конспект урока "Страна тысячи солнц"
план-конспект урока по математике (6 класс)

Наумова Галина Николаевна

Урок по математике по теме "Координатная плоскость".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_strane_tysyachi_solnts.doc166 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Страна тысячи солнц.

Цель урока:  Формировать умения отмечать точки в координатной плоскости по заданным координатам. Повторить упрощение выражений, действия с рациональными числами, решение уравнений. Воспитывать культуру математической речи, культуру записи, поведения. Развивать познавательный интерес к окружающему миру.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Решение упражнений.

Как вечернее небо высится,
От его чёрных глаз не спрятаться!
Лишь фонарное электричество,
На дороги лучами пялится.

Загорятся узоры звёздами,
Облака - кораблями чудятся,
Проплывут небесами грозными,
И фонтаном огней на улицах!

Тёмной ночи приходит царствие,
И походкою тихой, по небу,
Месяц следует беспрепятственно,
Будто к млечному руслу по воду!

Загораются, точно искрами,
Сотни звёзд, берегами дальними!
Что послали свет так немыслимо,
Так незримо веками давними!.. (Дмитрий Румата)

Начну я урок вот с какого вопроса: «Сколько звезд на небе?» На этот вопрос каждый ответит: очень много. Но все же сколько - сто или тысяча? Такой ответ можно услышать часто. В каталоги внесены миллионы звезд. И правда, вид звездного неба создает у нас впечатление бесчисленности звезд. Как сказано у Ломоносова в знаменитом стихотворении: "Открылась бездна, звезд полна, звездам числа нет..." Но в действительности число видимых простым глазом звезд вовсе не так уж велико. Невооруженным глазом в безлунную ясную ночь в северном полушарии видны над горизонтом около 3000 звезд.

Много звезд на небе ясном
За ночь нам не сосчитать
Ну а если серьезно, то в видимой части Вселенной находится 70 секстиллионов звезд. Т.е. цифра семь и еще 22 нуля. Ну, короче, вот так: 70 000 000 000 000 000 000 000. Разумеется, речь идет только о тех звездах, которые можно различить в самые современные телескопы, а на самом деле их количество бесконечно.

Звезд так много, что, кажется, в них ни за что не разберешься! Однако люди давно разобрались в картине звездного неба: известно, где какие звезды находятся, самые яркие звезды имеют свои имена.

 Очень давно, в древности, когда еще не было компаса, люди находили путь по звездам. Звезд на небе очень много, и запомнить их трудно. Поэтому люди разделили звезды на группы. Затем в этих группах они соединили звезды между собой линиями. Так появились на древних картах звездного неба созвездия, иногда похожие на людей, зверей и разных сказочных чудищ. Отсюда и названия созвездий: Лев, Кит, Дракон и др.

Вот и мы с вами попробуем составить свою звездную карту кусочка неба.

Задача 1. (устно)На координатной плоскости точками изображены некоторые звезды одного из созвездий. Но главные, наиболее яркие и видимые звезды, вам придется отыскать и отметить самим. Для этого вычислите вторую координату точки-звезды, если:  

 

1)    х = -6,                                                                2)     х = -3,                                                  3)     х = -2,

       у = 2х + 15;   (...; ...)                                                  у = ׀х׀;   (...; ...)                                            у =  х² / 2;    (...; ...)

 4)    х = 0,                                                                 5)     х = 4,                                                    6)      х = 3,

        у = 3,7х – 4/5 + 0,8;    (...; ...)                                    у = х² -5х + 3;    (...; ...)                                 у =  (1 – х)х / 2;    (...; ...)

7)     х = 0,

         У = 2х³ - 5х² + 7х – 2;  (…; …)

Последовательно соедините полученные точки. Соедините также отрезками:

 точку-звезду №1 с точкой (-1; -5);     №5 с точкой (7; -2);     №7 с началом координат.       Узнали? Как называется это созвездие?   (Большая Медведица, Мицар, Алькор)

Задача 2.  (2+1 учеников у доски выполняют для букв А, Р, М, а для  И - устно) Звезды, которые вы отметили сами, составляют наиболее яркую и видимую часть этого созвездия. Вместе их называют  Ковш Большой Медведицы. Каждая их этих звезд имеет свое название. Разгадайте название одной из них, упростив выражение и заполнив буквами таблицу:  

-2х

А   -(у – х) + (х + у) = ..... ;       Р   8 – 2(4 – 3х) = .....            

И   -х – (-4х) = .....;                   М   -(4у – 3х) + 10(2/5у – 1/2х) = .....

В оставшейся клетке запишите букву «Ц» и дополните выражение знаками действий, чтобы получался данный в таблице ответ:

Ц    -0,2у ... 0.25х ... 1/5у ... 3/4х = .......

Критерии оценивания:

  1.  раскрытие скобок;
  2. приведение подобных слагаемых;
  3. вычислительные навыки;
  4. культура записи;
  5. математическая речь.

Задача 3.   (задание уровня П) Найдите на чертеже эту звезду и напишите ее название, если первая координата

Х = -3,6 * (-1/2)                    (-3; ...)

