Урок математики в 5 классе "Деление с остатком"
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Данилова Оксана Михайловна

Урок изучения нового материала и первичное закрепление изученного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_matematiki_v_5b_klasse.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока математики в 5б классе учителя математики Даниловой Оксаны Михайловны  по теме: «Деление с остатком»                                    

Дата: 11.12.2018г

Цели:

  • в личностном направлении (воспитательные): воспитывать чувство коллективизма и научить договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения;
  • в метапредметном направлении (развивающие): развивать внимание, логическое мышление, математическую речь;
  • в предметном направлении (обучающие): повторить деление с остатком, названия его компонентов, вспомнить формулу для нахождения делимого, формировать навыки деления с остатком.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление изученного.

Форма урока: комбинированный урок.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, карточки, куски ленты длиной 21,22,23 см, линейка и ножницы.

Учебник: «Математика 5 класс», А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I этап.  Организационный момент.(2 мин)

Приветствие учителя.

– Дети, вам тепло?

 -Да!

 – В классе светло?

 – Да!

– Прозвенел уже звонок?

 – ДА!

  – Уже закончился урок?

 – Нет!

 - Только начался урок?

– Да!

– Хотите учиться?

 – Да!

  – Значит можно всем садиться!

– Настроенье каково?

  – Во!

  – Все такого мнения?

 – Все без исключения!

  – Математика - наука!

– Ей хотим мы научиться.

И сегодня на уроке обещаем

-не лениться!

- Запишите в тетрадях «Классная работа», число сегодняшнего урока – 11.12.2018 г

Составь из предложенных слов девиз урока:

С МАЛЕНЬКОЙ УДАЧИ НАЧИНАЮТСЯ БОЛЬШИЕ УСПЕХИ

Ученики стоя приветствуют учителя.

Настраиваются на работу, вступая в диалог с учителем.

Записывают.

Составляют.

II этап. Актуализация знаний. (2 мин)

- Итак, ребята, давайте выполним устный счет. Найти значение выражения:45* 100, 7200:200, 150:30,  3232: 16,  560: 70,  0: 56,  457:1,  3876: 38,  125*8,  2025: 5, 720: 720, 128:0

                        445745• 100                        457 : 1Найдит

- Скажите, пожалуйста, примеры с какими арифметическими действиями вам чаще всего  встречаются?

- Молодцы, ребята!

  1. Учащихся решают устный счет.

-Примеры с делением.

III этап.  Сообщения новой темы (создание проблемной ситуации). (3 мин)

- А, теперь  решим  такую  задачу:

«Сошлись  на  полянке  17  зайчат,

Парами  прыгать  они  захотят.

Сколько  мы  в  паре  увидим  зайчат?

       Сколько  уныло  в  сторонке  сидят?»

- Сколько  было  зайчат?

- «Парами» - это значит по сколько?  

- Сколько  зайчат будут  в  танце?  

- Сколько    пар?

- А в сторонке  сколько?  

- Как записать решение?

Один ученик записывает на  доске, остальные в тетради.

- Возникли ли у вас затруднения при вычислении?

- Значит, какова тема нашего урока?

- В начальных классах вы знакомились с этой темой?

- Какие цели мы перед собой поставим на этот урок?

Запишите тему урока «Деление с остатком»

- 17

- по 2

- 16

-  8

-  1

Запись  на  доске  учащимся   17 : 2 = 8 (ост.1)Вычисляют.

Проблема:

-Да. Здесь получается остаток.

- Тема сегодняшнего урока – деление с остатком (записывают в тетрадях)

- Да, мы изучали в 4 классе.

- Вспомним  как выполнять деление с остатком, повторить названия его компонентов, формировать навыки деления с остатком.

IV этап.  Изучение нового материала.(10  мин)

-  Итак, ребята, с помощью предыдущей задачи, мы с вами вспомнили, что не всегда одно натуральное число делится на другое число. Но всегда можно выполнить деление с остатком.

-А ещё где применяется деление с остатком и зачем мы это изучаем.

- Правильно. Давайте наглядно убедимся как деление с остатком может использоваться в жизни, сделав следующую практическую работу. Вы будете работать в парах. Для работы вам нужны: кусок ленты длиной 21 см,22 и 23 см,  линейка и ножницы. Все готовы?

 - Разделите ленту на кусочки по 4 см.

- Что у вас получилось?

- Запишем это решение.

 - Назовите делимое

- Назовите делитель

- 5 – это какой компонент действия?

- Ребята, так как мы решили пример на деление с остатком, то это число будем называть не частным, а неполным частным.

- Назовите остаток.

- Делаем запись в тетради: 21:4 = 5 (ост.1)      22:4 = 5 (ост.2 )    23:4 = 5 (ост.3 )  

                21,22,23 – делимое

  1. – делитель

                 5– неполное частное

            1,2,3 – остаток

А если     24:4?

- Какой вывод можно сделать из этого?

Остаток всегда  меньше   делителя

           

- Молодцы! Давайте сформулируем правило как найти делимое, если известен делитель, неполное частное и остаток.

