Статья "Золотое сечение жизни"
статья по математике

Заболотских Маргарита Владимировна

Можно ли совместить содержание обычной программы школы, а также школьных учебников со взглядами православия на мир? Как сделать так, чтобы достичь на уроках единства науки и православного учения? Этим вопросам и посвящается данная статья. Цель ее – оказать практическую помощь учителям математики, реализующим или готовящимся к реализации требований федерального государственного образовательного стандарта в своей педагогической практике на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Предлагаемый материал апробирован в средней школе в рамках муниципального семинара «Возможно ли православное воспитание и образование в современной школе?».

Abstract. Is it possible to combine the content of secondary school curriculum as well as school textbooks with the Orthodox views on the world? How to achieve the unity of science and Orthodox teaching at lessons? This article is devoted to these issues. The purpose is to give practical help to teachers of mathematics who is implementing or preparing to apply the Federal state educational standard in their pedagogical practice at lessons and extracurricular activities.

The material tested on a secondary school within the local workshop "Is it possible Orthodox upbringing and education in the modern school?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k1_kov-zabolotskih_m.v.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.851

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ

Заболотских М. В.,

МАОУ Ямская СОШ,

учитель математики и физики

Россия, г. Домодедово

E-mail: mvzab@mail.ru

Аннотация. Можно ли совместить содержание обычной программы школы, а также школьных учебников со взглядами православия на мир? Как сделать так, чтобы достичь на уроках единства науки и православного учения? Этим вопросам и посвящается данная статья. Цель ее – оказать практическую помощь учителям математики, реализующим или готовящимся к реализации требований федерального государственного образовательного стандарта в своей педагогической практике на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Предлагаемый материал апробирован в средней школе в рамках муниципального семинара «Возможно ли православное воспитание и образование в современной школе?».

Abstract. Is it possible to combine the content of secondary school curriculum as well as school textbooks with the Orthodox views on the world? How to achieve the unity of science and Orthodox teaching at lessons? This article is devoted to these issues. The purpose is to give practical help to teachers of mathematics who is implementing or preparing to apply the Federal state educational standard in their pedagogical practice at lessons and extracurricular activities.

The material tested on a secondary school within the local workshop "Is it possible Orthodox upbringing and education in the modern school?"

Ключевые слова: золотое сечение; числа Фибоначчи; жизнь; человек; религия.

Keywords: golden section; Fibonacci numbers; life; human; religion.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми…, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями» [4].

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, согласно которой «именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося» [1]. Одна из задач духовно-нравственного развития и воспитания в сфере личностного развития – «обеспечить готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни» [1].

Изменения, происходящие в современном российском образовании, связанные с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов, потребовали применения новых технологий, форм и методов обучения в профессиональной деятельности учителя. Целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся, развитию творческих способностей и активности, формированию познавательных мотивов учения способствуют проектные и исследовательские технологии. Проектно-исследовательская деятельность учит детей ставить и решать проблемы, которые требуют не только применения полученных знаний, но и приобретения новых в рамках самостоятельного и совместного со взрослыми исследования, повышает интерес к учебной деятельности, раскрывает личностные качества. Как один из вариантов внедрения метода проектов в образовательный процесс, установления межпредметных связей предлагаю познакомиться с уроком математики «Золотое сечение жизни» (табл. 1).

Цель урока: проследить связь материального и духовного мира через призму «золотого сечения» на материале различных областей знания. Тип урока: урок изучения нового материала.

Формируемые результаты:

Предметные: сформировать умение обучающихся распознавать правило золотого сечения в разных областях знаний.

Личностные: сформировать интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения.

Метапредметные: сформировать умение использовать приобретенные знания в практической деятельности, умение работать в коллективе и находить согласованные решения.

Планируемые результаты: Учащийся научится распознавать правило золотого сечения в разных предметных областях.

Основные понятия: Золотое сечение и числа Фибоначчи.

Таблица

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный этап

Перед уроком необходимо развесить картины, схемы фотографии, закрыть их. Можно подготовить презентацию с фотографиями фракталов, соответствующих объектов природы и инженерной мысли. Все должно открываться постепенно, завораживать и привлекать внимание.

