Современный урок-2017г
статья по математике по теме

Близнецова Наталья Александровна

 Основные особенности современного урока и условия его успешного проведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovr_urok.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное   общеобразовательное учреждение  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  «Кокшинская общеобразовательная   школа – интернат »

             

                                                                       

                                                           Составитель     Близнецова Н.А.

                                                        Учитель математики высшей категории

                                                                                      ноябрь 2017

Цель: определить основные особенности современного урока и условия его успешного проведени

   Ситуация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим, привычным, каждый элемент которого регламентирован, с точным объёмом учебного материала, постоянными ритуалами и правилами.

    Современный урок - это урок свободный, характеристики которого рождаются по велению времени и благодаря усилиям педагога.

   Сегодня этот урок малоизучен, его технологии только апробируются.

Почему же появилась необходимость нового урока, новых технологий, нового подхода к ученику и содержанию обучения?

   Тема эта стоит всё острее, т.к. меняются требования общества к жизни, к себе, к учителю, смещаются приоритетные ценности, т.е. всё то, от чего зависит будущее этого самого общества.

    «Учитель есть самая сущность школы и без учителя никакая школа немыслима, учитель должен быть создан для школы.

    Учитель и его инструмент – урок – вот основа старой и новой концепции школы. Именно в наши руки отдан великий инструмент обучения – урок.

Учитель должен помнить «…что он делает великое дело, которое нельзя делать с небрежением» -написал ещё в XIX веке К.П. Победоносцев

    Сегодня современный урок имеет несколько иные приоритеты в своих признаках, целях и задачах, потому что у общества иные требования к ученику.

    Сегодня от выпускника школы ожидают не только умения адаптироваться к реальности, но и осуществлять свои собственные замыслы.

    В связи с этим во главу угла на уроке встаёт индивидуальность ученика, осмысленность и осознанность его действия на уроке, наличие равенства учителя и ученика. И даже больше - главным на уроке стал ученик, а учитель только организатор его процесса познания. Сегодня наша задача не вложить любыми способами учебный материал в голову ученика, а научить его находить знания, выработать у него устойчивую мотивацию на приобретение знаний, навыков и умений.

    И всё-таки - урок – это такая форма организации процесса обучения, в которой получение информации является главным. Практически все наши методики нацелены на усвоение содержания обучения. Но усваивается только то, чем ученик овладевает как субъект (делатель) учебной деятельности, действуя осмысленно и осознанно.

   А значит, ученик должен каждый урок понимать, что он будет делать и зачем ему это надо.

   Заставить ученика учиться можно лишь тогда, когда он начинает понимать, для чего он учится: в этом смысле настоящее учение состоит в том, что ученик приводится к знанию. Для этого добрый учитель обращается к двум душевным качествам, на которых утверждается любое знание: к любознательности и к наблюдательности.

Повторюсь, поскольку сейчас ученик стал субъектом урока крайне важна осознанность его действий.

   Осознанность действий начинается на уроке с этапа выбора целей.

   А поэтому ученику лучше проявить инициативу уже при определении целей и задач урока, плана действий на уроке.

   К сожалению, сейчас ценности в содержании образования уходят на дальний план и очень часто оказываются оторваны от системы жизненных ценностей. А ученик в нашем понимании просто обязан их усваивать и считать важным то, что таковым для него не является.

   Очень часто мы на уроке говорим «вы должны», «вы обязаны». Вам необходимо,… а это воспринимается как посягательство на личность и вызывает сопротивление.

   Учителям предлагается определить причины нежелания учиться и пути преодоления их

   Выводы:

Отсюда же и другая беда… Желающих учиться с каждым годом становится всё меньше. По данным психологов , среди поступающих в школу только 50% хотят учиться, а к новому году мы теряем ещё 20% желающих. Почему не хотят? Мы скажем:

Перегрузка

Телевидение

Неинтересно… Можно допустить ещё одно предположение: не хотят учиться так, как мы предлагаем…

Что же делать?

Сделать учебную ситуацию мотивированной, т.е. надо минимизировать основные причины нежелания учиться и активизировать желание учиться.

Почему современный ученик не хочет учиться?

Перегрузка – одна из самых важных причин нежелания учиться: и действительно

объем информации всё возрастает.

Парадокс в том, что никто и никогда не подсчитывал: а достаточно ли отведённого по учебному плану времени для усвоения заданного в учебнике материала?

Последние расчёты показали чудовищную перегрузку почти по всем предметам.

И ученику остается только защищаться и он защищается как может: списывает, обманывает, быстро забывает, просто не учит – это всё формы защиты. Да мы ещё по нескольку параграфов задаем от старания… Важную роль в желании учиться играет:

1.физиологическая безопасность: проветренный класс

хорошее освещение

достаточная

кубатура

сытость

выспавшиеся

здоровые

2. психологическая безопасность: потребность в принятии

уменьшение страха и стресса

По данным исследований, у 60% учащихся ведущим мотивом прихода в школу является мотив страха. Ребята учатся не потому, что хотят учиться, а во избежание множества неприятностей. Много страхов из-за неудовлетворительной оценки. И здесь поможет технология положительной обратной связи. При оценке знаний + - - -+

Другой наш бич – инфантильность детей.