- Давайте напишем формулу для нахождения делимого, если обозначим:

а – делимое

b  – делитель

n – неполное частное

r - остаток

Сравнительный анализ формул деления нацело и деления с остатком

а:в=с                 а:в=с(ост d)

а=в*с                а=в*с+d

Где можно проверить правильность записи нашей версии?

П 19  стр 131-132

При покупке чего либо,  при расчёте   стройматериалов,  при расчёте лекарств, в задачах ЕГЭ  профильного уровня    и т. д.

Дети выполняют практическую работу под руководством учителя.

- Получилось 5 кусочков ленты по 4 см  и остался 1 кусочек длиной 1 см.

Из нескольких пар к доске выходит один ученик и записывает решение. После этого сравниваем полученные выражения.

21:4=5 (ост.1)           22:4 = 5 (ост.2 )       23:4 = 5 (ост.3 )       24:4 = 6 (ост.0)

- Остаток не может быть больше делителя.

-    21=5*4+1

 - Чтобы найти делимое, надо  делитель  умножить на неполное частное и прибавить остаток.

Записывают в тетради

  а= b*n +r

В учебнике.

V этап. Физкультминутка. (3 мин)

VI этап. Закрепление. (15 мин)

1,2  уровень № 521(1,4,7), № 527  решить примеры у доски и задачу.

3 уровень (для сильных)

Решите задачу:

№ 1.Сырок стоит 7 рублей 20 копеек. Какое наибольшее число сырков можно купить на 60 рублей?

 №  2.  Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?

   

 Проверьте  своё решение, оцените работу (сильные, сверяя с учителем и объясняя задачи профильного уровня на деление с избытком и недостатком.)

Всегда ли можно выполнить деление?

Найди ошибку в примерах 

  1. 42:8=4  ОСТАТОК 10
  2.  30:7=4  ОСТАТОК 2
  3.  49:6= 7  ОСТАТОК 7
  4.  58:8= 6  ОСТАТОК 8

Взаимопроверка.

3 ученика решают на доске, остальные самостоятельно в тетради. Потом проверяем, обсуждая решение. Затем задачу.

Проверяющие комментируют ошибки проверяемых.

Да, нацело или с остатком.

Проверяют друг у друга.

VII этап. Итог урока.(3 мин)

   Какую цель мы ставили в начале урока?

   

Как вы думаете, добились мы цели?

    Какой знак поставить?

    ОСТАТОК (<, >, =) ДЕЛИТЕЛЬ

    Как найти делимое, если деление выполнено нацело?

    Как найти делимое, зная делитель, неполное частное и остаток?

    Для чего нужно деление с остатком? (решение различных задач)

     - Молодцы!

Объявляются отметки, полеченные на уроке.

- Вспомнить как выполнять деление с остатком.

- Да.

<,

- Нет. Остаток всегда меньше делителя.

Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель.

- Чтобы найти делимое, надо неполное частное умножить на делитель и прибавить остаток.

-Для решения задач.

VII этап. Домашнее задание.(4 минуты)

Посмотрите ролик.

Дети как вы думаете правильно Витя Перестукин решил задачу? А почему он решил
неправильно?

Какие последние действия применил Витя Перестукин для решения задачи? (деление).

А в чем состоит его ошибка?

Дома, ребята,  п 19, решить задачу Вити Перестукина и придумать ещё задачу на деление с остатком и решить её.

Записывают домашнее задание, задают вопросы.

VIII этап. Рефлексия.(3 минуты)

- Прошу вас дать самооценку своей работы на уроке и прикрепить смайлики на лестницу успеха.

Закончить урок хочу таким четверостишьем:

Учитесь думать, объяснять,

Учитесь мыслить, рассуждать.

Ведь в математике, друзья,

Без логики никак нельзя.

Спасибо за урок!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока математики в 5 классе «Умножение и деление натуральных чисел с остатком»

Цель урока: Обобщить знания на  умножение и деление натуральных чисел с остатком. Задачи: Выделить наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности для формирования знаний, уме...

Презентация к уроку математики в 5 классе "Деление с остатком"

Презентация данного урока составлена к уроку № 51 по теме "Деление с остатком" к методическому пособию "Поурочные разработки по математике к учебному комплекту Н. Я. Виленкина". Автор пособия Л. П. По...

к уроку математики в 5 классе по теме: "Деление с остатком"

Презентация к уроку математики в 5классе по теме: "Деление с отсатком" по учебнику Н.Я. Виленкина, урок изучения нового материала...

Конспект урока математики на тему: «Задачи на нахождение суммы и остатка».

Урок математики для 9 класса коррекционной школы VIII вида...

Урок математики в 5 классе "Деление с остатком"

Разработан в соответствии с ФГОС ООШ...

План-конспект урока математики в 5 класса "Деление с остатком"

Урок сопровождается презентацией, индивидуальными карточками, интересным изложение нового материала....

Технологическая карта урока математики в 5 классе "Деление с остатком"

Технологическая карта урока математии в 5 классе по теме "Деление с остатком" . Из расчета на 2 часа и презентация к этому уроку....