Технологическая карта занятия элективного курса «Математика в экономике» 11 класс.
план-конспект урока по математике (11 класс) по теме

Хохлова Елена Михайловна

Тема занятия:  «Налоговые вычеты или как вернуть деньги в семейный бюджет»

Цель урока: Формирование у учащихся необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon nalogovye_vychety.ppt2.43 МБ
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc68 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Требовать уничтожения налогов значило бы требовать уничтожения самого общества. Государство ничего не сможет сделать для граждан, если граждане ничего не сделают для государства».

Слайд 2

Федеральные Региональные Местные

Слайд 3

Бюджет

Слайд 4

Основные налоги, которые уплачивают граждане России Налог на доходы физических лиц (НДФЛ); транспортный налог; земельный налог; налог на имущество физических лиц.

Слайд 5

Решение кейса Определите налоговую базу по налогу на доходы физических лиц за налоговый период. Заработная плата Игоря составляла с января по май включительно 20 000руб. в месяц. С июня по декабрь Игорь получал заработную плату 30 000 руб. Решение: 20 000×5+30 000×7=310 000 руб. Определите сумму транспортного налога . Петр купил и поставил на учет 25 января 2016г. автомобиль с мощностью двигателя 150 л.с., а 25 августа 2016г. он продал свой автомобиль. Ставка транспортного налога установлена 17,5%. Решение: (150×17,5×8):12=1750 руб.

Слайд 7

Налоговые вычеты - сумма, на которую уменьшается налоговая база по подоходному налогу в определенных законом случаях. Виды налоговых вычетов: 1) стандартные налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ); 2) социальными налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ); 3) профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ); 4) имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ);

Слайд 8

Имущественный налоговый вычет - сумма, на которую уменьшается налоговая база по подоходному налогу, если налогоплательщик продал имущество(жилье, автомобиль), купил или осуществил строительство объекта недвижимости. Как определить размер имущественного налогового вычета? Куда обращаться за получением имущественного налогового вычета? Сколько раз можно воспользоваться имущественным налоговым вычетом?

Слайд 9

Решение кейса В 2017г. Екатерина купила квартиру за 2 000 000 руб. Заработная плата Екатерины составляла в 2017г. 50 000 руб. в месяц. Вопрос 1. Какую сумму налога на доходы физических лиц Екатерина заплатила в 2017г.? Вопрос 2. Какова общая сумма налоговой экономии в случае оформления имущественного налогового вычета? Вопрос 3. Какую сумму уплаченного налога на доходы физических лиц Екатерина сможет вернуть за 2017г.? Решение: 50 000×12мес.×13% = 78 000 руб. 2. 2 000 000×13%=260 000 руб. 3. Екатерина сможет вернуть налог в пределах уплаченной суммы налога, т.е. 78 000 руб., остальные 182 000 руб. сможет вернуть в следующие годы.

Слайд 10

Налоговые вычеты - сумма, на которую уменьшается налоговая база по подоходному налогу в определенных законом случаях. Виды налоговых вычетов: 1) стандартные налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ); 2) социальными налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ); 3) профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ); 4) имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ);

Слайд 11

Налоги для государства то же, что паруса для корабля. «» 2 « Налоги для государства - то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы держать его всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его».



Предварительный просмотр:

Технологическая  карта занятия по теме: «Налоговые вычеты или как вернуть деньги в семейный бюджет»

     элективного  курса  «Математика в экономике» в 11 классе (социально-экономический профиль).

Хохлова Е.М, учитель математики МАОУ «Гимназия» г. Полярный, Мурманская область.

Цель урока: Формирование у учащихся необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Задачи:

Предметные:

-актуализация опорных знаний;

-перенос знаний в новые условия.

Метапредметные

а) познавательные:

-   способствовать развитию компетентности старшеклассников в области политологии;

- способствовать развитию у учащихся компетенций сравнения, группировки, анализа и синтеза;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием предложенных возможностей интернета, текстов, газет и т. д.

б) регулятивные:

- содействовать развитию у учащихся умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

в) коммуникативные:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства, для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

Личностные:

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- воспитание приверженности к демократическим ценностям;

Базовые  понятия темы: налоги,  ставка налога, объе́кт нало́гообложе́ния, налоговая база, нало́говый пери́од, налоговая льгота, налоговый вычет, транспортный налог, земельный налог, подоходный налог, налог на имущество.

