Технологические карты по математике
план-конспект урока по математике (5 класс)

Сергеева Елена Николаевна

Технологические карты в 5 классе по математике уроков №1-6 по учебникам Виленкина Н.Я.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1-2.docx1.41 МБ
Файл 3.docx147.17 КБ
Файл 4.docx32.6 КБ
Файл 5.docx28.6 КБ
Файл 6.docx1.02 МБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Урок №3. Обозначение натуральных чисел

Цели деятельности учителя

Главная дидактическая цель: формировать представления о натуральном числе; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, а также индивидуальной работе

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные: регулятивные: определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения

                                   коммуникативные: оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций

                                   познавательные: передают содержание в сжатом (развернутом) виде

Термины и понятия

Компоненты арифметических действий, текстовая задача, уравнение

Тип урока

Урок закрепления новых знаний и способов деятельности

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Уметь читать и записывать многозначные числа во внешней и письменной речи

Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества

Метапредметные:

Регулятивные: определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения;

Познавательные: передают содержание в сжатом (развернутом) виде;

Коммуникативные:  оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И); парная (П)

Образовательные
ресурсы

• Задания для фронтальной и домашней  работы

• Учебник

• ИД «Классы натуральных чисел»

I этап. Мотивация к учебной деятельности

Цель деятельности

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные УУД

Личностные УУД и

метапредметные УУД

- актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;

- создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Давайте вспомним, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке.

Как вы думаете, что мы с вами будем изучать сегодня?

Какие знания мы с вами будем использовать в работе?

Как проверить, хорошо ли вы усвоили тему записи многозначных натуральных чисел?

Математический диктант.

1) Запишите число, состоящее из:

- 1 тысячи, 2 сотен, 3 десятков и 5 единиц;

- 5 десятков тысяч, 9 тысяч, 7 сотен, 4 единиц;

- 8 сотен, 5 десятков;

- 6 сотен тысяч, 3 десятков;

2) Запишите число:

- 823 тысячи 374;

17 миллионов, 483 тысячи, 507;

- 208 тысяч, 5;

- 32 тысячи, 10;

- 702 миллиона, 72.

3) Запишите числа: 123, 102, 4 387, 12 530, 13 287 905, 2 000 000 006.

Устанавливает тематические рамки

Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности

Слушают учителя

Уметь записывать числа под диктовку

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме

Личностные: уметь осуществлять самоопределение

II этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения и причин затруднения

- создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия

- организовать фиксирование учениками индивидуального затруднения;

- выявить место (шаг) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения

Работа с учебником: стр.7-8, №11 

– разбирает подробно решение задания, расширяющего круг математических представлений и знаний учеников

Организует фиксирование учениками индивидуального затруднения, выявление во внешней речи причину затруднения, обобщение актуализированных знаний

Работают с текстом задания, исправляют ошибки, задают вопросы

Уметь записывать многозначные натуральные числа

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные: уметь аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации, выражать мысли с достаточной полнотой и точностью

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение

Познавательные: уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую

III этап. Построение проекта выхода из затруднения

- уточнить индивидуальные цели будущих действий,

- организовать составление  совместного плана действий,

- определить средства достижения поставленных целей

Что мы должны сделать, чтобы записать любое число с помощью любых заданных чисел?

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, составление совместного плана действий

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя

Уметь выполнять арифметические действия

Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

IV этап. Реализация построенного проекта

- реализовывать построенный проект в соответствии с планом

- закрепить новое знание в речи и знаках

- зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения-

Работа с учебником: стр. 8 №12, 15

– с комментированием у доски и записью в тетрадях

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог

Под руководством учителя реализует составленный план действий

Отвечают на вопросы учителя

Фиксируют новое знание в знаках и речи

Уметь выполнять устные вычисления

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, уметь добывать новые знания

Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на свои вопросы, ориентируясь на свой жизненный опыт, информацию, полученную в начальной школе)

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других участников диалога

Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке

V этап. Закрепление с проговариванием во внешней речи

- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Работа с учебником: стр. 8, №19,

 – с комментированием у доски и в тетрадях

стр.9 №22

 – у доски по цепочке с проговариванием правила

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Отвечают на вопросы учителя

Выполняют задания на доске и в тетрадях

Уметь читать и записывать натуральные числа

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

VI этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

 Подведем итог нашего сегодняшнего занятия.

