Обобщающий урок по теме: «Натуральные числа»
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Свириденко Клавдия Николаевна

Систематизировать, обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся, при решении конкретных упражнений и заданий по данной темею

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urokpo_teme_naturalnye_chisla.docx26.01 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: математика

     Класс: 5

Обобщающий урокпо теме: «Натуральные числа»

Цели  урока:

Образовательная:

1.Систематизировать, обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся, при решении конкретных упражнений и заданий по данной теме;

2.Повторить  и закрепить ранее изученный материал о натуральных числах.

3.Вспомнить законы умножения;

4.Научить учащихся выполнять умножение.

Развивающая:

  1. способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления;
  2. проверить степень усвоения учащимися материала;
  3.  обобщить и систематизировать знания путем создания условий для интеллектуального развития личности ребенка на уроке;
  4. развивать математическую культуру речи и письма.

Воспитательная:

  1. воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим;
  2.  дисциплинарные навыки;
  3.  интерес к предмету.

Задачи урока:

1.Обобщение и закрепление темы “Натуральные числа»,  используя различные виды работы.

2.  Закрепить:                

     а) умение правильно записывать и выполнять   действия с натуральными числами;

    б) умение использовать свойства  действий при  вычислениях;

    3.Воспитывать в детях бережное отношение к окружающей природе.

Типурока: обобщающий урок , урок закрепления и совершенствования знаний.

Оборудование: карточки-задания, компьютер, мультимедийный проектор.

                 План урока.

      1.  Проверка домашнего задания.

  1. История о натуральных числах.
  2. Свойства действий с натуральными числами.
  3. Устный счет.
  4. Решение текстовых задач.
  5. Самостоятельная работа.
  6. Подведение итогов урока.

                              Ход урока.

1.Проверка домашнего задания.

     №9 (а) из дидактического материала, стр.42.

         В одной цистерне было в 3 раза больше бензина, чем в другой. Когда в первую    долили 54л, а во вторую-26л, то в двух цистернах стало 200л бензина. Сколько литров бензина было в каждой цистерне первоначально?

     Решение.

  1. 54+26=80(л) бензина долили всего
  2. 200-80=120(л) бензина было в двух цистернах
  3. 3+1=4(части) составляет весь бензин
  4. 120:4=30(л) бензина составляет одна часть или было во второй цистерне
  5. 30·3=90(л) бензина было в первой цистерне

Ответ: 90л, 30л.

(Проверка с помощью диапроектора)

2.  Ребята! Мы с вами учились правильно записывать натуральные числа, выполнять действия с ними, учили свойства действий с натуральными числами.

А сегодня у нас обобщающий урок.

Цель урока:    

     закрепить умение правильно записывать и выполнять действия с натуральными       числами, использовать свойства действий при вычислениях, решать задачи на   части и на уравнивание.

          Вспомним, какие числа называются натуральными?

Натуральные числа-числа 1,2,3,4,…употребляемые при счете предметов.

(Показ слайда).

 А как появились натуральные числа, кто их придумал?

Доклад «История о натуральных числах». (Показ слайдов)

 3. Вспомним свойства действий с натуральными числами.

      Какие свойства вам известны?

Переместительное, сочетательное и распределительное.

     Сформулируйте, пожалуйста, переместительное свойство.

От перестановки слагаемых сумма не меняется.

а+в=в+а

От перестановки множителей произведение не меняется.

а·в=в·а

 Вспомним сочетательное свойство.

Чтобы  к сумме двух чисел прибавить третье число, можно к первому прибавить сумму второго и третьего чисел.

                            (а+в)+с=а+(в+с)

Чтобы произведение двух чисел умножить на третье число, можно первое число умножить на произведение второго и третьего чисел.

                            (а· в)· с=а· (в· с)  

 Сформулируйте, пожалуйста, распределительное свойство.

Чтобы  умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и сложить полученные произведения.

                          (а+в)· с=а·с + в·с

Чтобы умножить разность двух чисел на третье число, можно уменьшаемое и вычитаемое умножить на это число и из первого результата вычесть второй.

                          (а-в)·с=а·с - в·с

(Показ слайдов)

4. А сейчас выполним устно следующие примеры.

Устный счет.

Выполните действия:

23+11+47+29=               110

276+118+324=                718

2·9·5·5·4=                        1800    

8·4·125·25=                     100000

90·25+10·25=                  2500

123·27-23·27=                 2700    

(200+7)·12=                     2484

(100-3)·11=                      1067

21+22+23+…+29+30=    255

93+83+…+23+13+3=      480         (Слайды)

5. Ребята! Вы все знаете, что в жизни без натуральных чисел не обойтись, хотя существуют и другие числа.