Эрозия внимания, хроническая рассеянность и гиперактивность – всё это проявление определённой инфантильности сегодняшних детей.

Циклы внимания представляют последовательность: 90-110 минут активной деятельности, 10-20 минут снижение внимания. Бесполезно нагружать класс, если большинство учащихся на минимуме внимания, особенно на уроках повторения, обобщения, закрепления.

Задания учителям: определить основные особенности урока, которые необходимо учитывать при его подготовке

Выводы:

Что же делать? Всеми доступными способами поддерживать внимание ученика.

Для поддержания внимания мотивированными должны быть все действия учащихся на уроке, соблюдение принципа контрастности… в звуках, движениях. эмоциях…

Отсутствие мотивов учения приводит к равнодушию ученика на уроке, полному отсутствию внимания…

Охотнее всего мы делаем то, к чему чувствуем свою готовность, это нормальное человеческое чувство – проявить себя в том, к чему мы чувствуем себя готовыми. Утверждают, что есть такие виды деятельности, которые учащийся вообще никогда не сможет усвоить (творческие, спортивные действия.)

Учёные считают, в ходе учебного процесса в мозгу учащегося происходит интуитивное сопоставление его возможностей и требований учебного предмета. В случае положительного для себя сигнала возникает потребность учения и работает учебная мотивация. В случае отрицательного сигнала учащийся стремится избежать изучения данного предмета, предвосхищая возможность неприятных ощущений. Таким образом

на уроке материал должен быть построен так, чтобы удовлетворять разные виды восприятия:

кинестетики,

визуалы, разным видам способностей:

рациональные

эмоциональные

интуитивные

деятельностные

Главной задачей обновляющейся современной школы является не столько приобретение прочных базовых знаний, сколько обучение механизмам самоорганизации собственной деятельности, поиску и добыванию знаний. Без мотивации действий мы не сможем добиться нужного результата, а психологи всё чаще говорят о Мотивационном кризисе.

Почему? Колоссальная избыточность материала

Отсутствие уверенности в собственной психологической безопасности

Есть «кнут», мало «пряников»

В классе сидят дети с разными способностями

Сегодня учитель вынужден значительное время уделять пробуждению желания познавать. В условиях избыточной информации, когда у детей начинают действовать механизмы защиты по отношению к учебному материалу, в котором конкретной пользы для себя они не видят, нам необходимо научиться убеждать ребят в актуальности и полезности предлагаемого учебного материала. Как это сделать?

Задание: определить способы убеждения актуальности знаний по предмету

При подготовке к уроку необходимо понимать, что показать актуальность и важность знаний можно следующими способами:

возбудить интерес

пробудить желание

побудить к действию

придумать изюминку урока

урок должен удивлять

Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход.

Инициативная активность

Сегодня обычно грустно шутят, что у учащихся есть один выбор: быть или не быть… физически на уроке. Прийти в школу, донести своё бренное тело до парты, порадовать коллектив своим присутствием или остаться дома и порадовать самого себя.

Главное здесь – создание условий для свободных, самостоятельных, ответственных и инициативных действий учащихся: Надо давать возможность проявлять :

-быстроту, гибкость переключения с одного способа действий на другой

-способность действовать с полной затратой усилий

-способность доводить начатое до конца

-способность удерживать отдаленную цель

 Как это сделать?:

-соревнование

-игра

-проблемность

-смена деятельности

-парадоксальность заданий

Юмор

Физминутки

Соблюдение принципа контрастности

Поощрение

Обращение к личному жизненному опыту

Дифференциация материала и способов действия в соответствии со способностями учащихся.

Сегодня от выпускника школы ожидают не только умения адаптироваться к реальности, но и осуществлять свои собственные замыслы, быть автором своей жизни. И способствовать этому должен урок… А вот тут масса возможностей для творчества учителя…

Что же является основой, базой проектирования современного учебного процесса и как его составляющей – урока?

Основные компоненты урока:

1.содержательно-целевой Что и зачем?

2.организационно-практический Как?

3.контрольно-оценочный Что в итоге?

Цель – это результат, к которому надо прийти, усвоение знаний, умений, навыков. Если учитель ставит перед собой цель урока, не посвящая в неё учеников, он превращает их в материал. Средство достижения своих целей , а они не всегда совпадают с целями учеников.

Как?

Методов и форм работы очень много и мы их используем. Важно другое… Необходимо максимальное разнообразие заданий, видов деятельности, средств, источников, даже языка представления (научный, графический, символический, образный и т.д.)

Необходимо, чтобы каждый имел возможность высказаться, используя разные формы предъявления наработанного: озвучивание, афиширование, акцентирование, репортаж, информация о сделанной работе… Использовать надо всё, что помогает не упустить главное, интересное на уроке.

Как победить негативное отношение ученика перед отметкой?

Что в итоге? 60% учеников испытывают страх перед отметкой.

