конспект урока "Страна тысячи солнц"
план-конспект урока по математике (6 класс)
Урок по математике по теме "Координатная плоскость".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_strane_tysyachi_solnts.doc | 166 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Страна тысячи солнц.
Цель урока: Формировать умения отмечать точки в координатной плоскости по заданным координатам. Повторить упрощение выражений, действия с рациональными числами, решение уравнений. Воспитывать культуру математической речи, культуру записи, поведения. Развивать познавательный интерес к окружающему миру.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Решение упражнений.
Как вечернее небо высится, |
Начну я урок вот с какого вопроса: «Сколько звезд на небе?» На этот вопрос каждый ответит: очень много. Но все же сколько - сто или тысяча? Такой ответ можно услышать часто. В каталоги внесены миллионы звезд. И правда, вид звездного неба создает у нас впечатление бесчисленности звезд. Как сказано у Ломоносова в знаменитом стихотворении: "Открылась бездна, звезд полна, звездам числа нет..." Но в действительности число видимых простым глазом звезд вовсе не так уж велико. Невооруженным глазом в безлунную ясную ночь в северном полушарии видны над горизонтом около 3000 звезд.
Много звезд на небе ясном
За ночь нам не сосчитать
Ну а если серьезно, то в видимой части Вселенной находится 70 секстиллионов звезд. Т.е. цифра семь и еще 22 нуля. Ну, короче, вот так: 70 000 000 000 000 000 000 000. Разумеется, речь идет только о тех звездах, которые можно различить в самые современные телескопы, а на самом деле их количество бесконечно.
Звезд так много, что, кажется, в них ни за что не разберешься! Однако люди давно разобрались в картине звездного неба: известно, где какие звезды находятся, самые яркие звезды имеют свои имена.
Очень давно, в древности, когда еще не было компаса, люди находили путь по звездам. Звезд на небе очень много, и запомнить их трудно. Поэтому люди разделили звезды на группы. Затем в этих группах они соединили звезды между собой линиями. Так появились на древних картах звездного неба созвездия, иногда похожие на людей, зверей и разных сказочных чудищ. Отсюда и названия созвездий: Лев, Кит, Дракон и др.
Вот и мы с вами попробуем составить свою звездную карту кусочка неба.
Задача 1. (устно)На координатной плоскости точками изображены некоторые звезды одного из созвездий. Но главные, наиболее яркие и видимые звезды, вам придется отыскать и отметить самим. Для этого вычислите вторую координату точки-звезды, если:
1) х = -6, 2) х = -3, 3) х = -2,
у = 2х + 15; (...; ...) у = ׀х׀; (...; ...) у = х² / 2; (...; ...)
4) х = 0, 5) х = 4, 6) х = 3,
у = 3,7х – 4/5 + 0,8; (...; ...) у = х² -5х + 3; (...; ...) у = (1 – х)х / 2; (...; ...)
7) х = 0,
У = 2х³ - 5х² + 7х – 2; (…; …)
Последовательно соедините полученные точки. Соедините также отрезками:
точку-звезду №1 с точкой (-1; -5); №5 с точкой (7; -2); №7 с началом координат. Узнали? Как называется это созвездие? (Большая Медведица, Мицар, Алькор)
Задача 2. (2+1 учеников у доски выполняют для букв А, Р, М, а для И - устно) Звезды, которые вы отметили сами, составляют наиболее яркую и видимую часть этого созвездия. Вместе их называют Ковш Большой Медведицы. Каждая их этих звезд имеет свое название. Разгадайте название одной из них, упростив выражение и заполнив буквами таблицу:
-2х | 3х | -х | 2х | 6х |
А -(у – х) + (х + у) = ..... ; Р 8 – 2(4 – 3х) = .....
И -х – (-4х) = .....; М -(4у – 3х) + 10(2/5у – 1/2х) = .....
В оставшейся клетке запишите букву «Ц» и дополните выражение знаками действий, чтобы получался данный в таблице ответ:
Ц -0,2у ... 0.25х ... 1/5у ... 3/4х = .......
Критерии оценивания:
- раскрытие скобок;
- приведение подобных слагаемых;
- вычислительные навыки;
- культура записи;
- математическая речь.
