Технологическая карта урока математики 5
план-конспект урока по математике (5 класс) на тему

Лесникова Галина Анатольевна

" Деление дробе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока математики в 5 классе  по теме “Деление дробей” (по учебнику Никольского С.М.)

Класс: 5

Тема урока: Деление дробей

Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.

Цель урока: научиться выполнять деление дробей.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: устойчивый познавательный интерес.
  2. Метапредметные:
  • познавательные: строить логическую цепочку рассуждений;
  • регулятивные: осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • коммуникативные: владеть устной и письменной речью; отображать в речи содержание совершаемых действий.
  1. Предметные:
  • формулировать понятие взаимно обратных дробей;
  • формулировать и записывать с помощью букв правила деления дроби на натуральное число,  деления дробей;
  • вычислять частное дроби и натурального числа, частное дробей.

Этапы урока:

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин)
  3. Первичное усвоение новых знаний (6 мин)
  4. Первичное закрепление (15 мин + динам.пауза 2 мин.)
  5. Обучающая самостоятельная работа (6 мин + взаимопроверка 3 мин)
  6. Рефлексия (5 мин)
  7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку(наличие учебных принадлежностей).

Слушают учителя, записывают в тетради дату, слова классная работа.

Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Предлагает учащимся задание.

Задание. Решить уравнение и сделать проверку:

а) ,  б) .

Фронтально проверяет правильность выполнения задания.

Учитель выясняет, почему учащиеся не могут выполнить проверку во втором уравнении.

- Значит, что необходимо нам сегодня научиться делать, чтобы мы могли выполнить это задание полностью?

- И значит, какова цель нашего урока?

- Хорошо. Запишите тему урока «Деление дробей».

Учащиеся решают предложенные уравнения и делают проверку, оформляя решение в тетради. Во втором уравнении у учащихся возникают трудности с выполнением проверки, о которых они сообщают учитель.

Ученики:

-  Мы не можем выполнить проверку во втором уравнении, потому что не умеем делить дроби.

- Нам нужно научиться делить дроби.

 - Научиться делить дроби.

Записывают в тетради тему урока.

Осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей

Владеть устной речью

Строить логическую цепочку рассуждений

Первичное усвоение новых знаний

- Чтобы нам научиться делить дроби, и чтобы мы смогли выполнить проверку второго уравнения, нам необходимо познакомиться с новым понятием.

- Если взять любую дробь  и «перевернуть» ее, поменяв числитель и знаменатель местами, то получим дробь .  Такие дроби называются взаимно обратными.

Например,  и  - взаимно обратные дроби.

- Попробуйте сами привести примеры взаимно обратных дробей.

- Молодцы. А теперь возьмите любые две пары взаимно обратных дробей, и в тетради вычислите их произведение, не забудьте сократить полученный результат.

- Что у вас получилось?

- А вы брали разные пары дробей?

- Тогда какой вывод можно сделать?

- Используя взаимно обратные дроби, мы можем деление дробей свести к умножению, которое мы выполнять уже умеем.

- Давайте сначала рассмотрим это правило на примере, который в начале урока вы не смогли выполнить.

Демонстрирует решение.

- Мы получили, тот ответ, который нам было необходимо получить?

- И какой вывод из этого примера можно сделать?

Корректирует ответы учеников, помогает сформулировать вывод.

Запишем в общем виде:

- А как же разделить  делить дробь на натуральное число?

Верно, и затем применить правило  деления дробей.

Сформулируйте правило деления дроби на натуральное число.

Корректирует ответы учеников, помогает сформулировать вывод.

Запишем в общем виде:

Слушают учителя, записывают информацию с доски в тетрадь.

Приводят свои примеры взаимно обратных дробей.

Выполняют задание учителя.

- Получилось, что произведение равно единице.

- Да.

- Произведение взаимно обратных дробей равно 1.

Записывают решение в тетрадь.

-Да.

- Чтобы выполнить деление дробей нужно вторую дробь заменить обратной, деление – умножением, и выполнить умножение полученных дробей.

Записывают формулу в тетрадь.

Любое натуральное число можно представить в виде дроби

 

Чтобы разделить дробь на натуральное число, нужно это натуральное число представить в виде дроби со знаменателем 1 и применить правило деления дробей.

Записывают в тетрадь информацию с доски, отвечают на вопросы учителя.

Владеть устной и письменной речью

Строить логическую цепочку рассуждений

Первичное закрепление

Учитель приглашает одного учащегося к доске и предлагает ему задание на деление дробей (№ 925 а, д).

- А теперь вы будете работать в парах, по вариантам: 1 и 3 парты – 1 вариант, 2 и 4 – 2 вариант.

Записывает на доске номера заданий для каждого варианта.

В1: № 925(б, е, з);  926(а, д, и)

В2: № 925(в, ж, з); 926(б, е, к)

Контролирует работу в парах, консультирует пары при необходимости.

После того как пары закончат работу, предлагает проверить работы пары, которая выполняла задания другого варианта.

Один из учащихся работает у доски, остальные записывают решение в тетрадь.

а) ;

проверка

д) ; проверка

Выполняют задания в парах по вариантам, при необходимости задают вопросы учителю.

Выполняют проверку работ другого варианта.

Отображать в речи содержание совершаемых действий

Владеть устной и письменной речью

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации

Физкультминутка.

Обучающая самостоятельная работа

А теперь давайте проверим, как вы научились выполнять деление дробей. В тетради пишем:  самостоятельная работа.

Задания – на доске.

1)

2) 5 :

3)

4)  

5)

Теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте работу друг друга (на доске появляется решение). Рядом с каждым верным ответом  ставьте +, затем сосчитайте, сколько всего получилось плюсов.

Выполняют задания самостоятельной работы.

Взаимопроверка по ответам на доске, выставление отметок.

Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации

Рефлексия

 Итак, что нового вы узнали на уроке?

Чему научились?

Достигли ли вы поставленной цели урока?

Подводят итоги урока.

Проводить рефлексию

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Сообщает домашнее задание (п.4.11, № 926(3,4 столбики)), инструктирует учащихся по его выполнению.

Слушают учителя, записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция  (разного уровня задания) на  “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию

«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных  технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...