Рабочая программа дополнительного образования "Математическая ступенька" 9 класс.
рабочая программа по математике (9 класс)

Ворнакова Татьяна Михайловна

Программа расчитана на дополнительное образование с цель подготовки учащихся к ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl._matematicheskaya_stupenka.docx34.9 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Математическая ступенька»

ДЛЯ 9 КЛАССОВ

БЮДЖЕТ

НАПРАВЛЕННОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ

9класс –72 часов

2017-2018г.

Учитель : Ворнакова Т.М.

Пояснительная записка

Изучение учебного материала построено в форме чередования материала по алгебре и геометрии.

Преподавание курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой базового курса, а так же изучением тем,

не рассматриваемых в курсе базовой школы.

Вопросы, рассматриваемые в курсе, тесно примыкают к основному курсу и позволят удовлетворить познавательную активность учащихся.

Кроме того, данный  курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений,

предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по математике и осознанно выбрать профиль дальнейшего

обучения.

Углубление  реализуется  на  базе  обучения  методам  и  приемам  решения  математических  задач,  требующих  применения  высокой

логической и операционной культуры, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление. Тематика многих задач не выходит за

рамки основного курса, но уровень их трудности - повышенный.

Общая характеристика учебного предмета

Математическое образование в 9 классах складывается из следующих содержательных компонентов: арифметика, алгебра, геометрия. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, овладение навыками дедуктивных рассуждений, для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Геометрия  один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.


Методологической основой курса является системно-деятельностный подход в обучении математике, реализация которого осуществляется благодаря применению проблемно-поискового и исследовательского методов обучения.

Цель изучения математики в классах с углублённым изучением математики состоит в обеспечении уровня подготовки учащихся по математике, необходимого для успешной самореализации личности в динамической социальной среде, для дальнейшего выбора и успешного освоения профессии, требующей высокого уровня математических знаний, то есть специализации в направлении теоретической и прикладной математики либо в областях, требующих развитого математического аппарата для изучения и анализа закономерностей реальных явлений и процессов; в подготовке к обучению в высшем учебном заведении соответствующего профиля.

Курс математики для 9 классов общеобразовательной школы является этапом углублённого изучения математики. Одной из главных целей является содействие развитию у учащихся интереса к углублённому изучению предмета и постепенное вовлечение учащихся в повышенный объем работы над предметом по сравнению с учащимися общеобразовательных классов. Программа построена по принципу согласования материала и учебного плана с соответствующими материалом общеобразовательных классов.

Цели:

  1. Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

  1. Формирование представлений о методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

  1. Развитие интуиции, интеллекта, логического мышления, ясности и точности мысли, элементов алгоритмической культуры, способности к преодолению трудностей.

  1. Воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Предметные результаты

  1. Формирование представлений о математике как о части общечеловеческой культуры, форме описания и особого метода познания действительности.

  1. Формирование представления об основных изучаемых понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать реальные процессы.

  1. Развитие умений работать с учебным математическим текстом, грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификацию, логическое обоснование и доказательства математических утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, распознавать логически некорректные рассуждения.

  1. Формирование представлений о системе функциональных понятий, функциональном языке и символике; развитие умения использовать функционально – графические представления для решения различных математических задач, в том числе: решения уравнений и


неравенств, нахождения наибольшего и наименьшего значений, для описания и анализа реальных зависимостей и простейших параметрических исследований.

  1. Овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения линейных уравнений и систем линейных уравнений, а также уравнений, решение которых сводится к разложению на множители; развитие умений моделировать реальные ситуации на математическом языке, составлять уравнения по условию задачи, исследовать построенные модели и интерпретировать результат. Развитие умений использовать идею координат на плоскости для решения уравнений, неравенств, систем.

  1. Овладение основными способами представления и анализа статистических данных; формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и способах их изучения, о простейших вероятностных моделях. Развитие умения извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках, описывать и анализировать числовые данные, использовать понимание вероятностных свойств окружающих явлений при принятии решений.

  1. Развитие умений применять изученные понятия для решения задач практического содержания и задач смежных дисциплин.

Основные виды учебной деятельности

  • Чтение формул, правил, теорем, записанных на математическом языке в знаково-символьном виде. Перевод словесных формулировок математических утверждений на математический язык.

  • Описание реальных ситуаций с помощью математических моделей: функций, уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств.

  • Планирование хода решения задач с использованием трех этапов математического моделирования. Прогнозирование результата решения, оценка реальности полученного ответа.

  • Узнавание, построение и описание графических моделей элементарных функций, изучаемых в 7 – 9 классах. Применение графического метода решения уравнений, неравенств, систем уравнений.

  • Составление алгоритма построения графика, решения уравнения, неравенства, систем уравнений или неравенств, выполнения алгебраических преобразований.

  • Вычисление линейных размеров и площадей плоских фигур.

  • Выполнение алгебраических преобразований, пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма преобразования.

  • Поиск, обнаружение и устранение ошибок арифметического, алгебраического и логического характера.

  • Сравнение разных способов вычислений, преобразований, решений задач, выбор оптимального способа.

  • Осуществление исследовательской деятельности: наблюдение, анализ, выявление закономерности, выдвижение гипотезы, доказательство, обобщение результата.

  • Вывод формул, доказательство свойств, формулирование утверждений.

  • Сбор, анализ, обобщение и представление статистических данных.