Назовите тему урока, цели урока.

Как вы думаете, достигли ли мы их?

Расскажите, чему вы научились на уроке.

Работа с учебником: стр. 8-9, №13, 14, 16, 21

 – с комментированием у доски и в тетрадях

Домашнее задание:

п.1, стр. 8-9, №20, 22, 27

Организует рефлексию

Создает условия для осуществления самооценки учебной деятельности

Отвечают на вопросы учителя

Рассказывают, что узнали нового на уроке, какую работу выполняли

Осуществляют самооценку учебной деятельности

Записывают домашнее задание

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критичности мышления, а также критерия успешности учебной деятельности



Предварительный просмотр:

Урок №4. АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ С НАТУРАЛЬНЫМИЧИСЛАМИ.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

(диагностический контроль)

Цели деятельности учителя

Главная дидактическая цель: формировать представление о натуральном числе; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы учебной деятельности; понимают личностный смысл учения; оценивают свою учебную деятельность.

Метапредметные:

                  регулятивные: работают по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства;

                  коммуникативные: умеют при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами.

                  познавательные: передают содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Термины и понятия

Компоненты арифметических действий, текстовая задача, уравнение, многозначные числа

Тип урока

Входящий контроль знаний и умений

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Читают и записывают многозначные числа,  решают текстовые задачи на движение, уравнения

Личностные: Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества

Метапредметные:

Регулятивные: определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения;

Познавательные: передают содержание в сжатом (развернутом) виде;

Коммуникативные:  оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И); парная (П)

Образовательные
ресурсы

• Задания для индивидуальной и домашней  работы

I этап. Мотивация к учебной деятельности

Цель деятельности

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные УУД

Личностные УУД и

метапредметные УУД

- актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;

- создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность;

- установить тематические рамки

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Давайте вспомним, что вы изучали в начальной школе.

Сегодня на уроке мы проверим, как вы готовы к обучению в старших классах. Выявим места и причины затруднений каждого из вас.

Проговорим правила поведения во время самостоятельной работы.

Уточняет тип урока и организует название шагов учебной деятельности

Слушают учителя

Проговаривают шаги учебной деятельности

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме

II этап. Самостоятельная работа

- создать условия для выполнения учащимися самостоятельной работы на применение ранее полученных знаний и способов деятельности

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками

Входящая контрольная работа в 5 классе

(см. Приложение 1)

Организует выполнение учениками самостоятельной работы на применение ранее полученных знаний, выявление места и причины затруднений, работу над ошибками

Выполняют задание самостоятельно в тетрадях.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки

Уметь самостоятельно выполнять арифметические действия (умножение, деление, вычитание, сложение), решать текстовые задачи в одно и два действия, устанавливать порядок действия в числовом выражении, находить периметр и площадь квадрата и прямоугольника

Познавательные: уметь выделять существенную информацию из математического текста, использовать знако-символические средства

Регулятивные: проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение

III этап. Рефлексия учебной деятельности

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Над чем мы сегодня работали?

Чему научились?

   

 Домашнее задание: этот же вариант, но в тестовой форме, циркуль, линейка, карандаш, ластик

Организует рефлексию учебной деятельности, самооценку деятельности на уроке

Отвечают на вопросы учителя

Рассказывают, что узнали нового на уроке, какую работу выполняли

Осуществляют самооценку учебной деятельности

Записывают домашнее задание

Коммуникативные:  уметь использовать критерии для обоснования своего суждения

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Личностные: ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, осуществлять самооценку

                Домашняя контрольная работа

                                    Вариант II

1. Вычислите: 9342 – 5465 =…

   1) 4807;                2) 4887;                3) 4877;                4) 3877.

