Урок-игра по математике "Бизнесмен".
план-конспект урока (5 класс)

Николаева Ирина Николаевна

Пояснительная записка

к уроку математики в 5 классе

по теме «Площадь. Площадь прямоугольника»

         Автор: Николаева Ирина Николаевна, учитель математики НРМОБУ "Салымская СОШ №1"

         Направление: естественно - научное / математика.

         Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний с использованием деловой игры.

         Тема игры: бизнесмен.

         Урок построен в форме деловой игры, в основе которой лежит имитация модели банка и процесса торговли ценными бумагами в условиях конкуренции (игра на рынке ценных бумаг).

         Тема урока. Площадь. Площадь прямоугольника. 5 класс.

         Цель урока: вовлечение каждого обучающегося в процесс активной познавательной деятельности; развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы по решению задач по теме «Площадь. Площадь прямоугольника».

         Тема и цель урока-игры сформулированы исходя из целей образовательной программы и соответствуют УМК созданного коллективом авторов под руководством А.Г. Мерзляка, включенных в систему "Алгоритм успеха".

         Игра предназначена для обучающихся 5 класса, возрастом 11-12 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока33.48 КБ

Предварительный просмотр:

«Проект урока математики с использованием деловой игры».

Описание игры.

Общие сведения о деловой игре

        Тема игры. Бизнесмен.

Игра предназначена для обучающихся 5 класса.

        Учебная цель игры: развитие у обучающихся навыков самостоятельной работы по решению задач по теме «Площадь. Площадь прямоугольника».

        Цель действий участников игры: заработать больше денег, выполнив правильно как можно больше заданий.

        Задачи игры:

  1. повторить единицы измерения площади, формулы площади прямоугольника и площади квадрата;
  2. закрепить навыки решения упражнений на представление площади фигуры в разных единицах измерения площади;
  3. закрепить навыки решения задач на вычисление площади прямоугольника и квадрата;
  4. развивать чувство ответственности за последствия принимаемых решений; развивать навыки работы в команде.

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты:

- умение активно решать математические задачи;

- умение работать в группах и находить согласованные решения.

Метапредметные результаты:

  • умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, квалифицировать;
  • умение быстро думать и принимать правильные решения.

Предметные результаты:

  • осознание значения математики для повседневной жизни человека;
  • умение находить площади прямоугольника и квадрата с помощью формул, выражать одни единицы площади через другие.

Продолжительность игры: 1 урок.

        Методы: практический и  частично - поисковый (при решении задач), самоконтроль, самооценка; по степени взаимодействия учитель-ученик.

        Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Характеристика игровой модели.

Описание моделируемого объекта.

Игровая модель построена на имитации процесса торговли ценными бумагами в условиях конкуренции (игра на рынке ценных бумаг). Условная продукция - акция.

Распределение ролей между участниками игры.

Участниками игры являются учащиеся 5 класса (21 человек). Из числа учащихся (по желанию) заранее формируются три команды: банки по 3 человека. Основная задача банков - продать и купить как можно больше акций и заработать на этом. Остальные учащиеся - бизнесмены, между которыми предусматривается объединение в союзы. Основная задача бизнесменов - заработать на перепродаже акций - заданий.

Взаимодействие участников между собой.

В деловой игре «Бизнесмен» происходит взаимодействие следующих групп игроков:

  1. Бизнесмены, самостоятельно ведущие свое дело, - это основные участники игры.
  2.  Союзы бизнесменов (группа 3-4 человека). В зависимости от познавательных и межличностных интересов участники-бизнесмены могут объединяться в союзы, при этом самостоятельно выбирая одного участника на роль руководителя.
  3. Банк (три группы по три участника) формируются заранее продает акции бизнесменам, покупают акции у бизнесменов, проводит консультации. Работники банка:
  • президент банка (по возможности выбирается из числа родителей);
  • контролер (выбирается из числа учащихся);
  • консультант (из числа менее подготовленных учащихся).
  1. Руководитель игры (учитель), направляющий действия участников и выполняющий функцию арбитра, то есть следящий за правильностью этих действий и при необходимости корректирующий их.

        Изменение ролей участников игры в зависимости от решения бизнесменов объединиться в союзы, представлены в таблице 1.

        Таблица 1. Изменение модели игры в зависимости от действий участников.

Этап

Бизнесмен

Союз бизнесменов

1. Покупка акций

Самостоятельно:

- принимает решение о том, в каком банке покупать акции;

- принимает решение  о количестве покупаемых акций;

- осуществляет покупку акций.

Коллективно:

- принимает решение о том, в каком банке покупать акции;

-принимает решение  о количестве покупаемых акций.

Самостоятельно:

- руководитель союза осуществляет покупку акций.

2. Решение заданий

Самостоятельно:

- осуществляет решение заданий;

- при необходимости обращается за помощью к консультанту.