Должны удивиться

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

Примерные слова учителя: «На протяжении веков люди старались открыть универсальную формулу вселенской гармонии.

Великие умы издавна бьются над тайнами мироздания. Вот и мы сегодня с вами попробуем прикоснуться к этому удивительному миру красоты и единства всего живого на планете. Так в чем тайна красоты и гармонии?..»

Фронтальная беседа

3. Актуализация темы. Вступительные слова учителя

Как вы думаете, что общего между египетскими пирамидами, картиной Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», строением тела человека, подсолнухом, улиткой, строением галактик, микробов и вирусов, молекулой ДНК, законами физики, снежинками и растениями? (все перечисленное должно быть проиллюстрировано и находиться перед глазами обучающихся – слайд или распечатка).

Ответ на этот вопрос сокрыт в удивительных числах и пропорции, которые были обнаружены математиком средневековья Леонардо Фибоначчи. Он открыл, что все мироздание, все живое на планете и даже человек наделены физическими пропорциями Божественного сечения. Эта вездесущность Золотого числа указывает нам ясную связь всего живого сущего на планете. Кто сотворил Вселенную, тот избрал эту Золотую меру как строительный шифр для создания нашего прекрасного мира. Ученые и люди искусства лишь изучают этот закон и стараются подражать ему.

Рассматривают объекты, участвуют во фронтальной беседе

4. Первичное погружение в практический аспект темы

Есть вещи, которые нельзя объяснить. Вот вы подходите к пустой скамейке и садитесь на нее. Где вы сядете — посередине? Или, может быть, с самого края?

Нет, скорее всего, не то и не другое. Вы сядете так, что отношение одной части скамейки к другой, относительно вашего тела, будет равно примерно 1,62.

Садясь на скамейку, вы реализовали «золотое сечение». (Можно проиллюстрировать отрывком из любого фильма, где участники сценария садятся на скамейку в парке или на улице).

Простая вещь, абсолютно инстинктивная.

Одному из учеников предлагается сесть на заранее подготовленную скамейку. Остальные  делают предположения

и наблюдают

5. Элементы теории. Изучение нового материала

Золотое сечение — это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или, другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему a: b = b: c или с: b = b: а (рис. 1).

Рис. 1 Золотое сечение

Отрезки золотой пропорции выражаются бесконечной иррациональной дробью 0,618..., если c принять за единицу, a = 0,382. Числа 0,618 и 0,382 являются коэффициентами последовательности Фибоначчи. На этой пропорции базируются основные геометрические фигуры. Прямоугольник с таким отношением сторон стали называть золотым прямоугольником (рис.2). Он также обладает интересными свойствами. Если от него отрезать квадрат, то останется вновь золотой прямоугольник. Этот процесс можно продолжать до бесконечности.

Рис. 2 Золотой прямоугольник

Конспектируют материал

6. Первичное закрепление теоретических знаний.

Как вписаться человеку, любимому и совершеннейшему Творению Божьему, в эту пропорцию? Божественная суть золотого сечения – это выражение божественного триединства бог сын, бог отец и бог дух святой (подразумевается, что малый отрезок есть олицетворение бога сына, больший отрезок – бога отца, а весь отрезок – бога духа святого).

Помним ли мы, что приведенная научная истина заложена как нравственное указание в Священном Писании: «Как ты (Большее, ибо человек, безусловно, Большее, т.к. один заключает в себе целый Мир) относишься к Миру (Меньшее), так Бог (Целое) относится к тебе?» [3]. Мы видим, что в приведенной цитате подобие как основная функция мира заложено как принцип жизни, распространяемый на судьбу каждого человека.

Давайте посмотрим, действительно ли золотое сечение так вездесуще? можно ли его считать главным соотношением Вселенной или Божественной сутью мира, как считали ученые древности? (в процессе прослушивания докладов, сообщений, презентаций обучающиеся заполняют конспект).

Работа в группах.