2. Вычислите: 263 · 21 =…

  1) 10076;        2) 10176;                3) 9176;                4) 9286.

3. Вычислите: 10836 : 43 =…

  1) 207;                2) 252;                3) 243;                4) 235.

4. Какое действие выполняется последним: 570 + 14 · 4 – 48 : 3?

  1) сложение;        2) вычитание;      3) умножение;    4) деление.

5. 5 км 26 см – это…

  1) 526 м;                  2) 5260 м;                3) 5026 м;                4) 5206 м.

6. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 12 см.

  1) 18 см2;        2) 36 см2;                3) 72 см2;                4) 42 см.

7. Всадник проскакал 144 км со скоростью 24 км/ч. Какое время он затратил на этот путь?

  1) 3456 ч;                2) 6 ч;                3) 120 ч;                4) 168 ч.

8. В классе 14 мальчиков, а девочек на 2 больше, чем мальчиков. Сколько девочек в классе?

  1) 7;                2) 28;                3) 12;                4) 16.

9. Рабочий изготовил 36 деталей, а его ученик – в 4 раза меньше. Сколько деталей изготовил ученик?

  1) 40;                2) 32;                3) 9;                4) 45.

10. Из двух деревень, расстояние между которыми 24 км, одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода. Скорость первого 3 км/ч, а второго – 5 км/ч. Через сколько часов они встретятся?

  1) 3 ч;                2) 8 ч;                3) 12 ч;        4) 16 ч.

11. В четырёх больших и трёх маленьких цистернах 136 т нефти. Сколько тонн нефти в маленькой цистерне, если в большой – 25 т?

  1) 36 т;                2) 100 т;                        3) 5 т;                4) 12 т.

12. Найдите периметр квадрата, сторона которого равна 14 см.

  1) 56 см;                2) 48 см;                3) 28 см2;                4) 56 см2.

13. Не вычисляя, определите, сколько цифр должно быть в частном 19044 : 529?

  1) 3;                2) 4;                3) 5;                4) 2.

14. Решите уравнение 54 : х = 6.

  1) 9;                2) 7;                3) 8;                4) 4.

15. В автобусе можно разместить 35 детей. Сколько потребуется автобусов, чтобы перевезти 329 детей?

  1) 8;                2) 11515;                3) 9 (4 ост);                4) 10.

16. Вычислите: 8 ч 16 мин – 4 ч 21 мин = …

  1) 4 ч 35 мин;                                        2) 5 ч 47 мин;

  3) 3 ч 55 мин;                                        4) 12 ч 37 мин.

17. Из четырёх примеров только один решен верно. Не выполняя деления, найдите его.

  1) 417 : 5 = 81 (11 ост.);                        2) 149 : 5 = 29 (4 ост.);

  3) 537 : 7 = 78 (9 ост.);                        4) 235 : 4 = 85 (1 ост.).

18. Составьте выражение для решения задачи: «У Пети было 16 марок, а у Коли – на 48 марок больше. Во сколько раз у Коли больше марок, чем у Пети?»

  1) 48 +16 : 16;                                        2) 48 : 16;

  3) (48 + 16) : 16;                                4) (48 – 16) : 16.

Вариант I

1. Вычислите: 7324 – 2545.

2. Вычислите: 318 · 32.

3. Вычислите: 4824 : 36.

4. Определите порядок действий в выражении:

          540 – 82 : 2 + 13 · 3.

5. Выразите 3 м 4 см  в сантиметрах.

6. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 13 см.

7. Турист проехал на автомобиле 552 км за 6 часов. Какова скорость автомобиля?

8. У Пети было 32 марки, а у Коли – на 4 марки меньше. Сколько марок было у Коли?

9. Галя прочитала 42 страницы, а её сестра в 2 раза больше. Сколько страниц прочитала сестра?

10. Из двух пунктов одновременно выехали два мотоцикла, скорость одного 60 км/ч, скорость второго 70 км/ч. Через сколько часов они встретятся, если расстояние между пунктами 390 км?