Задача 3. (задание уровня П) Найдите на чертеже эту звезду и напишите ее название, если первая координата
Х = -3,6 * (-1/2) (-3; ...)
-1 + 2/5 При переводе на русский язык этого названия получится слово «конь».
Критерии оценивания:
- вычислительные навыки;
- культура записи;
- математическая речь;
- нахождение точек по заданным координатам;
- умение оценивать свою работу.
Задача 4. (задание уровня П, решают для Л, Р самостоятельно по вариантам, для О, А одновременно два ученика у доски, Ь - устно) Совсем близко от этой звезды отмечена еще одна точка. Которая изображает звезду. Ее название вы узнаете, решив уравнения:
Л х : 1,25 = -4; Р 1/3 у = -1,2; Ь (х² + 1)(х + ¾) = 0;
О 1/6х + 1/3х + 1/2х = 3,6; А х – (3х - 1 1/6) = 2 1/6.
Критерии оценивания:
1. решение уравнений;
2. действия с рациональными числами;
3. вычислительные навыки;
4. математическая речь;
5. культура записи.
В оставшейся клетке таблицы впишите букву К. Закончите запись уравнения так, чтобы его корнем было указанное в таблице число: К 1/3х – х = ... (задание уровня П. у доски ученик)
-0,5 | -5 | -0,75 | 5 | 3 3/5 | -3,6 |
Критерии оценивания:
1. нахождение значений выражений;
2. действия с рациональными числами;
3. вычислительные навыки;
4. математическая речь;
5. культура записи.
Если название этой звезды перевести на русский язык, то получится слово «всадник». Итак, «Конь» и «Всадник» или Мицар и Алькор. По этим двум звездам в старину определяли остроту зрения. Тот, кто видел не только Коня, но и Всадника, мог стать метким стрелком из лука. Мицар и Алькор нам только кажутся близко расположенными. Истинное расстояние между ними 25 * 100 000 000 000 км. Но кроме Большой Медведицы на небе есть еще и Малая медведица. Найти ее нелегко, потому что в этом созвездии мало ярких звезд. Но именно в этом созвездии находится Полярная звезда. Когда смотришь на Полярную звезду, то север прямо перед тобой, а юг – за спиной. Эта звезда может служить компасом. По одной из сказок в Большую Медведицу могущественная и злая волшебница превратила красивую девушку по имени Каллисто. А ее служанку злюка превратила в Малую Медведицу. С тех пор служанка все время сопровождает свою госпожу. Поэтому на небе Малая Медведица всегда находится рядом с Большой Медведицей.
3. Итог урока.
Конечно, кроме этих созвездий существуют и другие. О них сложено много сказок, стихов.
Вот мы с вами и совершили небольшое путешествие в Страну тысячи солнц. Тысячи солнц – звезды, они такие же горячие, как наше Солнце, а многие даже горячее.
Путешествуя, повторили, как строить точки по заданным координатам; находить координаты точек в координатной плоскости; упрощение рациональных выражений; решение уравнений, узнали что-то новое о звездах – далеких-далеких Солнцах.
На этом наш урок-путешествие закончен. Спасибо.
Ночами тёмными из глубины веков |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Большой, как солнце, Балашов" - наш край в творчестве Б. Пастернака"
В 1917 г. Б. Пастернак гостил несколько дней в Балашове, Романовке, Мучкапе. В его книге "Сестра моя - жизнь" есть циклы стихотворений об этих населенных пунктах и времени, проведенном в них. Урок пос...
конспект урока по теме искусство страны восходящего солнца
На уроке МХК в 10 классе по теме «Искусство Страны Восходящего Солнца» учащиеся знакомятся с культурой Японии, с особенностями архитектуры, скульптуры, садово-паркового дизайна, театрально...
Конспект урока "Мир звезд. Солнце. "
Мир звезд,солнце...
План - конспект урока по теме: М. Пришвин "Кладовая солнца", 6 класс
Первый урок по сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца", 6 класс...
КОНСПЕКТ УРОКА "КЛАДОВАЯ СОЛНЦА"-СКАЗКА-БЫЛЬ М.М. ПРИШВИНА"
Будучи агрономом по образованию, Пришвин очень внимательно относился к природе, писал агрономические книги, готовил себя к научной деятельности. Однако впоследствии он становится писателем-путешествен...