"Сложение и вычитание десятичных дробей "
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Иванова Ольга Александровна

Конспект урока  "Сложение и вычитание  десятичных дробей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта учебного занятия реализующего развитие УУД

Предмет

Математика

5 класс

Авторы УМК

Преподавание математики в 5-м  классе ведется по учебнику А. Г. Мерзляк, В. Г. Полонский

 «Математика, 5 класс».

Тема учебного занятия

Сложение и вычитание десятичных дробей

Тип учебного занятия

Урок закрепления изученного

Цель занятия

Закрепление приобретенных по теме знаний и умений: умение складывать и вычитать десятичные дроби;

Развитие вычислительных навыков, устной и письменной математической речи, памяти.

Содействие воспитанию интереса к математике, активности.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- отработать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей;

- продолжить работу по формированию навыков выполнять ранее изученные действия с дробями;

- развивать навыки применения рациональных способов сложения и вычитания десятичных дробей.

- формировать умение действовать в соответствии с алгоритмом;

-создать условия для обмена знаниями между учащимися, применять дедуктивные способы рассуждения;

- развивать умение анализировать информацию, представленную в тексте заданий. 

- формировать интерес к познавательной деятельности через решение творческих заданий, развивать умение выстраивать аргументацию; - вырабатывать критичность мышления (повышать уровень осмысленности процесса обучения учащихся).

Основные понятия

Правила сложения и вычитания десятичных дробей.

Средства обучения

Оценочный лист, проектор, компьютер, интерактивная доска, карточки.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развиваемые УУД

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся.

Учащиеся приветствуют учителя.

Личностные:

формирование у учащихся готовности к самообразованию на основе мотивации к обучению.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята сегодня почтальон принес письмо для вашего класса, давайте его прочитаем!

Читают письмо. (Приложение 1)             

Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи; определение и осознание того, что уже известно.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: анализ объектов.

- Ну, что ребята поможем Громозеке в спасении планеты?

Учащиеся готовы помочь мультипликационному герою.

-Но для начала давайте посмотрим, что за задачи поставил перед Громозекой злой волшебник (Слайд ).

-Что мы видим на экране?

-Умеете ли вы это делать?

Сложение и вычитание десятичных дробей. Учащиеся умеют складывать и вычитать десятичные дроби.

-Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня будет?

(Слайд )

Сложение и вычитание десятичных дробей 

- Какие задачи мы перед собой поставим?

- Повторить правила сложения и вычитания десятичных дробей;

- Применять правила сложения и вычитания десятичных дробей при решении примеров и задач.

Актуализация знаний по теме

- Но перед тем как мы отправимся на помощь, нам необходимо повторить правила сложения и вычитания десятичных дробей.

(Слайд)

- Сформулируйте правило сложения двух десятичных дробей.

Чтобы сложить две десятичные дроби, надо:

1) уровнять в слагаемых количество цифр после запятой;

2) записать слагаемые друг под другом так, чтобы каждый разряд второго слагаемого оказался под соответствующим разрядом первого слагаемого;

3) сложить полученные числа так, как складывают натуральные числа;

4) поставить в полученной сумме запятую под запятыми в слагаемых.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: структурирование собственных знаний

(Слайд)

- Сформулируйте правило вычитания двух десятичных дробей.

-Молодцы! Теперь можно смело лететь на спасение планеты! (Слайд  переход на видео)

Чтобы  из одной десятичной дроби вычесть другую, надо:

1) уровнять в уменьшаемом и вычитаемом количество цифр после запятой;

2) записать вычитаемое под уменьшаемым так, чтобы каждый разряд вычитаемого оказался под соответствующим разрядом уменьшаемого;

3) произвести вычитание так, как вычитают натуральные числа;

4) поставить в полученной разности запятую под запятыми в уменьшаемом и вычитаемом.

Устный счет

- Ну вот мы и на планете «Чумароза»! Действительно на ней нет ничего живого! (Слайд )

Обратите внимание у вас у каждого на столе лежат оценочные листы (приложение 2), на каждом этапе спасения планеты вы будете себя оценивать.

Итак, «Спасательная операция № 1»

(Слайд)

1) Прочитайте дроби:

    1,57;   3,7;  0,21;   11,211;   0,0076;   34, 005.

2) Вычислите устно:

а)1,2 +3=

д) 0,5 + 7,5=

б)12,4 - 4,3=

е) 1,4 – 0,3=

в)0,56 +10,3=

ж) 2,4+6,12=

г)40,7 + 10,3=          

 з) 7,8 - 5,4=

-Оцените себя на данном этапе работы.