  • Поиск информации в учебной и справочной литературе и в Интерне

Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании умений действовать по алгоритму и конструировать новые. При решении задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления. Изучение математики формирует общую культуру человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Таких как экономика, бизнес, финансы, физика, техника, информатика, биология, психология и другие. Математика является ведущим предметом на вступительных экзаменах

  • различные учебные заведения по многим специальностям. Чтобы удовлетворить потребности и запросы школьников, проявляющих интерес к математике, необходимо использовать дифференцированный подход в обучении.

Программа составлена для учащихся 9 класса. Занятия организуются с использованием учебного пособия «Дополнительные главы к школьному учебнику 8,9 классов» авторов Ю.Н.Макарычева и Н.Г.Миндюк. Первоочередной задачей занятий в группе являются углубление и расширение знаний по основному курсу математики, подготовка учащихся 9 класса к итоговой аттестации в новой форме. С целью углубления знаний в программу включены темы «Уравнения и неравенства с одной переменной и двумя переменными». Расширение знаний ведётся по теме «Уравнения с параметрами».

Требования к математической подготовке учащихся.

  1. Уравнения и неравенства с одной переменной.

Изучение программного материала даёт возможность учащимся:

  1. освоить различные приёмы в решении уравнений, в том числе нестандартных;
  1. усовершенствовать технику решения различных уравнений, неравенств, в том числе неравенств и уравнений, содержащих

переменную под знаком модуля;

  1. усвоить приёмы решения уравнений повышенной сложности;
  1. сформировать умение в решении иррациональных уравнений и неравенств.

  1. Уравнения с двумя переменными и их системы, неравенства с двумя переменными. o Изучение программного материала дает возможность учащихся:

усовершенствовать технику решения систем уравнений с двумя переменными;

  1. сформировать умение в графической интерпретации решения систем уравнений; o освоить приёмы решения уравнений и систем уравнений повышенной сложности; o сформировать умения в решении задач с помощью систем уравнений.

3.Уравнения с параметром.

Изучение программного материала даёт возможность учащимся:

  1. овладеть методом решения линейных уравнений с параметром; o освоить способы решения квадратных уравнений с параметром;

o  ознакомиться со способами решения дробно-рациональных уравнений с параметром и задач с параметром.

4.Отработка навыков решения тестовых заданий


Учебно-тематический план.

(2 часа в неделю, всего 72 часа)

Разделы

Кол-во

часов

1

Уравнения и неравенства с одной переменной

22

2

Уравнения, системы уравнений, неравенства с двумя переменными

16

3

Уравнения с параметром

8

4

Решение тестовых заданий

12

5

Задачи курса геометрии 7-9

14

И т о г о

72

Календарно-тематическое планирование курса

(2 часа в неделю 72 часа в год)

Разделы и темы

Кол-во

Дата

урока

часов

проведения

Уравнения и неравенства с одной переменной

22

1-2

Целое уравнение и его корни

2

3-4

Способы решения целых уравнений

2

5-8

Решение дробно-рациональных уравнений

4

9-10

Метод интервалов. Решение рациональных неравенств

2

11-12

Решение уравнений, содержащих переменную под знаком

2

модуля

13-16

Решение неравенств, содержащих модуль

4

17-20

Решение иррациональных уравнений и неравенств

4

21-22

Зачёт

2

Уравнения , системы уравнений, неравенства с

16

двумя переменными

23-24

Уравнения с двумя переменными и его график

2

25-28

Системы уравнений с двумя переменными. Графическая

4

интерпретация решения систем уравнений

29-30

Способы решения систем уравнений

2

31-32

Неравенства и системы неравенств с двумя переменными

2

33-36

Решение задач с помощью систем уравнений

4

37-38

Зачёт

2

Уравнения с параметром

8

39

Линейные уравнения с параметром

1

40-41

Дробно-рациональные уравнения с параметром

2

42-43

Квадратные уравнения с параметром

2

44-45

Задачи с параметром

2

46

Зачёт

1

Решение тестовых заданий

10

47-48

Решение тестовых заданий 2 части ОГЭ: задачи на

2

движение

49-50

Задачи на работу

2

51-52

Задачи на проценты

2

53-55

Задачи на смеси и сплавы

3

56

Зачет

1

Решение задач курса геометрии

12

57

Четырехугольники.

1

58-60

Окружность, касательная, многоугольники, вписанные в

3

окружность

61-63

Треугольник. Виды треугольников. Теорема Пифагора

3

64-65

Подобие фигур

2

66-71

Задачи 2 части ОГЭ

6

72

Зачёт

1

Литература:

Тестовые задания ФИПИ.

Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе М.Просвещение Дополнительные главы к школьному учебнику 8,9 классов авт. Ю.Н.Макарычев и др. М. Просвещение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе дополнительного курса для 10 класса

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе дополнительного курса для 10 класса...

Рабочая программа дополнительного курса"Tatarstan around the World" 11 класс

Рабочая программа дополнительного курса"Tatarstan around the World" 11 класс...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Рабочая программа дополнительного образования 5 класс (углубление) немецкий

Данная рабочая программа представляет собой дополнение к основному курсу немецкого языка в 5 классе по УМК "Мозаик"....

Рабочая программа дополнительного образования 6 класс (углубление) немецкий

Данная рабочая программа представляет собой дополнение к основному курсу немецкого языка в 6 классе по УМК "Мозаик"....

Рабочая программа по программе дополнительного образования "Хоровой класс"

Аннотация к программе "Хоровой класс"Хоровое пение – основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к се...