Открытый урок "Сложение чисел с разными знаками"
план-конспект урока по математике (6 класс) на тему

Новоселова Галина Михайловна

Образовательные задачи урока (формирование познавательных УУД):

  • познакомить учащихся с правилом сложения отрицательных чисел
  • тренировать способность к использованию выведенного алгоритма;
  • организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков;
  • повторить и закрепить ;

Воспитательные задачи урока (формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
  • прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)

  • развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
  • развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;

тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип урока:                 урок открытия новых знаний

Предмет:                         математика

Авторы учебника:         Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, и др.

Класс:                        6

Учитель:                         Новоселова Г.М.

 Тема урока:  «Сложение  чисел с разными знаками»

( продолжительность урока 45 мин)

 Цель урока:

формирование  навыка сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками.

Задачи урока:   сформировать  навыки сложения чисел с разными знаками.

 

Образовательные задачи урока (формирование познавательных УУД):

  • познакомить учащихся с правилом сложения отрицательных чисел
  • тренировать способность к использованию выведенного алгоритма;
  • организовать деятельность учащихся по приобретению необходимых умений и навыков;
  • повторить и закрепить ;

Воспитательные задачи урока (формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
  • прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

Развивающие задачи урока: (формирование регулятивных УУД)

  • развивать умения учащихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей;
  • развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей;

тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний.

Формы работы учащихся: Фронтальная, в парах, групповая, индивидуальная

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал для лабораторно- практической работы, листы самооценки.

Ход урока: 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный этап

 Вступительное слово  учителя:

Здравствуйте ребята. Я рада снова видеть вас на уроке. Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!» А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика?

 «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.

Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной:  (текст на мультимедийной доске)                                                                                                             Я хороший,                                                                                                                        Я всё знаю,                                                                                                                          Я всё умею,                                                                                                                                     Я буду стараться,                                                                                                              У меня всё получится.

Проводит инструктаж по работе с листом самооценки: На столах у вас лежат листы самооценки.  Подпишите их. В течение урока вы постарайтесь оценить себя и одного из одноклассников, по критериям, которые указаны в листе самооценки.

 (приложение 1)

  • Высказывания детей.
  • Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с листом самооценки.

2  Актуализация знаний.

  • Разбейте числа, которые вы видите на слайде на группы.(Слайд2)
  • А что вы уже умеете делать с положительными и отрицательными числами. (слайд 3)
  •  Даны числа:                   -15; -2; -17; -9

                                                     8; -16; -26; 28

                                                     3,2;  -1,9;  -3,9;  0

 а) назовите модуль каждого числа;

 б) назовите в каждой строчке число, модуль которого больше;

 в) назовите в каждой строчке знак числа, модуль которого больше.

  • Вычислить,  подтверждая действие правилом (Слайд 4)

 -15+ (-23)     -41+(-32)       -2,6+(-8,7)      0+(-12,3)

-6 + 8 ;     10 +(- 14);          -8 +11

-456+ 287

Удобно складывать числа -456 и  287 по координатной прямой?

.

Как же нам быть в подобных случаях?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Правильно.(слайд 5)

Откройте тетради и запишите тему урока «Сложение чисел с разными знаками»

Чем мы будем заниматься на уроке? Значит, какую цель вы определите для себя на данном уроке?

Если вы четко понимаете, чем вы должны будете заниматься на уроке, поставьте в лист самооценки 2 балла, если вы в чем - то сомневаетесь, поставьте 1 балл, если не поняли цели и задач урока – 0. Оцените одноклассника, записанного в вашем листе, если он принимал участие в определении темы, или цели и задач урока-1 балл, если нет -0 баллов..

  • Положительные, отрицательные., ноль;

дробные, целые.

  • Сравнивать, находить модуль, складывать
  • Отвечают на вопросы.

 

  • Складывают отрицательные числа, проговаривают правило
  • Складывают с помощью координатной прямой, правило проговорить не могут, последний пример выполнить не могут.

Сделают вывод, что с помощью координатной прямой не все числа удобно складывать

  • Найти правило, которое нам поможет.
  • формулируют тему.
  • Познакомимся с правилом сложения чисел с разными знаками, научимся складывать числа с разными знаками.
  • Записывают тему урока.
  • Оценивают себя  и одного одноклассника .

3. Планирование действий по достижению цели. Фронтальная работа

Ребята, как легче справиться с какой-то проблемой в одиночку или сообща?  Какими качествами должен обладать ваш товарищ, с которым  вам захотелось бы поработать  над решением проблемы?  как достичь цели, что для этого будем делать?

Продолжаем оценивать себя и товарища согласно критериям, указанным в листе самооценки.

  • Сообща.
  • Дети перечисляют: умный, добрый, находчивый…
  • Можно найти в учебнике, в интернете,…
  • Оценивают себя  и одного одноклассника.

