Элективный курс "Математика в экономике"
элективный курс по алгебре (9 класс) на тему

Семёнова Любовь Александровна

Математика, наука без которой не обходится никакая сфера деятельности человека, в том числе и экономика. Нужно показать детям: как математика будет им помогать в дальнейшей жизни экономить семейный бюджет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.programma_elektivnogo_kursa.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Муниципальное образовательное учреждение

«Сумкинская средняя общеобразовательная школа»

Половинского района Курганской области

РАССМОТРЕНО методическим объединением учителей математики

Протокол № _____

от «____» ________ 20___ г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________С.В.Сафронова

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Сумкинская СОШ»

_______ Л.А.Пшеничникова

Приказ № ______

от «____» ________ 20___ г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

элективного курса

«Математика в экономике»

Составитель Л. А. Семенова, учитель математики, информатики высшей квалификационной категории

с. Сумки, 2012 год

        

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе учебных пособий:   Симонов  А.С.  Экономика   на   уроках   математики. – М.: Школа-Пресс,  1999; .  Коршунова  Н.И.,  Плясунов  В.С.  Математика  в  экономике. – М.,  !996.  Рабочая программа разработана на 8 часов из расчета 1 час в месяц.

         Предлагаемый    элективный   курс    предназначен    для    реализации    в   старших классах.      Экономику    можно    назвать     точной   наукой.   Она   оперирует преимущественно     количественно     измеряемыми     величинами    (экономическими показателями)     и   функциональными    или    статистическими    связями    между    ними (расчетными    формулами    и    экономическими    законами).   Математическое   описание  экономических     явлений     естественным    образом     приводит    к    идее    составления школьных     экономико-математических     задач.   Использование     задач     превращает  обучение   в   творческий     процесс,     способствуя    более    глубокому    осмыслению    и   усвоению    материала.   Кроме    того,   задачи   позволяют    проверить    знания    по   всей программе.    

Включение экономических знаний в программы элективных курсов способствует углублению изучения, как самой математики, так и ее экономических приложений. Например, при изучении сложных процентов ученики знакомятся с понятиями банковский процент, кредит, налоги; при изучении темы «Функция» узнают, что такое спрос и  предложение; при изучении темы «Производная» - как получить максимальную прибыль. Помимо этого  задачи по экономике показывают возможность применения математических знаний в  практической жизни.

Цели и задачи обучения:

-   формирование    у    учащихся    представлений    о    математике     как    практическом    инструменте,    помогающем    в    различных    областях    знаний;   о   математическом моделировании,    как    методе    познания    реальной   действительности;

– систематизация    и  углубление   знаний   по   математике,   необходимых   для   решения задач   по   экономике;

–   формирование    умений    применять   математические    знания    для   решения   задач  по  экономике;

–   создание    математической   базы    для     продолжения    образования    в  учебных     заведениях   экономического   профиля.

Общеучебные умения, навыки и способы  деятельности:

Данный курс способствует формированию у учащихся представлений о математическом моделировании как методе познания реальной действительности. Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности – дети учатся анализировать конкретные экономические ситуации, замечать существенное, подмечать общее и делать обобщения, переносить известные приемы в нестандартные ситуации, в том числе и встречающиеся в прессе, находить пути их решения. Происходит развитие не только общеучебных умений учащихся, но и навыков организации элементарной предпринимательской деятельности.

Содержание курса.

  1.  Понятие  математической  модели.

математическое  моделирование  как  метод  познания  действительности; этапы  математического  моделирования  (формализация,  преобразование  модели, интерпретация  полученных  решений);  примеры  математических  моделей.

  1.  Функции  и  графики.  Элементарные  преобразования  графиков  функций.

 определение  и  способы  задания  функций;  линейная  и  квадратичная  функции, их   графики  и  свойства;  прямая  и  обратная  пропорциональность  величин; элементарные  преобразования  графиков  функций  (параллельный перенос, растяжение,  сжатие);  графическое  решение  уравнений,  неравенств,  систем   уравнений.

  1.  Решение  уравнений,  неравенств  и  систем.

основные   методы   решения   уравнений  и  систем;  основные   виды   уравнений и неравенств;   небольшой   практикум   по   решению   уравнений,   систем   и неравенств.

4–5. Графическая  интерпретация  систем  линейных  неравенств. Понятие  линейного

       программирования.

зависимость  между  двумя  переменными;  графическая  иллюстрация  неравенства с  двумя  переменными;  изображение  на  координатной  плоскости  областей, задаваемых  системами  двух  и  более  линейных  неравенств;  построение  более сложных  областей;   задачи,  приводящие  к  линейному  программированию;  основные  методы  линейного  программирования  и   примеры  решения  задач.  

6–7.  Проценты  и  прогрессии.

понятие  процента,  основные  задачи  на  проценты;  арифметическая  и геометрическая    прогрессии  (определение,   формулы   n-го  члена   и   суммы нескольких   членов   прогрессии,  характеристическое   свойство); решение  задач.