  А нужны ли числа в окружающей нас природе, например, в экологии?

Да, нужны.

А сейчас мы с вами приступим к решению экологических задач.

Задача 1.

      За всю историю человечества на сжигание всех видов топлива было израсходовано 290 млрд. тонн кислорода. При этом углекислого газа, отравляющего воздух, образовалось 330 млрд. тонн.

      В последние 50 лет масса израсходованного кислорода в среднем в 9 раз больше, чем масса кислорода, израсходованного за все предыдущие годы и в 9 раз больше образованного углекислого газа.

Сколько в среднем расходуется кислорода и образуется углекислого газа в воздухе в последние 50 лет?

Решение.

  1. 1+9=10(частей) вся масса
  2. 290:10=29(млрд. т) 1часть
  3. 29·9=261(млрд. т) кислорода расходуется
  4. 330:10=33(млрд. т) 1 часть
  5. 33·9=297(млрд. т) углекислого газа образуется

Ответ: 261млрд.т, 297млрд.т.

    Ребята! Сейчас у нас хорошо развита техника, работают фабрики, заводы, и каждый день расходуется много кислорода и образовывается отравляющего газа.

   А как решить проблему, чтобы было больше необходимого для жизни кислорода и меньше отравляющего газа?

Сажать деревья. Почему? Потому что деревья, когда растут питаются углекислотой и выделяют кислород.

Решим следующую задачу.

Задача №2.

   Для прироста 500г сухой массы сосны (без учета воды) дерево поглощает 920г углекислоты из воздуха и выделяет в атмосферу 720г кислорода.

    Сколько будет взято углекислоты и будет выделено кислорода, если прирост сухой массы сосны составит 3кг 500г?

Решение.

3кг 500г=3500г

  1. 3500:500=7(раз) больше стала масса
  2. 920·7=6440(г) углекислоты

720·7=5040(г) кислорода

Ответ: 6кг 440г, 5кг 40г.

 Ребята! Вы знаете, что город Саратов – город « Столица Поволжья».

 А как вы думаете, много в нашем городе деревьев?

Да, много.

Сколько человек проживает в нашем городе?

Об этом узнаем,   решив задачу.

Задача №3.

       В городах Саратов и Балаково проживает908600 человек. В  Саратове на 649000 человек больше, чем в  Балаково.

 Сколько человек проживает в городе Саратове и сколько человек в Балаково?

Решение.

  1. 908600- 649000 =259600  (чел.) всего после  уравнивания
  2. 259600:2=129800 (чел.) проживает в г.Балаково.
  3. 908600 -129600 =679000 (чел) проживает в г.Саратове.

 Ответ: 129800 человек, 679000 человек

А теперь решим следующую задачу.

Задача №4.

      Город Балаково с населением свыше 125тыс. человек занимает площадь около 50 км2. За 1 год такая территория при хорошем озеленении производит в среднем 50тыс.тонн кислорода. Однако для обеспечения здоровья горожан требуется не менее 3млн.тонн кислорода.

      Во сколько раз нужно увеличить площадь зеленых насаждений, чтобы получить для города необходимый объем кислорода?

Решение.

3000000:50000=300:5=60(раз) увеличить площадь зеленых насаждений.

Ответ: в 60 раз.

Следующую экологическую задачу вы решите дома.

Задача №5.

       Подсчитайте общее потребление кислорода в мире за один год черной металлургией, химической промышленностью и реактивной техникой.

Известно, что черная металлургия потребляет кислорода в 3 раза больше, чем химическая промышленность и в 6 раз больше, чем реактивная техника, которая потребляет кислорода на 6 млрд. м3 меньше, чем химическая промышленность.

Эту задачу вы решите дома. Открыли дневники, запишем задание на дом.

Физкультминутка.

Встали, подтянулись.

Правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 2-3 раза.

А сейчас выполним самостоятельную работу.

6. Самостоятельная работа.

1.Заполните таблицу «Сумма и разность двух чисел».

1 вариант.

а

213

189

312

в

85

93

45

а + в

310

252

а - в

67

105

2 вариант.

а

174

134

357

в

97

87

48

а + в

300

211

а - в

57

188

2. Заполните таблицу «Произведение и частное двух чисел».

1 вариант.

а

84

85

135

в

3

4

3

а · в

384

425

а : в

36

27

2 вариант.

а

123

244

96

в

3

5

2

а · в

425

976

а : в

32

3

3. Определите, какой цифрой заканчивается результат вычисления.