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков.

Оборудование: компьютер учителя, видеоматериал, словарь урока, раздаточный материал,  тетради.

УМК: Ю.Брехова, А.Алмосов,  Д.Завьялов . «Финансовая грамотность». Инновационные материалы для проведения апробации учебного курса по финансовой грамотности в образовательных организациях(среднее общее образование) Москва, Витапресс,2014г.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД, сформированные деятельностью учителя и ученика

I.Организационный этап.

Приветствие учащихся.

Приветствие учителя, друг друга.

Личностные УУД: Проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.

II. Актуализация знаний.

1.Индивидуальная работа.

III. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Постановка целей и задач.

1.Фронтальная работа

2.Групповая работа с неадаптированным текстом

3.Групповая письменная работа.

4. Домашнее задание

Начать наш сегодняшний разговор я хочу с цитаты.(Сл.2).

В современной России налоговые правоотношения регулирует Налоговый Кодекс.(Сл.3)

В России существует 3 уровня налогов(Сл.4)

Кто платит налоги в нашей стране и зачем нужно платить налоги?( Сл.5)

Основные виды налогов, которые уплачивают граждане Россиии.(Сл.6)

Решение кейса  №1(Сл.7)

Определите налоговую базу по налогу на доходы физических лиц за налоговый период. Заработная плата Игоря составляла с января по май включительно 20 000руб. в месяц. С июня по декабрь Игорь получал заработную плату 30 000 руб.

               Решение:

20 000×5+30 000×7=310 000 руб

Определите сумму транспортного налога.

Петр купил и поставил на учет 25 января 2016г. автомобиль с мощностью двигателя 150 л.с., а 25 августа 2016г. он  продал свой автомобиль. Ставка транспортного налога  установлена 17,5%.  Решение:

(150×17,5×8):12=1750 руб.

Внимание на экран (Сл.8)

С каким вопросом обратилась девушка к налоговому инспектору? (Сл.9)

А вам понятна суть вопроса? Какие налоговые термины прозвучали сейчас с экрана? Что вы о них знаете?

Какое понятие для вас оказалось новым?

Что бы оно могло означать?

Подберите однокоренное слово. Верно, «вычитание», далее рассуждаем логически: вычитание- уменьшение. Возникает вопрос: «Чего и на сколько?»

Записываем тему занятия в тетрадь.(Сл.10)

Налоговое законодательство дает четкое определение этому термину.(Сл.11).

Возникает новый вопросы:

  1. Какие бывают виды вычетов?
  2. Кто может на них претендовать?
  3. Каков их размер? ( Сл.11)

Для того чтобы ответить на все эти и последующие вопросы прошу вас обратиться к дополнительным материалам, которые лежат перед вами на столах.

Предметно мы будем говорить о четырех из определенным законом  налоговых вычетах. Начнем с последнего. Имущественный налоговой вычет.(Сл.12)

1.Как определить размер имущественного налогового вычета?

2.Куда обращаться за получением имущественного налогового вычета?

3.Сколько раз можно воспользоваться имущественным налоговым вычетом?

Переходим к решению кейса №2 (Сл.13)

В 2017г. Екатерина купила квартиру за 2 000 000 руб.

Заработная плата Екатерины составляла в 2017г. 50 000 руб.

в месяц.

Вопрос 1. Какую сумму налога на доходы физических лиц Екатерина  заплатила в 2017г.?

Вопрос 2.  Какова общая сумма налоговой экономии в случае оформления имущественного налогового вычета?

Вопрос 3. Какую сумму уплаченного налога на доходы физических лиц Екатерина  сможет вернуть за 2017г.?       Решение:

1.50 000×12мес.×13%= 78 000 руб.

2. 2 000 000×13%=260 000 руб.

3. Екатерина сможет вернуть налог в пределах уплаченной суммы налога, т.е. 78 000 руб., остальные 182 000 руб.  сможет вернуть в следующие годы.

Ребята, сегодня мы начали с вами разговор о налоговых вычетах. Познакомились подробно с имущественным вычетом. Для того чтобы на следующем занятии мы могли с вами вести предметный разговор и решать задачи, я прошу вас поработать самостоятельно дома с документами и изучить остальные вопросы.(Сл.14)

Великая императрица, Екатерина II. Великая женщина. Канцлер императрицы Никита Иванович Панин писал: « Ни одна пушка в Европе  не выстрелит без позволения России. Никогда еще за всю  свою историю Государство Российское не достигало такого могущества. А произошло это потому, что Екатерине II удалось привести в порядок налоговую систему страны. Завершить  наше занятие я снова хочу цитатой.(Сл.15).