11. В четырёх больших и трёх маленьких цистернах 136 т нефти. Сколько тонн нефти в маленькой цистерне, если в большой – 25 т?

12. Найдите периметр квадрата, сторона которого равна 14 см.

13. Решите уравнение 54 : х = 6.

14. В автобусе можно разместить 35 детей. Сколько потребуется автобусов, чтобы перевезти 329 детей?

15. Вычислите: 8 ч 16 мин – 4 ч 21 мин = …

16. Составьте выражение для решения задачи: «У Пети было 16 марок, а у Коли – на 48 марок больше. Во сколько раз у Коли больше марок, чем у Пети?»

Вариант II

1. Вычислите: 9342 – 5465 =…

2. Вычислите: 263 · 21 =…

3. Вычислите: 10836 : 43 =…

4. Определите порядок действий в выражении:

          570 + 14 · 4 – 48 : 3.

5. Выразите 5 км 26 м в метрах.

6. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 12 см.

7. Всадник проскакал 144 км со скоростью 24 км/ч. Какое время он затратил на этот путь?

8. В классе 14 мальчиков, а девочек на 2 больше, чем мальчиков. Сколько девочек в классе?

9. Рабочий изготовил 36 деталей, а его ученик – в 4 раза меньше. Сколько деталей изготовил ученик?

10. Из двух деревень, расстояние между которыми 24 км, одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода. Скорость первого 3 км/ч, а второго – 5 км/ч. Через сколько часов они встретятся? 

11. Туристы ехали два часа на поезде со скоростью 60 км/ч, затем 3 часа шли пешком. Весь путь равен 132 км. С какой скоростью туристы шли пешком?

12. Найдите периметр квадрата, сторона которого равна 12 см.

13. Решите уравнение 63 : х = 9.

14. Сколько нужно машин грузоподъемностью 5 т, чтобы перевезти груз весом 54 т?

15. Вычислите: 6 ч 18 мин – 2 ч 41 мин

16. Составьте выражение для решения задачи: «На первой полке было 45 книг, на второй – на 30 книг меньше, чем на первой. Во сколько раз на первой полке больше книг, чем на второй?»

Вариант I

1. Вычислите: 7324 – 2545.

2. Вычислите: 318 · 32.

3. Вычислите: 4824 : 36.

4. Определите порядок действий в выражении:

          540 – 82 : 2 + 13 · 3.

5. Выразите 3 м 4 см  в сантиметрах.

6. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 13 см.

7. Турист проехал на автомобиле 552 км за 6 часов. Какова скорость автомобиля?

8. У Пети было 32 марки, а у Коли – на 4 марки меньше. Сколько марок было у Коли?

9. Галя прочитала 42 страницы, а её сестра в 2 раза больше. Сколько страниц прочитала сестра?

10. Из двух пунктов одновременно выехали два мотоцикла, скорость одного 60 км/ч, скорость второго 70 км/ч. Через сколько часов они встретятся, если расстояние между пунктами 390 км?

11. В четырёх больших и трёх маленьких цистернах 136 т нефти. Сколько тонн нефти в маленькой цистерне, если в большой – 25 т?

12. Найдите периметр квадрата, сторона которого равна 14 см.

13. Решите уравнение 54 : х = 6.

14. В автобусе можно разместить 35 детей. Сколько потребуется автобусов, чтобы перевезти 329 детей?

15. Вычислите: 8 ч 16 мин – 4 ч 21 мин = …

16. Составьте выражение для решения задачи: «У Пети было 16 марок, а у Коли – на 48 марок больше. Во сколько раз у Коли больше марок, чем у Пети?»

Вариант II

1. Вычислите: 9342 – 5465 =…

2. Вычислите: 263 · 21 =…

3. Вычислите: 10836 : 43 =…

4. Определите порядок действий в выражении:

          570 + 14 · 4 – 48 : 3.

5. Выразите 5 км 26 м в метрах.

6. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 6 см и 12 см.

7. Всадник проскакал 144 км со скоростью 24 км/ч. Какое время он затратил на этот путь?

8. В классе 14 мальчиков, а девочек на 2 больше, чем мальчиков. Сколько девочек в классе?