1 вариант.

4+24+43+25+57+69+18

5·6·2·4·13·15·21·32·11

22·23+23·24+24·25+25·26+26·27+27·28+28·29

2 вариант.

2+13+25+36+47+58+69

2·4·5·8·12·14·16·18·22

12·13+13·14+14·15+15·16+16·17+17·18+18·19

7.Подведение итогов урока.

      Итак, ребята, мы с вами повторили материал о натуральных числах. Узнали, что натуральные числа нам нужны в окружающей нас жизни, в экологии.

      Этот урок я хочу закончить словами:

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя

Так давайте к ней мы будем

Относиться, как друзья.

И при всем честном народе

Добавляем мы потом:

Нужно помогать природе-

Но со знаньем и умом.

Литература

  1. Дорофеев Е.В.Учебник: Математика 5  класс. – М.: Мнемозина, 20016.
  2. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника математики     - М.: Просвещение, 1990.
  3. Аксенова  М.Д. Энциклопедия для детей «Математика - т.11»/.- М.:               Аванта + , 2002
  4. Кордемский  Б.А. Увлечь школьников математикой. – М.: Просвещение , 1999.
  5. Глейзер Г.И. История математики в школе. – М.: Просвещение ,2001.

Аспектный анализ урока

Класс: 5 класс

Предмет: математика

Аспект: Обобщение материала по теме «Натуральные числа».

Цель анализа: проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся

Ф.И.О. учителя: Свириденко Клавдия Николаевна

Класс: 5

Дата посещения: 20.09.2016 г.

Цели урока:

Образовательные:

1. Способствовать систематизации и обобщению сведений о натуральных числах: умения строить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по заданным координатам.

2. Содействовать формированию применения практических умений и навыков учащихся на всех этапах урока;

3. Создать условия для подготовки учащихся к успешной сдаче Государственной итоговой аттестации по математике в 9 классе.

Развивающие:

1. Создать условия для развития активной мыслительной деятельности учащихся.

2. Способствовать формированию навыков самостоятельной работы, активности, внимания, умения рассуждать и делать выводы, обосновывать свои действия.

Воспитательные: 1. Способствовать формированию у учащихся чувства взаимопомощи, ответственности за работу всего класса;

2. Создать атмосферу комфорта при закреплении материала.

3. Создать условия для поддержания здоровья каждого учащегося.

Задачи урока:

1. Обобщение и закрепление темы “Натуральные числа», используя различные виды работы.

2. Закрепить:

а) умение правильно записывать и выполнять действия с

натуральными числами;

б) применение интерактивной доски.

Тип урока: обобщающий урок, урок закрепления и совершенствования знаний.


Оборудование: карточки-задания по уровню сложности, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, листы с заданиями для решения на уроке и для домашней работы.


Оборудование: карточки-задания по уровню сложности, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, листы с заданиями для решения на уроке и для домашней работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Короткова Н.А. Обобщающий урок по теме: «Натуральные числа» 5кл

Обобщающий урок по теме: «Натуральные числа» Цели урока:  Образовательная:  1. систематизировать, обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся, при решении конкретных упражнений и...

Задачи к обобщающему уроку по теме "Натуральные числа и шкалы". Презентация.

Ресурс содержит подборку устных задач по указанной теме, задач с выбором ответов, задач на сообразительность и задач, которые необходимо решить письменно с записью пояснений.Каждый учитель может сдела...

Обобщающий урок по теме "Натуральные числа" 5 класс

Место урока в структуре образовательного процесса – урок по учебному плану в 5 классе по теме «Действия с натуральными числами»учебник: «Математика 5. Н.Я.Виленкин,  В.И.Жохов и другие.Форма – ко...

Конспекты обобщающих уроков по теме "Натуральные числа. Обыкновенные и десятичные дроби".

Подробные разработки девяти уроков обобщения по теме: "Натуральные числа. Обыкновенные и десятичные дроби". Уроки написаны в форме уроков- путешествий....

обобщающий урок по теме натуральные числа

на данном уроке учащиеся обобщают знания по всей теме: натуральные числа, отрабатывают навыки решения комбинаторных задач.урок проходит в форме игры...

Тема: Обобщающий урок по теме: Натуральные числа.

На урок- путешествия  "По тропинакм математики" прибывает Царица математики. Обучающиеся класса отправляются в "Царство математики", где их ожидают разнообразные задания, а с ...

Обобщающий урок по теме "Натуральные числа". Математика - 5 класс

План-конспект обобщающего урока по теме "Натуральные числа" в 5 классе и презентация к  уроку....