Будьте достойными гражданами нашей Великой страны!

Благодарю за работу.

Просматривают высказывания на слайде презентации и отвечают на вопросы учителя.

Решают в тетради  задачи кейса №1.

Проверяют ответы, обсуждают решение задач. Разбирают с учителем возможные затруднения.

Просматривают видео сюжет. Отвечают на вопросы учителя  и обобщают полученные знания. Выделяют из текста сюжета слово «вычеты».

Формулируют гипотезу: «Вычеты- это некоторая сумма, на которую может быть уменьшена налоговая база».

Определяют тему, цель и задачи занятия.

Записывают в тетрадь: «Налоговые вычеты или как вернуть деньги в семейный бюджет».

Просматривают высказывания на слайде презентации и отвечают на вопросы учителя.

Изучают  выдержки из текста налоговых документов, делают необходимые записи в тетрадях:

1)Налоговые вычеты- сумма, на которую уменьшается налоговая база по подоходному налогу в определенных законом случаях.

2) Претендовать на налоговые вычеты может гражданин РФ, если он получает доходы, облагаемые по ставке 13%.

3)Посредством налоговых вычетов можно уменьшить размер взимаемого налога или частично вернуть ранее уплаченные налоги в семейный бюджет.

Записывают в тетрадь:

Виды налоговых вычетов:

1) стандартные налоговые вычеты

    (ст. 218 НК РФ);

2) социальными налоговые вычеты

    (ст. 219 НК РФ);

3) профессиональные налоговые  вычеты

   (ст. 221 НК РФ);

4) имущественные налоговые вычеты

    (ст. 220 НК РФ);

 Имущественный налоговый вычет - сумма, на которую уменьшается налоговая база по подоходному налогу, если налогоплательщик продал имущество(жилье, автомобиль), купил или осуществил строительство объекта недвижимости. 

Работают с текстом  документов, отвечают на вопросы, делают необходимые записи в тетрадь,  формируют понятия о вычетах.

 Решают в тетради  задачи кейса №2.

После групповой  работы обсуждают  результаты.

Проверяют ответы, обсуждают решение задач. Разбирают с учителем возможные затруднения.

Просматривают высказывания на слайде презентации  учителя.

Познавательные УУД: выделение нужной информации из высказываний;

актуализация своего жизненного опыта; выделение проблемы.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника;

Умение давать ответы на вопросы.

Познавательные УУД: Умение выделять нужную информацию из текста.

Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы и слушать ответы товарищей.

Регулятивные УУД: умение формулировать свои мысли.

Познавательные УУД: умение ставить и решать проблемы

Коммуникативные УУД: умение договариваться и приходить к общему решению; умение работать в группе

Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность.

Коммуникативные УУД:

Умение полно и точно выражать свою мысль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Математика в экономике"

  Актуальность элективного курса «Математика в экономике» состоит в том, что он дополняет и развивает школьный курс математики, а так же является информационной поддержкой выбранного...

Интегрированный элективный курс "Математика в экономике"

Интегрированный элективный курс "Математика в экономике" предназначен для учащихся девятых классов, а также учащихся десятых-одиннадцатых классов экономического профиля. Курс рассчитан на 34...

Элективный курс "Математика в экономике"

Математика, наука без которой не обходится никакая сфера деятельности человека, в том числе и экономика. Нужно показать детям: как математика будет им помогать в дальнейшей жизни экономить семейный бю...

9 класс. Программа элективного курса "Математика и экономика"

Программа эллективного курса по математике для обучающихся 9 класса "Математика и экономика"...

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности в 6 классе ( "Занимательная математика") " Магические квадраты".

Данное занятие преследует следующие цели: знакомство с историей возникновения "магических" , "волшебных" квадратов; научить составлять квадраты 3-го порядка; развитие наблюдательно...

Рабочая программа элективного курса "Математика в экономике"

Важной составляющей для обучающихся является овладение практическими навыками и умениями применять полученные знания в различных сферах, в том числе и в повседневной жизни, что необходимо для осуществ...