Решение заданий может быть организовано, например, так: Коллективно:

- посредством мозгового штурма осуществляет решение всех заданий вместе, обсуждая необходимые правила, действия, ход решения и т.д.;

-каждый индивидуально решает свое задание, затем взаимопроверка, обсуждение, исправление ошибок друг у друга, взаимопомощь, консультирование.

-при необходимости обращается за помощью к консультанту.

3. Продажа акций.

Самостоятельно:

-осуществляет продажу акций.

Самостоятельно:

- роль, связанную с продажей акций играет докладчик.

4.

Подведение

итогов.

Самостоятельно:

-осуществляет подсчет прибыли.

Коллективно:

-осуществляет подсчет прибыли;

-принимает решение о том, кто из бизнесменов союза заработал больше денег.

Характеристика информационной базы

Конкурентоспособность бизнесменов зависит от объема работы.

На рынке ценных бумаг первый банк предлагает самые дешевые акции. Самые дорогие акции у третьего банка. Ситуация на рынке ценных бумаг показана в таблице 2.

        Таблица 2. Ситуация на рынке ценных бумаг-акций

Название

банка

Продажа акций

Покупка акций

Стоимость

консультации

Первый

Акция

Цена, рубл.

Акция

Цена, рубл.

Акция

Цена, рубл.

1-10

100

1-10

200

1-10

100

Второй

10-20

100

10-20

200

10-20

100

Третий

11-30

100

11-30

200

11-30

100

        Конкурентоспособность бизнесменов зависит от объема работы.

        Порядок проведения игры. Регламент.

Деловая игра включает три основных этапа: начальный, основной, заключительный. Общая продолжительность игры составляет 1 урок. Регламент игры, предполагающей три цикла, представлен в таблице 3.

        Таблица 3. Порядок проведения деловой игры.

Наименование

этапа

Продолжительность, мин

Содержание

Начальный

5 минут

Ознакомление участников с целью, задачами и правилами ДИ

5 минут

Формирование игровых команд-союзов бизнесменов, если так решат участники

Основной

25 минут

Покупка акций в 1 банке

Покупка акций во 2 банке

Покупка акций в 3 банке

Выполнение заданий

Продажа акций

Заключительный

10 минут

Подведение итогов ДИ. Групповое обсуждение хода ДИ. Заключительное слово руководителя ДИ

Правила игры

  1. Банки подают сигнал о начале основного этапа.
  2. Стартовый капитал каждого бизнесмена - 1000 рублей. Если бизнесмены объединяются в союз, то их стартовый капитал увеличивается в столько раз, сколько участников в союзе (не более, чем в четыре раза).
  3. Бизнесмены по очереди приобретают акции. Каждый бизнесмен сам определяет, в каком банке начать приобретение акций. Производят покупку одной или нескольких акций и принимаются за выполнение заданий.
  4. В карте учета покупки, продажи, прибыли бизнесмены и банки делают соответствующие записи.

Бланк игровой документации (для банка)

ФИ бизнесмена

акции

Продажа,

рубл.

Покупка,

рубл.

Оказание консультации, рубл.

Прибыль,

рубл.

Бланк игровой документации (для бизнесмена)

ФИ бизнесмена

акции

Покупка,

рубл.

Продажа,

рубл.

Плата за консультацию, рубл.

Прибыль,

рубл.

  1. Союз бизнесменов сам решает покупать одну акцию на всех участников или покупать несколько акций - по одной каждому или по две каждому. Покупку акций осуществляет руководитель союза бизнесменов. Группа принимается за выполнение заданий, распределяя роли.
  2. В случае затруднения бизнесмен (союз бизнесменов) может получить платную консультацию. Плата за консультацию заносится в карту учета.
  3. Решенные задания - акции бизнесмены продают в ту организацию, где покупали. Купленная у бизнесмена акция остается в банке и повторно не может быть продана другому бизнесмену.
  4. Временем, решение заданий не ограничивается.
  5. О окончании игры сообщают банки, прекратив продавать        акции         (за 15 минут до конца урока).
  6. Участники начинают подсчитывать свою прибыль по карте        учета прибыли. На доске каждый записывает свою прибыль.

11. Среди бизнесменов победителем считается бизнесмен,        получивший наибольшую прибыль за проданные акции. Прибыль подсчитывается каждым участником игры по карте учета покупки, продажи акций, прибыли. Прибыль также подсчитывается каждым банком.

Критерии оценки участников

Оценивается качество решения заданий. Каждый учащийся, если он работал сам, заполняет карту учета покупки, продажи акций. В конце урока учащийся подсчитывает свою прибыль и сообщает результат одноклассникам. На доске составляется рейтинг участников (начиная с самых высоких прибылей). Оценки «5» получают учащиеся первые в рейтинге (примерно 30% учащихся), оценки «3» получают учащиеся последние в рейтинге (с конца списка примерно 30%). Остальные ученики получают оценку «4».

Подготовительная работа.

