ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
статья на тему

Сычева Варвара Николаевна

Дистанционное обучение служит механизмом развития универсальных учебных действий (способов действия) учащихся; реализации программ воспитания и социализации учащихся. На портале единой среды доступа образовательных учреждений к сервисам систем электронного и дистанционного обучения, любые школы, ссузы и вузы Российской Федерации могут запросить создание собственного экземпляра системы электронного и дистанционного обучения (СЭДО) для использования в своем образовательном процессе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sycheva_v_n.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

В.Н. Сычева

В федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения одна из главных ролей отводится дистанционному образованию. Дистанционное образование – новая, современная технология, которая позволяет сделать обучение более качественным и доступным.[5]

Ориентация процесса обучения на индивидуальные особенности и потребности становится более эффективной при активном использовании инновационных технологий обучения, основанных на методически обоснованном использовании информационно-коммуникационных технологий: от построения урока с использованием электронных образовательных ресурсов до реализации индивидуализированного дистанционного обучения. Анализ содержания публикаций по проблемам организации дистанционного обучения показывает, что, несмотря на то, что дистанционное обучение уже прочно вошло в нашу жизнь, значительная часть исследований в этой области связана с высшей школой. Однако вполне очевидно, что существует категория школьников, для которых создание системы дистанционного обучения в соответствии с принципами гибкости, мобильности, интерактивности и др. является едва ли не единственным способом получения образования с полноценным включением в процесс взаимодействия с другими субъектами обучения.[2]

Одним из преимуществ дистанционного обучения является реальная возможность наиболее полного учета индивидуальных особенностей обучающихся и их образовательных потребностей при организации учебного процесса, в частности, самостоятельной работы учащихся и создании ситуации успеха для каждого ученика.

В настоящее время дистанционное обучение школьников предлагается использовать

- при изучении базовых курсов различных учебных дисциплин;

- в процессе обучения в рамках дополнительного образования (элективные курсы и спецкурсы по различным дисциплинам);

- во внеклассной работе (сетевые олимпиады, викторины, турниры школьников);

Многочисленные исследования (Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.В. Хуторской, Н.А. Варданян, С.Н. Суханова, Н.В. Шкарупа и др.), посвященные разработке методики использования дистанционных форм обучения в школе, не позволяют полностью решить все проблемы, которые возникают при внедрении компьютерных технологий в учебный процесс.

Математика как учебная дисциплина обладает большими возможностями для реализации дистанционного обучения, так как использование компьютеров позволяет усилить прикладную и практическую направленность курса математики и создает условия для реализации индивидуального подхода на качественно новом уровне. Необходимость комплексного использования дистанционных и традиционных методов для обучения математике обусловлена активным внедрением в школьный учебный процесс дистанционных образовательных технологий, широким применением компьютерных методов при изучении математических дисциплин, предоставляющих дополнительные возможности (вычислительные, графические, справочно-информационные) для совершенствования и интенсификации процесса обучения.

Многочисленные дидактические и методические исследования Н.Н. Гомулиной, В.П. Беспалько, Е.И. Машбица, Е.С. Полат, И.В. Роберт и др. показывают, что применение современных информационных технологий (СИТ) в процессе обучения обеспечивает необходимые условия для развития познавательной деятельности учащихся. Теоретические проблемы и практические вопросы использования компьютеров в преподавании математики в средней и высшей школе решаются в работах Н.С. Анисимовой, Л. Боревского, В.А. Далингера, А. Демушкина, Н.И. Зильберберга, С.А. Кругликова, Э.И. Кузнецова, И.В. Роберт, Г.Н. Скобелева, Е.В. Скрыльниковой, E.K. Хеннера и т.д. Основное внимание в этих работах уделяется не только вопросам создания электронных средств учебного назначения с методикой их применения, но и проектированию информационно-коммуникационной среды, в которую будут встраиваться эти средства. Анализ этих работ показывает, что электронные учебные пособия и компьютерные обучающие программы могут быть использованы для осуществления как дистанционного, так и традиционного подходов к обучению.[4]

В результате анализа теории и практики дистанционного обучения школьников можно отметить необходимость решения следующих вопросов: как организовать обучение математике, повышающее уровень усвоения учебного материала и уровень самостоятельной деятельности учащихся; каким должно быть содержание учебного материала, реализованного средствами дистанционного обучения, и по каким критериям необходимо осуществлять его отбор; как организовать самостоятельную работу учащихся с учетом их познавательных потребностей в условиях комплексного применения дистанционных и традиционных методов обучения; какую дистанционную технологию целесообразно положить в основу дистанционного обучения школьников; какие при этом средства обучения и средства взаимодействия педагога и учащихся наиболее эффективны. Вместе с тем, именно комплексное применение дистанционных и традиционных методов обучения имеет большие перспективы для реализации индивидуального подхода к обучению математике в высшей и средней школе, в то время как при реализации только традиционных методов обучения индивидуальные особенности учащихся и их образовательные потребности учитываются не в полной мере.[3]

Дистанционное обучение служит механизмом развития универсальных учебных действий (способов действия) учащихся; реализации программ воспитания и социализации учащихся. Качество дистанционного обучения достигается за счет развития у обучаемых универсальных учебных действий, личностных, метапредметных и предметных результатов образования. 