4. Изучение нового материала

Молодцы.  Сейчас вы будете исследователями и самостоятельно сделаете открытие, выведя правило сложения чисел с разными знаками.

Выполните лабораторно - практическую работу в парах, сделайте вывод, ответив на поставленные вопросы, попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками.

 Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника, записанную после правила сложения чисел с разными знаками).

Поработайте в четверках, проговорите правило друг другу, предложите свои примеры другой паре, проверьте правильность решения. Поставьте баллы в лист самооценки.

  • Выполняют лабораторно – практическую работу в парах, делают выводы.
  • Работают в четверках, сравнивают формулировки,  решают примеры товарищей, оценивают.

      5. Первичное осмысление и закрепление знаний.

Давайте вернемся к примеру     -456+ 287

Ребята, один учащийся решал примеры и попросил меня проверить, все ли верно он сделал? Вы поможете мне это сделать?  Поработайте в четверках по два примера для каждой группы. Выберите, кто будет выступать от группы.

(Слайд 6)

-12+5=7                      34+(-49)=-15                -11+18=7                                                      47+(-35)=8                   -53+19=-35                -41+32=-9

Не забывайте про самооценку.

  • проговаривают правило, решают пример.
  • ищут ошибки в примерах, объясняют их, выдвигают выступающего от группы, которые выступает у доски.
  • Выставляют баллы.

        6. Закрепление полученных знаний.

Работа по учебнику: выполнить № 1066 у доски и в тетрадях.

Обучающая самостоятельная работа. с последующей самопроверкой  (индивидуальная работа)   (слайд 5)

1. Определите знак суммы:

 а) (-12) + (-7);     в) (+15) + (-8);       д) (-24) + (+19);        ж) (+3,7) + (-8,4);

б)(-8) + (+3);      г) (-6)+ (-11);       е) (+53) + (-35);        з) (-245) + (+300).

Ответы: а) –; б) –; в) +; г) –; д) –; е) +; ж) –; з) +.

2. Выполните действия:                            Ответы:

 а)-19 + 40                                                               1)59;   2)-59;   3)-21;  4)21.

 б)-3,4 + 5,7                                                            1)2,3;   2)-2,3;  3)9,1;  4)-9,1.

 в)   -5,6 + (-3,5 + 5,6).                                               1)3,5;      2)2,5;    3)-3,5;   4)-2,5.

3.Найдите сумму всех целых чисел,

расположенных между числами  -5,6 и 3,5.

.                                                                    1)3;        2)-11;    3)-9;       4)-15.

  • Учащиеся по порядку выходят к доске,  решают примеры, проговаривая правило.
  • Выполняют самостоятельную работу, оценивают себя, сравнивая с решением на слайде, проводят самооценку.

        7. «Творческое применение  знаний»        Работа в группах. (слайд 7)

Найдите наиболее удобный способ решения.

- 4,8 +3,4 +2,6 -7 ⅔ - 3,4 + 4,8 + 2⅔ - 1

  • Выполняют задание в группах.
  • Проводят самооценку.

      8. Домашнее задание.  (Слайд 8)

Вы можете записать  домашнее задание на выбор не менее двух номеров:

П.33 выучить правило.

  №1081(а-е), 1083(а,б), задача 1085 и по желанию найти в интернете когда и кем были придуманы отрицательные числа.

Оцените выбор домашней работы: 4 балла –выбрали все; 3 балла- выбрали 3 задания из 4, 2 балла – выбрали 2 номера.

  • Выбирают и записывают домашнюю работу.
  • Оценивают свой выбор домашней работы.

      9. Рефлексия. В течении всего урока вы заполняли лист самооценки, посчитайте количество баллов и выставьте себе оценку за урок и оцените пожалуйста своего одноклассника словесно. Послушаем  вашу оценку товарища, а остальные сравнивают свою оценку с оценкой одноклассника. Постарайтесь объяснить свое оценивание.

Какую цель мы поставили в начале урока? Достигли ли вы цели?

Ребята, если вы хорошо усвоили тему урока, достигли цели урока, поднимите зеленую сигнальную карту, Если остались непонятными какие-то моменты -желтую сигнальную карту, вообще не усвоили тему, красную сигнальную карту.

  • Самооценка.  Выступают с оценкой одноклассника.
  • Показывают с помощью сигнальных карт степень усвоения материала.

Приложение 2.

Лабораторно-практическая работа в парах

Тема: «Сложение чисел с разными знаками»

Задача: Вывести правило сложения чисел с разными знаками.

Ход работы: начертите координатную прямую.

 С помощью координатной прямой выполните сложение чисел:                                                                                                                                         Заполните таблицу:  

Пример

Сравнить

Знак суммы

Ответ

-5 + 3=

|-5|       |3|

7 + ( -3 )=

|7|         |-3|

-4 + 6 =

|-4|        |6|

-9 +10=

|-9|        |10|

-8 + 3=

|-8|        |3|

 Обратите внимание на знак ответов. Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками  какой знак может получиться?  