9. Рабочий изготовил 36 деталей, а его ученик – в 4 раза меньше. Сколько деталей изготовил ученик?

10. Из двух деревень, расстояние между которыми 24 км, одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода. Скорость первого 3 км/ч, а второго – 5 км/ч. Через сколько часов они встретятся? 

11. Туристы ехали два часа на поезде со скоростью 60 км/ч, затем 3 часа шли пешком. Весь путь равен 132 км. С какой скоростью туристы шли пешком?

12. Найдите периметр квадрата, сторона которого равна 12 см.

13. Решите уравнение 63 : х = 9.

14. Сколько нужно машин грузоподъемностью 5 т, чтобы перевезти груз весом 54 т?

15. Вычислите: 6 ч 18 мин – 2 ч 41 мин

16. Составьте выражение для решения задачи: «На первой полке было 45 книг, на второй – на 30 книг меньше, чем на первой. Во сколько раз на первой полке больше книг, чем на второй?»

       .

   Домашняя контрольная работа

                                 Вариант I

1. Вычислите: 7324 – 2545=…

  1) 5889;          2) 9869;        3) 4779;        4) 4889.

2. Вычислите: 318 · 32 =…

  1) 10076;          2) 10176;        3) 9176;        4) 9286.

3. Вычислите: 4824 : 36 =…

  1) 134;                2) 404;        3) 128;        4) 224.

4. Какое действие выполняется последним: 540 – 82 : 2 + 13 · 3?

  1) умножение;          2) деление;          3) сложение;   4) вычитание.

5. 3 м 4 см – это…

  1) 34 см;                2) 304 см;                3) 340 см;                4) 3004 см.

6. Найдите площадь прямоугольника со сторонами 4 см и 13 см.

  1) 34 см2;        2) 17 см2;                3) 52 см;                4) 52 см2.

7. Турист проехал на автомобиле 552 км за 6 часов. Какова скорость автомобиля?

  1) 92 км/ч;         2) 3312 км/ч;              3) 94 км/ч;        4) 84 км/ч.

8. У Пети было 32 марки, а у Коли – на 4 марки меньше. Сколько марок было у Коли?

  1) 34;                2) 8;                3) 120;                4) 28.

9. Галя прочитала 42 страницы, а её сестра в 2 раза больше. Сколько страниц прочитала сестра?

  1) 44;                2) 21;                3) 84;                4) 40.

10. Из двух пунктов одновременно выехали два мотоцикла, скорость одного 60 км/ч, скорость второго 70 км/ч. Через сколько часов они встретятся, если расстояние между пунктами 390 км?

  1) 12 ч;                2) 2 ч;                3) 3 ч;           4) 5 ч.

11. Туристы ехали два часа на поезде со скоростью 60 км/ч, затем 3 часа шли пешком. Весь путь равен 132 км. С какой скоростью туристы шли пешком?

  1) 4 км/ч;        2) 5 км/ч;                3) 22 км/ч;                4) 8 км/ч.

12. Найдите периметр квадрата, сторона которого равна 12 см.

  1) 144 см;        2) 48 см;                3) 36 см;                4) 48 см2.

13. Не вычисляя, определите, сколько цифр должно быть в частном 146454 : 231?

  1) 3;                2) 4;                3) 6;                4) 5.

14. Решите уравнение 63 : х = 9.

  1) 4;                2) 8;                3) 7;                4) 6.

15. Сколько нужно машин грузоподъемностью 5 т, чтобы перевезти груз весом 54 т?

  1) 10;                2) 7270;                3) 11;                4) 16.

16. Вычислите: 6 ч 18 мин – 2 ч 41 мин

  1) 3 ч 77 мин;                                        2) 3 ч 37 мин;

  3) 4 ч 1 мин;                                        4) 2 ч 51 мин.

17. Из четырёх примеров только один решен верно. Не выполняя деления, найдите его.

  1) 512 : 6 = 84 (8 ост.);                        2) 156 : 5 = 31 (1 ост.);

  3) 443 : 8 = 54 (1 ост.);                        4) 168 : 5 = 3 (4 ост.).

