Решение составных задач на проценты в рамках "перевернутого" обучения
план-конспект урока по математике (5, 6 класс) на тему

Оздоева Елена Николаевна

Данный материал включает в себя пример плана урока по теме "Решение составных задач на проценты" , проведенного в условиях модели "перевернутого" обучения. Построение урока таким образом уже в момент выполнения домашнего задания мотивирует детей на получение новой информации, способствует формированию умения ставить перед собой определенные цели, видеть проблему, выстраивать алгоритм действий, направленный на решение данной проблемы. В плане урока имеются ссылки на дополнительные материалы к изучению данной темы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_sostavnyh_zadach_na_protsenty.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Целевая аудитория (возраст, класс):

 11-12 лет, 5 класс

Предмет, тема:

 

 Математика.

Решение составных задач на проценты.

Проблемные вопросы учебной темы:

Как решать задачи, в которых явно не задано количество процентов или значение процентов от некоторого числа, где происходит увеличение (уменьшение) на несколько процентов?

Планируемые образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные):

Предметные:

  1. строить модель условия задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка), в которой даны значения двух из трёх взаимосвязанных величин, с целью поиска решения задачи;
  2. составлять план решения задачи;
  3. выделять этапы решения задачи;
  4. интерпретировать вычислительные результаты в задаче, исследовать полученное решение задачи;
  5. находить процентное снижение или процентное повышение величины.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  1. ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  2. составлять план решения проблемы;
  3. определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  4. оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  5. самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

Познавательные УУД:

  1. строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  2. излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  3. создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  4. строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  5. находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  6. устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

Коммуникативные УУД:

  1. корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
  2. организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

Личностные:

  1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
  2. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
  3. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Как мотивировать на выполнение домашней работы?

Мы познакомились и научились применять алгоритмы решения трех типов основных задач на проценты. Но в жизни мы встречаемся с более сложными задачами с процентами. Например:

Сберегательный банк начисляет по вкладам ежегодно 2% вклада. Вкладчик внес в банк 15000 руб. Какой станет сумма через 2 года?

Цена ноутбука в этом месяце снизилась на 10%. Какова его цена, если в прошлом месяце он стоил 16,3 тыс. рублей?

Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо понять как решаются составные задачи на проценты. С алгоритмами решения таких задач Вы и познакомитесь, посмотрев видеоролик.

Домашняя работа

Просмотреть видеоролик https://youtu.be/4f6EYXVZaKc

и, если возникли вопросы по решению таких задач, озвучить их на следующем уроке.

(На данном этапе изучения темы основные виды деятельности обучающихся информационно-познавательная и аналитическая. Изучая алгоритмы решения составных задач на проценты в ходе просмотра видеоролика, ученики анализируют выбор того или иного способа решения применимо к конкретной задаче. Важный момент при решении таких задач: четко понимать что берется за 100% )

Классная работа

  1. Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся к включению в совместную деятельность и диалог с учителем.

  1. Проверка усвоения нового материала.

1)Решение вопросов, возникших после просмотра обучающего ролика.

2)Выяснить, какие задания показались наиболее трудными.

3)Обсудить решение следующих задач в совместной деятельности (фронтальная работа)

Задача 1. Токарю нужно было сделать 120 деталей, но он перевыполнил план на 10%. Сколько деталей изготовил токарь?

Решение. 10% от 120 деталей – это одна десятая часть от 120, т.е. это 12 деталей. Токарь изготовил 120+12=132 детали.

Или перевыполнение плана в процентах: 100%+10%=110%

120 деталей - 100%

? деталей - 110%

120110:100=132 детали.

Ответ: 132 детали изготовил токарь.

Задача 2. Фирма платит рекламным агентам 5% от стоимости заказа. На какую сумму нужно выполнить заказ, чтобы заработать 2000 рублей?

Решение. 2000 рублей – это 5% от заказа. Число (все его 100%) по его процентам мы найдем по правилу нахождения числа по его процентам. Обращаем 5% в десятичную дробь и делим 2000 на эту дробь.

1) 5%=0,05; 2) 2000:0,05=200000:5=40000.

Ответ: заказ должен быть на сумму 40000 рублей.

Задача 3. После уценки на 10% цена холодильника стала 11430 рублей. Какова была цена холодильника  до уценки?