-Ребята, что мы видим? У нас получилось спасти часть планеты! (Слайд)

1)Учащиеся читают десятичные дроби.

2) Выполняют действий и по одному выходят к доске и записывают ответы.

а)1,2 +3=4,2                    д) 0,5 + 7,5=8

б)12,4 - 4,3=8,1               е) 1,4 – 0,3=1,1

в)0,56 +10,3=10,86         ж) 2,4+6,12=8,52

г)40,7 + 10,3=51             з) 7,8 - 5,4=2,4  

Оценивают себя на данном этапе урока

Коммуникативные: проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач, уметь использовать речь для регуляции своего действия

Применение знаний и умений

-Переходим к «Спасательная операция № 2» (Слайд)

Необходимо найти ошибки и исправить их

  1. 1,24+1,13=237
  2. 5,4-1=4,3
  3. 10,3+1,2=1,15
  4. 14-0,5=9
  5. 14,63-4,3=1,033

Не забывайте оценивать себя. (Слайд)

- У нас снова получилось! (Слайд)

На интерактивной доске учащиеся исправляют.

Оценивают свою работу.

Познавательные: анализируя выполнения заданий извлекают необходимую информацию для отработки навыков решения задач

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение

«Спасательная операция № 3»

Выполните № 878 из учебника (Слайд )

Один учащийся работает у доски, а остальные в тетради:

1)3,2-1,68=1,52 (кг) грибов собрала Оля.

2)1,68-1,52=0,16 (кг) на столько больше собрала грибов Лена чем Оля.

Ответ: Лена на 0,16 кг.

Физминутка

-А вы знаете, что космонавты находясь в космосе делают зарядку? Давайте и мы тоже отложим ручки в сторону и тоже проведем физминутку!

Один, два, три, четыре, пять,   (Хлопают в ладоши)

В космос мы летим опять,     (Соединить руки над головой )

Отрываюсь от Земли,             (Подпрыгнуть)

Долетаю до Луны,                   (Руки в стороны и покружиться)

На орбите повисим,                (Качают руками вперед, назад)

И опять домой спешим.          (Шагают на месте)

-Тихонечко присаживаемся на свои места.

Выполняют физминутку, повторяя движения за учителем.

Применение знаний и умений

Итак «Спасательная операция №4». (Слайд)

стр. 223 № 868 (3,4)

-Проверьте правильно ли вы решили уравнения! Оцените свою работу!

Двое учащихся решают уравнения у доски. Затем проверяют свои решения и оценивают свою работу.

а)  x-14,852=15,148

     x=15,148+14,852

     x=30        

Ответ: 30

б)   2,395+x=10

      x=10-2,395  

      x=7,605  

Ответ: 7,605  

Предметные формирование умений у учащихся применять правила сложения и вычитания десятичных дробей при решении задач.

Самостоятельная работа  и осуществление контроля (взаимопроверка)

- И последний завершающий этап спасения планеты! (Слайд)

Самостоятельная работа (приложение 3) Вариант 1    

1) 3,17 + 2,26 =5,43

2) 2,145 + 3,01=5,155

3) 17,25 + 101,5=118,75

4) 36,45 - 1,25=35,2

5)105,11 - 4,5=100,61

6) 5,24 - 1,2=4,04        Вариант 2

1)4,41 + 5,36=9,77

2)1,235 + 2,07=3,305

3)18,15 + 202,5=220,65

4)45,36 - 2,25=43,11

5)115,11 - 4,6=110,51

6)6,73 - 2,3=4,43

На выполнение работы 6 мин. После выполнения работы осуществляется взаимопроверка. (Слайд)

(Слайд)

Если верно выполнено:

 6 заданий - «5»;

5 заданий - «4»;

3-4 задания - «3»;

0-2 задания – «2».

- Выставите себе оценки в оценочные листы и в тетради!

- Планета спасена! (Слайд)

Выполняют самостоятельную работу. Затем по истечению времени осуществляют взаимопроверку.

Предметные формирование умений у учащихся применять правила сложения и вычитания десятичных дробей при решении задач.

Обобщение и систематизация знаний

А теперь ребята я вам предлагаю поработать в группах. Каждой группе нужно выполнить определенное задание. Мы с вами создадим памятку для нашего друга Громозеки.

1 группа записывают правило сложения десятичных дробей

2 группа записывают правило вычитания десятичных дробей

3 группа три примера с решениями на сложения десятичных дробей.

4 группа три примера с решениями на вычитание десятичных дробей.

5 группа задачу с решением в которой есть сложение и вычитание десятичных дробей.

Выполняем задание.