          -1 +  2/5                      При переводе на русский язык этого названия получится слово «конь».

Критерии оценивания:

  1. вычислительные навыки;
  2. культура записи;
  3. математическая речь;
  4. нахождение точек по заданным координатам;
  5. умение оценивать свою работу.

Задача 4.   (задание уровня П, решают  для Л, Р самостоятельно по вариантам, для О, А одновременно два ученика у доски, Ь - устно) Совсем близко от этой звезды отмечена еще одна точка. Которая изображает звезду. Ее название вы узнаете, решив уравнения:

Л     х : 1,25 = -4;                                     Р    1/3 у = -1,2;                                 Ь     (х² + 1)(х + ¾) = 0;

О     1/6х + 1/3х + 1/2х = 3,6;                 А    х – (3х - 1  1/6) = 2 1/6.

Критерии оценивания:

1. решение уравнений;

2. действия с рациональными числами;

3. вычислительные навыки;

4. математическая речь;

5. культура записи.

В оставшейся клетке таблицы впишите букву К. Закончите запись уравнения так, чтобы его корнем было указанное в таблице число:   К    1/3х – х = ...  (задание уровня П. у доски ученик)

-0,5

-5

-0,75

5

3 3/5

-3,6

Критерии оценивания:

1. нахождение значений выражений;

2. действия с рациональными числами;

3. вычислительные навыки;

4. математическая речь;

5. культура записи.

Если название этой звезды перевести на русский язык, то получится слово «всадник». Итак, «Конь» и «Всадник» или Мицар и Алькор.  По этим двум звездам в старину определяли остроту зрения. Тот, кто видел не только Коня, но и Всадника, мог стать метким стрелком из лука. Мицар и Алькор нам только кажутся близко расположенными. Истинное расстояние между ними 25 * 100 000 000 000 км.  Но кроме Большой Медведицы на небе есть еще и Малая медведица. Найти ее нелегко, потому что в этом созвездии мало ярких звезд. Но именно в этом созвездии находится Полярная звезда. Когда смотришь на Полярную звезду, то север прямо перед тобой, а юг – за спиной. Эта звезда может служить компасом. По одной из сказок в Большую Медведицу могущественная и злая волшебница превратила красивую девушку по имени Каллисто.  А ее служанку злюка превратила в Малую Медведицу. С тех пор служанка все время сопровождает свою госпожу. Поэтому на небе Малая Медведица всегда находится рядом с Большой Медведицей.

  3. Итог урока.

Конечно, кроме этих созвездий существуют и другие. О них сложено много сказок, стихов.

Вот мы с вами и совершили небольшое путешествие в Страну тысячи солнц. Тысячи солнц – звезды, они такие же горячие, как наше Солнце, а многие даже горячее.

 Путешествуя, повторили, как строить точки по заданным координатам; находить координаты точек в координатной плоскости; упрощение рациональных выражений; решение уравнений, узнали что-то новое о звездах – далеких-далеких Солнцах.

На этом наш урок-путешествие закончен. Спасибо.

Ночами тёмными из глубины веков
Мерцают звёзды нам – глаза небесные.
Пленят привычно умников и дураков
Сияньем чистым и нетленной неизвестностью.
Мечтатели самозабвенно смотрят вниз,
Гадая о других цивилизациях.
И вспышки звёзд, что жизнью взорвались
Летят через столетья провокацией…
Какая жизнь родится в их лучах?
Миры какие светом их питаются?
В какую книгу, при невиданных свечах,
Созвездья-символы Творцом вплетаются?
Когда-нибудь, окончив путь земной,
Познаем СВЕТ и ВЕЧНОСТИ ВЕЛИЧИЕ.
Сливаясь со Вселенскою душой
Добудем ЗНАНИЕ, поняв миров отличия…
Ну, а пока… Нетленное сиянье звёзд –
От люда грешного, как тайна сокровенная.
Миры далёкие рисуют нам вопрос,
Мерцая через Вечности мгновения. (Слезкина Ольга)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Большой, как солнце, Балашов" - наш край в творчестве Б. Пастернака"

В 1917 г. Б. Пастернак гостил несколько дней в Балашове, Романовке, Мучкапе. В его книге "Сестра моя - жизнь" есть циклы стихотворений об этих населенных пунктах и времени, проведенном в них. Урок пос...

конспект урока по теме искусство страны восходящего солнца

На уроке  МХК в 10 классе по теме «Искусство Страны Восходящего Солнца» учащиеся знакомятся с культурой Японии, с особенностями архитектуры, скульптуры, садово-паркового дизайна, театрально...

План - конспект урока по теме: М. Пришвин "Кладовая солнца", 6 класс

Первый урок по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца", 6 класс...

КОНСПЕКТ УРОКА "КЛАДОВАЯ СОЛНЦА"-СКАЗКА-БЫЛЬ М.М. ПРИШВИНА"

Будучи агрономом по образованию, Пришвин очень внимательно относился к природе, писал агрономические книги, готовил себя к научной деятельности. Однако впоследствии он становится писателем-путешествен...