Отметка – количественное выражение оценки усилий и результата деятельности человека в балл, в которых зафиксирован достигнутый им уровень по отношению к стандарту. Оценка – качественная словесная характеристика, комментарий о том, что удалось, а что – нет.

Оценка…для чего? Не только ведь для наказания или поощрения… А для

-диагностики

-констатации

-стимулирования а также функция

-регулятивная (воспитательный процесс со стороны родителей)

Нужно отметить, что молчаливая цифра мало что может сказать родителям, однако может вызвать гневную реакцию, если не соответствует их ожиданиям.

Поэтому - самое важное сейчас - самооценка учащихся…

Как её организовать?

-взаимоконтроль, взаимопроверка, взаимооценка

-самостоятельный выбор заданий по уровню сложности

-сопоставление индивидуальных ответов

-работа под копирку

-работа без ошибок, но с отметкой

-работа без отметки, но с ошибками

-работа без отметки и без ошибок, только с пометами учителя

-комментарий учащихся

-«чистая доска» - всё, что надо запомнить, написано на доске. По мере работы стирается часть материала, а устно восстанавливаются пустоты.

-выбор вопроса

-договор в начале четверти с заявкой на итоговую оценку.

Заключение:

Какой бы предмет или предметы ни изучали ученики, настоящей проверкой завтрашней системы образования станет её способность увлечь учеников процессом обучения и сделать его исключительно радостным для них… это подразумевает, что каждый учащийся обретёт ту уверенность в себе, которая необходима для духовного роста и развития личности.

Приложение 1

Одной группе учителей дается задание проанализировать анкеты учащихся, ответы на которые получены при предварительном анкетировании учащихся.

Анализ анкетирования учащихся

Что надо сделать, чтобы повысить эффективность урока?

Тема урока должна объявляться в интересной форме

Доносить значимость материала, вырабатывать веру в эту значимость

Учащиеся должны понимать, о чём идёт речь

Использовать интересные примеры для понимания

Более живо и творчески давать материал, более тщательно объяснять

Материал давать чётко организованным ( в таблицах и схемах)

Давать интересный дополнительный материал

Обращаться к опыту учеников, современной жизни

БОЛЬШЕ ДЕЛА, МЕНЬШЕ СЛОВ

свободное обсуждение материала, свобода разговора

больше интересных и творческих заданий, дискуссий, видеофильмов, презентаций, проектов

использовать мультимедиа, интерактивную доску

меньше самостоятельных работ

Учитель должен быть другом ученика, понимать его

язык должен быть понятным, более простым

учитель должен быть небезразличен к уроку

уделять больше внимания ученикам, понимать их

всем одинаковое внимание

устранить страх перед оценкой

Более радостная атмосфера на уроке

Честно ставить оценки, а не за то, что ребёнок симпатичен

Не «нудеть», не монотонная речь

Прерывать урок шутками

P.S.

Сменить учителя

Чаще приглашать администрацию

Самоанализ урока

Тема урока:

(использование содержания домашней работы для определения темы, использование результатов подведения итогов предыдущих уроков, создание условий для возникновения потребности включения в учебный процесс)

Каково место урока в разделе, курсе? Как он связан с предыдущим материалом, на что опирается?

Какие задачи ставились и решались на уроке, почему?

 –ставятся учебные задачи, требующие осмысления,

объяснения, доказательства

Почему избрана именно такая структура урока?

-рациональное использование времени, чёткая организация урока

-потери времени с точки зрения разумности

-занятость учащихся в течение всего урока

Почему был сделан акцент именно на данном содержании:

-связь с современной жизнью, опытом учащихся

-осуществляются межпредметные связи

-способствует развитию интеллектуальных, нравственных способностей,

выбрано именно такое сочетание методов, средств, форм обучения:

-соответствует содержанию материала, целям урока

-способствует развитию логичности мышления, наблюдательности

Осуществлялся ли дифференцированный подход к учащимся?

-учитель применяет способ индивидуализации и дифференциации заданий учащимся в зависимости от их индивидуальных особенностей

Как осуществлялось управление учебной деятельностью учащихся (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками)?

-активная работа с одним учеником,

-использование методических приёмов, позволяющих индивидуально работать с большинством учащихся

Какие условия созданы для проведения урока (учебно-материальные, психологические, эстетические, гигиенические, временные)?

9.Были ли отклонения от этого плана в ходе урока, если да, то почему?

10.Удалось ли решить поставленные задачи урока и избежать перегрузки

учащихся? Самооценка урока.

11.Каковы причины неудач и недостатков урока?

Какие выводы из результатов урока необходимо сделать?

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста в сфере обслуживания.

В современной сфере обслуживания отведенная роль значению английского языка становится очевидной. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые в первую очередь сталкиваются с предста...

Урок по обществознанию в 8 классе. Тема: Современный мир. Глобальные проблемы современности

Человечество вступило в новую эпоху своего развития. Сегодня на уроке мы рассмотрим разнообразие современного мира людей, а также важные проблемы  стоящие перед обществом.В современных условиях о...

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения)

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения"...