  1. Повторить пройденный материал по изученной теме «Площадь. Площадь прямоугольника».
  2. В кабинете оформить рабочие места для бизнесменов, для банков, для союза бизнесменов (на всякий случай).
  3. Подготовить оценочный лист союза бизнесменов (в случае объединения участников в такие союзы).
  4. Определить команды, каждая из которых представляет банк (в составе: президент, консультант, контролер). Консультантов выбираем из числа менее подготовленных учащихся, заранее с ними готовимся к уроку, решаем все задания, тренируемся в консультировании. Команда придумывает название своего банка и делает вывеску с названием. Готовит буклет на тему «Площадь. Площадь прямоугольника», рекламируя свои акции (задания).
  5. Для каждого банка подготовить карту учета «Движения акций» таблицу расценок, акции - задания по изученному материалу (одна акция соответствует одному заданию).

Акции первого банка. Для первого банка учитель готовит акции - задания на установление связи между единицами измерения площади.

Акции второго банка. Для второго - акции, в которых простые задачи на вычисление площади прямоугольника, (квадрата) по известным сторонам и задачи средней сложности (по известной одной стороне, по известному периметру).

Акции третьего банка. Для третьего - акции с задачами на вычисление площади прямоугольника, (квадрата) по известной одной стороне, по известному периметру, а также задачи на вычисление площади прямоугольника, изображенного на клетчатой бумаге (см. приложение 2).

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня нас ожидает необычный урок - деловая игра «Бизнесмен». Такую игру я выбрала не случайно, некоторые из вас мечтают стать бизнесменами, и сегодня у вас есть возможность попробовать себя в роли бизнесмена. Работать вы можете индивидуально или можете объединиться в союз из 2-3 человек.

                2. Мотивация. Целеполагание и планирование.

        Вы уже знаете, что у нас будут работать банки.

        Ваша цель заработать как можно больше денег, выполняя правильно задания. Задания вы будете получать, покупая акции в банках. Всего в продаже сегодня 30 акций. Каждая акция стоит 100 рублей. На слайде представлена таблица «Ситуация на рынке ценных бумаг», в которой указано по какой цене банк продает акцию, по какой цене банк покупает акцию. После выполнения задания, вы продаете акцию тому банку, в котором ее купили по цене указанной в данной таблице. Например, для покупки акции №25 вам придется заплатить первому банку 100 рублей, а купит он у вас эту акцию за 200 рублей. Каждый из вас может обращаться за консультацией в банк к консультанту, это платная услуга стоимостью 100 рублей.         

        3. Самостоятельная работа учащихся.

        Учащиеся индивидуально, и (или) объединившись в группы, начинают игру.

        Примеры заданий.

№ акции

Акции (задания)

1

Выразите в арах: 12 га; 45 га; 14 га 68 а; 32 400 м2; 123 800 м2.

2

Выразите в квадратных метрах: 5 а; 17 а; 8 га; 63 га; 5 га 72 а; 14 га 43 а.

11

Вычислите площадь прямоугольника, соседние стороны которого равны 14 см и 8 см.

14

Вычислите площадь квадрата со стороной 12 дм.

21

Одна сторона прямоугольника равна 16 см, а соседняя сторона - на 6см длиннее. Вычислите площадь прямоугольника.

25

Периметр прямоугольника равен 165 дм, а одна из сторон - 47 дм. Найдите площадь прямоугольника.

27

Найдите площадь квадрата, периметр которого равен 96 см.

28

Периметр прямоугольника равен 6дм 8см, одна из его сторон на 1дм 6см меньше соседней стороны. Найдите площадь прямоугольника.

29

Найдите площадь прямоугольника (рис.1), если сторона маленького квадрата равна 12 см.

C:\Users\User\Desktop\125.png

рис.1

        4. Подведение итогов.

        Учащиеся начинают подсчитывать свою прибыль. На доске составляется список лидеров -1, 2, 3 место. Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.

        5. Рефлексия.

        Качественная оценка работы класса, отдельных учащихся и групп. Запись отзывов об уроке учащимися.

        Практическая ценность, социальная значимость урока.

        Деловая игра имитирует модель банка и процесса торговли ценными бумагами в условиях конкуренции (игра на рынке ценных бумаг), раскрывает некоторые законы рыночной экономики, знакомит учащихся с новыми понятиями: банк, акция, бизнесмен, конкуренция. Игра интересна для школьников, т.к. позволяет им почувствовать себя в роли взрослых людей, самостоятельно принимать решения: в каком банке покупать акции, сколько акций покупать, какие акции покупать. Стоимость акций одинакова - это позволяет участникам банков с начала игры быть в одинаковых условиях и по ходу игры реализовать себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Своя Игра"

Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....

Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс

Урок на действия с дробями....

Урок - игра "Своя игра: Нервная система и анализаторы"

Урок направлен на повторение и закрепление знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств».  При обучении классов, в которых биология не является профильной дисциплиной, во...

Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"

Заключительный урок русского языка в 5 классе...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...