18. Составьте выражение для решения задачи: «На первой полке было 45 книг, на второй – на 30 книг меньше, чем на первой. Во сколько раз на первой полке больше книг, чем на второй?»

  1) 45 : 30;                                        2) 45 : (45 + 30);

  3) 45 : 15 – 30;                                4) 45 : (45 – 30).



Предварительный просмотр:

Урок №5. Отрезок, длина отрезка

Цели деятельности учителя

Главная дидактическая цель: формировать начальные геометрические понятия; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные: регулятивные: умение определять цель учебной деятельности на уроке с помощью учителя, осуществляют поиск средства её достижения, проговаривают последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

                                 коммуникативные: умение оформлять свои  мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

                                 познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя),  добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке),  передают содержание в сжатом (развернутом) виде, преобразовывать информацию из одной формы в другую

Термины и понятия

Отрезок, длина отрезка, концы отрезка, единицы длины, перевод одних единиц длины в другие; точки, принадлежащие и не принадлежащие отрезку

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий

Планируемые результаты

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Понимать, что такое «отрезок», «концы отрезка», «длина отрезка»; уметь измерять длину отрезка, сравнивать отрезки между собой; строить отрезки заданной длины; переводить одни единицы длины в другие.

Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивать свою учебную деятельность; применять правила делового сотрудничества; уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные:

Регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, ищут средства её осуществления;

Познавательные: передают содержание в сжатом (развернутом) виде, записывают выводы в виде правил «если … , то …»;

Коммуникативные:  оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций; организовывают учебное взаимодействие в группе, строить конструктивные взаимоотношения со сверстниками

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная (Ф); индивидуальная (И); парная (П)

Образовательные
ресурсы

• Задания для фронтальной и домашней  работы

• Презентация «Урок 5. Отрезок. Длина отрезка»

I этап. Мотивация к учебной деятельности

Цель деятельности

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные УУД

Личностные УУД и

метапредметные УУД

- актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;

- создать условия для внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность;

- уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Слайд 1

«Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Всё вокруг нас – геометрия»

Эти слова были сказаны великим французским архитектором Ле Корбюзье в начале ХХ века и очень точно характеризуют и наше время. Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека.

Слайд 2

Геометрия (от греческого «geo» - земля, «metreo» - измеряю) – раздел математики, в котором изучаются пространственные отношения (например, взаимное расположение) и формы (например, геометрические тела).

Слайд 3

Возникновение геометрии относится к глубокой древности и обусловлено практическими потребностями измерения земельных участков, объемов и др.

Как выдумаете, что мы будем сегодня изучать на уроке?

Слайд 4

Какие инструменты нам понадобятся? (циркуль, линейка, карандаш, ластик)

Слушают учителя

Отвечают на вопросы учителя

Уметь читать математические записи чисел

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме

II этап. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения и причин затруднения

- организовать фиксирование учениками индивидуального затруднения;

- выявить место (шаг) затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения

Слайд 5

Нарисуйте в тетради две точки.

Обозначьте эти точки заглавными буквами А и В.

Соедините точки А и В разными способами.

Какая фигура обозначена красным цветом на слайде?

Как называются точки А и В?

Отрезок можно обозначить: АВ или ВА. Порядок букв показывает, какая из букв является началом, а какая концом данного отрезка.

Слайд 6

Что значит, точка лежит на отрезке? Приведите пример.

Изобразите еще один отрезок СР.

Слайд 7

 Сравните полученные отрезки. Как можно сравнить их?

Слайд 8

Отрезки сравнивают наложением и с помощью измерителя (линейки).

С помощью какого инструмента можно измерить длину отрезка?

Какие единицы измерения вы знаете?

Слайд  9 (1 часть)

Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения

Выполняют пробное действие:

1) чертят две точки;

2) обозначают их буквами;

3) соединяют построенные точки несколькими способами;

4) называют полученные фигуры.

