемов самостоятельной работы с различными информационными источниками, с которыми неизбежно столкнется школьник в профильном обучении, а затем и в вузовском образовании, требует использования информационных технологий.

4. Проблемно-диалогическая технология

5. Технология развития критического мышления

6. Технология исследовательского обучения (проблемно-поисковая технология)

7. Интегрированная технология

8. Дистанционные образовательные технологии.

9. Здоровьесберегающая технология.

10. Технология проблемного обучения.

6. Какова методологическая основа обновления содержания образования в старших классах?

Методологическая основа обновления содержания образования – это компетентностный подход в обучеии.

7. В чем особенность введения курсов по выбору? Какие формы работы учащихся целесообразно использовать на занятиях курса по выбору?

Курсы   по   выбору  – это форма  организации  предпрофильной подготовки на второй ступени общего образования, их содержание должно, прежде всего, способствовать решению главной задачи предпрофильной подготовки - самоопределению ученика относительно профиля обучения в старшей школе.

Основная функция курсов по выбору - профориентационная.

При всех возможных вариантах организации курсов по выбору относительно инвариантными остаются следующие условия:

  • Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор. (Один из одного - это не выбор).
  • Курсы должны помогать ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы ("Пойду на социально-гуманитарный профиль не потому, что имею тройки по математике, а потому, что намерен стать юристом или журналистом, а для этого буду поступать в университет").
  • Курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле. Помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: "Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?" Вместе с тем, надо помнить, что чрезмерная перегруженность курса новым содержанием может не позволить ученику ответить на эти центральные вопросы.
  • Отбирая содержание, учитель (автор программы) должен ответить на вопрос: "Чем будет полезен ученику данный курс для совершения осознанного выбора профиля обучения в старшей школе?"
  • Перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать при профильном обучении на третьей ступени средней школы (информационные, проектные, дистанционные и т. п.).
  • Следует использовать возможности преподавания курсов предпрофильной подготовки другим педагогом, который ведет базовый курс по данному или родственному предмету.
  • Курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (историк, филолог, физик и т. д.), то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности, пути (направления) получения им образования в профессиональной школе (прежде всего, высшей). Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (чтобы показать специфику данного профиля через деятельность- работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и т. п.).
  • Курсы, по возможности, должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить "монополию учителя на информацию".
  • Курсы предпрофильной подготовки не должны дублировать базовый курс. Они должны подготовить ученика не только к сдаче экзаменов, но и к успешному обучению в профильной школе. Программа курса по выбору, ориентированного на предпрофильную подготовку, может быть рассчитана максимально на 34-35 учебных часов (из расчета по 2 часа в неделю в течение одного полугодия, чтобы за год ученик смог пройти 2 курса. Возможны и более дробные модули (17 часов - по 4 курса за год).

8. Какова основная цель элективных курсов? Какие типы элективных курсов существуют ?

Основная цель элективных  курсов  -  удовлетворение  индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы “компенсируют” во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

9. Какие подходы лежат в основе диагностики образовательных результатов учащихся в системе профильного обучения?

В условиях инновации надо оценивать достижения учащегося по другому, т.к. простая цифровая отметка не может «схватить» к примеру, умение работать в группе или степень выражения личностного отношения к какой-либо проблеме. Можно ли оценить сохранение или развитие уникальности каждого в «5» баллах? Нет. Поэтому значимыми становятся такие формы оценки: самооценка (использовать регулярно самому), взаимооценка (приобщать других к оцениванию своего результата), рефлексия.  Оценивать надо человеческую личность, но нестандартными отметками, особыми способами, которые позволят зафиксировать личностные изменения. Оценка – это не только функция  контроля результатов и подведение итогов, а еще и средство стимулирования, улучшение качества достижения.a

10. Какова основная функция «портфолио»?

Портфолио – средство формирования накопительной оценки учащихся.

С точки зрения отслеживания и оценивания процесса обучения и его результатов портфолио позволяет решить две основные задачи:

- проследить индивидуальный прогресс учащегося в течение длительного периода обучения в широком образовательном пространстве и различных жизненных контекстах;

- оценить его образовательные достижения, уровень сформированности ключевых компетенций и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные вопросы и проблемы организации предпрофильной и профильной подготовки по информатике

Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в систе­ме профильного обучения на старшей ступени школы.В соответствии с одобренной Минобразования «Концепцией профиль­ного обучения на ста...

Программа мониторингового исследования качества предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе

Отслеживание хода и промежуточных результатов управляемого процесса профилизации образования; определение уровня соответствия параметров функционирования и развития школы требованиям федерального и ре...

Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе

Данный материал содержит нормативные документы, структуру подготовки и результат предпрофильной подготовки и профильного обучения...

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса профильного и предпрофильного обучения

Роль педагога-лихолога в сопровождении учебно-воспитательного процесса...

Социальная адаптация личности каждого ребенка через профильное и предпрофильное обучение.

В работе рассматривается социальная адаптация личности каждого ребенка к осознанному выбору через профильное и предпрофильное обучение....

Проект «Эколого-химическая лаборатория как средство организации предпрофильного и профильного обучения в школе»

Для вовлечения учащихся в конкретную, практическую деятельность необходима система работы, которая позволит школьникам стать активными участниками экологического движения. Для удовлетворения потребнос...

Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе (из опыта работы)

Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения на старшей ступени образования. Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успе...