  8.     Кривая  производственных  возможностей.  Сравнительное  преимущество.

кривая  производственных  возможностей;  альтернативные  возможности;  закон повышающихся  издержек;  предельная  норма  трансформации;  абсолютное преимущество;  сравнительное  преимущество.

построение  графиков;  элементарные  преобразования  графиков  функций; анализ    функций;  составление  и  решение  уравнений  и  их  систем.

  1.  Спрос,  предложение,  эластичность  спроса  и  предложения.

спрос,   величина  спроса,   закон  спроса,  кривая  спроса;  предложение, величина  предложения,  кривая  предложения;  кривая  безразличия;  точка  равновесия, равновесная  цена,  равновесное  количество  продукта, эластичность  спроса.

прямая  и  обратная  пропорциональность  величин,  процентное  отношение, работа  с  таблицами,  составление  и  решение  уравнений;  построение  графиков  функций  в  одной  системе  координат;  элементарные  преобразования  графиков; определение  наибольшего  значения  функции  на  отрезке.

 10.     Выручка,  издержки,  прибыль,  рентабельность.

постоянные,  переменные,  средние,  предельные,  явные  издержки;  цена, выручка,    прибыль,  убыток,  рентабельность.

 процентное  отношение  величин;  составление  и  решение  уравнений,  неравенств и  систем;   применение  методов  линейного  программирования; построение  графиков  функций;  нахождение  наибольшего  значения  функции на  отрезке.

11.   Банки:  проценты  по  вкладам  и  проценты  за  кредит.

начисление  простых  и  сложных  процентов;  многократное  начисление, процентов   в  течение одного  или  нескольких  лет;  начисление  процентов, при  нецелом    промежутке  времени,  изменяющиеся  процентные  ставки.

процентное  отношение;  арифметическая  и  геометрическая  прогрессии; степень с  действительным  показателем;  число  ℮;  неравенство  Бернулли; показательная   и   логарифмическая   функции;   составление   и   решение  уравнений.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать: 

  • основные законы экономики;
  • основные формулы решения задач по экономике;
  • математические методы решения экономических задач.

Учащиеся должны уметь: 

  • исследовать и анализировать конкретные задачи и ситуации;
  • правильно применять математические методы в решении экономических задач;
  • нахождить алгоритмы оптимального пути решения поставленной задачи;
  • работать в малых группах и руководить ими;
  • работать с тестами.

 Учебно-тематический план.

№ занятия

Тема занятия

1.

Вводное   занятие.  Понятие   математической  модели.

Функции  и  графики. Элементарные  преобразования графиков   функций.

2.

Решение   уравнений,  неравенств   и  систем.

Графическая   интерпретация   систем   линейных

неравенств.

3.

Понятие  о   линейном   программировании.

Проценты.  Основные  задачи  на  проценты.

4.

Арифметическая  и  геометрическая   прогрессии.

5.

Кривая   производственных   возможностей.

Сравнительное  преимущество.

6.

Спрос,  предложение,  эластичность  спроса  и

предложения.

7.

Выручка,  издержки,  прибыль,  рентабельность.

8.

Банки:  проценты  по   вкладам  и  проценты  за  кредит.

ИТОГО

8 часов

Список литературы.

1.  Симонов  А.С.  Экономика   на   уроках   математики. – М.: Школа-Пресс,  1999.

2.  Винокуров  Е.Ф.,  Винокурова  Н.А.  Экономика  в  задачах.  – М.:  Начала-пресс, 1995.

3.  Коршунова  Н.И.,  Плясунов  В.С.  Математика  в  экономике. – М.,  !996.

4.  Вигдорчик  Е.А.  и  др.  Элементарная  математика  в  экономике  и  бизнесе. – М., 1995.

5.  Равичев  С.А.,  Григорьев  С.Э.,  Протасевич  Т.А.,  Свахин  А.С. Сборник  задач  по

     экономике  с  решениями. – М.: МЦЭБО – Вита-Пресс,  2002.

  1.   Дорофеев  Г.В.,  Седова  Е.А.  Процентные  вычисления. – СПб.,  1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Азбука экономики» 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...

Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Прикладная экономика» 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...

Элективный курс по экономике: "Бизнес-курс за школьной партой"

Данный курс является авторской разработкой, имеет практико-ориентированную направленность, расчитан на 17 часов, предназначен для обучающихся 9 классов....

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЭКОНОМИКЕ 8 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОдной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпр...

Программа элективного курса "Домашняя экономика"

Рабочая программа «Домашняя экономика» разработана на основе авторской программы  Новожилова Н.В. «Экономика семьи». Программа рассчитана на 17 учебных ...

Элективный курс по экономике «Основы экономической теории»

Примерная рабочая программа элективного курса  по экономике «Основы экономической теории»....

Программа элективного курса по экономике

Программа предполагает начальное знакомство обучающихся  с российским рынком ценных бумаг, что в определённой степени обеспечит их социальную защищённость и   позволит активно участвова...