Преимущества дистанционного образования:

  • более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучаемых, здоровью, месту жительства и т.д., и соответственно, лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения;
  • повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т.д.;
  • оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т.к. содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии;
  • доступность для обучающихся "перекрестной" информации, поскольку у них появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам;
  • повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;
  • ярко выраженная практичность обучения (обучающиеся могут напрямую общаться с конкретным преподавателем и задавать вопросы о том, что интересует больше всего их самих).[6]

Средства новых информационных технологий обеспечивают учащихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам предлагаются:

  • компьютерные обучающие программы;
  • электронные учебные пособия;
  • компьютерные системы тестирования и контроля знаний;
  • электронные справочники;
  • учебные аудио и видеоматериалы;
  • информационные материалы.

Перечисленные средства способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний.

В основе дистанционного обучения заложены педагогические технологии разнотемпового обучения, самостоятельность в самообразовании школьников по различным образовательным областям, сочетание различных форм и методов взаимодействия учителя и ученика.

Опыт работы с учащимися показал, что дистанционный способ обучения достаточно эффективен в следующих случаях:

-  выполнение проектов и исследовательских работ;

-  работа с часто болеющими детьми;

-  работа с одаренными детьми.

Основной особенностью дистанционного обучения детей с ослабленным здоровьем, является акцент на самостоятельную работу обучающихся, что вызывает наибольшую трудность у школьников. Поэтому важно создавать условия для формирования у них культуры умственного труда:

  • изучение материала небольшими порциями;
  • краткие и четкие инструкции по работе с материалами и выполнению заданий;
  • привлечение «на свою сторону», в качестве помощников и союзников родителей обучающихся.[1]

Однако необходимо иметь в виду, что дистанционное обучение предполагает тщательный отбор учебного материала, согласование его с государственным стандартом содержания образования и требованиями на вступительных экзаменах в ВУЗы, разноуровневую структурную организацию учебного материала.

Личностные и метапредметные результаты образования у учащихся при дистанционном обучении выявляются через систему деятельности учителя – наставника и обучаемого с помощью технологий системы дистанционного обучения. Они включают в себя способы реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющим систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей.

На портале единой среды доступа образовательных учреждений к сервисам систем электронного и дистанционного обучения, любые школы, ссузы и вузы Российской Федерации могут запросить создание собственного экземпляра системы электронного и дистанционного обучения (СЭДО) для использования в своем образовательном процессе. Это абсолютно бесплатно и позволит повысить качество проведения обучения в образовательном учреждении. Организация системы дистанционного обучения (СДО) осуществляется на базе свободно распространяемой платформы Moodle.

По уровню предоставляемых возможностей Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими системами дистанционного образования, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде - это дает возможность «заточить» систему под особенности конкретного образовательного проекта, а при необходимости встроить в нее новые модули.

Эффективность обучения учащихся в учебном информационном пространстве зависит от многих причин, но самым главным является следующее: проведение мониторинга качества обучения учащихся в информационном пространстве, созданным педагогом. Moodle позволяет контролировать «посещаемость», активность школьников, время их учебной работы в сети. Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости. Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме.

Список литературы:

1. Зайцева Т.С. Развитие дистанционного обучения математике и информатике в школе. Социальная сеть работников образования nsportal.ru, 2012. 

2. Снегурова В.И. Особенности методики проектирования методической системы дистанционного обучения математике. Известия РГПУ им. А.И.Герцена, № 52, 2008.

3. Снегурова В.И. Проблемы и ограничения дистанционного обучения математике. Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, № 53, 2009.

4. Снегурова В.И. Дистанционное обучение математике учащихся общеобразовательной школы. Электронное научное издание (научно-педагогический интернет-журнал) Эмиссия.Оффлайн, 2010.

5. Тимофеева О.Ю. Мониторинг качества обучения учащихся и профессиональной компетентности педагогов через систему дистанционного обучения в контексте ФГОС. Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2011.

6. Хуторской А.В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 1 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2005/0901.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие дистанционного обучения математики и информатики в школе

Дистанционное обучение сегодня только развивается, ищет свои формы и методы. Но уже сегодня трудно переоценить тот вклад, который может сделать данное направление работы в деле развития единого информ...

Использование компьютерных тестов в обучении математике в общеобразовательной школе

Использование  компьютерных тестов в обучении математике в общеобразовательной школе...

Дистанционный курс для учащихся общеобразовательных школ города «Поэтика Н.В. Гоголя.»

Курс предназначен для более детального анализа и понимания литературно-художественного произведения. Рассматривается тема  "Традиции фольклорной поэтики в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бул...

Дистанционное обучение.Отзывы обучающихся о материале "Смоленский собор".

Прослушав видео - рассказ, обучающиеся написали свое мнение о Смоленском храме г. Белгорода, обозначили вопросы по теме....

Использование обучающих платформ для дистанционного обучения математике

Как наиболее эффективно использовать каждую минуту урока, не упуская при этом,  такой важный аспект, как проверка и обсуждение проблем в домашнем задании.Главной целью своей работы считаю не толь...

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ « РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Программа по выявлению способностей обучающихся общеобразовательной школы «Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»...

Организация дистанционного обучения математике в школе. Из опыта работы

В данной статье описываются основные способы эффективной организации дистанционного обучения математике из моего личного опыта работы....