Использование компьютерных тестов в обучении математике в общеобразовательной школе
методическая разработка по математике

Петропавловская Ольга Анатольевна

Использование  компьютерных тестов в обучении математике в общеобразовательной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon petropavlovskaya_materialy_2.doc322 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  компьютерных тестов в обучении математике в общеобразовательной школе

Аннотация. В данной статье предлагается опыт использования электронных технологий тестирования в обучении математике старшеклассников.

Ключевые слова: урок математики, тест, тестовое задание, информационно-коммуникационные технологии.

Педагогическая деятельность учителя представляет собой субъектное взаимодействие «учитель-ученик» посредством использования современных технологий обучения и воспитания детей старшего школьного возраста, в том числе информационно-коммуникационных технологий. В современной учебно-методической литературе достаточно подробно описан процесс интеграции традиционных, инновационных и информационных технологий в обучении старшеклассников. Предметом дискуссии настоящего времени в методических кругах является целесообразность использования ИКТ в обучении как координационного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Неоспоримым является тот факт, что использование ИКТ позволит обеспечить тесную взаимосвязь между педагогом и обучающимся устанавливается обратная связь, позволяющую объективно диагностировать динамику усвоения учебного материала,уровень владения обучающимися системой знаний, умений и навыков и принеобходимости вносить соответствующие коррективы в организациюучебного процесса.

Эффективным средством реализации данной технологии является использование учителем различных программных средств. В настоящее время разработаны и внедрены в образовательный процесс достаточное количество интерактивных тренажеров, виртуальных справочников, электронных технологий тестирования.

Компьютерные тесты активно используются педагогами в  учебном процессе, поскольку обеспечивают интеграцию педагогических функций: обучения и контроля. Их использование имеет  как ряд преимуществ, которые подробно описаны в публикациях педагогов-практиков (рациональность использования времени, охват большой группы обучающихся, возможность учащихся самостоятельно оценивать собственные результаты и т.д.), так и недостатки (вероятность угадывания правильного ответа, отсутствие возможности проследить ход рассуждения учащегося при выполнении задания, категоричность оценки выполнения задания и т.д.).

Создание компьютерных тестов требует от педагога определенного уровня сформированности ИКТ-компетентности, поскольку только теоретических знаний предмета недостаточно, необходимо владение учителем-предметником программными средствами. Поэтому очень часто в своей работе практики используют обычное бланковое тестирование.

Программных средств, необходимых для разработки компьютерных тестов достаточно много, они активно представлены в сети Интернет. Многие программы бесплатны и воспользоваться ими просто. Наиболее удобным в создании тестов считаем программы MicrosoftOffice (MicrosoftOfficeWord - текстовый редактор; MicrosoftOfficeExcel - редактор электронных таблиц; MicrosoftOfficePowerPoint - программа для создания презентаций).Тесты, созданные в MicrosoftOffice, функциональны и красочно оформлены. Создание тестов в данной программе доступно любому пользователю, важно уметь создавать гиперссылки и закладки.Кроме того, существует большое количество сайтов, оказывающих помощь педагогическим работникам образовательных организаций, ведущих практическую педагогическую деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ): http://matematika-ru.1gb.ru;  https://videouroki.net; https://support.office.com и др.

Единственным недостатком данных тестов является отсутствие обратной связи. Между тем, обратная связь является инструмент управления учебным процессом и позволяет учителю получать актуальную информацию об уровне сформированности предметных умений и навыков учеников, определить корректирующие мероприятия.

В рамках данной статьи представим опыт создания электронных тестов в программе iSpringQuizMaker. Программа имеет удобный интерфейс.Особенно важна для педагога возможность  создавать свои  условия прохождения теста: время прохождения, проходной балл, изменить текстовку реакции программы на правильные и неправильные ответы и завершение всего теста. Публикуется тест в формате Flash и может быть использован в web.

Использование тест-тренажеров в процессе математической подготовки позволяет формировать навыки, необходимые в практической деятельности. Выполнение заданий теста, созданного в электронной оболочке iSpringQuizMaker(рис.1) позволяет выработать устойчивые предметные знания и умения обучающихся за счет многократного повторения материала. Тренажер включает варианты тестовых заданий, теоретический и практический материал для самоконтроля и позволяет учащимся самостоятельно оценивать свои знания, определять уровень подготовки, быстро получать необходимые теоретические сведения, выполнять практические задания, устранять пробелы при изучении предмета и закреплять полученные знания.

Рис.1 – Пример вариантов тестовых заданий

Интерактивные задания предоставляют возможность автоматизировать процесс закрепления и применения учебного материала за счет разнообразных контролируемых тренировочных действий. Это решение заданий творческого характера, выполнение устных, письменных, тренировочных, проблемно-поисковых упражнений, направленных на целенаправленное формирование у учащихся умения самостоятельно работать.

В самом общем виде создание и использование обучающих тестов учитывает возможность самоконтроля ученика и обратную связь с учителем. Настройки теста позволяют отправлять подробные результаты выполнения, как учителю, так и ученику.

Таким образом, использование тестов,созданных в электронной оболочке iSpringQuizMaker,имеет больше преимуществ, чем недостатков. Тесты дают возможность получить быструю информацию об усвоении математики учащимися, экономят время школьников при ответах, облегчают учителю проверку и анализ работ учащихся, дают возможность количественно учесть результаты ответов, что способствует объективности проверки.

Использованиеэлектронных технологий тестирования в сочетании с традиционными формами текущего контроля, позволило добиться положительных результатов в обучении школьников математике. Постепенно увеличивается объем работы на уроке, как следствие - повышение внимания и хорошей работоспособности детей, усиливается стремление к творческой активности,учащиеся ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат в классе: учащиеся не боятся ошибок, анализируют их и стремятся исправить, что побуждает их к активной деятельности и самоконтролю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для обучения аудированию в общеобразовательной школе

Упражнения для обучения аудированию в общеобразовательной школе. Целью обучения иностранному языку в основной школе является владение учащимися способностью осуществлять непосредственное об...

Cовременное состояние обучения физики в общеобразовательной школе

Дифференцированный подход к изучению физики позволяет расширить и повысить уровень знаний учащихся, если применять различные методы про-верки знаний: подготовка докладов, рефератов, кроссвордов, приме...

Тест для учащихся 4 класса общеобразовательной школы: чтение, грамматика.

В данном тесте проверяются навыки работы с текстом.Необходимо определить правильно или ложно высказывание, данное после текстаюВторое задание по грамматике, котором проверяются: времена глаголов и арт...

совершенствование методики обучения плаванию в общеобразовательной школе

Плавание является одним из эффективных средств укрепления здоровья, гармонического развития и физического совершенствования человека. Пребывание в воде оказывает положительное воздействие на терморегу...

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Дистанционное обучение служит механизмом развития универсальных учебных действий (способов действия) учащихся; реализации программ воспитания и социализации учащихся. На портале единой среды дост...