Работают в группах, создают памятки.

Коммуникативные: научимся работать в группе, рассуждать, высказывать свое мнение, делать выводы.

Личностные: умение выслушать товарища. Адекватно реагировать на замечания, оценку действий.

Итог урока. Рефлексия

Рефлексия

Закончите предложения:

У меня получилось…

Для меня было сложным…

Было интересно …

Ну, вот и закончилось наше космическое путешествие! Пора возвращаться домой на Землю! Теперь у нас с Вами есть друзья на далекой планете! Наш друг Громозека тоже вас благодарит и задумался над тем , чтобы начать изучать математику!

Учащиеся заканчивают предложения.

Личностные:

формирование у учащихся готовности к самообразованию на основе мотивации к обучению.

Домашнее задание

Домашнее задание. (у вас на столе лежат тренажеры выполнить дома)

Записывают домашнее задание

Приложение 1

Здравствуйте мои межгалактические друзья!

Меня зовут Громозека!

Я житель планеты Чумароза! В своем письме я прошу у вас помощи! На нашей планете случилась беда! В то время когда я путешествовал в космическом пространстве,  злой волшебник ее заколдовал, вернувшись, домой я увидел, что на нашей планете нет ничего живого! Нашу планету можно спасти, но для этого нужно хорошо знать математику. Я к сожалению ее совсем не знаю и прошу вашей помощи, одному мне не справиться! Надеюсь на ваше понимание!

 С уважением Громозека!

Приложение 2

Оценочный лист

Ф. И__________________________

Этапы спасения планеты

Оценка

Операция спасения № 1

Операция спасения № 2

Операция спасения № 3

Операция спасения № 4

Операция спасения №5

Создание памятки

Общая оценка за урок

Оценочный лист

Ф. И__________________________

Этапы спасения планеты

Оценка

Операция спасения № 1

Операция спасения № 2

Операция спасения № 3

Операция спасения № 4

Операция спасения №5

Создание памятки

Общая оценка за урок

Приложение 3

Вариант 1

1) 3,17 + 2,26 =

2) 2,145 + 3,01=
3) 17,25 + 101,5=
4) 36,45 - 1,25=
5)105,11 - 4,5=
6) 5,24 - 1,2=

Вариант 2

  1. 4,41 + 5,36=
  2. 1,235 + 2,07=
  3. 18,15 + 202,5=
  4. 45,36 - 2,25=
  5. 115,11 - 4,6=
  6. 6,73 - 2,3=

Вариант 1

1) 3,17 + 2,26 =

2) 2,145 + 3,01=
3) 17,25 + 101,5=
4) 36,45 - 1,25=
5)105,11 - 4,5=
6) 5,24 - 1,2=

Вариант 2

  1. 4,41 + 5,36=
  2. 1,235 + 2,07=
  3. 18,15 + 202,5=
  4. 45,36 - 2,25=
  5. 115,11 - 4,6=
  6. 6,73 - 2,3=

Вариант 1

1) 3,17 + 2,26 =

2) 2,145 + 3,01=
3) 17,25 + 101,5=
4) 36,45 - 1,25=
5)105,11 - 4,5=
6) 5,24 - 1,2=

Вариант 2

  1. 4,41 + 5,36=
  2. 1,235 + 2,07=
  3. 18,15 + 202,5=
  4. 45,36 - 2,25=
  5. 115,11 - 4,6=
  6. 6,73 - 2,3=

Вариант 1

1) 3,17 + 2,26 =

2) 2,145 + 3,01=
3) 17,25 + 101,5=
4) 36,45 - 1,25=
5)105,11 - 4,5=
6) 5,24 - 1,2=

Вариант 2

  1. 4,41 + 5,36=
  2. 1,235 + 2,07=
  3. 18,15 + 202,5=
  4. 45,36 - 2,25=
  5. 115,11 - 4,6=
  6. 6,73 - 2,3=


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Сложение и вычитание десятичных    дробей.Цель:1. Обобщить и систематизировать материал по теме «Десятичные дроби. Сложение ...

Презентации " Деление десятичных дробей на натуральное число". "Сложение и вычитание десятичных дробей"

Презентации к урокам в 5 классе по темам "Слажение и вычитание десятичных дробей" и "Деление десятичных дробей на натуральное  число." Считаю, тему "Десятичные дроби" в курсе 5 класса одной из вы...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...

Урок на тему "Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей"

Тема «Десятичные дроби», изучаемая в курсе математики 5-го класса, представляет определенные трудности для учащихся. Вместе с тем эта тема – одна из наиболее важных в курсе математики средней школы, т...