Решение. Имеем: 11430 рублей – это 90% от начальной цены холодильника. Находим число по его процентам. 1) 90%=0,9; 2) 11430:0,9=114300:9=12700 рублей.

Ответ: до уценки холодильник стоил 12700 рублей.

Задача 4. В прошлом месяце в городе произошло 15 ДТП.
В этом месяце этот показатель снизился до 6. Насколько процентов снизилось количество ДТП?

Решение. В прошлом месяце было 15 ДТП. В этом месяце 6. Значит количество ДТП снизилось на 9.
Примем 15 ДТП за 100%. Снизив 15 ДТП на 9, мы снизим их на какое-то число процентов. Чтобы узнать на какое именно, узнаем какую часть 9 ДТП составляет от 15 ДТП
9 : 15 = 60%. Значит количество ДТП снизилось на 60%.

Ответ: количество ДТП снизилось на 60%.

  1. Закрепление изученного материала.

В качестве закрепления изученного материала учащимся предлагается выполнить задание https://learningapps.org/display?v=p3d85bfav17

предварительно разделив их на группы (групповая работа).

После выполнения задания обсудить полученные результаты в группах. На данном этапе учитель выступает в роли тьютора, контролирует процесс и по мере необходимости консультирует.

  1. Рефлексия.

Обсуждение уровня усвоения данной темы. Предложить каждому учащемуся оценить свои достижения на уроке.

  1. Домашнее задание.

К следующему уроку подготовиться к обобщающему тесту по теме “Проценты. Решение задач на проценты”. Для этого использовать следующие ресурсы:

Понятие процента. Нахождение процента от числа, числа по значению его процента и процентного отношения двух величин.

https://edpuzzle.com/media/5a0f0195cabcf540e1cf20f9

https://app.wizer.me/learn/8UNYC9

Решение составных задач на проценты

https://learningapps.org/3427623

Выводы: Построение урока таким образом уже в момент выполнения домашнего задания мотивирует детей на получение новой информации, способствует формированию умения ставить перед собой определенные цели, видеть проблему, выстраивать алгоритм действий, направленный на решение данной проблемы.

На этапе фронтальной работы учащиеся вовлекаются в диалоговое обсуждение решения задач, где формируются коммуникативные УУД: умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, приводит аргументы для доказательства своего утверждения.

На этапе закрепления нового материала в ходе групповой работы у детей формируется умение ставить общие цели, распределять роли, разделять ответственность за общее дело.

В процессе работы с текстом предложенных задач также идет формирование предметных результатов и познавательных УУД: умение из текста выбрать главную мысль, интерпретация ее на математический язык символов и знаков, установление логической связи между элементами задачи.

На этапе рефлексии учащиеся пробуют оценить результат своей деятельности, формулировать и осознавать причины неуспеха, ставить перед собой новые цели для достижения успеха.

Данный урок является заключительным по теме “Проценты. Решение задач на проценты” в 5 классе. Последним уроком будет итоговый тест, к которому дети готовятся дома, используя предложенные ресурсы для повторения материала.

Более сложные задачи на проценты и задачи на сложный процент изучаются в последующих классах, а основа понимания такой величины как “процент” и умения решать несложные задачи на проценты закладывается именно в 5 классе. От усвоения этой темы на данном этапе зависит способность учащихся решать классы более сложных задач в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение экономических задач на проценты

Комбинированный урок с применением дидактической игры....

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОННОИ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ

Работа над составными задачами является дальнейшим логическим развитием процесса решения простых задач. Принято считать, что при подборе задач главное - это арифметическое ее содержание те логич...

мастер - класс по теме "универсальная формула для решения текстовых задач на проценты"

Мастер – класс на тему: «Универсальная формула для решения текстовых задач на проценты» Учитель математикиМБОУ СОШ с. Спешнево – ИвановскоеКротов Александр Валериевич...

Урок. Решение составных задач на увеличение и уменьшение в несколько раз.

Решение задач в коррекционной школе  вызывает огромные затруднения у детей обучающихся в ней .У этих учащихся не сформированны или сформированны частично  все психические процессы .Учащиеся ...

Презентация " Решение составных задач."

ЗДЕСЬ ПОМЕЩЕН МАТЕРИАЛ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОГО ДЕТИ ЛЕГКО УСВАИВАЮТ РЕШЕНИЕ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ....

Математические карточки "Решение составных задач"

Математические карточки "Решение составных задач"...