________________________________________________________________________________________________________________                                                                  

 С каким из знаков слагаемых совпадает знак ответа?______________________________________________________________________

 Что можно сказать о модуле этого слагаемого по сравнению с модулем другого слагаемого? Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками , получается  знак числа модуль которого_________________________________              

 Обратите внимание на модуль ответа. Как он связан с модулями слагаемых?

 Сделайте вывод: при сложении чисел с разными знаками модуль ответа равен __________________________________________________.

 Основываясь на полученных выводах ,не используя координатную прямую, сложите числа:

 36 +(-33)=

 -92 + 12=

 15 + (-18)=

 -44 +56=

Попробуйте сформулировать правило сложения чисел с разными знаками: Чтобы сложить два числа с разными знаками надо:

 1) из ________ модуля слагаемых ________ ________ ;

 2) поставить перед полученным числом ________ того слагаемого, ________ которого ________ .

 Проверьте себя по учебнику на стр.180. (обрати внимание на рекомендацию авторов учебника , записанную после правила сложения чисел с разными знаками).

Приложение 1                                                                  Лист самооценки.

№ п/п

Деятельность учащегося

Критерии самооценки

Самооценка

Критерии оценки одноклассника

Оценка одноклассника (Ф. И.)

1

Формулировка темы урока, цели  и задач урока

Ясам смог определить тему, цель и задачиурока-2 балла.

Я смог определить только тему урока 1 балл.

Я не смог определить тему, цель и задачи урока - 0 баллов.

Принимал участие в определении  темы урока, цели урока, или задач урока - 1 балл.

Не принимал участие в определении  темы урока, цели урока, или задач урока 0 баллов.

2

Что я буду делать для достижения цели.

Я сам определил, как достичь цели урока 1балл.

Я не смог определить, как достичь цели урока – 0 баллов.

Принимал участие в планировании  действий для достижения цели урока - 1 балл.

Не принимал участие в планировании  действий для достижения цели урока 0 баллов.

3

Выполнение лабораторно - практической работы в паре.

 Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.

Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.

4

Работа в группе по закреплению правила .

роверка правильности решения примеров

 Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.

Участвовал в работе группы – 1 балл.

Не участвовал в работе группы – 0 балл.

5

Выполнение № 1066

Сделал все примеры сам 2 балла.

Сделал больше половины сам – 1 балл

Сделал меньше половины сам- 0 баллов.

Справился у доски с заданием 1 балл.

Не справился у доски с заданием 0 баллов.

6

Выполнение самостоятельной работы

За каждый правильно решенный пример -1 балл

Не оценивается

7

Выполнение творческого задания (работа в группе)

Нашел удобный способ решения 1 балл.

Не нашел удобного способа решения 0 баллов.

Нашел удобный способ решения 1 балл.

Не нашел удобного способа решения 0 баллов.

8

Выбор домашнего задания

4 балла –выбрали все задания; 3 балла- выбрали 3 задания из 4, 2 балла – выбрали только  2 номера.

Не оценивается

Поставьте себе оценку:

если вы набрали 9-11 баллов  -  «5»

6 – 8 баллов – «4»

3 – 5 баллов – «»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок в 6 классе по теме "Сложение чисел с разными знаками"

Урок и презентация к уроку по теме "Сложение чисел с разными знаками". В основе --  метод проблемного обучения....

Сложение чисел с разными знаками / Конспект открытого урока

Конспект открытого урокаУчителя математики Мокшиной Е.В.Предмет: Математика.Класс: 6.Тема урока: «Сложение чисел с разными знаками».Тип урока: урок изучения нового материала.Цель:Образовательные...

Открытый урок "Сложение чисел с разными знаками"

Презентация к открытому уроку "Сложение чисел с разными знаками" математика 6 класс...

Методическая разработка открытого урока по математике по теме "Сложение чисел с разными знаками" для 6 класса

Цель открытого урока по математике по теме "Сложение чисел с разными знаками" для 6 класса - формирование у учащихся навыков оперирования алгоритмом сложения чисел с разными знаками.Учебник: Математик...

открытый урок по математике "Сложение чисел с разными знаками" 6 класс. Учитель Сотпа Дарья Саарымбууевна

    Одним из важных условий достижения целей урока математики является развитие мыслительной деятельности учащихся.. Наглядным примером этому служат урок  Сотпа Дарьи Сарымбуевны...

Открытый урок математики для 6 класса по теме: " Сложение и вычитание чисел с разными знаками"

Данный открытый урок был разработан для передачи опыта на 5 межшкольной научной сессии " Развитие образовательной среды" в марте 2015 года. Это урок открытия новых знаний и первичного закрепления...