Представление проектов, которые учащиеся группами готовили заранее. Проектом является презентация, иллюстриру-

ющая с разных сторон одно из проявлений золотого сечения в окружающем мире.

1) биологи: золотое сечение в природе;

2) анатомы: золотое сечение и тело человека;

3) физики: оптимальные физические параметры внешней среды; строение кристаллов;

4) астрономы: золотое сечение и орбиты вращения планет, строение галактик;

5) искусствове-ды: божественная мера красоты.

7. Активное закрепление нового материала. Коррекция знаний

Организация групповой работы с раздаточным материалом (карточки с заданиями на установление соответствия данных параметрам золотого сечения).

После завершения работы – просмотр фрагмента видеофильма для коррекции ответов и самопроверки. Демонстрация  видеоролика «Золотое сечение и числа Фибоначчи».

Групповая работа с карточками

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Обучающимся предлагается сделать самостоятельно вывод по материалу изученного на уроке.

 Продолжите высказывания об уроке.

1. На уроке для меня было важно …

2. Урок помог мне задуматься о …

3. Более значимым для меня было открытие законов золотого сечения в биологии/ искусстве/физике/астрономии/жизни человека)

Продолжают высказывания и делают выбор в пользу одной из областей знания

Постепенно в течение урока обучающиеся подводятся к выводу, что в нашей жизни «золотое сечение», которое Паскаль – знаменитый физик, математик и богослов – назвал сечением Божественным, имеет принципиальнейшее значение и раскрывает перед исследователями путь к тайне мироздания, к пониманию удивительного подобия в строении многих объектов Вселенной или, как считали великие умы прошлых столетий, путь к основополагающей Истине, то есть к Богу. В данном уроке переплетаются понятия многих областей знания, философские и мировоззренческие представления, а конечной целью изучения физики как предмета является формирование научного мировоззрения. Очевидно, что каждый педагог, решившийся взяться за эту тему, должен понимать, что от его эрудиции и компетентности в затрагиваемых вопросах зависит формирование правильного мышления обучающихся.

Список использованных источников

  1. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo
  2. Ливио, М. φ – Число Бога. Золотое сечение –  формула мироздания [Электронный ресурс] /М. Ливио. – Режим доступа:

https://books.google.ru/books?id=t9lICAAAQBAJ&pg=PT189&dq=%2522золотой+угол%2522&hl=en&sa=X&ved=0ahUKEwir7s6KuLDPAhWGVywKHa3PAToQ6AEIOTAE#v=twopage&q=%2522%D0%B7%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B9%2520%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%2522&f=false

  1. Новый Завет: Евангелие от Матфея [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/bible/mf/6/
  2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N273-ФЗ. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Золотое сечение"

Золотое сечение в математике, биологии, искусстве...

Урок по геометрии "Тетраэдр. Параллелепипед. Построение сечений"

Урок проводится в компьютерном классе. Задача подвести учащихся к теме урока, познакомить с понятиями тетраэдра и параллелепипеда, научить строить сечения, используя доску SMART Board и развивающую пр...

Презентация по теме "Построение сечений в многогранниках", геометрия 10 класс

Предлагается мультимедийная презентация ( особенно эффективна с использованием интерактивной доски), в которой:- рассмотрены теоретические сведения;- представлена пошаговая демонстрация  построен...

"Золотое сечение и его использование в искусстве"

Презентация - поддержка интегрированного урока (математика + ИЗО) по теме " Золотое сечение и его использование в искусстве"  с использованием интерактивной доски....

Зачет по теме: Построение сечений. 10 классКонтрольная работа по теме: Тетраэдр и параллелепипед. Построение сечений. 10 класс

Предлагаю для учащихся 10 класса зачет и контрольную работу к учебнику под ред Атанасяна...

"Построение сечений куба и пирамиды. Вычисление площадей полученных сечений»

Интегрированный урок математики и информатики в 10-м классе по теме: "Построение сечений куба и пирамиды. Вычисление площадей полученных сечений»Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навы...

Урок математики "Золотое сечение жизни"

Технологическая карта урока математики в 7Б классе Учитель _______________________________________________________________Заболотских М.В. Тема урока: _______________________________________...