Определяют принадлежность точек к отрезку и учатся записывать это математически.

Сравнивают отрезки, формулируют способы сравнения отрезков

Уметь определять понятия «отрезок», «концы отрезка», использовать чертежные инструменты

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные: уметь аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации, выражать мысли с достаточной полнотой и точностью, уметь слушать и понимать речь других

Регулятивные: уметь  проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение

III этап. Построение проекта выхода из затруднения

- уточнить индивидуальные цели будущих действий,

- организовать составление  совместного плана действий,

- определить средства достижения поставленной цели

Что мы должны сделать для того, чтобы измерить длину отрезка?

Какие действия мы должны выполнить. 

Работа с учебником: п.2 стр.10

Давайте еще раз проговорим тему урока.

Какую цель мы должны перед собой поставить. Чтобы изучить тему «Отрезок»?

Давайте составим план действий, по которому мы будем изучать тему.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий

Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя по достижению цели

Уметь выполнять арифметические действия

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесением того, что уже известно с тем, чего не знает; проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение

IV этап. Реализация построенного проекта

- реализовывать построенный проект в соответствии с планом

- зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения-

Слайд  9 (2 часть)

Работа с учебником: стр. 11-13

№31, 32 – у доски с комментированием

№33 – устно

№48 – работа в парах

№37, 38 – по очереди у доски

№44 – самостоятельно с последующим проговариванием алгоритма построения

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с поставленным планом действий, подводящий диалог, фиксирование новых знаний в речи и знаках

Под руководством учителя реализует составленный план действий

Выполняют задание на доске и в тетрадях

Фиксируют новые знания способы действия в речи и знаках

Уметь правильно записывать отрезки, определять и обозначать принадлежность  точек к отрезку, выделять отрезки из различных геометрических фигур

Уметь откладывать отрезки заданной длины, измерять длину отрезка, переводить одни единицы измерения в другие

Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на свои вопросы, ориентируясь на свой жизненный опыт, информацию, полученную в начальной школе)

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других участников диалога

Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке

V этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Подведем итог работы на уроке

Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ли мы ее?

Назовите тему урока

Расскажите, чему вы научились на уроке.

Слайд 10-13

Оцените свою учебную деятельность.

Домашнее задание: п.2, №65, 72

Организует фиксирование нового содержания, рефлексию, самооценку учебной деятельности

Отвечают на вопросы учителя

Рассказывают, что узнали нового на уроке, какую работу выполняли

Осуществляют самооценку учебной деятельности

Записывают домашнее задание

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критичности мышления, а также критерия успешности учебной деятельности


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, календарно тематическое планирование, технологическая карта по математике для 11 классов

Учебная программа по математике для 11 классов содержит календарно-тематический план к УМК С.М. Никольского и Л.С. Атанасяна, рабочую программу и технологическую карту.План составлен по изучению...

Технологические карты по математике 5-6 классов. Тематическое планирование и ВШК.

В Технологических картах компактно (на одной странице) представлено в таблице тематическое планирование учебного материала по математике 5 или  6 кл. , количество часов по темам;  выделен но...

Рабочая программа,календарно - тематическое планирование и технологическая карта по математике 11 класс

Рабочая программа по математике, календарно - тематическое планирование и технологическая карта для профильного  11 класса (8 часов):алгебра и начала анализа (4 часов) профильный курс к УМК под р...

Технологическая карта урока математики в 6 классе по теме «Длина окружности» (учебник «Математика 6» Н.Я.Виленкин и др.).

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.Унифицированной, устоявшейся формы такой карты пока не существует.В ходе введения ФГОС...

Технологическая карта урока математики по теме: «Делители и кратные» в 6 классе. Учебник «Математика, 6 класс» Г.К. Муравина, О.В. Муравин.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цель урока: Формирование навыка употребления термина «делитель» не в привычном для них смысле одного из компонентов деления, а в связи с возможностью деления числ...

Технологическая карта урока математики в 5 классе «Решение текстовых задач базового типа с помощью умножения и деления.» (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Решение текстовых задач базового типа с помощью умноже...

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»...